реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Управление рисками в коммерческих банках

плохой анализ кредитуемой отрасли;

поверхностный финансовый анализ заемщиков;

завышенная стоимость залога;

недостаточно частые контакты с клиентом;

недостаточные проверки и отсутствие сбалансированности в процессе

кредитования;

отсутствие контроля над займами;

неспособность к увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества

кредитов;

плохой контроль за документированием займов;

чрезмерное использование заемных средств;

неполная кредитная документация;

отсутствие классификации активов и стандартов при формировании резервов на

покрытие убытков по кредитам;

неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.

Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая

чрезмерную концентрацию кредитов, предоставляемых в одной отрасли или

секторе хозяйства, большие портфели неработающих кредитов, убытки по

кредитам, неплатежеспособность и не ликвидность.

Не вызывает сомнения, что на многих рынках банкам приходится

действовать в таких экономических условиях, которые характеризуются

наличием объективных трудностей для качественного управления кредитами, что

лишний раз свидетельствует о важности усиления такого управления.

2. Кредитная политика: Основные положения и процедуры

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами.

Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является

краеугольным камнем разумного управления кредитами. Политика определяет

объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться

банковские работники, отвечающие за предоставление займов и управление ими.

Политика определяет основу действий Совета Директоров, законодателей и лиц,

принимающих стратегические решения, а также предоставляет возможность

внешним и внутренним аудиторам оценить степень и качество управления

кредитами в банке. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко

проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет

руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов,

избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.

Основное содержание и роль банковского дела- это обеспечить сбор и

надежность депозитов и умело ссудить эти средства на основе разумной

политики. Все другие услуги являются вспомогательными и вторичными. В банке

всегда должно иметься в наличии достаточно средств для удовлетворения

требований вкладчиков, желающих изъять их, и желаний заемщиков

воспользоваться ими в разумных пределах. И вкладчики и регулирующие органы

исходят из предположения, что вложенные в банк средства сохраняются и

имеются в наличии благодаря необходимому уровню ликвидности и

диверсификации риска. И что риск, который является ограниченной частью

всякого предоставленного банком кредита, должен быть минимальным.

Особая роль коммерческих банков в предоставлении кредитов является

центральной в банковских операциях. Работа банкира заключается в том, чтобы

решать, кому можно доверить деньги вкладчиков. Банк должен определить,

какие кредиты он будет предоставлять, а какие нет, сколько кредитов каждого

типа он будет предоставлять, кому он будет предоставлять кредиты и при

каких обстоятельствах эти кредиты будут предоставляться. Риск нельзя

игнорировать. Все эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка

было поддержание оптимальных отношений между кредитами, депозитами и

другими обязательствами и собственным капиталом. Здравая кредитная политика

способствует повышению качества кредитов. Цели кредитной политики должны

охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность

средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру

обязательств по срокам.

Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом и

этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере роста банка,

диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий и

обязанностей в банке. Кредитный язык, разработанный в результате появления

четкой политики, представляет основу развития общей кредитной культуры

банка.

3. Обзор управления кредитным риском

Управление кредитным риском- это и процесс и сложная система. Процесс

начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются «

целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий

погашения долгового обязательства.

Начало процесса предоставления кредита

Как описывалось выше, кредитная политика банка определяет кредитную

деятельность банка, его «целевые рынки» и клиентуру, а также приемлемые и

неприемлемые риски. Сотрудники кредитного отдела должны сыграть двойную

роль-роль продавца и эксперта в процессе предоставления кредита. После

идентификации потенциального заемщика, сотрудник кредитного отдела начинает

процесс принятия решения посредством получения информации у этого заемщика

с тем, чтобы решить, совместима ли его просьба о предоставлении кредита с

текущей политикой банка. Далее сотрудник должен определить, для чего

заемщику нужны дополнительные средства. Настоящая причина может не всегда

совпадать с названной заемщиком. Узнав настоящую причину, сотрудник банка

сможет определить соответствующую структуру кредита по срокам, составить

график его погашения и найти подходящий для этого вид кредита( например,

инвестиционный кредит, кредитование оборотного капитала и ипотечный).

Анализ источников погашения кредита

После того, как сотрудник банка понял сущность заявки клиента,

установил, разумна ли она и соответствует ли реалиям деятельности банка, он

должен провести анализ источников погашения кредита. Этот анализ,

выявляющий первичные и вторичные источники погашения, поможет сотруднику

определить, следует ли принять или отклонить заявку клиента на получение

кредита. Для того, чтобы определить вероятность погашения кредита,

сотрудник банка должен исследовать слабые и сильные стороны клиента,

оценить заявку клиента с точки зрения его финансовой отчетности, движения

наличности, деловой стратегии клиента, рынка его деятельности, квалификации

руководства, информации о нем и опыта работы. Очень важно, чтобы кредит был

разработан специально для указанной клиентом цели. Цель кредита и его

погашение взаимно переплетаются; знание сущности кредита позволяет и

банкиру, и заемщику привязать условия погашения кредита к его цели.

При тщательном его проведении, анализ источников погашения кредита

различен для различных видов кредита. Это различие особенно велико для

долгосрочных и краткосрочных кредитов. Долгосрочная прибыльность компании

более важна для долгосрочных кредитов, потому что источником погашения

здесь служат поступления от инвестиций. В случае же с краткосрочными

кредитами, необходимо провести детальный анализ торгового цикла, или цикла

оборота активов- товарных запасов в дебиторскую задолженность и наличность-

с тем, чтобы определить, какие статьи баланса могут быть превращены в

наличность для погашения кредита.

Структура кредита

Сотрудник банка должен определить условия кредита: процентную ставку,

обеспечение, гарантии и особые статьи, которые будут отражать присущий

кредиту риск. Структура кредита должна быть тесно связана с ожидаемыми

источниками и сроками погашения кредита.

Заключительными этапами процесса структурирования кредита являются его

одобрение,подготовка документации и составление отчета о нем. Все эти этапы

должны быть четко определены в кредитной политике и процедурах банка.

Одобрение кредита

Одобрение кредитов в коммерческих банках обычно происходит либо в

рамках кредитного комитета, либо в рамках процесса последовательного

одобрения кредитов. В первом случае кредиты одобряются кредитным комитетом,

членами которого обычно являются руководители банка и его кредитного

отдела. Во втором случае, одобрение кредитов идет снизу вверх по цепочке-

от простых сотрудников кредитного отдела до руководства, имеющего право ( в

соответствии с требованиями кредитной политики банка) на окончательное

одобрение кредита.

Сторонники первого метода утверждают, что он обеспечивает наиболее

компетентного уровня принятия решений, так как при этом используется опыт,

имеющийся у всех членов кредитного комитета. Сторонники же второго метода

утверждают, что комитетная система не дает достаточно времени для анализа

каждой заявки, когда их подается сразу несколько на каждом заседании. Они

говорят, что в комитетной системе присутствует стадный инстинкт- члены

комитета стараются избегать вопросов, неприятных для сотрудников, подающих

заявку, или других кредитных отделов и следуют предпочтениям руководства

своего комитета. Система же последовательного одобрения, по словам ее

сторонников, дает сотрудникам реальную возможность проверить кредитную

заявку, задать необходимые вопросы и принять независимые решения.

Степень ответственности членов кредитного комитета за одобряемые ими

кредиты варьируется. В большинстве банков голосование в пользу или против

того или иного кредиты происходит либо в форме поднятия рук, либо в форме

ответов «за» или «против». В некоторых банках голос каждого члена комитета

регистрируется. И хотя неясно, насколько ответственность каждого члена

влияет на эффективность процесса принятия решений, следует сказать, что

степень ответственности выше при последовательном одобрении кредита.

Размер банка и масштаб его операций определяют степень централизации

процесса принятия решений. Как правило, чем меньше банк, тем больше степень

централизации, чем больше банк ( а следовательно, и масштаб его операций,

особенно географический) ,тем больше степень децентрализации. Некоторые

сделки могут быть потеряны из-за бюрократических проволочек в процессе

одобрения кредита банком. Учитывая это, многие банки передают полномочия по

одобрению кредитов руководству своих региональных отделений, а те, в свою

очередь, могут передать эти полномочия руководству филиалов или их

отдельным сотрудникам.

В любой децентрализованной системе, кредитные полномочия на различных

уровнях обычно определяются рекомендациями отделов по кредитной политике и

по контролю за деятельностью банков, а затем одобряются руководством банка

и советом директоров. Контроль за правильностью использования этих

полномочий осуществляется посредством составления периодических отчетов и

проведения обзоров и проверок внутренними аудиторами.

Кредитная документация обеспечивает защиту от риска, позволяя банку

принимать юридические меры,если заемщик не выполняет запретительные

оговорки или нарушает график погашения. Кредитный договор-это контракт

между банком и заемщиком,в котором оговариваются права и обязанности каждой

стороны по отношению к кредиту. Хотя кредитный договор не позволяет

кредитору контролировать источник погашения кредита, он содержит

условия,оговорки и ограничения,составленные таким образом,чтобы поддержать

или улучшить финансовое состояние заемщика,уровень прибыльности,движение

денежных средств,что так или иначе защищает интересы банка. Хороший

кредитный договор,составленный на четкой юридической основе,дает кредиторам

вес на переговорах,если состояние кредита начинает ухудшаться.

Прежде чем быть подписанной,юридическая документация должна быть

тщательно проверена,желательно какой-либо специализированной внутренней

структурной единицей банка.Очень важно,чтобы кредитная документация

отвечала требованиям существующей законодательной базы: прежде чем какой-

либо кредиты предоставлен одному заемщику или группе связанных

заемщиков,тщательно должны быть проверены существующие лимиты кредитования

по отношению к величине капитала банка.

Обеспечение и гарантии

Обеспечение -это материальный актив,на который банк имеет право залога.

Использование залога в поддержку кредита дает банку возможность

контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий

кредита.Обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения

кредита.

ТАБЛИЦА 7

Оценка залога

|Рейти|Покрыт|Стоимость |Контроль |Примеры |

|нг |ие | | | |

|обесп|обеспе| | | |

|ечени|чения | | | |

|я |Стоимо| | | |

| |сть | | | |

| |обеспе| | | |

| |чения | | | |

|A |100 |Полностью |Под банковским|Контргарантии |

| | |обеспечена и легко|контролем |приемлемых банков|

| | |может быть |Документация в| |

| | |реализована |порядке |Денежный залог в |

| | | | |банке |

|B |<100% |Стоимость может |Под банковским|Акции,заложенные |

| | |колебаться и могут|контролем |и хранимые в |

| | |возникнуть |Документация в|банке |

| | |трудности с |порядке |Оцененная банком |

| | |продажей | |недвижимость |

|C |<100% |Изменчивая |Проблемы под |Некотируемые |

| | |стоимость и |контролем |акции |

| | |неуверенность с |Сомнительная |Запасы ТМЦ или |

| | |реализацией |документация |дебиторская |

| | | | |задолженность,хра|

| | | | |нимая в банке |

|D |<100% |Снижающаяся |Не |Неконтролируемые |

| | |стоимость и слабая|контролируется|запасы ТМЦ |

| | |реализация |банком | |

| | | |Проблемы с | |

| | | |документацией | |

| | | |Проблемные | |

| | | |активы | |

|E |<100% |Падающая стоимость|Не |Не поддержанные |

| | |или ее |контролируется|гарантии |

| | |отсутствие,и |банком |Не подтвержденное|

| | |затрудненная или |Документация |размещение |

| | |невозможная |отсутствует |книжных долгов |

| | |реализация на | | |

| | |рынке | | |

Наблюдение за кредитом

После того,как кредит выдан,банк должен предпринять меры для

обеспечения его возврата. Управление кредитами является одной из главных

задач сотрудников кредитного отдела банка. Хорошее управление кредитом не

исправит “плохой” кредит,но многие “хорошие” кредиты могут стать

проблемными в случае неэффективного управления ими сотрудниками кредитного

отдела банка.

Банки следят за заемщиками для того,чтобы удостовериться в

благополучности их финансового положения и в выполнении ими условий

кредитного договора; а также для поиска новых возможностей делового

сотрудничества с клиентом. Наблюдение за кредитом необходимо для

того,чтобы выявить на ранней стадии признаки того,что у заемщика могут

появиться затруднения с погашение кредита. Это необходимо делать на ранней

стадии для того,чтобы максимально увеличить эффект от корректирующих

действий банка и снизить его убытки. Наблюдение за кредитами особенно важно

на этапе их погашения или когда они становятся просроченными,или же в

случае нарушения установленных кредитным договором условий минимальной

суммы залога или величины финансовых коэффициентов.

Проблемные кредиты и работа с ними

Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиента, хотя

в некоторых странах с очень слабой финансовой дисциплиной существует класс

заемщиков,именуемых злостными неплательщиками,которые могут,но не желают

погасить кредит. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но

развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще

слабые,но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления.

Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны

против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и

проанализировать первые признаки наступающего кризиса.

После того,как кредит был предоставлен,должны быть предприняты меры для

предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна обеспечивать

доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она должна быть

подготовлена в течение определенных промежутков времени и проаудирована

приемлемыми для банка аудиторами. Документация по кредиту должна также

содержать условия,дающие банку право проверять отчетность клиента,или,по

крайней мере,дающие банку доступ к разъяснениям( клиента) по его финансовой

отчетности.

Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать

и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники,

ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах,

боясь подвергнуться критике за то, что они ввергли банк в сложную ситуацию.

Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после

того,как они были выявлены, оказываются в действительности намного хуже,

чем думали сотрудники кредитного отдела. Но ситуация может быть еще

хуже,если руководство банка, зная о проблемах своего кредитного

портфеля,скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки по ним

выдачей рискованных кредитов и спекуляциями.

Во избежание этого банки делают периодические,независимые и объективные

обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем, чтобы они выявили

упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности

кредитов. Проверки,проводимые органами надзора и регулирования, также очень

часто выявляют незамеченные проблемные кредиты. В процессе эффективного

управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов

является система внутреннего контроля банка.

Тревожные сигналы

Нефинансовыми тревожными сигналами являются,например, необоснованные

задержки в получении от клиента финансовой отчетности,особенно тогда,когда

кредитный договор содержит условие,требующее предоставления информации в

течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах

задержек сами являются признаками проблемности кредита.

Другими нефинансовыми признаками могут быть резкие изменения в планах

деятельности клиента,ожидаемые радикальные изменения в составе руководства

компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика.

Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных

статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от

сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях

банка и клиента. В худшем случае,это нежелание клиента может быть

обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот,

иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную

информацию; например, с целью защиты от конкурентов.

Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при

проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае

неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита

могут проявиться через модификацию кредитов,предоставляемых заемщику.

Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в

результате станут “ вечнозелеными”. Все более частые просьбы клиента об

увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов

овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.