реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекция: Бухгалтерский учет в западных фирмах

Лекция: Бухгалтерский учет в западных фирмах

Глава 5 БАЛАНС (BALANCE SHEET) Баланс является одной из основных форм отчетности, которая дает представление о финансовом состоянии предприятия. Как уже отмечалось, порядок расположения статен и степень их детализа­ции в разных странах различны. В качестве примера мы рассмот­рим американскую практику, когда в активе статьи располагаются по степени убывания ликвидности, а в пассиве — по степени умень­шения срочности платежа. Подчеркнем еще раз, что определенной формы баланса в США не существует, и предлагаемая читателю модель носит обобщающий характер. При разборе учетных про­блем, связанных с конкретными статьями, мы будем по возможно­сти проводить сравнение с международными стандартами и прак­тикой Великобритании, если они существенно различаются. Одна­ко в целом трактовка и подход к определениям достаточно близки. В американском балансе актив состоит из двух больших раз­делов: Текущие иди оборотные активы (Current Assets); Необоротные активы (Non-current Assets). Под активами подразумеваются средства компании, которые ей принадлежат или на которые она имеет право использования, а также те, которые обладают возможной будущей ценностью*. В состав оборотных активов включаются денежные средства, лег­кореализуемые ценные бумаги (краткосрочные финансовые инвес­тиции), дебиторская задолженность, запасы и предоплаченные рас­ходы (расходы будущих периодов, которые должны быть списаны на расходы в течение года с даты составления баланса). Необоротные активы включают в себя долгосрочные инвести­ции, основные средства, нематериальные активы и отложенные рас­ходы (расходы будущих периодов, которые должны быть списаны на расходы в течение нескольких учетных периодов). Под оборотными активами понимаются средства, которые пред­полагается превратить в деньги, потребить, использовать или про- • Hoskin R Е. Financial Accounting: a User Perspective 2-nd ed 1997, p. 17. дать в течение одного года начиная с даты составления баланса или операционного цикла, если он более продолжителен. Международ­ные и английские стандарты ограничиваются определением "в те­чение одного года", не специфицируя операционный цикл. Рассмотрим подробнее статьи, составляющие оборотные или текущие активы. 5.1. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА (CASH) Денежные средства компании можно разделить на две катего­рии: денежные средства в кассе (cash on hand) и денежные средства в банке (cash in bank). В балансе все денежные средства компании обычно показываются одной строкой. Отчасти это связано с тем, что компании предпочитают держать как можно меньше налично­сти на руках, и основным платежным средством являются чеки. На­личность, которая держится в сейфе, используется в основном для мелких платежей и называется "мелкая касса" (petty cash). К денеж­ным средствам относятся монеты, банкноты, валюта, текущие и депозитные счета'в банках (current accounts, bank deposits), на ис­пользование которых нет никаких ограничении. Если использова­ние денежных средств ограничено, то они, как правило, классифи­цируются как инвестиции. Кроме того, к денежным средствам от­носятся: — банковские переводные векселя (bank drafts) - - переводной вексель, выданный банком на банк; — денежные переводы (money orders) — чеки, выписанные бан­ком получателю платежа взамен полученных от кого-либо денеж­ных средств; — чеки, подписанные кассиром банка (cashier's checks), — чек, выписанный кассиром банка на этот же банк, т. е. обязательство банка; — чеки, удостоверенные банком (certified checks), — чек с под­писью банка о гарантии платежа; — персональные чеки (personal checks) — чеки, выданные физи­ческими лицами; — сберегательные счета (saving accounts). Денежные средства отражаются в отчетности по объявленной или фактической стоимости (stated value). Банковские овердрафты (bank overdrafts) исключаются из состава денежных средств и в от­четности показываются как краткосрочные обязательства. Инфор­мация о так называемых компенсационных остатках (compensating balance) (сумма денег, которую компания обязана держать на счете в банке в качестве гарантии оплаты услуг банка и которую она не имеет права использовать) обязательно должна быть раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности. Основные проблемы, связанные сденежными средствами?— это проблемы не учетные, а управленческие: организация контроля за сохранностью и использованием денежных средств, разделение обя­занностей таким образом, чтобы кража денег была невозможна без сговора нескольких лиц, планирование поступлений и выплат де­нежных средств и т. д. Среди учетных проблем можно выделить проблему классифи­кации денежных средств, процесс выверки выписок с банковского счета и учет мелкой кассы на предприятии. Существует ряд активов, которые похожи на денежные сред­ства, однако классифицируются иначе. Ниже приведена таблица классификации денежных средств, эквивалентов денежных средств (часто отражаются в отчетности вместе с денежными средствами со спецификацией в примечаниях) и неденежных статей (см. с. 74). Выверка выписки с банковского счета (bank reconciliation) обыч­но производится один раз в месяц. Такая процедура необходима, поскольку остаток по счету "Денежные средства", согласно бухгал­терским записям, обычно не совпадает с остатком по банковской выписке. Причины такого различия состоят в следующем: 1) некоторые операции, прошедшие в учетных записях компа­нии, могут еще не пройти в учетных записях банка, например вы­данные чеки (outstanding checks) (чеки, выданные и отраженные в учетных регистрах компании, но не предъявленные к оплате в банк), депозиты в пути (deposits in transit) (отправленные в банк, но не полученные вовремя, или принятые банком, но не нашедшие отра­жения в записях банка при подготовке выписки со счета); 2) некоторые банковские операции еще не нашли отражения в бухгалтерских записях компании, например сбор за обслуживание (service charge), чеки, по которым не могут быть получены деньги (NSF /non-sufficient funds/ checks)*, заработанные проценты, кото- • NSF checks — чеки других предприятий или физических лиц, полученные компанией и переданные ею в банк, оплата по которым нс смогла быть получена, когда банк предъявил их к оплате банку предприятия (физического лица), выпи­савшего чек. Банк изменяет остаток по счету компании и возвращает ей такой чек, чтобы она сама попыталась получить по нему деньги. Соответственно на момент выписки со счета такой чек еще нс прошел в бухгалтерских записях компании. Таблица "Классификация денежных средств, эквивалентов денежных средств и неденежных статей'^_____
АктивыКлассификацияКомментарии
Денежные средства (cash)денежные средств»

не должно быть никаких ограничений на

такие ограничения существуют, то отражаются как другие активы

Мелкая касса (petty cash)денежные средства
Краткосрочные свидетельства (short-term papers)"денежные эквивалентытолько для тех ценных бумаг, срок погашения которых меньше 3 месяцев, поскольку риск невелик
Краткосрочные свидетельствакраткосрочныедля тех ценных бумаг, срок погашения которых 3—12 месяцев
дебиторская задолженностьпредполагается, что деньги будут получены

Долговые расписки (10 VY

дебиторская задолженностьпредполагается, что деньги будут получены
расходы (travel advances)задолженностьпредполагается, что работниками
Почтовые марки (postage on hand, stamps)предо плаче иные расходымогут быть также классифицированы как запасы канцелярских принадлежностей
Компенсационный остаток (compensating balance)включается- в денежные средства или отражается отдельнораскрывается в примечаниях; в случае юридической регламентации отражается как другие активы
Банковский овердрафт (bank overdraft)текущие (краткосрочные) обязательстваесли существуют другие счета в этом же банке, на которых достаточно средств для покрытия овердрафта, и у компании есть такое право, то уменьшается величина денежных средств в активе
рые банк платит на средний остаток счета компании (interest earned), другие банковские сборы и поступления на счет (other charges and credits)*. Процесс выверки состоит из двух этапов. Первый включает в себя корректировку остатка денежных средств, согласно банковс­кой выписке. К нему добавляются депозиты в пути (одновременно проводится проверка корректировок прошлого месяца) и вычита­ются выданные, но не предъявленные к оплате чеки (одновременно проводится проверка выданных чеков, которые были оплачены бан­ком). Полученная сумма представляет собой скорректированный остаток денежных средств. Второй этап — это корректировка ос­татка, согласно учетным записям, и отражение в учете соответству­ющих проводок. Из сальдо счета денежных средств (согласно учет­ным записям) вычитаются все дебетовые меморандумы и прибав­ляются все кредитовые меморандумы с последующим отражением в Журнале операций и на счетах. Например, на счетах должны быть отражены следующие проделанные банком операции: 1) банк начислил проценты на остаток по счету: Д Денежные средства К Доход в виде процентов 2) банк от имени компании получил деньги по векселю, вклю­чая проценты: • Обычно любой вычет со счета оформляется дебетовым меморандумом, лю­бое поступление — кредитовым; банк может снимать деньги со счета компании, например, в счет оплаты услуг по типографской печати чековых книжек или по поручению предприятия получать оплату по векселям и зачислять полученные день­ги на счет компании и т. д. Примечания к таблице ' Краткосрочные свидетельства — ценные бумаги, срок погашения ко­торых меньше года. Более подробно рассмотрены в разделе краткосроч­ных инвестиций. ь Отсроченные чеки — чеки, по которым денежные средства не могут быть получены ранее указанной даты, не совпадающей с датой выписки. с Долговые расписки — простое подтверждение задолженности, кото­рое обязывает эаймополучателя отдать деньги заимодавцу и является для последнего основанием для получения денег (не эквивалентно векселю). Д Денежные средства К Векселя к поручению К Доход в виде процентов 3) банк снял со счета причитающуюся ему плату за получение денег по векселю: Д Расходы на услуги банка К Денежные средства 4) банк вернул NSF-чек: Д Счета к получению К Денежные средства 5) банк снял со счета причитающуюся ему плату за обслуживание: Д Расходы на услуги банка К Денежные средства Полученный скорректированный остаток должен совпадать с исправленным остатком из банковской выписки. Интересна система ведения мелкой кассы (petty cash fund; imprest system). У компании обычно существуют регулярные расходы, сум­ма которых невелика, поэтому выписывать чеки достаточно неудоб­но (покупка почтовых марок, оплата такси, мелкие сборы и т. п.). Для этих целей непосредственно на предприятии держится некото­рая сумма наличных денег, за которые отвечает материально от­ветственное лицо. Устанавливается фиксированный размер "фон­да мелкой кассы", который периодически