реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная юстиция (шпаргалка)

2 Существует и иное понимание административного процесса Оно базируется на традиционно сложившихся взглядах на процессуальную деятельность как на чисто юрисдикиционную Впервые эта концепция прозвучала в работе НГ Салищевой "Административная юстиция в СССР" в 1964 году Именно она впервые определила, что административный процесс - это рассмотрение споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения Совершенно обоснованно было отмечено, что едва ли правильно распространять рамки действия процессуальных норм на "нормальную", "позитивную" деятельность администрации, а следовательно на порядок разрешения всех без исключения индивидуальных дел (именно так происходит при ином понимании сущности адм. процесса) Так называемое "узкое" понимание административного процесса аналогично содержанию "понятий уголовный и гражданский процесс" В данном случае за основу берется осуществление правоохранительной функции Процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по гражданским, уголовным, административным делам

Попробуем выделить некоторые основные черты административного процесса.

1 Так же как и любой юридический процесс , адм процесс представляет собой государственно-властную деятельность Наиболее ярко это проявляется тогда, когда спор между участниками административных правоотношений рассматривается в порядке

административного судопроизводства - реализуется судебная власть как одна их форм деятельности государства

2 Административный процесс - динамическое понятие, содержание которого включает деятельность государственных органов и иных участников процесса, последовательно проходящую определенные этапы

3 Административный процесс - метод разрешения спора между участниками административных правоотношений, причем бремя доказывания в этом споре лежит на властной стороне

4 Административный процесс представляет собой деятельность по совершению операций с нормами права Причем в качестве объекта таких операций выступают одновременно нормы материального и процессуального права

5 Административный процесс представляет собой деятельность, результаты которой обязательно оформляются в соответствующих процессуальных документах В качестве примера можно привести протокол о совершении адм правонарушения, решение о привлечении к адм ответственности и применении мер адм взыскания , решение судьи по жалобе и т д

Подведем итог Оба варианта определения сущности адм процесса имеют сходные черты индивидуальный характер дел, их регламентация нередко в одном нормативно-правовом акте (например, Указом Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения, предложений, заявлений и жалоб граждан" от 4 марта 1980 г установлен единый порядок рассмотрения, предложений, заявлений и жалоб граждан, хотя административно-правовой спор имеется лишь в последнем случае, т е когда гражданином обжалуется незаконное действие администрации) и т п Однако имеются и существенные различия в содержании процесса, понимаемом как правоприменение в позитивном смысле и юрисдикционном процессе Во-первых, как административно-процессуальная рассматривается деятельность не

связанная с необходимостью рассмотрения и разрешения административно-правового спора, Либо эта деятельность обязательно связывается с возникающей в сфере государственного управления спорной ситуацией Нельзя относить к административно-процессуальной деятельности правоохранительные действия если их предмет не составляет конкретный административно-правовой спор

'Во-вторых, при юрисдикционном административном процессе дается правовая оценка поведения сторон возникшего спора В то время как при административно-процедурной деятельности правовая оценка является условием удовлетворения соответствующих ходатайств ( выдача лицензии) либо вообще отсутствовать (подготовка управленческого решения)

В-третьих, при осуществлении административной юрисдикции принуждение -возможный результат разрешения административно-правового спора Административные процедуры лишены этого признака

Сформулируем на основании изученных признаков определение административного процесса в "узком" смысле, на который будем опираться в ходе дальнейшего изучения курса

I Административный процесс - это урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность государственных органов и иных участников процесса, направленная на разрешение возникшего административно-правового спора и применения к виновной стороне мер административной или иной юридической ответственности

8. Административная юрисдикция

С юрисдикционной деятельностью связывают чаще всего правосудие, а также именно с административно юридсдикционной деятельностью деятельность органов государственного управления по разрешению правовых конфликтов Причем трактовка понятия юрисдикция получала каждый раз отраслевую окраску в зависимости от предмета рассмотрения (уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная и тд) Естественно, рассмотрение уголовных дел судом имеет свои особенности, юрисдикционная деятельность арбитражных судов - иные специфические признаки Но всех их объединяет одно - юрисдикционный способ охраны общественных отношений, заключающийся в рассмотрении компетентным органом

юридического дела по существу и принятие по нему государственно-властного решения Возникает вопрос к какому из видов государственной деятельности относится юрисдикция ? Разрешение правовых конфликтов традиционно связывается с судебной деятельностью, с

правосудием, Эго вполне обоснованно, поскольку действующее законодательство возлагает на суды осуществление юрисдикции по определенным категориям дел Правосудие, безусловно, является наиболее совершенным способом юрисдикционной защиты интересов государства, личности Однако действующее законодательство предоставляет юрисдикционные полномочия и другим субъектам - органам государственного управления В соответствии с КоАП РФ значительное число государственных органа получили право осуществлять юрисдикцию Следует согласиться с определением понятия "юрисдикция", данное АП Шергиным, в соответствии с которым юрисдикция, равно как и правоприменение в целом, представляет собой деятельность, содержание которой являются сбор, исследование и оценка информации и принятие решения Компетентный орган устанавливает прежде всего факты, имеющие юридическое значение ( совершение определенного правонарушения, невыполнение юридической обязанности и т д) Причем в юрисдикционном процессе установление данных фактов является не только правом, но и обязанностью органа, рассматривающего дело по существу Аналогичные нормы имеются в нормативных актах, регулирующих порядок осуществления гражданско-правовой и уголовно-правовой юрисдикции Неполнота исследования фактов, входящих в предмет доказывания по делу, влечет отмену принятого на основе такого исследования решения Исследованию и оценке подлежат не только обстоятельства дела, его решение невозможно без соответствующей нормативной основы Такие действия, получившие наименование правовой квалификации , являются обязательным элементом правоприменения в юрисдикционной деятельности Для разрешения юридического дела недостаточно констатации наличия или отсутствия события (правонарушения, спора), требующего юрисдикционного вмешательства Необходимо принятие решения по делу юрисдикционного акта, который обоснованно рассматривается учеными в качестве одного из самостоятельных видов правоприменительных актов Отличительной особенностью данного акта является то, что посредством его реализуется принудительное воздействие права на участников общественных отношений/

Такова характеристика юрисдикции как правоприменительной деятельности Однако это качество не раскрывает всей сущности этого правового явления В реальной жизни нередки случаи, когда правовая норма и фактическая ситуация находится в противоречии между собой Именно тогда становится необходимо вмешательство компетентных государственных органов Именно тогда юрисдикция проявляется как правоохранительная деятельность Рассмотрим основные признаки, характеризующие юрисдикцию как вид правоохранительной деятельности Во-первых, это наличие правового спора Это означает, что рассмотрение и разрешение юридических дел, обусловленных позитивными обстоятельствами, не охватывается юрисдикционной деятельностью Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решать спор о праве, о нарушении правовых предписаний Эта точка зрения на природу юрисдикции не единственная, но мы будем исходить из того, что потребность в юрисдикционной защите появляется лишь в случаях, если возник спор о праве либо нарушены правовые предписания

Вo вторых, наличие особой процессуальной формы в рамках которой осуществляется юрисдикция Следует заметить, что наиболее детально регламентирована судебная юрисдикция

В-третьих, наличие состязательной процедуры разрешения дела Этот признак предполагает , что стороны в споре не являются пассивными наблюдателями, решения своего дела юрнсдикционным органом Они вправе защищать свои интересы, представлять доказательства, заявлять ходатайства и т д

В-четвертых, наличие юрисдикционного акта Юрисдикция как процесс не самоцель, а способ разрешения правовых конфликтов Итогом его является принимаемое по результатам рассмотрения дела решение, те акт применения нормы права к конкретному случаю, те юрисдикционный акт

Административная юрисдикция обладает всеми рассмотренными признаками Вместе с тем это самостоятельный вид правоохранительной деятельности Различные виды правонарушении в сфере государственного управления обусловливают необходимость применения юрисдикционных способов защиты общественных отношений В отличие от иных

видов юрисдикции, административная нередко осуществляется тем же субъектом, в компетенцию которого входит выявление, установление фактических обстоятельств административного правонарушения Более того в КоАП РФ предусмотрена глава «Предмет доказывания », где органу предписано установить определенный перечень обстоятельств спора и четко намечена тенденция на расширение компетенции судов осуществляющих разрешение и рассмотрение споров об административных правонарушениях - С учетом сказанного следует различать административную судебную юрисдикцию (административную юстицию) и административную юрисдикцию, осуществляемую иными уполномоченными органами государства Несмотря на различие в органах, осуществляющих юрисдикционную деятельность можно выделить общие признаки характерные для административной юрисдикции как вида юрисдикции Так, предметом рассмотрения и разрешения в рамках административной юрисдикции являются дела об административных проступках, дела, вытекающие из административных правоотношений Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и принятие решения по ним подчиняется определенной процедуре Ее детальная регламентация - весьма актуальная и непростая задача Административная юрисдикция как правоприменительная деятельность завершается ,принятием специального правового акта Сказанное позволяет определить административную юрисдикцию как вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и суда, охватывающую рассмотрение дел об административных правонарушениях , либо дел, вытекающих из административных правоотношений и принятие решений по ним в установленных законом формах и порядке

9. Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия

Мы выяснили, что административная юрисдикция, в зависимости от органа ее осуществляющего, может быть рассмотрена как административное судопроизводство и административная юрисдикция, осуществляемая иными уполномоченными на это органами Рассмотрим сущность административного судопроизводства, а также выясним соотношение административного судопроизводства и правосудия в целом

Известно, что состояние правосудия, его демократизм, степень развитости правовых гарантий личности характеризует демократизм общества в целом Создание правового государства и гражданского общества, последовательное обеспечение прав личности вплотную смыкается с задачей создания и упрочения судебной власти Вспомним что же такое судебная власть ? Можно считать что это - исключительная прерогатива суда разрешать возникающие в обществе в сфере права конфликты с использованием для этого особой процессуальной процедуры при наделении спорящих сторон равными правами Носитель судебной власти - суд занимает в правовой системе особое положение, он не подчинен ни законодательной, ни исполнительной власти и выполняет в обществе функцию социального арбитража, защиты интересов личности Идея судебной власти понемногу, но закрепляется в законодательстве, претворяется в жизнь. Во-первых, ст 10 Конституции закрепила , что "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" Во-вторых, Закон о статусе судей РФ от 26 06 92 г провозгласил " судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей" Это утверждение нашло отражение и в ст ФКЗ "О судебной системе РФ" от 31 12 96 г В-третьих, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г и дополнение на этой основе Гражданско-процессуального кодекса РСФСР гл

авой 24-1 послужил реализации конституционного принципа, закрепленного в ст18 Конституции РФ о том, что права и свободы гражданина обеспечиваются правосудием В-четвертых, еще раньше 22 ноября 1991 г Верховный Совет принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина ( 40 статей), которая предусмотрела новые важные гарантии прав личности и расширила сферу судебной власти Таковы нормы, гарантирующие гражданину судебную защиту eго прав и свобод, охрану законом прав жертв преступлений и

злоупотреблений властью, с обеспечением им доступа к правосудию, охрану права граждан на свободу и личную неприкосновенность и т.п. Эти положения нашли отражение в Конституции РФ в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина". Поднятие этих гарантий на конституционный уровень убедительно подчеркивает особую роль суда в обеспечении гражданского мира и спокойного обладания правами . А в этом и состоит суть судебной власти.

Каково соотношение судебной власти и правосудия ? По действующему" законодательству правосудие осуществляется только судом (ч 1 ст. 118 Конституции РФ). Его задачи состоят в быстрой и эффективной защите прав и свобод человека, соблюдении суверенных прав РФ и её субъектов, доступности правосудия на равных основаниях для всех. Осуществляется судебная власть посредством конституционного, гражданского, административного судопроизводства . Отсюда следует, что правосудие есть форма реализации судебной власти. Оно представляет собой вид государственной деятельности, осуществляемой судом, направленной на защиту интересов личности и общества и состоящей в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных, гражданских, административных и иных дел, применении мер государственного принуждения к нарушителям законов Особой самостоятельной формой осуществления правосудия является рассмотрение дел, Конституционным судом.

Сказанное позволяет перейти от понятия правосудия к понятию административного судопроизводства или административной юстиции Еще раз отметим, правосудие по административным делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения в судах дел об административных правонарушениях; дел, вытекающих из административных правоотношений, а также применения установленных законом мер к лицам, виновным в совершении правонарушения Таким образом специфическим признаком правосудия по административным делам является особая, достаточно сложная процедура рассмотрения дел. Суть этой процедуры в том, что при рассмотрении дел в судебных заседаниях применяется четко установленный законом порядок производства, призванный обеспечить быстрое и полное, достоверное установление истины, справедливое разрешение дела Производство по административному делу и есть , в сущности, административное судопроизводство в юрисдикционном смысле. Точно также как производство по уголовному делу образует уголовный процесс, а производство по гражданскому делу - гражданский процесс. Отсюда видно, что административное, уголовное, гражданское, конституционное судопроизводства - это особые способы, методы осуществления правосудия В таком аспекте правосудие по отношению к административному судопроизводству это более широкое понятие.

Итак,

1. Юридический процесс, рассматриваемый прежде всего как юрисдикционный - это разрешение в процессуальной форме определенного юридического дела с. использованием правовых норм.

2 Административный процесс как вид процесса юридического - это урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность государственных органов и иных участников процесса, направленная на разрешение возникшего административно-правового спора и применение к виновной стороне мер административной или иной юридической ответственности.

