реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная юстиция (шпаргалка)

Если с точки зрения перечисленных особенностей правосудия и управления попытаться раскрыть содержание термина "административная юстиция", то можно прийти к такому eго, толкованию административная юстиция - это рассмотрение и разрешение споров в сфере управления (администрация) органами, осуществляющими правосудие (юстиция) Подобное определение является схематичным, лишь в какой то мере раскрывает содержание термина, но не дает еще ответа на вопрос о сущности самого понятия, самого института административной юстиции

Что же такое административная юстиция ? Еще в средние века в Англии было допущено предъявление иска " к короне", те к королю и его чиновникам, то есть спор по поводу неправомочных управленческих актов После Великой французской революции идея административной юстиции начала распространяться в Европе и стала повсеместной, не избежав однако существенных национальных различий Французская доктрина административной юстиции, признанная классической, зиждется на разделении властей Схематично суть французской теории можно изобразить следующим образом поскольку административный орган - особый субъект права, выступающий по роду своей деятельности в особые правоотношения ( властеотношения), то оценку действий административных органов следует изъять из сферы судов общей юрисдикции и в связи с этим образовать особые учреждения, управомоченные рассматривать управленческие конфликты Для рассмотрения административных споров в рамках специально организованных регионов создаются "административные трибуналы", рассматривающие дела по первой инстанции Апелляция может подаваться в Государственный совет, одна из секций которого рассматривает ее в составе трех членов Совета Такова французская система, которую многие критикуют за то, что она не обеспечивает действительной независимости суда при разрешении споров ( в состав административного трибунала входит правительственный комиссар, высший орган -Государственный совет, это чисто административный орган) Именно поэтому М Д Загряцков отмечал, что французская административная юстиция в большей мере администрация, нежели юстиция ( правосудие)

Немецкая система административной юстиции представляет coбой единую систему юрисдикционного контроля за администрацией, но входящего в общую судебную систему, возглавляемую Верховным судом Это означает, что для рассмотрения всех административных споров создаются административные суды, образующие специальную систему, - от судов низшей инстанции до судов средней и высшей инстанции, Такая система существует параллельно системе судов общей юрисдикции, рассматривающей уголовные и гражданские дела Административные суды в таком случае независимы от органов "активной администрации" Немецкая система существует с конца прошлого века и применяется помимо Германии в Австрии, Финляндии

Для англосаксонской системы права характерно то, что заинтересованные лица имеют право на обращение в общий суд для рассмотрения административного спора В то же время для рассмотрения отдельных административных споров создаются в рамках отдельных ведомств специальные административные суды (трибуналы) , которые не составляют единой системы Эти органы называют еще квазисудебными

Как видно из сказанного, особенности административной юстиции в каждой стране достаточно существенны. Однако следует выделить несколько общих черт, которые характеризуют административную юстицию в целом

Во-первых, для всех систем административной юстиции характерно отнесение к её ведению споров, возникающих в сфере административного управления между гражданами и юридическими лицами с одной стороны, и административными органами с другой. Круг и содержание этих споров индивидуальны в каждой отдельной системе административной юстиции, однако общим для всех споров является их административно-правовой характер. Как бы не различались между собой отдельные системы, общим является наличие спора об административном праве характеризует административную юстицию как спорную юрисдикцию по административным делам.

Во-вторых, во всех системах административной юстиции в качестве юрисдикционного органа используется орган специально созданный или приспособленный к разрешению споров о праве. В одних случаях эту роль играют общие суды или специально созданные судебные органы. Следует заметить, что известный русский административист С. А. Корф не признавал наличие, административной юстиции, в государстве, где рассмотрением админстративных дел осуществляется обычными судами. В других случаях юрисдикционные функции возлагаются на специальные административные суды, организуемые вне системы общих судов и административных органов.

В - третьих, система административной юстиции предполагает, что, рассмотрение и разрешение административных споров происходит в установленной законом процессуальной форме. Судебный процесс в административных судах построен по образцу общего судебного и нередко почти полностью его воспроизводит. Процесс в административных судах является гласным, публичным, устным, носит состязательный характер.

В-четвертых, отличительным свойством административной юстиции является участие в административно-правовом споре органа управления, его должностного ,лица, действия или бездействия или акты, которых обжалуются ( т.е. речь идет о споре между сторонами, связанными отношениями власти-подчинения).

В-пятых, особенностью административной юстиции является публичный характер объекта правонарушения (публичные права и свободы), что, впрочем, не исключает нарушения одновременно и иных прав, не относящихся к публичным Цель административной юстиции как отмечали русские административисты Елистартов, Корф - защита "субъективных публичных прав граждан", "защита самого объективного порядка", то есть правопорядка, "обеспечение закономерности управления", гарантирование независимости административной власти.

Суммируя все описанные признаки административной юстиции, следует в целом согласиться с определением административной юстиции , данным проф Чечотом , в соответствии с которым под административной юстицией понимают рассмотрение и разрешение в судебной процессуальной форме споров, возникающих в сфере административного управления, между гражданами и юридическими лицами, с одной стороны, и административными органами - с другой, осуществляемый юрисдикционными органами, специально созданными либо приспособленными для разрешения административных споров. Обращаю внимание на то, что предложенное определение показывает, что существование административной юстиции не следует связывать с наличием административных судов. По справедливому замечанию М. Д. Загряцкова вопрос о том, следует ли передать рассмотрение спорных судебно-административных дел специализированным судам либо их необходимо оставить в ведении общих судов имеет второстепенное значение Главным является лишь то, чтобы были обеспечены процессуальные гарантии Следует все же заметить, что ст 26 Закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.96 г. предусматривает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению административных дел, статус которых устанавливается федеральным конституционным законом Следует обратить внимание на то, что об административной юстиции можно говорить лишь тогда, когда разрешение административных споров осуществляется специальным юрисдикционным органом, отделенным от активной администрации и действующим в рамках соответствующей судебной процедуры. Именно поэтому заслуживает внимания позиция некоторых ученых, заключающаяся в необходимости расширения судебной юрисдикции по административным делам, т к именно

судебная процедура со "всей роскошью процессуальной формы" (Загряцков) способна обеспечить объективное установление фактов и профессиональное применение материальных норм права Лишь в судебном заседании можно достичь реализации принципов состязательности, возможности быть выслушанным, вынесения мотивированного решения Более того вполне обоснованно ,на мой взгляд, позиция д ю н Лория В А о целесообразности передачи на рассмотрение административных присутствий судов всех дел об административных правонарушениях (кроме дел о наложении взысканий на месте), а специальные юрисдикционные органы управления, рассматривающие сейчас дела об административных проступках , упразднить Создание стройной системы административных судов сделает ненужными административные и иные комиссии, а также широкие полномочия административного усмотрения контрольно-надзорного характера, имеющиеся у многих должностных лиц

В юридической литературе высказано мнение о том, что еще одним из характерных признаков административной юстиции является отмена либо исправление незакономерного административного акта, происшедшее в результате рассмотрения в суде иска гражданина на незаконные действия должностного лица (органа управления) это мнение высказано д ю н проф Бельским КС, Бойцовой В В , Бойцовым В Я Следует лишь отметить, что отмена либо исправление незакономерного административного акта может происходить не только по заявлению гражданина, но и по иску юридического лица Действительно, в ст 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены споры, которые возникают как из гражданских, так и из административных отношений К административным относятся признание недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан В практике Томского областного арбитражного суда немало дел такой категории Так, в июне 1998 г было рассмотрено дело, по иску Федерации профсоюзных организаций Томской области, ЗАО "ДЗиС" к муниципалитету г Томска о признании недействительным постановления мэра г Томска (рассказать о деле) К арбитражной подсудности относится также признание не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, а также обжалование отказа в государственной регистрации, взыскание с граждан и организаций штрафов, возврат бюджетных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона, или, иного нормативно-правового акта Безусловно что результатом рассмотрения любого управленческого дела, предметом которого является неправомерные, т е незаконные либо некомпетентные акты государственных органов, является либо отмена такого акта, либо его исправление (привести пример ) В отличие от этого статьи нового ГПК прямо определяют, что ,суд мржет обязать принять акт отменяющий незаконный управленческий акт Вполне обоснованно учитывать этот признак административной юстиции, позволяющий, в совокупности с остальными, отделить этот правовой феномен от "активной" администрации с одной сторону и иных видов правосудия уголовного, гражданского, конституционного с другой

Подводя итог рассуждениям, определим административную юстицию или административное судопроизводство как правосудие по административным делам, осуществляемое в особой процессуальной форме судебными органами, путем разрешения спора, возникшего между административными органами и иными участниками вытекающего из административных правоотношений, результатом которого является отмена, либо исправление незакономерного административного акта Следует все же заметить, что такре определение не единственное в юридической литературе ,

Исходя из сказанного, следует определить возможный объём и характер административного судопроизводства Следует прежде всего установить природу соответствующих дел Это - административные дела, возникающие в сфере государственного управления и регулирования, споры возникающие из административных правоотношений, дела по защите прав и свобод граждан в сфере управления Все эти дела по справедливому замечанию проф Тихомирова можно разделить на четыре категории

Во-первых, обжалование гражданами актов и действий должностных лиц,

государственных органов, органов местного самоуправления, нарушающих права пуоличного характера Речь идет об отказе провести регистрацию юридических действий, об ограничениях и нарушениях в процессе выборов, о препятствии к занятию должности на государственной службе Сюда же примыкают составы административных правонарушений, совершаемых лицами, предусмотренные КоАП

 Во-вторых, споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу правовых актов государственных органов и должностных лиц Это могут быть ненормативные акты Правительства, министерств, ведомств, а также региональных органов исполнительной власти Это могут быть и нормативные акты, нарушающие права других органов , организаций и граждан Например, согласно ст23 Федерального Конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" акты Правительства могут быть обжалованы в суд В какой ? В конституционный и высший Арбитражный Суд согласно их юрисдикции

В-третьих, тематические споры В судебное практике уже появилось большое количество дел, связанных с актами и правонарушениями налогового, ? экологического, таможенного законодательства

В- четвертых, в сфере административного судопроизводства могут быть споры о компетенции в системе органов исполнительной власти Случаев нарушений компетенции очень много. В субъектах федерации много скрытых и явных конфликтов между губернаторами и департаментами администраций Сохраняют остроту и споры "по вертикали" между однородными федеральными и региональными органами Сейчас они гасятся с помощью согласительных комиссий, но этого не достаточно

11. Проблемы развития административной юстиции в России.

По справедливому замечанию проф Тихомирова пришло время формировать административную юстицию в нашей стране Многолетний российский административно-правовой опыт и взвешенный учет современных ситуаций дают основание для крупных решений и действий в этом направлении Вновь заметим, что для формирования административной юстиции есть два юридических основания Конституционное - судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства (п 2 ст118 Конституции РФ) Законодательное - допускается учреждение на основе закона специализированных федеральных судов ( ст 26 ФКЗ "О судебной системе РФ") Уже предпринимались практические меры в данном направлении Президент в посланиях Федеральному собранию отмечал необходимостьсоздания административной юстиции В Указе Президента от 3 апреля 1997 г "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране" дано получение готовить административный и административно-процессуальный кодексы Вносился проект закона «Об административных судах», однако он содержал большие недостатки неточно, узко был определен круг административных дел, не указаны, что дела об административных правонарушениях являются основным направлением деятельности административных судов

В литературе высказано мнение, что на данном этапе целесообразно создавать административные коллегии в Верховных 'судах республик и областных судах Накопленный опыт позволит, далее, сформировать сеть федеральных региональных административных судов во главе с Высшей Административной Палатой Небольшие по составу соответствующие структуры приобретут необходимый опыт Его накопление и осмысление приведет к созданию Федерального закона "Об административной юстиции" или Административно- процессуального кодекса, в котором целесообразно а) определить задачи, порядок образования и состав административных судов, б) установить подведомственность дел, а именно рассмотрение жалоб граждан, юридических лиц на решения, действия, бездействие исполнительных органов, споров о компетенции исполнительных органов дел об административных правонарушениях и т д , в) скорректировать подведомственностйдел другим судам в частности арбитражным

Еще одно направление развития административной юстиции состоит в более четком решении вопроса об отмене незаконных актов Ст 258 ГПК РФ в случае обоснованности

жалобы, гражданина сответствующий орган или должностное лицо обязывается устранить допущенное нарушение. Ст. 196 АПК говорит лишь о праве Арбитражных судов признать незаконными действия или бездействия должностного лица. В случае признания,такого деяния незаконным право необходимо защищать по нормам ГПК. Такая ситуация возникла с налоговыми органами.

 Ныне действующее законодательство не предоставляет суду право отмены неправомерных административных актов: решение суда по жалобе ограничивается установлением обоснованности жалобы гражданина и обязыванием соответствующего органа государств енного управления или должностного лица устранить допущенные нарушения (ст.239-7 ГПК РСФСР, ст.7, Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"). Несколько иначе вопрос разрешен в Арбитражном Процессуальном Кодексе Статьи 22 ,132 говорит о праве суда признать недействительным ненормативный акт государственного органа, органа местного самоуправления или другого органа, однако и в этой ситуации арбитражный суд не вправе отменить этот акт. В случае признании судом акта недействительным нарушенное право, в соответствии со ст. 13 ПС РФ, подлежит восстановлению или защите иными способами,предусмотренными ст. 12 ГК РФ, т.е. например путем

восстановления положения существовавшего до нарушения права или путём признания права и

т.д. Ограниченность контроля за законностью актов может быть преодолев организацией административной юстиции (административно-судебных органов - административных судов или иных квазисудебных органов). Последние, будут располагать полномочиями отмены неправомерных административных актов.

Специфика административных дел такова, что их разбирательство, /требует особых организационных форм и особой судейской квалификации. Административная юстиция со всей очевидностью предпочтительней административного (иерархического) порядка обжалования, а также прокурорского надзора. Органы административной юстиции не связаны,yзами службы и мундира в отличие от административных органов, более независимы и беспристрастны, чем ведомственные инстанции. От прокурорского надзора административную юстицию выгодно отличают наличие процессуально регламентированных положений, связывающих участников процессу, взаимными правами и обязанностями, гарантирующими их равенство и состязательность. Кроме того, передача на рассмотрение именно административной судов всего массива дел, вытекающих из административных правонарушений, во-первых, окаэкет влияние на законность и обоснованность выносимых судом решений, во-вторых, coздаёт надежные гаранту правам и свободам граждан, которые зачастую нарушаются при административном (Внесудебном) разрешении возникших споров.

Преодоление предубеждения по отношению к административной юстиции в нашей стране

- сложный и медленный процесс. Представляется, однако, что вопрос не в том, что в обществе не имеется потребности в деятельности административных судов, но в том,что не достает теоретических и прикладных разработок механизма административной юстиции в российских условиях. Не обращается должного внимания на проблему соответствующей., подготовки

специализированных административных судов, организации полисистемнбго судебного механизма) в котором административная юстиция займет соответствующее место. Можно предположить, что российская судебная система не отторгнет административную юстицию , как не отторгла она Конституционный суд и арбитражные суды.

12. Система административной юстиции в России в конце XIX - начале ХХвв.

 Говоря о развитии института судебного контроля над действиями администрации мы будем иметь в виду историю административной юстиции в России.

В России система административной юстиции в конце 19 века только начинала создаваться. До этого времени Россия не знала разветвленной и развитой системы административной юстиции. Административная юстиция в дореволюционной России была построена , по мнению проф. М. Д. Загряцкова, чрезвычайно элементарно. Первой инстанцией являлись, смешанные присутствия (присутствие- это государственное ''учреждение в дореволюционной Р.), рассматривающие строго ограниченный круг админитративных дел ( налоговые о дорожной повинности, о нарушении полицейских постановлений крестьянским

делам, воинской повинности, горнозаводским делам). Второй и последней - инстанцией являлся 1-й департамент Сената. В соответствии со ст I и ст. II "Учреждения Сената" он признавался "верховным местом, которому в гражданском порядке суда, управления и исполнения подчинены все вообще места и установления в Империи" и которое "имело высший надзор в порядке управления: Не следует думать, что в старой России имелась система законченных инстанций административной Юстиции. По словам Н.И. Лазаревского присутствия были стиль многочисленные, что их число превышало память среднего человека. Возникали они ,по мере надобности, а не были правильно построенной первой ступенью судебно-административной юстиции. В ряде областей присутствия не были созданы и 1-й департамент Сената рассматривал дела и по первой и по второй инстанции. В результате многие дела не проходили через присутствия (обычную первую инстанцию). Такая ситуация позволила проф. Тарасову говорить о том, что Сенат (административная юстиция ) является "куполом без здания и фундамента". Но Сенат был все-таки управленческим органом. Стройного процессуального порядка разрешения споров не было. Некоторый, отдаленный намек на процесс встречался только в финансовых присутствиях.

Именно либеральная эпоха 60-х годов прежде всего содействовала превращению правительствующего Сената в орган административной Юстиции. В это время департамент

Сената получил новое и по слова Загряцкова "непредвиденное" значение - приобрел характер административного суда. Сенат принимал к рассмотрению жалобы на неправомерные административные акты (хотя формально на это не был уполномочен), основываясь на общем смысле акта "Учреждение Сената" 1802 г. Следует лишь заметить, что департаменты правительствующего Сената по своей архаичности резко отличались от созданных Судебными Уставами 1864 года кассационных Департаментов. И действительно, функционально Сенат должен быть судом; а формально он оставался присутственным местом. Судебный процессуальный порядок, как мы уже говорили, отсутствовал, господствовал письменный принцип. Сенаторы назначались исполнительной властью из "особ первых трех классов" , причем для назначения не требовалось ни стажа ни образования. Процесс напоминал консисторию (собрание) : все дело фактически находилось в руках канцелярии, подчиненной через оберпрокурора Сената Министру юстиции. Слушание дел проходило без заявителя, а если обжаловались действия государственного органа, то представителю заинтересованного государственного органа (заинтересованной стороне) принадлежало наравне с судьями право решающего голоса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.