реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Германская филология

Родственные языки – языки, которые, возникнув из одного и того же источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы – архетипы.

Ротацизм – явление, соотносимое с законом Вернера: если предшествующий индоевропейскому глухому смычному s гласный не несет на себе ударения, s в германских языках озвончается в z, а впоследствии z в западногерманских и северогерманских языках (но не в готском языке) переходит в r.

Руническая письменность – письменность древних германцев, применявшаяся со II-III вв. до позднего средневековья. Вышла из употребления с распространением латинского письма.

Северная / южная группы германцев – разделение германских племен древнейшей поры (конец дохристианской эпохи - начало нашей эры) на две основные группы: скандинавскую и континентальную. Скандинавские племена занимали территорию Скандинавии, а племена южной группы – север Европы.

Северная, западная и восточная группы германцев – разделение германских племен эпохи нашей эры на три группы. Восточная группа германских племен образуется во II-I вв. до н.э. при переселении готов – части северной группы племен – из Скандинавии на южное побережье Балтийского моря, в низовья Вислы и Одера.

Семья языков – вся совокупность языков данного родства.

Сильные глаголы – группы глаголов в германских языках, которые образуют формы прошедшего времени и причастия II при помощи аблаута.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетаемость и порядок слов внутри предложения, общие свойства предложения и высказывания.

Синтетизм – типологическая черта языковой структуры, состоящая в объединении в пределах одного слова нескольких морфем (лексических, словообразовательных, словоизменительных), выражение грамматических отношений при помощи флексии (и агглютинативного форманта) в рамках одного слова.

Синхрония – состояние языка в определенный момент его развития; период в развитии языка, условно выделенный по признаку отсутствия в нем изменений; изучение языка в определенный период времени.

Склонение – именное словоизменение; изменение склоняемых слов по падежу.

Слабые глаголы – группы глаголов в германских языках, которые образуют формы прошедшего времени и причастия II при помощи дентального суффикса.

Современные германские языки: северная группа – шведский, датский, норвежский, исландский, фарерский. Шведский: Швеция; датский: Дания; норвежский: Норвегия; исландский: Исландия; фарерский: Фарерские острова. Западная группа – английский, немецкий, нидерландский, люксембургский, африкаанс, фризский, идиш. Английский: Великобритания, США, Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия; немецкий: Германия, Австрия, Швейцария; нидерландский: Нидерланды; люксембургский Люксембург; африкаанс: ЮАР (юг Африки); фризский: Фризские острова; идиш: по всему миру. Восточная группа: мертвые языки – готский, бургундский, вандальский, герульский.

Спряжение – глагольное формообразование, охватывающее всю совокупность его форм в пределах одной глагольной лексемы и выражающее грамматические категории глагола.

Сравнительно-исторический метод изучения языков (СИМ) – первый научный метод в языкознании, который ознаменовал становление языкознания как науки в первой четверти XIX в. Цель СИМа – установить соотношение между языками и восстановить исходные праформы, к которым восходят языковые единицы родственных языков.

Сущность 1 передвижения согласных с точки зрения артикуляционной фонетики заключается в модификации смычными согласными в германских языках способа артикуляции при сохранении места их образования, запаздывание действия голосовых связок по сравнению с артикуляцией губ и языка.

Теогония – мифы о происхождении богов.

Теория субстрата – теория подслоя А. Мейе. Покоренные племена прагерманцев-неиндоевропейцев усваивают язык победителей-индоевропейцев, но, усваивая его, вносят в него некоторые произносительные привычки, свойственные тому неиндоевропейскому языку, на котором они ранее говорили. Особенности германских языков оказываются результатом воздействия покоренного субстрата, или подслоя.

Ударение – явление супрасегментного фонологического уровня – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств.

Фонетический закон – закономерность развития звуков для определенной группы языков.

Части речи – парадигматические группировки слов, выделяемые на основании наиболее общего категориального значения предметности, процессуальности, признаковости и т.п., а также формы и синтаксической функции.

Этимологические слои лексики – группы лексики родственных языков, имеющих различное происхождение и восходящих к определенному языку-основе.

Число – грамматическая категория, выражающая количественные характеристики предметов мысли.

Этимон – древнейшее гипотетически восстанавливаемое значение праформы.

Язык-основа (праязык) – общий язык, из которого развились родственные языки.


Приложения


Схема грамматического и этимологического анализа готского текста

слово

часть речи

грамм. формы

германские и индоевропейские соответствия

перевод







1. Выписать предложение для анализа.

2. Составить таблицу-схему анализа:

- в первую колонку вписать все слова (словоформы), подлежащие грамматическому анализу,

- во второй колонке определяется часть речи, к которой относится словоформа (имя существительное, прилагательное, глагол, наречие, союз, предлог и т.п.),

- в третьей колонке определяются грамматические категории анализируемого слова (основа, род, число, падеж для именных частей речи, в том числе лицо для личных местоимений; для глаголов – тип спряжения, класс, время, наклонение, лицо),

- в четвертой колонке указываются германские и индоевропейские соответствия для анализируемого слова, а также архетипы и этимоны,

- в пятой колонке дается перевод словоформы на русский язык,

- в заключение приводится дословный и литературный перевод готского предложения на русский язык.

Вопросы к экзамену:

Цель и задачи курса «Древние языки и культуры». Роль готского языка для германистики.

Индоевропейская семья языков.

Современные германские языки: языковые группы и территория распространения.

Первые сведения о германцах. Общественный строй германских племен. Германцы и римляне. Обычаи и верования древних германцев.

Мифология древних германцев. Космогония. Теогония. Мифы о героях.

Классификация древних германских племен и диалектов (по Плинию Старшему и Ф. Энгельсу). Краткая история германских племен.

«Великое переселение народов». Образование варварских государств.

Сравнительно-исторический метод изучения языков. Предпосылки создания компаративистики. Этапы развития компаративистики.

Основные понятия и методики компаративистики: внешняя / внутренняя реконструкция, праязык, праформа, языковая семья, изоглосса и другие.

Особенности индоевропейского и германского ударения.

Индоевропейская и германская системы кратких и долгих гласных.

Индоевропейские и германские согласные. 1 передвижение согласных в германских языках и его причины. Определение, сущность, примеры.

2 передвижение согласных. Хронология. Ареал распространения.

Сущность и функции аблаута в германских языках. Определение, ступени аблаута, примеры. Количественный и качественный аблаут. Определение, примеры.

Готская орфография. Правила чтения готского текста.

Закон Вернера в германских языках. Определение, примеры.

История развития древнейшего рунического алфавита. Общегерманские руны, их трансформации в скандинавских странах и Британии.

Латинское и готское письмо германцев. Причины перехода к латинскому письму.

Структура слова в индоевропейских и германских языках. Словообразование.

Специфика лексики германских языков (этимологические слои и заимствования).

Типы склонений существительных. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж.

Имя прилагательное. Сильные и слабые прилагательные. Степени сравнения.

Личные и указательные местоимения в германских языках.

Грамматические категории германских глаголов: время, вид, наклонение, залог. Определение, способы выражения и семантика.

Отличительные особенности германских языков.

Типы и классы глаголов в германских языках: сильные и слабые глаголы. Аблаут в системе германского глагола.

Типы и классы глаголов в германских языках: претерито-презентные и нестандартные глаголы.

Структура простого предложения в германских языках (определение, члены предложения, порядок слов).

Сложное предложение в германских языках (определение, структура). Типы придаточных.

Краткая история английского языка.

Общерунический алфавит



Fehu, F. The rune of Freya and her brother Frey. It stands for fee and gold.



Uruz, U. This rune stands for strength and health. It is associated with a horned animal called the auroch.



Thurisaz, Th. The third rune is associated with giants (thurs).



Ansuz, A is associated with the Aesir, Odin, and the wind.



Raido, R. This is the rune of jouneying, or rides.



Kenaz, K represents the torch.



Gebo, G stands for gift.



Wunjo, W is the rune of joy and peace.



Hagalaz, H stands for hail.



Nauthiz, N stands for the strength of need.



Isa, I is the rune associated with ice.



Jera, Y stands for year.



Eihwaz, Ei is associated with the yew.



Perth, P means fruit to some, but scholars feel its meaning is unclear.


Algiz, Z is a rune of protection or defence.



Sowilo, S is the rune associated with the sun.



Tiwaz, T stands for the war god Tyr. This rune was carved on weapons to bring victory.



Berkano, B stands for the birch goddess and is used for fertility and birthing.



Ehwaz, E rune means horse.



Mannaz, M stands for man.



Laguz, L is the rune associated with water.



Ingwaz, Ng is the rune of the god Ing.



Dagaz, D means day.



Othila, O is the rune associated with inheritance.

Корнелий Тацит «Германия»

О происхождении германцев и местоположении Германии

1. Германия отделена от галлов, ретов и паннонцев реками Рейном и Дунаем, от сарматов и даков – обоюдной боязнью и горами; все прочие ее части охватывает Океан, омывающий обширные выступы суши и огромной протяженности острова с некоторыми, недавно узнанными нами народами и царями, которых нам открыла война. Рейн берет начало на неприступном и крутом кряже Ретийских Альп и, отклонившись на небольшое расстояние к Западу, впадает в Северный Океан. Дунай, изливаясь с отлогой и постепенно повышающейся горной цепи Абнобы, протекает по землям многих народов, пока не прорывается шестью рукавами в Понтийское море; седьмой проток поглощается топями.

2. Что касается германцев, то я склонен считать их исконными жителями этой страны, лишь в самой ничтожной мере смешавшимися с прибывшими к ним другими народами и теми переселенцами, которым они оказали гостеприимство, ибо в былое время старавшиеся сменить места обитания передвигались не сухим путем, но на судах, а безбрежный и к тому же, я бы сказал, исполненный враждебности Океан редко посещается кораблями из нашего мира. Да и кто, не говоря уже об опасности плавания по грозному и неизвестному морю, покинув Азию, или Африку, или Италию, стал бы устремляться в Германию с ее неприютной землей и суровым небом, безрадостную для обитания и для взора, кроме тех, кому она родина?

B древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы, - они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн – прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине – гермионами, все прочие – истевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что эти имена подлинные и древние. Напротив, слово Германия – новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов, ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами.

3. Говорят, что Геркулес побывал и у них, и, собираясь сразиться, они славят его как мужа, с которым никому не сравняться в отваге. Есть у них и такие заклятия, возглашением которых, называемым ими «бардит», они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь их войска, причем принимают в расчет не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести. Стремятся же они больше всего к резкости звука и к попеременному нарастанию и затуханию гула и при этом ко ртам приближают щиты, дабы голоса, отразившись от них, набирались силы и обретали полнозвучность и мощь. Иные считают также, что, занесенный в этот Океан во время своего знаменитого, долгого и баснословного странствия, посетил земли Германии и Одиссей и что расположенный на берегу Рейна и доныне обитаемый город Асцибургий был основан и наречен им же; ведь некогда в этом месте обнаружили посвященный Одиссею алтарь и на нем, кроме того, имя Лаэрта, его отца; да и некоторые памятники и могилы с начертанными на них греческими письменами и посейчас существуют на границах Германии с Рецией. Я не собираюсь ни подкреплять доказательствами это суждение, ни утверждать обратное. Пусть каждый в меру своего разумения примет его на веру или отвергнет.

4. Сам я присоединяюсь к мнению тех, кто полагает, что населяющие Германию племена, никогда не подвергавшиеся смешению через браки с какими-либо иноплеменниками, искони составляют особый, сохранивший изначальную чистоту и лишь на себя самого похожий народ. Отсюда, несмотря на такое число людей, всем им присущ тот же облик: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, способные только к кратковременному усилию; вместе с тем им не хватает терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться, и они совсем не выносят жажды и зноя, тогда как непогода и почва приучили их легко претерпевать холод и голод.

5. Хотя страна кое-где и различается с виду, все же в целом она ужасает и отвращает своими лесами и топями; наиболее влажная она с той стороны, где смотрит на Галлию, и наиболее открыта для ветров там, где обращена к Норику и Паннонии; в общем достаточно плодородная, она непригодна для плодовых деревьев; мелкого скота в ней великое множество, но по большей части он малорослый. Да и быки лишены обычно венчающего их головы горделивого украшения, но германцы радуются обилию своих стад, и они — единственное и самое любимое их достояние. В золоте и серебре боги им отказали, не знаю, из благосклонности к ним или во гневе на них. Однако я не решусь утверждать, что в Германии не существует ни одной золотоносной или сереброносной жилы; ведь кто там их разыскивал?

Германцы столь же мало заботятся об обладании золотом и серебром, как и об употреблении их в своем обиходе. У них можно увидеть полученные в дар их послами и вождями серебряные сосуды, но дорожат они ими не больше, чем вылепленными из глины; впрочем, ближайшие к нам знают цену золоту и серебру из-за применения их в торговле и разбираются в некоторых наших монетах, отдавая иным из них предпочтение; что касается обитателей внутренних областей, то, живя в простоте и на старый лад, они ограничиваются меновою торговлей. Германцы принимают в уплату лишь известные с давних пор деньги старинной чеканки, те, что с зазубренными краями, и такие, на которых изображена колесница с парной упряжкой. Серебро они берут гораздо охотнее, нежели золото, но не из-за того, что питают к нему пристрастие, а потому, что покупающим простой и дешевый товар легче и удобнее рассчитываться серебряными монетами.

6. Да и железо, судя по изготовляемому ими оружию, у них не в избытке. Редко кто пользуется мечами и пиками большого размера; они имеют при себе копья, или, как сами называют их на своем языке, фрамеи, с узкими и короткими наконечниками, однако настолько острыми и удобными в бою, что тем же оружием, в зависимости от обстоятельств, они сражаются как издали, так и в рукопашной схватке. И всадник также довольствуется щитом и фрамеей, тогда как пешие, кроме того, мечут дротики, которых у каждого несколько, и они бросают их поразительно далеко, совсем нагие или прикрытые только легким плащом. У них не заметно ни малейшего стремления щегольнуть убранством, и только щиты они расписывают яркими красками. Лишь у немногих панцири, только у одного-другого металлический или кожаный шлем. Их кони не отличаются ни красотой, ни резвостью. И их не обучают делать повороты в любую сторону, как это принято у нас: их гонят либо прямо вперед, либо с уклоном вправо, образуя настолько замкнутый круг, чтобы ни один всадник не оказался последним. И вообще говоря, их сила больше в пехоте; по этой причине они и сражаются вперемешку; пешие, которых они для этого отбирают из всего войска и ставят впереди боевого порядка, так стремительны и подвижны, что не уступают в быстроте всадникам и действуют сообща с ними в конном сражении. Установлена и численность этих пеших: от каждого округа по сотне; этим словом они между собою и называют их, и то, что ранее было численным обозначением, ныне – почетное наименование. Боевой порядок они строят клиньями. Податься назад, чтобы затем снова броситься на врага, – считается у них воинскою сметливостью, а не следствием страха. Тела своих они уносят с собою, даже потерпев поражение. Бросить щит – величайший позор, и подвергшемуся такому бесчестию возбраняется присутствовать на священнодействиях и появляться в народном собрании, и многие, сохранив жизнь в войнах, покончили со своим бесславием, накинув на себя петлю.

7. Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей – из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом, и вожди начальствуют над ними, скорее увлекая примером и вызывая их восхищение, если они решительны, если выдаются достоинствами, если сражаются всегда впереди, чем наделенные подлинной властью. Впрочем, ни карать смертью, ни налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому, кроме жрецов, да и они делают это как бы не в наказание и не по распоряжению вождя, а якобы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся. И они берут с собой в битву некоторые извлеченные из священных рощ изображения и святыни; но больше всего побуждает их к храбрости то, что конные отряды и боевые клинья составляются у них не по прихоти обстоятельств и не представляют собою случайных скопищ, но состоят из связанных семейными узами и кровным родством; к тому же их близкие находятся рядом с ними, так что им слышны вопли женщин и плач младенцев, и для каждого эти свидетели – самое святое, что у него есть, и их похвала дороже всякой другой; к матерям, к женам несут они свои раны, и те не страшатся считать и осматривать их, и они же доставляют им, дерущимся с неприятелем, пищу и ободрение.

8. Как рассказывают, неоднократно бывало, что их уже дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рассеяться женщины, неотступно молившие, ударяя себя в обнаженную грудь, не обрекать их на плен, мысль о котором, сколь бы его ни страшились для себя воины, для германцев еще нестерпимее, когда дело идет об их женах. Вот почему прочнее всего удерживаются в повиновении племена, которым было предъявлено требование выдать в числе заложников также девушек знатного происхождения. Ведь германцы считают, что в женщинах есть нечто священное и что им присущ пророческий дар, и они не оставляют без внимания подаваемые ими советы и не пренебрегают их прорицаниями. В правление божественного Веспасиана мы видели среди них Веледу, долгое время почитавшуюся большинством как божество; да и в древности они поклонялись Альбруне и многим другим, и отнюдь не из лести и не для того, чтобы впоследствии сделать из них богинь.

9. Из богов они больше всего чтят Меркурия и считают должным приносить ему по известным дням в жертву также людей. Геркулеса и Марса они умилостивляют закланиями обрекаемых им в жертву животных. Часть свебов совершает жертвоприношения и Изиде; в чем причина и каково происхождение этого чужестранного священнодействия, я не мог в достаточной мере выяснить, но, поскольку их святыня изображена в виде либурны, этот культ, надо полагать, завезен к ним извне. Впрочем, они находят, что вследствие величия небожителей богов невозможно ни заключить внутри стен, ни придать им какие-либо черты сходства с человеческим обликом. И они посвящают им дубравы и рощи и нарекают их именами богов; и эти святилища отмечены только их благочестием.

10. Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, – глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками Если оно сулит неудачу, повторный запрос о том же предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно, необходимо, чтобы предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием. Ведь и здесь также принято отыскивать предвещания по голосам и полету птиц; но лишь у германцев в обыкновении обращаться за предсказаниями и знамениями также к коням. Принадлежа всему племени, они выращиваются в тех же священных дубравах и рощах, ослепительно белые и не понуждаемые к каким-либо работам земного свойства; запряженных в священную колесницу, их сопровождают жрец с царем или вождем племени и наблюдают за их ржаньем и фырканьем. И никакому предзнаменованию нет большей веры, чем этому, и не только у простого народа, но и между знатными и между жрецами, которые считают себя служителями, а коней – посредниками богов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.