3 Административный процесс - это прежде всего процесс, юрисдикционный, правоприменительный. Административная юрисдикция рассматривается как вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и суда, охватывающий рассмотрение дел об административных правонарушениях либо дел, вытекающих из административных правоотношений и принятие решений по ним в установленных законом формах и порядке

4 Административное судопроизводство или административная юстиция как одна из форм административной юрисдикции представляет собой метод осуществления правосудия наряду с уголовным, гражданским и конституционным судопроизводством

10. Сущность административной юстиции. Виды административного судопроизводства

По справедливому замечанию Д. М Чечота сам по себе термин "административная

юстиция" внутренне противоречиво так как содержит в себе различные по своей сущности понятия "администрация" и "юстиция" Администрация (administrate) - это управление, руководство (с точки зрения характера деятельности), а применительно к соответствующим органам и лицам - это система исполнительно-распорядительных органов государственного управления и их должностные лица Юстиция (justitia) - это законность, справедливость, правосудие, а с, точки зрения органов ее осуществляющих - это система судебных органов Между управлением и правосудием существует различия как в самом содержании деятельности, так и в органах ее осуществляющих

Управление основано на предусмотренной законом компетенции каждого административного органа, в рамках которой он действует Административные органы осуществляют широкий круг Полномочий, в том числе разрешение споров о праве (юрисдикционная деятельность) составляет значительную часть Так согласно п 7 ст 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций - налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Согласно ст 23 5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14 5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ), статьями 15 1 (нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций), 15 21 (несоблюдение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций) КоАП РФ

Правосудие состоит в применении права к установленным в судебном процессе юридическим фактам Осуществляя правосудие, органы правосудия обеспечивают защиту прав Это главная задача при осуществлении правосудия Именно поэтому следует в общем виде согласиться со следующем определением правосудия как деятельности суда по гражданским, уголовным делам, делам , вытекающим из административных правоотношений, и делам об административных правонарушениях, осуществляемая в особой процессуальной форме, с участием сторон и других участников процесса, состоящая в установлении фактических обстоятельств дела путем исследования доказательств и в разрешении дела, т е применении соответствующего материального закона В юридической литературе широко распространено мнение, что судьи, рассматривая дела об административных правонарушениях , действуют не как органы правосудия, а как органы управления Это мнение высказано в работах проф Бахраха, проф Чечота Более того, соглашаясь с тем, что рассмотрение дел о законности действий органов управления представляет собой административную юстицию, то есть правосудие по административным делам или управленческая деятельность, многие ученые считали что рассмотрение дел об административных проступках как правовое явление не имеет название (Боннер А Т, Бахрах Д Н ) Такая позиция возможно связана с тем, что работы этих авторов выполнены много лет назад и не могли учесть последующих изменений в законе, в тч и Конституции РФ 1993 г Отсутствие нормативного материала затрудняло и научные исследования Существует и иная точка зрения Еще в 1970 г некоторые ученые считали рассмотрение этих дел судьями "новой ветвью правосудия" Эта точка зрения не нашла тогда широкого понимания Так, Анат Павл Шергин, утверждал, что рассматриваемая деятельность не может быть отнесена к правосудию, т к 1) Закон относит к правосудию только деятельность судов по рассмотрению гражданских и уголовных дел ( ст 154 К 1977 г), 2) Административные взыскания применяются любым субъектом административной юрисдикции В связи с чем применение штрафа за совершение мелкого хулиганства судьей или начальником внутренних дел - тождественны по своей природеб С этой точкой зрения согласиться трудно

Во-первых, новая К закрепила, что судебная власть осуществляется и путем административного судопроизводства ( ч 2 ст 118)

Во-вторых, при всей множественности субъектов административной юрисдикции суд занимает в этой системе особое место Это связано и с исключительностью положения суда и с

особой процессуальной формой и с особыми процессуальными гарантиями при разрешении дел

В-третьих, законодатель прямо назвал эту деятельность правосудием и ничем иным Так, в ч 2 ст 1 ФЗ "О мировых судьях в РФ" отмечено, что мировые судьи осуществляют правосудие именем РФ П 9 ст 2 этого ФЗ определил, что к компетенции мировых судей относится рассмотрение дел об административных правонарушениях Законодатель также отметил, что порядок осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях может устанавливаться законами субъекта РФ" Таким образом существуют и законодательные и логические предпосылки для того, чтобы разрешение судьями дел об административных правонарушениях рассматривалась как правосудие Мы также будем исходить из того, что рассмотрение судьями дел об административных правонарушениях является правосудием Более точно и полно этот вопрос отражен в АПК ст 29 относит к компетенции арбитражных судов разрешение экономических споров, возникших из административных правоотношений Этому посвящена гл 25 УПК, следовательно эта деятельность является правосудием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.