возмещается (например, один раз в неделю) на точную сумму потраченного, что приводит его опять к установленной фиксированной величине. При выдаче наличных денег выписывается ваучер, на котором указываются дата, сумма и назначение расходов. В идеале остаток наличных, и общая стоимость ваучеров должны в сумме составлять фиксиро­ванную величину фонда мелкой кассы. Если при пополнении мел­кой кассы выявляются небольшие расхождения, то они отражают­ся на счете "Недостаток / избыток денежных средств". При дебето­вом сальдо этого счета в конце отчетного периода оно включается в состав общих операционных расходов, при кредитовом в дру­гие доходы. Согласно американской практике, операции с мелкой кассой отражаются в учете следующим образом: 1) образование фонда мелкой кассы (получение наличных де­нег из банка): Д Мелкая касса К Денежные средства 2) выдача денег из мелкой кассы, оформленная ваучерами: Не отражается 3) пополнение мелкой кассы: Д Счета соответствующих расходов Д/К Недостаток/избыток денежных средств (если выявлен) К Денежные средства Таким образом, счет мелкой кассы дебетуется один раз, в мо­мент образования, и в последующих проводках не участвует. В Великобритании операции с мелкой кассой учитываются не­сколько иначе. В момент выдачи наличных денег из мелкой кассы делаются записи по дебету счетов соответствующих расходов и кре­диту счета мелкой кассы, а при пополнении мелкой кассы (на сум­му произведенных расходов) соответственно дебетуется счет мел­кой кассы и кредитуется счет денежных средств. Мы рассмотрели основные проблемы, связанные с отражением в учете наиболее ликвидного актива — денежных средств. Следую­щий по ликвидности актив, который в балансе идет непосредствен­но после денежных средств, — это краткосрочные инвестиции в лег­кореализуемые ценные бумаги. Однако для большей наглядности такие инвестиции мы будем рассматривать несколько позже, совме­стно с долгосрочными инвестициями. Поэтому теперь мы перехо­дим к обсуждению учетных проблем, связанных с дебиторской за­долженностью. 5.2. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ (RECEIVABLES; DEBTORS) В этом разделе будут рассмотрены вопросы подхода к управле­нию дебиторской задолженностью в западных фирмах, общие пра­вила отражения ее в балансе, виды дебиторской задолженности, порядок ее признания и оценки, а также возможности ее ликвидации. Под дебиторской задолженностью компании (receivables — амер.; debt, debtors — англ.) понимаются обязательства покупате­лей или других контрагентов бизнеса перед компанией, например, по выплате денег за предоставление товаров или услуг. В целом она подразделяется на текущую дебиторскую задолженность (current receivables), которая должна быть погашена в течение одного года или операционного цикла (в зависимости от того, что продолжи­тельнее)*, и нетекущую задолженность (noncurrent receivables). Мы будет рассматривать текущую дебиторскую задолженность, называя ее в дальнейшем просто дебиторской задолженностью (по­скольку именно она представлена в первом разделе "Текущие (обо­ротные) активы" баланса), на примере американской практики. Трактовка дебиторской задолженности на Западе в целом со­ответствует принятой в России, однако российские фирмы не под­разделяют дебиторскую задолженность на текущую и нетекущую и имеют гораздо меньше возможностей как в управлении этой задол­женностью, так и в форме представления ее в балансе и в способах ее учета. ОБЩИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ Управление дебиторской задолженностью скорее относится к компетенции финансового менеджера компании. Тем не менее по­нимание стратегии в отношении дебиторской задолженности, ко­торая в среднем составляет около 1/3 величины текущих активов, и возможностей влияния на нее тесно связано с обязанностями глав­ного бухгалтера фирмы. Можно выделить пять основных шагов в управлении дебитор­ской эадзлжаздоспэкэ": /. Определение условий предоставления кредита при продаже товаров: его срока и системы скидок. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже, при разборе "счетов к получению". 2. Определение гарантий, под которые предоставляется кредит. Самый простой способ продажи товаров — это так называемый открытый счет (open account)***, когда в соответствии с заклю­ченным контрактом покупателю выставляется счет. Который им признается. В балансе такая дебиторская задолженность объединя­ется в строку "счета к получению". •Это американское определение текущей дебиторской задолженности как час­ти текущих активов. Международные стандарты предполагают ограничение "в те­чение одного года". Здесь же отметим, что долгосрочные векселя к получению, со­гласно стандартам США, также классифицируются как текущая дебиторская за­долженность, поскольку считаются высоколиквидными (Kieso D.E., Weygandt J.J. Intermediate Accounting, 7-th ed. 1992, p. 333). ** Подробнее этот материал освещен в книге: BrealeyR.A.,MyersS.C. Principles of Corporate Finance 4-th cd. 1987, p. 747—761. "" См: Kieso D. E., Weygandt J. J. Intermediate Accounting, 7-lh ed. 1992, p. 319. Более сложный, но более надежный способ — получение пись­менного обязательства клиента заплатить деньги, т. е. векселя. Век­селя бывают обычные (promissory note), когда покупатель в пись­менной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, называ­емые иногда коммерческими (draft; commercial draft; bill of exchange). Коммерческие векселя широко используются в международной тор­говле, и суть их состоит в следующем. Это предписание, которое пишет продавец, требующее, чтобы покупатель (или его агент) уп­латил определенную сумму денег к определенному сроку*. Если требуется немедленная оплата по предъявлению, то выпи­сывается предъявительский переводной вексель (sight draft), если нет, то переводной вексель на срок (time draft), который акцептуется либо покупателем (trade acceptance), либо его банком (bank acceptance). Существуют также такие механизмы, как безотзывный аккреди­тив (irrevocable letter of credit), часто используемый в США и осно­ванный на отношениях не только продавца и покупателя, но и их банков; условная продажа (conditional sale), широко распространен­ная в Европе, когда право собственности остается за продавцом до времени оплаты товара, и др. 3. Определение надежности покупателя или вероятности опла­ты полученных им от фирмы товаров. Выполнению этой задачи могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги (например, рейтинг агентства "Dan and Bradstreet"), анализ опуб­ликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска и т. д. 4. Определение суммы кредита, предоставляемого каждому кон­кретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются рас­четы, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, ве­роятности повторения заказов, чистой приведенной стоимости вы­год и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара. 5. Определение политики "сбора" дебиторской задолженности. Этот вопрос ниже будет рассмотрен подробнее. Здесь же отметим, что за определенную плату компания может передать право на по­лучение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме, которая занимается взысканием дебиторской задолженнос­ти. Такая фирма может либо обеспечивать сбор, страхование и фи­нансирование дебиторской задолженности, либо оказывать помощь во взыскании просроченной дебиторской задолженности и страхо- вании сомнительных долгов. Эти операции известны как фактор­ные операции, или факторинг (factoring), а специализированные фирмы — как факторные (факторинговые) (factor). Кроме данно­го пути, существует возможность получения кредитной страховки (credit insurance) при необходимости "защиты" от безнадежных долгов. Эти пять шагов взаимосвязаны. Например, фирма может пред­лагать более выгодные условия продажи, если она проводит жест­кую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит вы-сокорисковым клиентам при наличии надежного механизма взыс­кания дебиторской задолженности. Таким образом, разработав общий подход к управлению деби­торской задолженностью, компания старается его придерживаться. Следующий большой блок проблем, которые ей предстоит ре­шать, — способы учета и отражения дебиторской задолженности в финансовой отчетности. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОТРАЖЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БАЛАНСЕ Все вышесказанное относилось к дебиторской задолженности, связанной с нормальной деятельностью компании по реализации товаров. Такая дебиторская задолженность известна как trade receivables. Она подразделяется на две большие группы: счета к по­лучению (accounts receivable) и векселя к получению (notes receivable). Дебиторская задолженность, не связанная с реализационной дея­тельностью (non-trade receivables), возникает в результате ряда дру­гих операций. Примерами дебиторской задолженности, не связан­ной с деятельностью по реализации товаров, могут служить авансы служащим или филиалам компании (advances to employees and sub­sidiaries), депозиты для покрытия потенциального ущерба или убыт­ка (deposits to cover potential damages or losses), депозиты в качестве гарантии платежа (deposits as a guarantee of payment), дивиденды и проценты к получению (dividends and interest receivable), претензии (требования) к правительственным организациям по возврату на­логов (claims against governmental bodies for tax refunds) и т. д. Обычно дебиторская задолженность в балансе представлена по вышеперечисленным группам (видам): — счета к получению (задолженность по счетам); — векселя к получению; — дебиторская задолженность, не связанная с реализационной деятельностью (как правило, в силу специфики статей с детальной расшифровкой). Отметим еще раз, что решение о порядке расположения различ­ных видов дебиторской задолженности в балансе и степени детали­зации этих статей принимает сама компания, и соответственно у различных компаний состав и структура дебиторской задолженно­сти в балансе будут различны в отличие от российского баланса, жестко регламентирующего форму представления этой статьи. Однако существуют общие правила классификации дебиторс­кой задолженности в балансе. В частности, в США Положения о стандартах финансового учета (Statements of Financial Accounting Standards) требуют соблюдать следующие правила*: 1) выделение различных типов дебиторской задолженности, принадлежащей предприятию, если это существенно (обратите вни­мание, как в конкретной ситуации применяется принцип существен­ности); 2) обеспечение правильного расположения оценочных (коррек­тирующих) статей рядом с соответствующими статьями дебиторс­кой задолженности; 3) соблюдение того, что дебиторская задолженность, представ­ленная в разделе "Текущие активы", будет превращена в деньги в течение одного года или операционного цикла (в зависимости от того, что продолжительнее); 4) раскрытие любых непредвиденных убытков, которые связа­ны с существующей дебиторской задолженностью; 5) раскрытие любой дебиторской задолженности, право на ко­торую передано или отдано в залог в качестве обеспечения; 6) раскрытие всех значительных концентраций риска, связан­ных с дебиторской задолженностью (когда дебиторская задолжен­ность имеет общие характеристики, которые могут повлиять на ее погашение, например дебиторская задолженность компании одной отрасли или одного района). Таким образом, эти правила регламентируют количество и ка­чество информации о дебиторской задолженности, которая долж­на содержаться в финансовой отчетности в интересах пользователей. Рассмотрим более подробно наиболее значительные виды де­биторской задолженности: счета к получению и векселя к полу­чению. СЧЕТА К ПОЛУЧЕНИЮ (ACCOUNTS RECEIVABLE) Счета к получению (дебиторская задолженность по счетам) — это вид дебиторской задолженности, который возникает при про­даже товаров по "открытому счету", без письменного обязатель­ства покупателя оплатить счет. При нормальных условиях деньги по счету должны быть получены в течение 30—60 дней, и дебитор­ская задолженность существует в результате представления крат­косрочного кредита продавцом покупателю. Существуют три бухгалтерские проблемы, связанные со счета­ми к получению: 1) признание дебиторской задолженности по счетам (recogni­tion) — что считать дебиторской задолженностью по счетам? 2) оценка счетов к получению (valuation) — в какой оценке или по какой стоимости отражать дебиторскую задолженность по счетам? 3) "ликвидация" (сбор) дебиторской задолженности по счетам (disposition) — как получить деньги по неоплаченным счетам и от­разить это в бухгалтерских записях? 1. Признание дебиторской задолженности по счетам Вопрос о том, что считать дебиторской задолженностью, для российского практика не вызывает затруднений: сумма счета, ко­торая должна быть оплачена, отражается по дебету счета 62 (76) и кредиту счета 46. На Западе дебиторская задолженность широко распространена в результате существования гибкой системы мно­гочисленных скидок. Скидки, предоставляемые покупателю, можно подразделить на две большие группы: 1) Торговые скидки (trade discounts) — это процентные скидки от базовой цены. Многие фирмы торгуют по каталогам или имеют общий список цен (price list). Чтобы часто не менять цены, во время сезонных распродаж, при продаже постоянному клиенту, при реа­лизации различного количества товара и т. д., используют торго­вую скидку как процент от основной цены. При продаже со скид­кой счет выставляется на чистую сумму (базовая цена - скидка), и соответственно дебиторской задолженностью признается эта чис­тая сумма. Скидки за оплату в срок — это скидки в зависимости от срока оплаты (cash discounts, sales discounts*). * Термин "sales discounts" — скидки при продаже — используется для обозна­чения скидок за оплату в срок при продаже товаров. Когда фирма получает такие скидки при покупке товара, они называются purchase discounts — скидки при по­купке. Общее же название скидок — cash discounts. Эти скидки предлагаются с целью побудить покупателя опла­тить счет до окончания оговоренного срока платежа. Например, продавец может требовать оплатить счета в течение 60 дней. Одна­ко при оплате в течение 10 дней им предоставляется 5%-ная скидка. Такие условия обозначаются как "5/10, чистых 60" (5/10, net 60), или "5/10, п/60". Многие покупатели предпочитают использовать такие скидки, поскольку отказ от них эквивалентен займу денег под проценты. - Если товары покупаются постоянно, часто предоставляется не­сколько иная форма скидки. Считается, что все товары, которые были проданы в течение месяца, продаются в последний день меся­ца, и тогда условия скидки выглядят так: "5/10, ПДМ, п/60" (5/10, ЕОМ, net 60) — покупатель получает 5%-ю скидку, если платит в течение 10 дней после окончания месяца при оговоренном сроке пла­тежа 60 дней. Именно скидки за оплату в срок создают проблему признания дебиторской задолженности. Существует два метода отражения этих скидок в бухгалтерском учете. А. Валовый метод (gross method). Это наиболее широко исполь­зуемый на практике метод. Суть его состоит в следующем: продажа и дебиторская задолженность записываются на общую (валовую), без скидки, сумму выставленного счета. Скидки будут отражаться только в том случае, когда оплата произведена в течение периода действия скидки. Для их записи существует контрсчет к счету про­даж, который в конце года появится в отчете о прибылях и убытках как корректирующая статья (вычитается) к общей величине выруч­ки от продаж при расчете чистой выручки от продаж. Другой кор­ректирующей статьей может быть счет "Возврат товаров и скидки" (Sales returns and allowances), также имеющий дебетовое сальдо и отражающий информацию о сумме возвращенных товаров или дру­гих предоставленных скидках. Рассмотрим действие этого метода на примере*. 1. Предположим, компания продает товары на сумму 10 000$ на условиях 2/10, п/30. Соответствующие бухгалтерские записи: Д Счета к получению (Accounts Receivable) 10000 К Продажи (Sales) 10 000 2. Покупатель оплачивает часть из них на сумму 4000$ в тече­ние периода действия скидки. Скидка: 2% х 4000$ = 80$ вычитается из 4000$: Д Денежные средства (Cash) 3920 Д Скидки за оплату в срок (Sales Discounts) 80 К Счета к получению (Accounts Receivable) 4000 3. Покупатель оплачивает оставшуюся часть 6000$ после пери­ода действия скидки: Д Денежные средства (Cash) 6000 К Счета к получению (Accounts Receivable) 6000 В результате мы имеем: — счет "Счет к оплате" — закрыт; — на счете "Денежные средства" — деньги, полученные при условии предоставления скидки на часть товара; — на счете "Продажи" — общая (валовая) сумма продаж; — на счете "Скидки за оплату в срок" — величина предостав­ленных скидок. Б. Чистый метод (Net method). При использовании этого мето­да скидка трактуется несколько иначе. Считается, что скидка, не полученная покупателем, — это "наказание" или "штраф", кото­рый он должен платить, поскольку приобретает товары в кредит, а не за наличный расчет, и платит позже периода действия скидки. Таким образом, первоначально продажа и дебиторская задол­женность записываются за вычетом скидок, т. с. чистые, а в ситуа­ции, когда покупатель не использует скидки, появляется кредито­вый счет "Потерянные (упущенные) скидки за оплату в срок" ("Cash (Sales) Discounts Forfeited"). Впоследствии он появляется в отчете о прибылях и убытках как статья дохода. Рассмотрим тот же пример при условии, что используется чис­тый метод. 1. Компания продает товары на сумму 10 000$ на условиях 2/10, п/30. Скидка составляет 2% х 10 000$ = 200$ и вычитается из 10 000$: Д Счета к получению 9800 К Продажи 9800 2. Покупатель оплачивает товары на сумму 4000$ в течение периода действия скидки: Д Денежные средства 3920 К Счета к получению 3920 3. Покупатель оплачивает оставшуюся часть 6000$ после пери­ода действия скидки. Упущенная скидка: 2% х 6000$ = 120$. Первый вариант отражения упущенных сделок Упущенные скидки отражаются в день окончания действия сро­ка скидки: Д Счета к получению 120 К Потерянные скидки за 120 оплату в срок В момент оплаты делается запись: Д Денежные средства 6000 К Счета к получению 6000 Второй вариант отражения упущенных сделок Упущенные скидки отражаются в день оплаты: Д Денежные средства 6000 К Потерянные скидки за 120 оплату в срок К Счета к получению 5880 В результате получаем: — счет "Счета к получению" — закрыт; — на счете "Денежные средства" — деньги, полученные при условии использования покупателем скидки на часть товара; — на счете "Продажи" — чистая (за вычетом скидок за оплату в срок на все товары) сумма продаж; — на счете "Потерянные скидки за оплату в срок" — сумма скид­ки, упущенная покупателем и составляющая доход нашей компа­нии. Некоторые западные бухгалтеры считают, что использование чистого метода более правильно, поскольку он в большей степени отвечает принципу осмотрительности: доходы и активы оценива­ются по наименьшей из возможных стоимостей. Более того, теоретически идеальным было бы отражение деби­торской задолженности по текущей приведенной стоимости (present value) с учетом временной стоимости денег. Однако на практике разница между приведенной стоимостью и принятой оценкой но чистой стоимости реализации не является существенной величиной и игнорируется. Таким образом, дебиторская задолженность по счетам оцени­вается и отражается в отчетности по чистой стоимости реализации, т. е. сумме денег, которая реально может быть получена в результа­те ее погашения. 2. Оценка дебиторской задолженности по счетам Проблема оценки дебиторской задолженности возникает в мо­мент составления финансовой отчетности. Для определения чистой стоимости реализации (net realisable value) необходимо оценить, какова чистая сумма денег, которую ожидается получить в резуль­тате погашения дебиторской задолженности по счетам. Следует отметить, что эта сумма, как правило, отличается от юридически причитающейся величины. Необходимы две корректировки (дей­ствует принцип осмотрительности): 1) оценка и учет безнадежных долгов; 2) оценка возможных возвратов товаров и скидок. А. Оценка и учет безнадежных долгов (uncollectible (bad) debt). Наличие безнадежного долга* представляет собой потерю выруч­ки от продажи или убыток, что требует соответствующего сниже­ния величины дебиторской задолженности по счетам (баланс) и уменьшения прибыли (отчет о прибылях и убытках). Существует два подхода или метода списания безнадежных дол­гов. Первый метод — метод прямого списания (direct write-off). Со­гласно этому методу, не делается никаких предварительных оце­нок или записей безнадежных долгов. Безнадежный долг отража­ется по счетам в тот момент, когда точно выясняется, что данный счет не будет оплачен: убыток записывается путем кредитования счета "Счета к получению" и дебетования счета "Расходы на по­крытие безнадежных долгов" ("Bad Debt Expense"). Однако, несмот­ря на свою простоту и очевидность, этот метод имеет ряд недостат­ков: сложно точно определить момент времени, когда задолжен­ность можно считать безнадежной; часто он ведет к нарушению принципа соответствия доходов и расходов данного периода', в ре­зультате его использования дебиторская задолженность по счетам в балансе не может быть оценена по чистой стоимости реализации. Поэтому данный метод можно использовать лишь в тех случаях, • Безнадежной считается дебиторская задолженность, которая, вероятно, ни­когда нс будет оплачена См.: Longman Dictionary of Business English. 1989, р. 43. когда величина списываемой безнадежной задолженности не явля­ется существенной. Второй метод — метод начисления резерва (Allowance method). В этом случае делается оценка возможной величины безнадежных (сомнительных) долгов либо на основе общей величины продаж (как правило, чистых продаж, без возвратов товаров и скидок), либо на основе общей величины дебиторской задолженности, и на эту сум­му начисляется резерв путем дебетования счета "Расходы на покры­тие безнадежных долгов" и кредитования счета "Резерв на покры­тие безнадежных долгов" ("Allowance for uncollectible (bad) debts"*). Последний является оценочным контрсчетом к счету "Счета к по­лучению". В балансе он показывается в активе следующей строкой после счетов к получению, соответственно имеет кредитовое саль­до и при подсчете суммы баланса вычитается из статьи дебиторс­кой задолженности по счетам. В результате использования такого метода принцип соответ­ствия доходов и расходов данного периода не нарушается, однако его применение требует проведения грамотной и высококвалифи­цированной кредитной политики. Как уже было отмечено, оценка возможной величины безнадеж­ных долгов может быть сделана либо на базе общей величины про­даж (как процент от общей величины продаж) (Percentage of Sales Approach), либо на базе общего количества счете* к получению (Percentage of Receivables Approach). Первый иногда называют под­ходом с точки зрения отчета о прибылях и убытках, второй — под­ходом с точки зрения баланса. В первом случае исходя из опыта прошлых лет рассчитывают долю (процент)* * безнадежных долгов в общем объеме продаж (или в объеме продаж определенным покупателям) и применяют этот процент (умножают) к величине продаж текущего года (продаж определенным покупателям), получая таким образом величину ре­зерва на покрытие безнадежных долгов и соответственно списыва­емых расходов текущего года. На эту сумму делается проводка: Д Расходы на покрытие безнадежных долгов К Резерв на покрытие безнадежных долгов * Дословный перевод: скидка на безнадежные долги. " В качестве этого процента может быть взята величина доли неоплаченных счетов исходя из прошлого опыта, процент неоплаченных счетов у аналогичных компаний отрасли (для новых фирм), любые другие величины, которые реально характеризуют ситуацию с оплатой счетов для данной компании. При использовании этого подхода начальное сальдо на счете "Резерв на покрытие безнадежных долгов" не имеет значения. Ос­новной акцент здесь сделан на соблюдении принципа соответствия доходов и расходов данного периода. Во втором случае на базе прошлых лет рассчитывается процент безнадежных долгов в общем объеме дебиторской задолженности по счетам, который применяется (умножается) к величине дебитор­ской задолженности по счетам текущего года. Такой процент мо­жет быть исчислен либо на базе всей суммы дебиторской задолжен­ности по счетам (composite rate), либо на основании ранжирован­ной дебиторской задолженности по счетам, сгруппированной в за­висимости от срока оплаты (aging of accounts receivable) (соответ­ственно, рассчитанный процент по данной группе будет умножать­ся на величину дебиторской задолженности данной группы теку­щего года). Рассмотрим это на примере. Задолженность каждого покупателя перед компанией может быть разбита па группы в зависимости от срока оплаты счетов и сведена в следующую таблицу:
Покупа­тельВсего счета к получе­нию ($)Дебиторская задолженность, срок оплаты которой еще не наступил ($)

Проср

3

31-60 дней

юченная адолжен

61-90 дней

дебитор ность ($

91-120 дней

гская

>120 дней

А1000900100
В20001800200
С30002000600400
Всего60004700100200600400

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.