реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная юстиция (шпаргалка)

Административная юстиция как наука

Научная разработка проблем административного судопроизводства закладывалась еще русскими учеными административистами Проф Коркунов Н М , проф Ивановский В В , Корф С А изучали это явление Их исследования создали основу для развития концепции административного судопроизводства Разработка этой проблемы в советской юридической науке было явно недостаточной Значительный вклад в теорию вопроса внесли такие ученые как к ю н Салищева Н Г, д ю н Чечот Д М, д ю н Сорокин В Д Следует заметить, что зачастую эти исследования были идеологизированы, однако отрицать их научное значение было бы неверно Одним из результатом такого рода исследований было принятие уже упоминавшегося Закона о судебном обжаловании Большой вклад в теорию этого вопроса вносят исследования проф Тихомирова, проф Бахраха, проф Хаманевой, к ю н Салищевой , проф Вельского и др исследователей

Административная юстиция как учебная дисциплина

Изучаемый нами курс абсолютно новый В научных кругах еще только высказываются пожелания по его включению в учебный план Очевидны трудности с которыми мы столкнемся Прежде всего это отсутствие полной нормативной базы этой отрасли правд. Однако уяснение сущности административной юстиции, уяснение основных институтов этой отрасли права

представляется весьма важным именно при подготовке юридических кадров

Место административной юстиции в системе российского права

Традиционно административно-процессуальные нормы включались в нормативно-правовые акты, содержащие материальные нормы административного права В юридической литературе высказывалась точка зрения об их слитости В настоящее время их отличие представляется несомненным Специфика административно-процессуальных отношений позволяет утверждать о самостоятельности формирующейся отрасли права - административной юстиции Это право характеризуется своим публичным характером Оно с одной стороны испытывает сильнейшее влияние со стороны конституционного, административного права, судоустройства и тд, а с другой стороны самостоятельно обеспечивает реализацию конституционных положений Так, ст46 К РФ устанавливает, что решения и действия (бездействия) д л лиц| и органов могут быть обжалованы в суд" Роль права административной юстиции в таком случае состоит в том, чтобы урегулировать процессуальный порядок подачи и рассмотрения таких жалоб, чтобы этот порядок был максимально эффективным В значительной степени это уже сделано в Законе "О порядке обжалования в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 04 93 г

Несколько иная связь у права административной юстиции и административного права Отсутствие кодифицированного 'процессуального акта, неразвитость административно-процессуального законодательства позволяет некоторым авторам отрицать существование административной юстиции В русской дореволюционной и современной юридической литературе весьма распространена т зрения о том, что административная юстиция как компактна» совокупности административно-процессуальных норм представляет собой обособившуюся часть административного праваЗ Так, профессор Вельский КС, определяя предмет администрати'в юго права неоднократно отмечал, что право административной юстиции - необходимая и самотоятельная часть административного права Наверное эта точка зрения имеет под собой веские основания, хочется лишь заметить, что любое процессуальное право отвечает нa вопрос как надо защищать определенные процессуальные блага, в отличии от права материального, определяющего что необходимо защищать Различающийся предмет правового регулирования, метод правового регулирования позволяет все же считать самостоятельной формирующуюся отрасль права - право административной юстиции, являющейся основой административного судбпроизводства

Связь права административной юстиции с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством

Право административной юстиции, гражданско-процессуальное , уголовно-процессуальное, конституционное право тесно связаны хотя бы потому, что именно их основе реализуется правосудие Более того нормативная неразработанность правовой основы административной юстиции позволяет обнаружить некоторые административно-

процессуальные институты в нормах гражданско-процессуальногр, арбитражно-

процессуального законодательства Следует отметить, что различные фррмы правосудия (гражданское, уголовное, административное, конституционное судопроизводртво) имеют больше общего чем различия Комплексный подход к их изучению обогатил бы каждую из них Этот подход в теоретическом плане не нов Еще в начале XX века Ник Ник Полянский, энциклопедически образованный ученый, юрист первым обосновал концепцию" "судебного права" Суть ее состоит в том что судоустройство, уголовное и гражданское судопроизводство, являющиеся отдельными отраслями права, объединяются в более широкую комплексную отрасль права Причем, в рамках этой отрасли они сохраняют свою самостоятельность и специфические черты, но связываются непосредственным отношением каждой из них к правосудию Казалось бы в этой формуле нет места административной юстиции Во всяком случае авторы работы "Проблемы судебного права"4, вышедшей в свет в 1983 году утверждали, что можно было бы говорить о б административно-процессуальном праве как части судебного права, если бы для указанного в Конституции того времени обжалования в суд действий должностных лиц и рассмотрения таких дел был установлен порядок отличный от гражданско-процессуального Но законодательство тех лет предусматривало лишь две формы осуществления правосудия уголовное и гражданское Именно поэтому авторы упомянутой работы называли административно-процессуальное право формирующимся С того времени прошло 15 лет Законодательство, как и сама Россия, претерпела значительные изменения Созданы конституционные основания для постановки административного судопроизводства в один ряд с конституционным, уголовным и гражданским процессами. Н,а основе теории судебного права можно провести сравнительное исследование принципов,, институтов и отдельных норм административного, конституционного, уголовного ц гражданского судопроизводства, что поможет устранить пробелы в законодательстве, выявить пути совершенствования правосудия в России

5, Общее понятие юридического процесса

Для того, чтобы, уяснить сущность, особенности административного процесса необходимо определить общее понятие юридического процесса Изначальный рмысл латинского слова procesus- продвижение Это подчеркивает динамику этого явление Однако такого понимания недостаточно для уяснения сущность, содержания юридического процесса Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал проф Грошенев и его научная школа Юридический процесс эти ученые определяют как комплексную систему правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц , а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права Следует уточнить что следует понимать под термином "форма деятельности" Совокупность этих требований вызывает определенную форму Это совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение определенного результата Определенность данных требований обеспечивается соответствующими санкциями, преследующими цель принудительного прекращения неправомерной юридической деятельности (отказ в принятии заявления, прекращение соответствующего юридического производства и т п. ) Например, в соответствии со п 3 ст 30 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления Невыполнение этого требования может привести к утрате этого права (права на жалобу) и непринятию жалобы органом, рассматривающим ее Правовая форма в той, или иной степени присуща любой юридически значимой деятельности и служит одной из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения (т е реализации) юридических норм

Чаще всего юридический процесс рассматривают как правоприменительный Вспомним, что правоприменением называют наиболее активную форму реализации права, когда компетентный орган государства осуществляет свои властные полномочия и принимает решения обязательные для органов и лиц, которым они адресованы

Однако, в современной правовой науке юридический процесс трактуется и в более широком смысле и связывается не только с правоприменением , но и с правотворчеством Действительно правотворческий процесс представляет собой порядок, осуществления

юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта. Т е существует две точки зрения Процесс как правоприменительный и процесс как правотворческий. Нетрудно заметить что правотворческий процесс, так же как административный, уголовный и гражданский процессы, он носит официальный характер. Возникает вопрос правомерно ли употреблять термин "процесс" применительно к правотворческой процедуре? Это вопрос является дискуссионным. Многие ученые проф Недбайло П.Е., проф. Горшенев В.М. ,А.С Пиголкин полагают что это возможно, несмотря на то, что процессуальные отношения в области правосудия и процедурные отношения в области правотворчества не являются явлениями одноплоскостными. Сторонники широкого подхода к определению юридического процесса, обосновывают свою концепцию необходимостью тщательной регламентации деятельности органов государства по рассмотрению и разрешению многообразных индивидуальных дел положительного характера. Понятно, что речь идет о регламентации и приданию высокого значения соблюдению предписанных законом форм в различных сферах государственной и общественной деятельности Действительно, правотворчество есть создание права, которое проходит в официальных рамках, и оно тоже не может не быть нормативнр регламентировано. Значит, и правосудие, и правотворческий процесс объединяет то, что они представляют собой юридически регламентированную процедуру, комплекс действий, предусмотренных законодательством. Такая точка зрения на природу юридического процесса безусловно имеет право на существование. Однако следуя ей можно придти к выводу что везде, где усматривается упорядоченная процедура деятельности усматривается "юридический процесс", везде, где правом установлена форма совершения действий, усматривается "юридическая процессуальная форма", т е вроде бы можно говорить о юридическом процессе. Эта концепция оказал значительное влияние на определение сущности административного процесса как отдельного вида юридического процесса Следует все же признать, что полностью разделить эту концепцию трудно. Её коренным недостатком является безмерное расширение понятий процессуального права, процессуальной формы, процессуальной деятельности. Действительно, следуя ей под понятие юридического процесса подпадают совершенно разные по своему существу, характеру, назначению явления принятие нормативного акта; выдача лицензии, разрешение спора, прием руководителем учреждения сотрудников и посетителей, выдача лицензий, защита в ученом совете диссертаций на соискание ученой степени, принятие законов. Все это с точки зрения сторонников вышеприведенной концепции рассматривается как юридический процесс и облекается в юридически процессуальную форму. Следует видимо согласиться с проф. С.С. Алексеевым в утверждении : "Объединение всех видов юридических процедур под рубрикой "процесс" приводит к обескровливанию, выхолащиванию этог богатого и содержательного понятия".

6. Особенности юридического процесса и его виды

С учетом сказанного точнее было бы рассматривать юридический процесс именно как правоприменительный или юрисдикционный. Изучая проблемы административного судопроизводства, мы будем опираться именно на такое классическое понимание природы юридического процесса. Рассмотрим какими общими свойствами обладает юридический процесс.

Во-первых, процесс - это выражение государственно-властной деятельности Иначе говоря , процесс - это специфический способ осуществления государственной власти. Вы помните, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную В соответствии С ч.2 ст. 118 "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". Именно поэтому судопроизводство по уголовным или гражданским делам традиционно считались синонимами соответствующего процесса Полагаю, что для отождествления административной юстиции {административного судопроизводства) с административным процессом существуют конституционные и логические основания. Далее мы подробно остановимся на этом

Во-вторых, процесс - это динамическое понятие, означающее совокупность развивающихся в определенной последовательности процессуальных действий Указанные

действия совершают государственные органы, а также иные участники процесса Такая точка зрения нашла сторонников среди процессуалистов как в области уголовного, так и в области гражданского и административного процессов Между тем в юридической литературе высказывались и иные более узкие подходы к определению содержания процесса Так, проф М А Чельцов ( уг процесс) полагал, что уголовный процесс - это лишь деятельность органов государства, г е следователя, прокурора и суда, направленная на достижение постановленной перед ними цели Валентин Дмитриевич Сорокин в работе "Административно-процессуальное право" так же отмечал, что юридический процесс вообще и каждый вид процесса -гражданский, уголовный и административный - представляют собой деятельность государственно - властных органов Ценность такого представления в том, что она подчеркивает публичные начала процесса Однако следование ей приведет к выводу , что действия обвиняемого, лица, привлекаемого к административной ответственности, защитника, эксперта стороны по гражданскому делу как будто не входят в содержание процесса Но можно ли представить процесс, в котором эти лица не выполняют активных действий, а являются лишь объектами действий других ? Такая картина не соответствует фактическому положению дел и умаляет права участников процесса Не вызывает сомнений, что в процессе реализуется правовой статус его участников Именно поэтому в содержание процесса следует включать действия не только государственных органов, но и иных участников процесса Многие ученые сводят содержание процесса к складывающимся в результате деятельности его участников процессуальным отношениям С этим трудно согласиться, т к в процессе исчезает его движущая пружина, процесс развивается как бы сам из себя Подобная теория (процесс как юридическое отношение) была известна дореволюционной русской процессуальной науке, но подверглась заслуженной критике Таким образом правоотношение - это не содержание, а форма процесса, а его содержание - деятельность органов государства, действия участников

В-третьих, процесс это всегда деятельность по совершению операций с нормами права, те при помощи специальных юридических правил процессуальных норм можно установить юридический состав, установить, например, факт наличия либо отсутствия преступления или административного правонарушения Можно сказать, что юридический процесс - это всегда разбирательство, рассмотрение определенного юридического дела Обычно в качестве юридического дела рассматривают либо правонарушение, либо спор о праве Юридическая природа таких дел состоит в том, что они предусмотрены законом и влекут определенные юридические последствия Например, в соответствии со ст 2 КоАП РФ под административным правонарушением следует понимать противоправное, виновное действие или бездействие, которое посягает на охраняемые законом объекты и влечет наступление административной ответственности

В-четвертых, результатом процессуальной деятельности является юридически властное решение, которое обязательно оформляется в соответствующих процессуальных документах К их числу относятся приговоры, решения суда, различного рода постановления и определения судьи, следователя , дознавателя и тд Эти процессуальные документы без которых не бывает юридического процесса, они выполняют роль своеобразных юридических фактов, определяющих динамику юридического процесса, движение развитие рассмотрения дела с момента его поступления в производство юрисдикционных органов до окончательного установления юридических последствий

В-пятых, юридическому процессу присуще наличие последовательно сменяющихся стадий Стадии не просто следуют одна за другой - в каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности действий совершенных в предыдущей стадии Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность и обоснованность возбуждения судопроизводства Следует помнить, что в каждой стадии юридического процесса обязательны следующие компоненты

а) относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены действия, объединяемые в той или иной стадии ,

б) специфический состав действий,

в) юридические документы , в которых отражаются и закрепляются итоги совершенных в данной стадии юридических действий

Таковы особенности юридического процесса

Рассмотрим виды правоприменительного юридического процесса по отраслевому признаку Традиционно в системе российского права выделяли две процессуальные отрасли гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское и уголовное судопроизводство Эти отрасли были вами уже изучены Еще в 1949 году проф С С Студеникин обосновал существование административно-процессуального права Многие ученые соглашались с тем, что рассмотрение судами дел об административных правонарушениях, дел, вытекающих из административно-правовых отношений, является административным судопроизводством Однако утверждалось, что сфера применения административно-процессуальны норм еще недостаточна, кроме того законодательные акты 80-х предусматривали осуществление правосудия только путем рассмотрения судами гражданских и уголовных дел Таким образом не оставалось места ни для административно-процессуального права ни для административного судопроизводства Об этом писали авторы монографии "Проблемы судебного права" Причем, ученые обосновано утверждали, что рассмотрение судом в публичных заседаниях дел по жалобам граждан или организаций на нарушение их прав государственным органом или должностным лицом является осуществлением правосудия и ничем иным Сегодня изменилась законодательная база, Конституцией закреплено, что административное судопроизводство -одно из средств осуществления судебной власти в России К сожалению до настоящего времени административно-процессуальное право продолжает оставаться "формирующейся отраслью"

Еще одним видом юридического процесса является конституционное судопроизводство Проф Витрук Николай Васильевич рассматривал судебный конституционный процесс как самостоятельную подотрасль конституционного правосудия, направленную на обеспечение реализации компетенции конституционного суда Ученый придерживается не бесспорной точки зрения о том, что конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли судебное конституционное право и судебный конституционный процесс Первая представляет собой систему норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей ( способ формирования, компетенция и т д) , вторая представляет собой систему норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде Представляется однако, что такое деление несколько искусственно и вполне может быть охвачено одним понятием конституционного процесса Таковы виды юридического процесса Остановимся подробнее на административном процессе

7. Понятие административного процесса как вида юридического процесса

Вопрос о сущности административного процесса представляется одним из самых дискуссионных в юридической литературе и в законодательном плане Это связано и с объемностью административно-правового массива, и с неразвитостью законодательства в этой сфере Следует признать, что в целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не разрешена ни в теоретическом ни в законодательном плане Об этом, в частности свидетельствует тот факт, что начиная с 60 - х годов ведется непрекращающаяся дискуссия по этому поводу В результате сложилось два подхода к ее решению, причем оба они имеют право на существование

1 Административный процесс рассматривается как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления государства Это означает, что под понятие административного процесса подпадает совокупность всех действий, совершаемых органами управления (должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций В таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой государственно-управленческой деятельности во всем многообразии ее практических проявлений Именно поэтому административный вопрос считается специальным способом осуществления исполнительной власти Уголовный и гражданские процессы рассматриваются как формы реализации1 правосудия Несмотря на то,ч то деятельность органов исполнительной власти упорядочена и регламентирована соответствующими процедурами, ее трудно признать административным процессом (напр Лицензирование - упорядоченная деятельность) Сторонники этой концепции - проф Сорокин, проф Горшенев, проф Бахрах, проф Лунев А Е

Высказывание последнего наиболее ярко характеризуют эту концепцию "Административный процесс всегда имеет место там, где осуществляется деятельность исполнительных и распорядительных органов. Эта точка зрения связана , на мой взгляд, прежде всего с тем, что административный процесс рассматривался как способ реализации такой формы деятельности государства как государственное управление В то время как уголовный и гражданский процессы рассматривались как способ реализации правосудия как формы деятельности государства В настоящее время изменилась законодательная база, что делает необходимым корректировку рассмотренной позиции Действующее российское законодательство не содержит основы для того чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных управленческих действий Практически речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах Н Г Салищева в своей работе "Административный процесс в СССР" отмечала, что регламентация осуществления органами государственного управления возложенных на них прав и обязанностей охватывается понятием административного производства ( а не процесса , как считают сторонники "широкого" подхода к пониманию сущности административного процесса) По сути позиция Салищевой представляется верной Единственное, на что хотелось бы обратить внимание - это на термин "производство" Законодательная практика рассматривает процесс как понятие более широкое, чем производство Так, в соответствии с гражданско-процессуальным кодексом гражданский процесс складывается из искового производства ст 113-230, производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений ст 231-244, особого производства ст 245-281 Уголовно-процессуальный кодекс также дает основания выделять в уголовном процессе производства в суде первой инстанции, производство в кассационной, надзорной инстанциях Отсюда следует, что для большей ясности регламентацию любых управленческих действий следует рассматривать именно как административную процедуру (порядок) Так, в административном порядке осуществляется в предусмотренных случаях Государственное лицензирование отдельных видов деятельности Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление юридическими и физическими лицами указанного в нем вида деятельности Понятно, что весьма важно иметь тщательную регламентацию процедуры получения лицензии Но это не дает оснований именовать ее административным процессом Исполнительные органы осуществляют некоторое регистрационное функции Важность этой процедуры очевидна предприятие создано с момента его государственной регистрации, право собственности на недвижимое имущество возникает только с момента регистрации Все эти варианты деятельности можно охарактеризовать как организационно-процедурные, но не процессуальные Они служат целям организации повседневной работы исполнительного аппарата, т е происходит правоприменение в позитивном смысле Т е нельзя согласиться с этим подходом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.