![]() |
|
|
Золотое сечение|«Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, | |ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была | |восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств | |золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее | |«божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын,| |бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть | |олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок| |– бога духа святого). | |Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого | |деления. Он производил сечения стереометрического тела, | |образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал | |прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он | |дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до | |сих пор как самое популярное. | |В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами | |трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому | |варианту трактата о пропорциях. Дюрер пишет. «Необходимо, чтобы тот,| |кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. | |Это я и вознамерился сделать». | |Судя по одному из писем Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли во | |время пребывания в Италии. Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает | |теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе | |соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в | |золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через | |кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица – ртом и | |т.д. Известен пропорциональный циркуль Дюрера. | |Великий астроном XVI в. Иоган Кеплер назвал золотое сечение одним из| |сокровищ геометрии. Он первый обращает внимание на значение золотой | |пропорции для ботаники (рост растений и их строение). | |Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя «Устроена | |она так, – писал он, – что два младших члена этой нескончаемой | |пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, | |если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция | |сохраняется до бесконечности». | |Построение ряда отрезков золотой пропорции можно производить как в | |сторону увеличения (возрастающий ряд), так и в сторону уменьшения | |(нисходящий ряд). | |Если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m, рядом | |откладываем отрезок M. На основании этих двух отрезков выстраиваем | |шкалу отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего | |рядов: | | | |[pic] | |Рис. 9. Построение шкалы отрезков золотой пропорции | | | |В последующие века правило золотой пропорции превратилось в | |академический канон и, когда со временем в искусстве началась | |борьба с академической рутиной, в пылу борьбы «вместе с водой | |выплеснули и ребенка». Вновь «открыто» золотое сечение было в | |середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения | |профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические | |исследования». С Цейзингом произошло именно то, что и должно было | |неминуемо произойти с исследователем, который рассматривает | |явление как таковое, без связи с другими явлениями. Он | |абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее | |универсальной для всех явлений природы и искусства. У Цейзинга | |были многочисленные последователи, но были и противники, которые | |объявили его учение о пропорциях «математической эстетикой». | |[pic] | |Рис. 10. Золотые пропорции в частях тела человека | | | | | |Цейзинг проделал колоссальную | |[pic] | |работу. Он измерил около двух | |Рис. 11. Золотые пропорции в | |тысяч человеческих тел и пришел| |фигуре человека | |к выводу, что золотое сечение | | | |выражает средний статистический| | | |закон. Деление тела точкой пупа| | | |– важнейший показатель золотого| | | |сечения. Пропорции мужского | | | |тела колеблются в пределах | | | |среднего отношения 13 : 8 = | | | |1,625 и несколько ближе | | | |подходят к золотому сечению, | | | |чем пропорции женского тела, в | | | |отношении которого среднее | | | |значение пропорции выражается в| | | |соотношении 8 : 5 = 1,6. У | | | |новорожденного пропорция | | | |составляет отношение 1 : 1, к | | | |13 годам она равна 1,6, а к 21 | | | |году равняется мужской. | | | |Пропорции золотого сечения | | | |проявляются и в отношении | | | |других частей тела – длина | | | |плеча, предплечья и кисти, | | | |кисти и пальцев и т.д. | | | | | | | | | |Справедливость | | | | | | | | | | | | | | | |своей теории | | | | | | | | | | | | | | | |Цейзинг проверял на| | | | | | | | | | | | | | | |греческих статуях. | | | | | | | | | | | | | | | |Наиболее подробно | | | | | | | | | | | | | | | |он разработал | | | | | | | | | | | | | | | |пропорции Аполлона | | | | | | | | | | | | | | | |Бельведерского. | | | | | | | | | | | | | | | |Подверглись | | | | | | | | | | | | | | | |исследованию | | | | | | | | | | | | | | | |греческие вазы, | | | | | | | | | | | | | | | |архитектурные | | | | | | | | | | | | | | | |сооружения | | | | | | | | | | | | | | | |различных эпох, | | | | | | | | | | | | | | | |растения, животные,| | | | | | | | | | | | | | | |птичьи яйца, | | | | | | | | | | | | | | | |музыкальные тона, | | | | | | | | | | | | | | | |стихотворные | | | | | | | | | | | | | | | |размеры. Цейзинг | | | | | | | | | | | | | | | |дал определение | | | | | | | | | | | | | | | |золотому сечению, | | | | | | | | | | | | | | | |показал, как оно | | | | | | | | | | | | | | | |выражается в | | | | | | | | | | | | | | | |отрезках прямой и в| | | | | | | | | | | | | | | |цифрах. Когда | | | | | | | | | | | | | | | |цифры, выражающие | | | | | | | | | | | | | | | |длины отрезков, | | | | | | | | | | | | | | | |были получены, | | | | | | | | | | | | | | | |Цейзинг увидел, что| | | | | | | | | | | | | | | |они составляют ряд | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи, который | | | | | | | | | | | | | | | |можно продолжать до| | | | | | | | | | | | | | | |бесконечности в | | | | | | | | | | | | | | | |одну и в другую | | | | | | | | | | | | | | | |сторону. Следующая | | | | | | | | | | | | | | | |его книга имела | | | | | | | | | | | | | | | |название «Золотое | | | | | | | | | | | | | | | |деление как | | | | | | | | | | | | | | | |основной | | | | | | | | | | | | | | | |морфологический | | | | | | | | | | | | | | | |закон в природе и | | | | | | | | | | | | | | | |искусстве». В 1876 | | | | | | | | | | | | | | | |г. в России была | | | | | | | | | | | | | | | |издана небольшая | | | | | | | | | | | | | | | |книжка, почти | | | | | | | | | | | | | | | |брошюра, с | | | | | | | | | | | | | | | |изложением этого | | | | | | | | | | | | | | | |труда Цейзинга. | | | | | | | | | | | | | | | |Автор укрылся под | | | | | | | | | | | | | | | |инициалами Ю.Ф.В. В| | | | | | | | | | | | | | | |этом издании не | | | | | | | | | | | | | | | |упомянуто ни одно | | | | | | | | | | | | | | | |произведение | | | | | | | | | | | | | | | |живописи. | | | | | | | | | | | | | | | |В конце XIX – | | | | | | | | | | | | | | | |начале XX вв. | | | | | | | | | | | | | | | |появилось немало | | | | | | | | | | | | | | | |чисто | | | | | | | | | | | | | | | |формалистических | | | | | | | | | | | | | | | |теории о применении| | | | | | | | | | | | | | | |золотого сечения в | | | | | | | | | | | | | | | |произведениях | | | | | | | | | | | | | | | |искусства и | | | | | | | | | | | | | | | |архитектуры. С | | | | | | | | | | | | | | | |развитием дизайна и| | | | | | | | | | | | | | | |технической | | | | | | | | | | | | | | | |эстетики действие | | | | | | | | | | | | | | | |закона золотого | | | | | | | | | | | | | | | |сечения | | | | | | | | | | | | | | | |распространилось на| | | | | | | | | | | | | | | |конструирование | | | | | | | | | | | | | | | |машин, мебели и | | | | | | | | | | | | | | | |т.д. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |6. Ряд Фибоначчи | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |С историей золотого| | | | | | | | | | | | | | | |сечения косвенным | | | | | | | | | | | | | | | |образом связано имя| | | | | | | | | | | | | | | |итальянского | | | | | | | | | | | | | | | |математика монаха | | | | | | | | | | | | | | | |Леонардо из Пизы, | | | | | | | | | | | | | | | |более известного | | | | | | | | | | | | | | | |под именем | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи (сын | | | | | | | | | | | | | | | |Боначчи). Он много | | | | | | | | | | | | | | | |путешествовал по | | | | | | | | | | | | | | | |Востоку, познакомил| | | | | | | | | | | | | | | |Европу с индийскими| | | | | | | | | | | | | | | |(арабскими) | | | | | | | | | | | | | | | |цифрами. В 1202 г | | | | | | | | | | | | | | | |вышел в свет его | | | | | | | | | | | | | | | |математический труд| | | | | | | | | | | | | | | |«Книга об абаке» | | | | | | | | | | | | | | | |(счетной доске), в | | | | | | | | | | | | | | | |котором были | | | | | | | | | | | | | | | |собраны все | | | | | | | | | | | | | | | |известные на то | | | | | | | | | | | | | | | |время задачи. Одна | | | | | | | | | | | | | | | |из задач гласила | | | | | | | | | | | | | | | |«Сколько пар | | | | | | | | | | | | | | | |кроликов в один год| | | | | | | | | | | | | | | |от одной пары | | | | | | | | | | | | | | | |родится». Размышляя| | | | | | | | | | | | | | | |на эту тему, | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи выстроил | | | | | | | | | | | | | | | |такой ряд цифр: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Месяцы |0|1|2|3|4|5|6|7 |8 |9 |10|11|12 |и т.д. | |Пары кроликов |0|1|1|2|3|5|8|13|21|34|55|89|144 |и т.д. | | | | | | | | | | | | | | | | | |Ряд чисел 0, 1, 1, | | | | | | | | | | | | | | | |2, 3, 5, 8, 13, 21,| | | | | | | | | | | | | | | |34, 55 и т.д. | | | | | | | | | | | | | | | |известен как ряд | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи. | | | | | | | | | | | | | | | |Особенность | | | | | | | | | | | | | | | |последовательности | | | | | | | | | | | | | | | |чисел состоит в | | | | | | | | | | | | | | | |том, что каждый ее | | | | | | | | | | | | | | | |член, начиная с | | | | | | | | | | | | | | | |третьего, равен | | | | | | | | | | | | | | | |сумме двух | | | | | | | | | | | | | | | |предыдущих 2 + 3 = | | | | | | | | | | | | | | | |5; 3 + 5 = 8; 5 + 8| | | | | | | | | | | | | | | |= 13, 8 + 13 = 21; | | | | | | | | | | | | | | | |13 + 21 = 34 и | | | | | | | | | | | | | | | |т.д., а отношение | | | | | | | | | | | | | | | |смежных чисел ряда | | | | | | | | | | | | | | | |приближается к | | | | | | | | | | | | | | | |отношению золотого | | | | | | | | | | | | | | | |деления. Так, | | | | | | | | | | | | | | | |21 : 34 = 0,617, а | | | | | | | | | | | | | | | |34 : 55 = 0,618. | | | | | | | | | | | | | | | |Это отношение | | | | | | | | | | | | | | | |обозначается | | | | | | | | | | | | | | | |символом Ф. Только | | | | | | | | | | | | | | | |это отношение – | | | | | | | | | | | | | | | |0,618 : 0,382 – | | | | | | | | | | | | | | | |дает непрерывное | | | | | | | | | | | | | | | |деление отрезка | | | | | | | | | | | | | | | |прямой в золотой | | | | | | | | | | | | | | | |пропорции, | | | | | | | | | | | | | | | |увеличение его или | | | | | | | | | | | | | | | |уменьшение до | | | | | | | | | | | | | | | |бесконечности, | | | | | | | | | | | | | | | |когда меньший | | | | | | | | | | | | | | | |отрезок так | | | | | | | | | | | | | | | |относится к | | | | | | | | | | | | | | | |большему, как | | | | | | | | | | | | | | | |больший ко всему. | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи так же | | | | | | | | | | | | | | | |занимался решением | | | | | | | | | | | | | | | |практических нужд | | | | | | | | | | | | | | | |торговли: с помощью| | | | | | | | | | | | | | | |какого наименьшего | | | | | | | | | | | | | | | |количества гирь | | | | | | | | | | | | | | | |можно взвесить | | | | | | | | | | | | | | | |товар? Фибоначчи | | | | | | | | | | | | | | | |доказывает, что | | | | | | | | | | | | | | | |оптимальной | | | | | | | | | | | | | | | |является такая | | | | | | | | | | | | | | | |система гирь: 1, 2,| | | | | | | | | | | | | | | |4, 8, 16... | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |7. Обобщенное | | | | | | | | | | | | | | | |золотое сечение | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Ряд Фибоначчи мог | | | | | | | | | | | | | | | |бы остаться только | | | | | | | | | | | | | | | |математическим | | | | | | | | | | | | | | | |казусом, если бы не| | | | | | | | | | | | | | | |то обстоятельство, | | | | | | | | | | | | | | | |что все | | | | | | | | | | | | | | | |исследователи | | | | | | | | | | | | | | | |золотого деления в | | | | | | | | | | | | | | | |растительном и в | | | | | | | | | | | | | | | |животном мире, не | | | | | | | | | | | | | | | |говоря уже об | | | | | | | | | | | | | | | |искусстве, | | | | | | | | | | | | | | | |неизменно приходили| | | | | | | | | | | | | | | |к этому ряду как | | | | | | | | | | | | | | | |арифметическому | | | | | | | | | | | | | | | |выражению закона | | | | | | | | | | | | | | | |золотого деления. | | | | | | | | | | | | | | | |Ученые продолжали | | | | | | | | | | | | | | | |активно развивать | | | | | | | | | | | | | | | |теорию чисел | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи и | | | | | | | | | | | | | | | |золотого сечения. | | | | | | | | | | | | | | | |Ю. Матиясевич с | | | | | | | | | | | | | | | |использованием | | | | | | | | | | | | | | | |чисел Фибоначчи | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |