![]() |
|
|
Основы маркетингаФункциональный подход базируется на оценке экономических показателей деятельности конкурирующих фирм. Немаловажный интерес представляет группа методов, связывающая уровень конкурентоспособности товара с покупателями его качества. Субъективная оценка качества, как правило, дается отдельными потребителями исходя из его собственных требований, предъявляемых к товару. Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение рассматриваемого товара с аналогичными. Сравнение чаще всего осуществляется на основании сопоставления ряда параметров обоих изделий, отражающих потребительские свойства товаров. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия. Параметры, характеризующие конкурентоспособность, подразделяются на следующие группы. 1. Технические (параметры назначения, которые определяют отношение данного товара к определенному классу продукции, по мощности, грузоподъемности, массе и т. д.)—нормативные параметры (соответствие со стандартами, правилами) оцениваются 1 или 0, групповой показатель по нормативному принципу равен произведению отдельных показателей и, если хотя бы один равен 0, то изделие неконкурентоспособно. 2. Эргономические параметры (физиологические, психологические)— соответствие свойствам организации, определяющие удобство работы, скорость утомления. 3. Эстетические параметры, способные создавать положительные или отрицательные эмоции. 4. Экономические параметры (цена потребления). 5. Организационные (система скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки, условия гарантии, сервис и т. д.). Особое место занимают матричные методы оценки уровня конкурентоспособности. Теоретической основой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технология, при этом головным инструментом исследования служит матрица, построенная с использованием двух показателей, один из которых является временным. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали—относительная доля продаж фирмы на рынке. Наиболее конкурентоспособными будут те товары, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. Важной особенностью рынка является то, что в случае одинакового уровня конкурентоспособности товаров, потребители будут отдавать предпочтение товару той фирмы, которая определенное время представлена на рынке. Следовательно, показатели конкурентоспособности необходимо формировать еще на стадии проектирования, причем с определенным запасом. Таким, образом, одним из основных и сложных вопросов маркетинговой товарной политики является выявление положительных сторон и недостатков предлагаемого рынку товара (услуги). 6. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ Цены и ценовая политика – существенные элементы маркетинга предприятия. В значительной мере именно от уровня цен зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная (или ошибочная) ценовая политика оказывает долговременное и порой решающее влияние на всю деятельность производственно-сбытового комплекса фирмы. Во многих случаях цена товара свидетельствует о его конкурентоспособности и занимаемой предприятием на рынке позиции. Ценовая политика включает такие составные элементы, как определение понятия цены в маркетинговом смысле, основные методы определения цены, использование различных ценовых стратегий, направление маркетинговой ценовой политики, управленческие процедуры формирования ценовой политики. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, экономическую категорию, служащую для измерения величины затраченного на производство товара, общественно необходимого рабочего времени В маркетинговом смысле цена является мерой оценки потребительской стоимости товара с точки зрения производителя или продавца Целенаправленная ценовая политика в системе маркетинга заключается в установлении и гибком изменении в зависимости от ситуации на рынке цены с целью овладения фирмой определенной доли рынка, получения назначенной суммы прибыли посредством реализации товара Основной задачей в области ценообразования является установление такой цены, которая учитывала бы издержки производства и обращения, конкуренцию, потребительский спрос на товары и услуги, а также другие товары. В связи с этим в практике маркетинга выделяют понятия ценовой и неценовой конкуренции При ценовой конкуренции продавцы содействуют изменению спроса главным образом посредством изменения цены. В основе такого подхода лежит экономический смысл закона спроса, выражающего тенденцию роста спроса при снижении цены на единицу товара (услуги), и, наоборот, тенденцию снижения спроса при увеличении цены В связи с этим при ценовой конкуренции продавцы понижают или повышают цену в зависимости от конъюнктуры рынка Неценовая конкуренция сводит фактор цены в минимально значимый для товара, при этом выдвигая на первый план потребительские характеристики товара и другие маркетинговые факторы Данный подход позволяет фирме увеличивать объем сбыта продукции при определенной цене Важной и основной частью общей стратегии маркетинга является установление цены При этом цена должна соотноситься с той ценностью товара или услуги для потребителя которая заставляет обменять на него деньги или какие-либо другие ценности В основе ценовой политики фирмы лежит выбор вида цены, который определяется целями бизнеса, зависит от специфики производимой продукции и налагаемых действующим законодательством ограничений Классификация видов цен: § по способу установления (регулируемая, свободная, монопольная и др.), § по срокам действия (постоянная, временная, сезонная и др.), § по условиям поставки (СИФ, ФОБ, ФОР, ФРАНКО), § в зависимости от района действия (единая, поясная, рыночная и др.), § в зависимости от целей сравнения (номинальная, реальная, по валютному курсу и др.). Регулируемые государственные цены формируются на основе государственных фиксированных и регулируемых цен по установленному перечню с применением повышающего коэффициента. Среди регулируемых цен выделяют оптовые и розничные цены. Свободные цены устанавливаются предприятиями самостоятельно на производимую и реализуемую ими продукцию, на которую не распространяется порядок регулируемых цен. Базисная цена используется для оценки потребительских свойств товара, различающегося по видам, типам, сорту, показателям качества в целях их сравнения. К базисным ценам относят также фактически сложившиеся цены на товары (услуги) за прошедший период. Контрактной ценой называют зафиксированную в контракте цену экспортируемой или импортируемой продукции с учетом применения различных скидок и надбавок. Мировая цена определяется, как правило, в зависимости от вида товара: § по сырьевым товарам—уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров; § по готовым товарам—ценами товаров ведущих в мире фирм, специализирующиеся на производстве и экспорте продукции данного вида; § по другим товарам—ценами бирж, аукционов и пр. Монопольная цена устанавливается предприятиями, вышедшими в реестр монополистов, исходя из предельного уровня рентабельности, устанавливаемого правительством. Справочные цены обычно отражают уровень фактически заключенных сделок за некоторой прошедший период и используются для установления исходной цены. Цена покупателя, или цена спроса, соответствует цене, по которой осуществляется купля-продажа товаров (услуг) в условиях превышения предложения товаров над спросом на них. Цена предложения, или цена покупателя, соответствует цене, по которой осуществляется купля-продажа товаров в условиях превышения спроса над товарным предложением. В зависимости от сроков действия цены различают: § постоянные цены, действующие в течение сравнительно длительного периода времени; § временные цены, устанавливаемые на новые виды товара; § твердые цены, устанавливаемые в договоре купли-продажи и не подлежащие изменению; § сезонные цены, устанавливаемые на определенный сезон; § разовые цены, устанавливаемые на товар, производимый по разовому заказу; § скользящие цены, устанавливаемые на определенную дату. В настоящее время особую актуальность приобрели цены купли-продажи, различающиеся между собой условиями поставки товаров. Цена СИФ устанавливается с учетом стоимости самого товара, а также стоимости фрахтования судна и перевозки таможенных расходов и страхования сохранности груза до момента пересечения груза линии борта судна при погрузке. Расходы по сохранности груза после его погрузки принимает на себя покупатель товара. Цена ФОБ устанавливается на условиях, когда продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, оплачивает страхование груза и несет ответственность за его сохранность. Цена ФОР включает в себя стоимость самого товара, а также стоимость доставки груза на железнодорожную станцию, погрузки в железнодорожный вагон. Цена ФРАНКО включает в себя условие продажи, по которому продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск, причем в цену включаются транспортные, страховые и таможенные расходы. В практике западных фирм широко используются стандартные цены, или прайс-лист, и цены-нетто, то есть цены, оставшиеся после всех возможных скидок. Вопросы определения уровня цены достаточно широко освещены как в отечественной/так и зарубежной экономической литературе. В общем виде способы формирования цен заключаются в трех взаимосвязанных аспектах: § цена товара состоит из издержек его производства и обращения, а также средней прибыли на авансированный капитал; § цена определяется на основе изучения спроса и предложения; § цена зависит от уровня конкуренции на рынке. В целях стимулирования потребительского спроса в практике маркетинга широко используется система скидок первоначально установленной цены. Различают количественные, кассовые скидки, а также скидки посредникам и потребителям. Количественные скидки устанавливаются на большую партию приобретаемого товара. В основе количественных скидок лежит возможность производства товара, связанная с ростом производительности труда, снижением величины себестоимости продукции. Количественные скидки могут быть разовыми, или некумулятивными, и накапливаемыми, или кумулятивными. При этом размер скидки может колебаться весьма значительно: от 1 % при заказе одного крупного изделия до 30 % при партии товара. Постоянным покупателям представляют бонусные скидки, как разновидность кумулятивных количественных скидок, если клиенты за определенный период времени приобретают обусловленное количество товара. Обычный размер таких скидок колеблется в диапазоне 5—8%. Кассовые скидки предоставляются покупателям, оплатившим счет в течение установленного периода времени. Посреднические скидки обычно устанавливаются в процентном соотношении к розничной цене в зависимости от специфики товара, конъюнктуры рынка, вида посредника. Размер посреднических скидок, как правило, обеспечивает компенсацию затрат и некоторую долю прибыли посреднику. Потребительские скидки представляют собой одноразовые скидки, предоставляемые напрямую потребителям за приобретение партии товара. Процесс формирования ценовой стратегии фирмы состоит из пяти основных этапов. Стратегия ценообразования начинается с четкого определения целей и заканчивается адаптивным и корректирующим механизмом. Разработка ценовой стратегии не является одноразовым действием. Ее необходимо пересматривать в связи с изменением рыночной ситуации, качественных параметров товара, себестоимости продукции и т. д. В общем виде схема разработки ценовой стратегии в системе маркетинга имеет следующий вид (рис. 3). Различные фирмы могут иметь различные цели своего развития, следовательно, различные и ценовые стратегии. Цели фирмы, как правило, основаны либо на получении определенной прибыли, либо на укреплении существующего положения на рынке, либо на организации эффективного сбыта. В первом случае фирма заинтересована в получении максимальной прибыли, удовлетворительного дохода, быстром поступлении наличных денежных средств или их эквивалента. Во втором случае фирма стремится избежать неблагоприятных правительственных действий, ограничить степень воздействия конкурентов на результаты деятельности фирмы, создать благоприятную, стабильную ситуацию на рынке своего товара—цель фирмы, основанная на организации эффективного сбыта товара, заключается в обеспечении роста объемов реализации продукции, достижении максимальной доли на рынке. Фирма может преследовать и несколько целей одновременно. Далее фирма вырабатывает общую политику ценообразования или скоординированную программу действий по достижению краткосрочных и долгосрочных целей развития фирмы. При этом обеспечивается взаимосвязь цен на товары в рамках товарной номенклатуры фирмы, оценивается возможность использования специальных скидок и изменения цен, устанавливается соотношение цен с конкурентами, выбирается стратегия ценообразования. Ценовая стратегия может базироваться на издержках производства, спроса или конкуренции. В связи с этим выделяют несколько основных методов ценообразования: § метод ориентации на спрос, при котором устанавливается высокая цена в ситуации, когда потребительский спрос значительно выше товарного предложения на рынке. Данный метод позволяет получить максимальный размер прибыли; § метод ориентации на рынок, при котором устанавливается первоначально низкая цена с целью привлечения внимания покупателей и формирования спроса на товар; § метод ориентации на издержки производства, при котором цена определяется величиной издержек производства и обращения, а также необходимой для предприятия долей прибыли; § метод ориентации на конкуренцию, при котором цена устанавливается на уровне рыночных цен, а также выше или ниже этого уровня в зависимости от конкурентоспособности товара и фирмы.
Рис. 3. Схема разработки стратегии ценообразования При выборе стратегии ценовой политики необходимо учитывать, что она является составным элементом маркетинга и должна предусматривать различные варианты при изменении конъюнктуры рынка. Реализация ценовой стратегии должна содержать процедуру выработки программы конкретных действий по дальнейшему изучению рынка, реализации ценовой политики и ее адаптации к изменяющейся рыночной ситуации. 7. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ Маркетинговая сбытовая политика предусматривает анализ возможных вариантов поставки различных товаров и разрабатывает те из них, которые обеспечивают удовлетворение предпочтений как результат получения максимальных хозяйственных результатов на всех участках канала реализации продукции. Формирование эффективной сбытовой политики является задачей не только предприятия-изготовителя, которому необходимо реализовать произведенную продукцию, но и любого другого звена сбыта, выполняющего определенные функции и получающего доход. Под каналом сбыта в маркетинге понимают взаимосвязанную совокупность звеньев, осуществляющих необходимые функции по доработке, транспортированию, складированию, распределению и прочее—товаров от производителей до конечного потребителя. Все участники сбыта, кроме предприятия-производителя и потребителя, составляют промежуточные звенья. На рынках существует огромное число посредников: импортеры, бытовики, торговые фирмы, агентские фирмы. Оптовая торговля выступает в виде обобщенного посредника, выполняющего множество функций, связанных с процессом сортировки, покупкой или обращением с товарами и их последующей перепродажей организациям розничной торговли или другим оптовым организациям. Основными потребителями оптовой торговли являются промышленные и коммерческие предприятия, а также предприятия розничной торговли. Преимуществами оптовой торговли как канала сбыта являются следующие: § позволяет обеспечивать сбыт продукции с установлением минимальных контактов с потребителями товаров; § ею занимаются специально обученные кадры; § формирует необходимый ассортимент товаров для потребителей; § приобретает товар большими партиями, что позволяет сводить до минимальных размеров издержки поставки, § обеспечивает материальную базу для хранения и поставки; § обеспечивает эффективность расчетных операций за продукцию, оплачивая их при поставке, а не после продажи. С точки зрения выполняемых функций и других характеристик различают четыре типа торговых фирм: а) дистрибьютор, который осуществляет торговлю товарами от своего имени, сам заключает договора как с продавцами, так и покупателями. Дистрибьютор, как правило, работает на базе долгосрочного договора и является по существу генеральным посредником, т. е. обслуживает какую-либо страну в целом. При этом он изучает рынок, самостоятельно устанавливает цены, организует рекламу, складские помещения и др; б) комиссионер отличается от дистрибьютора тем, что не имеет исключительного права на торговлю на определенной территории. Приобретенный у производителя товар он реализует как через оптовую и розничную торговлю, так и непосредственно конечным потребителям; в) дилер—физическое или юридическое лицо—посредник, осуществляющий биржевое или торговое посредничество за свой счет; г) оптовые или розничные торговцы—достаточно известная форма торговли. Агенты и брокеры выполняют различные оптовые функции, однако не имеют права собственности на продаваемые товары. В отличие от оптовых организаций, получающих прибыль от реализации принадлежащих им товаров, агенты и брокеры работают на условиях получения коммерческого вознаграждения, как правило, устанавливаемого в процентах от совершаемой сделки. Главное же отличие между агентами и брокерами заключается в том, что первые обычно используются на постоянной основе, а последние—временно. Преимущества использования агентов и брокеров состоят в следующем. Во-первых, их применение позволяет производителю или поставщику увеличивать сбыт своей продукции; во-вторых, издержки сбыта при такой форме являются заранее определенными в процентах от сделки; и в-третьих, в качестве агентов и брокеров выступают, как правило, специально обученные кадры. Сбытовые агенты по условиям договора отвечают за маркетинг всей продукции производителей. По своей сути они превращаются в маркетинговые подразделения предприятий-производителей и наделяются полномочиями ведения переговоров по ценам, кредитам, условиям поставки и пр. Брокеры работают на бирже. Основной их задачей является сведение интересов покупателей и продавцов для совершения сделки. Они хорошо информированы о состоянии рынка, условиях продажи, источниках кредита, установлении цен. Каналы сбыта в маркетинговой деятельности имеют свои специфические особенности. Кратчайший канал сбыта состоит из предприятия-производителя и потребителя продукции. Любое увеличение цепочки сбыта за счет привлечения посредников влечет увеличение цены товара и соответственно уменьшает процент прибыли, получаемой производителем продукции. С другой стороны, чем короче сбытовая цепочка, тем больше торговых расходов несет сам производитель. Поэтому выбор схемы товародвижения основан на экономическом анализе ее эффективности. На практике наиболее распространенными являются следующие схемы каналов распределения: 1) производитель—потребитель; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |