реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора: Шпаргалки по бухгалтерской отчетности

специфики, тогда как Центробанк РФ поддерживает интенсивный переход к МСФО [И,

31]. В пользу бы­строго перехода высказываются представители компании "Лукойл",

аргументируя свою точку зрения серьезными недостатками россий­ских стандартов

для аналитиков; в компании "Газпром", напротив, считают обоснованным лишь

постепенный переход, поскольку фор­сирование этого процесса сопряжено с

повышенными затратами при недостаточном спросе на отечественную отчетность,

составленную по МСФО [31].Такое различие в мнениях указывает на наличие

факторов, как стимулирующих, так и препятствующих адаптации российского

бух­галтерского учета к требованиям МСФО.Национальные стандарты бухгалтерского

учета, как было сказано ранее, формируются под влиянием общей экономической в

стране структуры и источников финансирования предприятии, запро сов

пользователей их отчетности. Важнейшей тенденцией в развитии со временных

отечественных предприятий является рост и усиление значимости крупных

корпоративных структур, перечень и содержание отчетных показателей которых

приближаются к международным стандартам.По мнению В. Палия, лишь 200 крупных

российских компаний имеют в настоящее время необходимость напрямую использовать

МСФО [31]. Однако большинство этих компаний являются транснаци­ональными

корпорациями, и вместе с дочерними организациями их число составляет чуть более

3 тысяч. В масштабах России это количест­во, разумеется, невелико, но

необходимо учитывать, что на долю круп­нейших компаний приходится наибольший

экономический потенциал, подавляющая часть ВВП, налоговых платежей и

задолженности перед бюджетом. Характерен тот факт, что почти половину

дивидендов госу­дарству от его участия в 3900 акционерных обществах в 2002 г.

выпла­тили всего 275 обществ, при этом около 90 % общей суммы дивидендов

начислены лишь крупнейшими АО, такими, как РАО "ЕЭС", "Связь­инвест",

"Газпром". Доходы указанных корпораций по сравнению с остальными предприятиями

характеризуются, например, соотноше­нием поступлений налогов и сборов в бюджет.

Развитие современных отечественных предприятий характеризу­ется усилением

влияния на экономику страны крупных корпоратив­ных структур, общие

экономические показатели которых приближа­ются к международным стандартам.

Наличие в России крупных негосударственных корпораций, струк­тура которых близка

к корпорациям развитых стран, и возрастающий их вес в экономике страны

свидетельствуют в пользу взвешенных ре­шений, но не промедления на пути

адаптации отечественного учета к требованиям МСФО.Наряду с этим имеются

реальные препятствия адаптации бухгал­терского учета в России к МСФО. В их

числе необходимо отметить

основные:малое число корпораций мирового класса, способных к

конку­ренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги или

ценные бумаги которых продаются на ведущих фондо­вых площадках мира; низкие

уставные капиталы и рыночная капитализация, недо­оценка большинства российских

корпораций;малое число компаний, которые провели системную (корпора­тивную и

финансовую) реструктуризацию бизнеса;неустойчивая и неэффективная структура

собственности боль­шинства АО;

низкие конкурентоспособность и платежеспособный спрос при довольно

удовлетворительном качестве многих видов продук­ции;запущенность

корпоративного правления, выражающаяся преж­де всего в низкой информационной

прозрачности;острые конфликты и скандалы на многих российских предпри­ятиях,

включая отношения компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и

мелких акционеров, компаний и их парт­неров.

3.2. Содержание бухгалтерского баланса3.2.1. Актив баланса.Актив баланса

(промежуточного и годового) состоит из двух разделов:I – внеоборотные активы;

II – оборотные активы.Раздел I. «Внеоборотные активы» При отражении данных в

балансе, связанных с информацией о нематериальных активах ООО «Стройбаза»

руководствуется «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в РФ» № 34н и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». По строке

110 «Нематериальные активы» отражается остаточная стоимость нематериальных

активов, т.е. первоначальная стоимость уменьшенная на сумму начисленных

амортизационных отчислений.При заполнении строк баланса, связанных с

информацией об основных средствах ООО «Стройбаза» руководствуется «Положением

по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» № 34н и ПБУ

6/01 «Учет основных средств». По строке 120 «Основные средства» отражается

остаточная стоимость основных средств, т.е. первоначальная стоимость,

уменьшенная на сумму начисленных амортизационных отчислений.По строке 140

«Долгосрочные финансовые вложения» отражаются все виды долгосрочных финансовых

вложений предприятия.По строке 190 «Итого по разделу I» отражается сумма

внеоборотных активов, как сумма строк 110+120+140.Раздел II. «Оборотные

активы».При заполнении строк баланса, связанных с информацией о запасах ООО

«Стройбаза» руководствуется «Положением по ведению бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности в РФ» № 34н и ПБУ 5/01 «Учет

материально-производственных запасов».По строке 210 «Запасы» отражаются данные

о всех запасах организации (материалах, готовой продукции, товарах,

незавершенном производстве, расходах будущих периодов и пр.)Уточняющие данные о

материально-производственных запасах приводятся по строкам 211-217.По строке

211 показывается фактическая себестоимость материалов, покупных полуфабрикатов,

комплектующих изделий, топлива, тары, запасных частей, либо учетная стоимость с

корректировкой на сумму возникающих отклонений. По строке 213 отражаются

затраты на незавершенное производство и незавершенные работы, которые

представляют собой стоимость продукции, не прошедшей всех стадий обработки,

предусмотренных технологическим процессом, а также изделий неукомплектованных,

не прошедших испытания и технической приемки.В бухгалтерском балансе

показывается сумма дебетовых сальдо по счетам 20 «Основное производство», 21

«Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства»,

44 «Расходы на продажу» и 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».По

строке 214 отражается фактическая себестоимость готовой продукции и стоимость

товаров, приобретенных для перепродажи. Так как учет товаров ведется по

продажным ценам, то из имеющейся суммы вычитается кредитовое сальдо счета 42

«Торговая наценка».По строке 216 представляются данные о расходах будущих

периодов, т.е. те расходы, которые хотя и были произведены в отчетном периоде,

но относятся к будущим периодам, т.е. расходы отраженные по дебету счета 97

«Расходы будущих периодов».По строке 220 «Налог на добавленную стоимость по

приобретенным ценностям» отражаются суммы «входного» НДС, не возмещенного из

бюджета, т.е. дебетовое сальдо по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям».По

строке 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение

12 месяцев после отчетной даты)», приводится общая сумма краткосрочной

дебиторской задолженности предприятия, которую должны погасить в течение 12

месяцев после 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором дебиторская

задолженность была отражена в учете.Строка 241 показывает сумму задолженности

покупателей и заказчиков за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные

услуги, которая является разницей между суммой остатков по дебету счетов 62

«Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет «Задолженность покупателей и

заказчиков со сроком погашения менее 12 месяцев»), 76 «Расчеты с разными

дебиторами и кредиторами» (субсчет «Задолженность разных дебиторов со сроком

погашения менее 12 месяцев») и 63 «Резервы по сомнительным долгам» (субсчет

«Резервы по сомнительным долгам со сроком погашения менее 12 месяцев»). По

строке 260 «Денежные средства» бухгалтерского баланса отражается общая сумма

денежных средств, которой располагает ООО «Стройбаза» на отчетную дату. Строка

представляет собой сумму дебетовых сальдо по счетам учета денежных средств,

т.е. счета 50 «Касса», счета 51 «Расчетный счет», счета 55 «Специальные счета в

банках» и счета 57 «Переводы в пути».По строке 290 «Итого по разделу II»

приводится сумма строк 210 «Запасы», 220 «Налог на добавленную стоимость по

приобретенным ценностям», 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой

ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)», 260 «Денежные

средства».По строке 300 «Баланс» отражается сумма строк 190 «Итого по разделу

I» и 290 «Итого по разделу II» , т.е. формируется валюта актива баланса.3.2.2.

Пассив баланса.Пассив баланса (промежуточного и годового) состоит из трех

разделов: III раздел «Капитал и резервы», IV раздел «Долгосрочные

обязательства», V раздел «Краткосрочные обязательства».Раздел III «Капитал и

резервы» формирует информацию о сумме собственного капитала организации.По

строке 410 приводится величина уставного (складочного) капитала, указанного в

учредительных документах.Величина уставного капитала отражается по кредиту

счета 80 «Уставный капитал».По строке 420 отражается величина добавочного

капитала, сформированного на ООО «Стройбаза» за счет суммы дооценки

внеоборотных активов.Величина добавочного капитала организации показывается по

кредиту счета 83 «Добавочный капитал».По строке 430 отражается сумма резервного

капитала организации, который образован по инициативе собственника ООО

«Стройбаза».Сумма резервного капитала приводится по кредиту счета 82 «Резервный

капитал».Строка 470 предназначена для отражения нераспределенной прибыли

(непокрытого убытка), которые являются соответствующим сальдо счета 99 «Прибыли

и убытки».По строке 490 отражается общая сумма собственного капитала, которая

является суммой строк 410 «Уставный капитал», 420 «Добавочный капитал», 430

«Резервный капитал», 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».Раздел

V «Краткосрочные обязательства».В разделе «Краткосрочные обязательства»

организация показывает непогашенные кредиты и займы, которые были взяты на срок

менее 12 месяцев. Кроме того, в этом разделе может быть отражена задолженность,

считавшаяся долгосрочной в прошлых отчетных периодах, т.е. та задолженность,

которая переведена в краткосрочную и подлежит погашению в отчетном году.По

строке 610 приводятся сведения о краткосрочных займах и кредитах, которые

представляют собой кредитовое сальдо по счету 66 «Расчеты по краткосрочным

кредитам и займам».По строке 620 «Кредиторская задолженность» показывается

общая сумма кредиторской задолженности организации, которая уточняется по

строкам 621-625.По строке 621 показывается задолженность организации перед

поставщиками и подрядчиками за поступившие ценности, выполненные работы,

оказанные услуги. Сумма задолженности организации перед поставщиками и

подрядчиками является суммой кредитового сальдо по счету 60 «Расчеты с

поставщиками и подрядчиками».По строке 622 отражается сумма начисленной, но не

выплаченной заработной платы работникам организации, которая является

кредитовым сальдо счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».По строке 623

отражается сумма задолженности организации по единому социальному налогу,

обязательному пенсионному страхованию и страхованию от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний, которая является кредитовым сальдо

по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» По строке 624

отражается сумма задолженности организации перед бюджетом по налогам и сборам,

т.е. кредитовое сальдо счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».По строке 625

отражается информация о кредиторской задолженности организации по тем расчетам,

которые не были рассмотрены в строках 621-624. Суммой кредиторской

задолженности, отражаемой по строке «Прочие кредиторы» будет являться сумма

кредитовых сальдо по счетам 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с

разными дебиторами и кредиторами» и пр.По строке 640 «Доходы будущих периодов»

приводится сумма доходов организации, которые были получены в отчетном периоде,

но относятся к будущим. К таким доходам относятся поступления арендной платы за

несколько месяцев вперед.Сумма, указанная по строке 640, является кредитовым

сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов».По строке 650 «Резервы предстоящих

расходов» отражаются суммы, зарезервированные организацией для покрытия своих

будущих затрат, представляющие собой кредитовое сальдо по счету 96 «Резервы

предстоящих расходов».По строке 690 приводится итоговая сумма краткосрочных

обязательств, являющаяся суммой строк 610 «Займы и кредиты», 620 «Кредиторская

задолженность», 640 «Доходы будущих периодов», 650 «Резервы предстоящих

расходов».По строке 700 «Баланс» отражается сумма строк 490 «Итого по разделу

III» и 690 «Итого по разделу V».

3.3. Отчет о прибылях и убытках.В Российской практике отчет о прибылях и

убытках является обязательной формой и промежуточной, и годовой бухгалтерской

отчетности. Отчетные показатели отражаются в форме №2 нарастающим итогом с

начала отчетного года. При составлении отчета о прибылях и убытках ООО

«Стройбаза» руководствуется положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99

«Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».По строке 010 «Выручка

(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на

добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)»

отражаются доходы, которые организация получает от обычных видов

деятельности. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99

«Доходы организации», к ним относится выручка от продажи продукции и товаров,

выполненных работ и оказанных услуг.Выручку по строке 010 показывают без

учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, так как в

соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» они не являются доходами

организации.Расчет данных, отражаемых по строке 010 формы №2, производится

следующим образом: из кредитового сальдо по субсчету «Выручка» счета 90

«Продажи» вычитаются дебетовые обороты субсчетов «Налог на добавленную

стоимость» счета 90.По строке 020 «Себестоимость проданных товаров,

продукции, работ, услуг» показывается сумма расходов по обычным видам

деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и

убытках. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99

«Расходы организации» к таким расходам относят затраты на изготовление

продукции, приобретение и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Сумма, которая приводится по строке 020 формы №2 , формируется следующим

образом: дебетовый оборот по субсчету «Себестоимость продаж» счета 90

«Продажи» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 41

«Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные».По строке 029

«Валовая прибыль» отражается величина валовой прибыли организации, которая

является разницей выручки от продажи (за минусом НДС, акцизов) и

себестоимостью продаж. По строке 030 «Коммерческие расходы» отражаются

затраты, связанные со сбытом продукции и издержками обращения, т.е. расходы

на продажу: например, затраты на транспортировку, хранение, рекламу продукции

и т.д.Сумма, отражаемая по строке 030 равна дебетовому обороту по субсчету

«Себестоимость продаж» счета продажи в корреспонденции со счетом 44 «Расходы

на продажу».По строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» отражается финансовый

результат от продажи товаров и продукции. Его определяют как строка 010 -

- строка 020 – строка 030.По строке 090 «Прочие операционные доходы» в

соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы

организации» отражаются операционные доходы, которые не вошли в предыдущие

группы. К ним относятся доходы от продажи основных средств, нематериальных

активов, материалов и других активов организации.По строке 090 указывается

кредитовый оборот счета 91 «Прочие доходы и расходы» за минусом НДС.По строке

100 «Прочие операционные расходы» в соответствии с Положением по

бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации» отражаются суммы

операционных расходов, которые не вошли в предыдущие статьи формы №2:

остаточная стоимость реализованных активов, расходы по оплате услуг кредитных

организаций и др. Определяется как дебетовое сальдо счета 91 субсчета

«Прочие расходы». По строке 120 «Внереализационные доходы» отражается

сумма внереализационных доходов организации.В соответствии с Положением по

бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации» к внереализационным

относятся следующие доходы:штрафы, пени, неустойки, которые организация

должна получит в отчетном периоде;компенсации за убытки, причиненные

организации;прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;суммы

кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истек срок исковой

давности;сумма дооценки активов;имущество, излишек которого выявлен при

инвентаризации.Сумма, отражаемая по строке 120, рассчитывается следующим

образом: из кредитового оборота счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчета

«Внереализационные доходы» вычитается сумма НДС.По строке 130

«Внереализационные расходы» указывается сумма внереализационных расходов

организации, которые определяются в соответствии с Положением по

бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации». По этой строке

показывается дебетовый оборот счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчета

«Внереализационные доходы» из которого вычитается сумма НДС.По строке 140

«Прибыль (убыток) до налогообложения» показывается финансовый результат

деятельности организации за отчетный период. Он определяется как строка

050+строка 090-строка 100+строка 120-строка 030.По строке 150 «Текущий налог

на прибыль» отражается начисленная сумма налога на прибыль. По строке 150

отражается дебетовый оборот по счету 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции

со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по налогу на

прибыль»).По строке 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода»

указывается сумма чистой прибыли (убытка) организации за отчетный период.

Расчет выполняется на основании данных отчета о прибылях и убытках по

следующей формуле: строка 140-строка 150.

Консолидированная бухгалтерская отчетность группы предприятий

Одним из перспективных направле­ний развития бизнеса в настоящее время является

создание групп предприятий, связанных между со­бой экономически, но

одновремен­но остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концер­нов или

холдинговых фирм, в кото­рых одна компания, называемая головной или

материнской, контро­лирует одну или несколько других.Принципиальной разницы

между концерном и холдингом нет. Хол­динг также является концерном, представляя

собой его особую форму, когда основная компания берет на себя лишь функции

уп­равления группой предприятий, не занимаясь ни производством, ни реализацией

продукции.Благодаря созданию концернов и холдингов предприятия, в них входящие,

получают возможность доступа к новым технологиям, рас­ширения сферы своей

деятельнос­ти, развития деловых связей, при­влечения новых квалифицирован­ных

работников, приобретения кредитов. Положительный момент заключается также в

том, что обра­зование групп предприятий позво­ляет существенно укрепить

инвес­тиционный потенциал такого хозяй­ственного объединения, повысить

рентабельность и технологический уровень производства. Создание групп

предприятий открывает ши­рокие возможности для проведения ряда групповых

операций по эко­номии финансовых ресурсов, уменьшению налоговых потерь,

ко­ординации финансовых и матери­альных потоков внутри группы.Балансы отдельных

предприя­тий не могут дать адекватной ин­формации для анализа функциони­рования

группы предприятий - они могут быть использованы лишь при анализе отдельно

взятого предпри­ятия. Для выявления результатов анализа состояния и

деятельности таких объединений, как концерны и холдинги, необходима особая

бух­галтерская отчетность - так назы­ваемая сводная бухгалтерская отчетность.

Сразу же хочется об­ратить внимание на то, что сводную бухгалтерскую отчетность

необхо­димо отличать от сводной отчетно­сти, которую составляли прежде союзные

министерства. Министер­ская сводная отчетность составля­лась простым

суммированием од­ноименных статей отчетности под­ведомственных предприятий, в

ре­зультате чего формировался отчет треста, главного управления, свод­ный отчет

министерства.При таком методе обобщения большинство показателей сводной

отчетности - показатели выпуска продукции, численности работаю­щих, фонда

оплаты труда, затрат на производство, полученных прибы­лей и убытков, состояния

основных и оборотных средств и многие дру­гие - получали сложением показа­телей

отчетов предприятий. В ито­ге при суммировании одноименных статей без учета

внутренних опера­ций появлялся двойной счет, завы­шалась стоимостная оценка

хозяйственных средств, величина отчет­ной прибыли.В отличие от сводной

мини­стерской отчетности сводная бух­галтерская отчетность или, как мы ее

называем, используя термин, принятый за рубежом, - консоли­дированная

отчетность, подразу­мевает нечто другое. Исходным моментом тут является то, что

с образованием концерна возникает новая самостоятельная экономи­ческая единица,

в которой дочер­ние, зависимые и совместные (совместно контролируемые)

пред­приятия занимают положение эко­номически не самостоятельных

подразделений. Именно поэтому простого сложения статей баланса и отчета о

финансовых результатах недостаточно для получения реаль­ной картины

функционирования группы предприятий. Для этого требуется консолидированная

от­четность, составленная с использо­ванием специальных методов, уст­раняющих

общие статьи и двойной счет.В России этот вид отчетности еще мало известен и

правила ее составления пока не вполне отре­гулированы, несмотря на то, что

требование составления сводной бухгалтерской отчетности включено в "Положение о

бухгалтерском уче­те и отчетности" начиная с 1992 года. В последнее время были

предприняты определенные попытки урегулирования бухгалтерского учета в этой

области. Так, были из­даны "Указания о бухгалтерском учете отдельных операций",

утвер­жденные приказом Минфина Рос­сии от 28 июля 1995 г. № 81, свя­занные с

введением в действие первой части ГК РФ. В разделе 1 Указаний в общих чертах

раскрыты порядок и правила консолидации отчетности зависимых и дочерних

предприятий в отчетности мате­ринской компании. Но, во-первых, эти правила

описаны в общем ви­де, а, во-вторых, они содержат се­рьезные недоработки и

некоторые различия с международными стан­дартами бухгалтерского учета

(далее - МСУ). Очевидно, что в ближайшее время будут предпри­няты попытки

нивелирования этих различий, и наши бухгалтеры будут составлять

консолидированную от­четность в соответствии с действу­ющими международными

стандар­тами. Можно попытаться сделать это уже сейчас, если учесть недо­работки

российских стандартов. К тому же компании, используя меж­дународные

стандарты, смогут "убить двух зайцев": составить не противоречащую

российским стан­дартам сводную бухгалтерскую от­четность и сэкономить на

привле­чении дорогих иностранных кон­сультантов для составления

консо­лидированной отчетности в соот­ветствии с МСУ.Сущность

консолидирования и содержание отчетности концерна.Общая идея

консолидирования несложна. Имеется группа пред­приятий, взаимосвязанных в

эко­номическом и финансовом отноше­нии, но являющихся самостоятель­ными

юридическими лицами. Необ­ходимо составить консолидирован­ную отчетность,

позволяющую по­лучить представление о финансо­вом состоянии и результатах

дея­тельности этой группы как единого экономического образования,

са­мостоятельного предприятия. При этом каждое юридически самостоя­тельное

предприятие, входящее в состав корпоративной семьи, обя­зано вести собственный

бухгалтер­ский учет и оформлять его резуль­таты в виде финансовой

отчетнос­ти.Консолидированная бухгалтерс­кая отчетность составляется на ос­нове

отчетности предприятий груп­пы при помощи определенных учетных процедур,

которые пред­ставляют собой, в сущности, сум­мирование активов, обязательств,

доходов и расходов предприятий группы и исключения общих статей.По своему

содержанию консо­лидированная бухгалтерская отчет­ность аналогична отчетности

любо­го другого самостоятельного пред­приятия и включает:

консолидированный баланс (форма №1);консолидированный отчет о фи­нансовых

результатах (форма №2);консолидированный отчет о движении денежных средств,

пояснения (расшифровки) к консолидированному финансовому отчету;доклад

руководства правления предприятий группы.Не всегда отчет группы пред­приятий

может включать все пере­численные позиции; состав консо­лидированной отчетности

в разных странах может быть различным. Так, например, а Германии, в отли­чие от

США в консолидированном отчете не требуется отчета о дви­жении денежных

средств. Различ­ной может быть и структура консо­лидированного баланса или

счета прибылей и убытков.Согласно 7-й Директиве ЕС, ко­торая определяет общие

правила составления консолидированных отчетов, они должны включать

бух­галтерский баланс, отчет о прибы­лях и убытках и пояснения

(расшифровки), а также дополнять­ся специальным отчетом о состоя­нии дел

концерна.По международным и российс­ким правилам материнская компа­ния обязана

консолидировать все зарубежные и национальные пред­приятия концерна независимо

от рода их деятельности. Однако, ес­ли деятельность какого-либо пред­приятия

значительно отличается от деятельности группы, то, согласно МСУ в пояснительной

записке не­обходимо указать на этот факт. К тому же рекомендуется приводить

данные отчетности такого предпри­ятия отдельной позицией при рас­шифровке тех

или иных статей кон­солидированной отчетности. Меж­дународными стандартами

предус­мотрено также (в российских не указано), что предприятие не дол­жно

включаться в консолидирован­ную отчетность, если его доля в ус­тавном капитале

приобретена ис­ключительно с целью продажи, а также если предприятие перестает

отвечать определению дочернего, -с этого момента оно не включается в .,

консолидированную отчетность группы.Следует, однако, отметить, что МСУ не во

всех странах приняты полностью. Так, например, в Гер­мании не включаются в

консолиди­рованный отчет дочерние предпри­ятия, сфера деятельности которых

значительно отличается от дея­тельности других предприятий кон­церна. Можно

долго спорить по по­воду того, что же более правильно, но к единому мнению

прийти очень трудно, так как невключение в кон­солидированную отчетность тех

или иных предприятий противоречит принципу полноты, а включение всех без

исключения может нару­шить принцип достоверности и привести к дезинформации

пользо­вателей отчетности. Поэтому мож­но сказать, что обе точки зрения в

равной степени могут быть приме­нимы в российской практике; необ­ходимо лишь

обоснование того или иного метода и ссылка на него в пояснительной записке.

Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной

отчетностиОбщим требованием, предъяв­ляемым к годовому консолидиро­ванному

бухгалтерскому отчету, яв­ляется условие, что имущественное и финансовое

положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом,

что­бы группа предприятий выглядела как единое целое.Проблема заключается в

том, что балансы материнской и дочер­ней компаний могут быть составле­ны на

различные даты и в различ­ной валюте, отличаться по структу­ре, составу,

содержанию и оценке статей. В пункте 1.5.1 Указаний к приказу Минфина России №

81 приведено правило отражения в консолидированной отчетности по­казателей

отчетности дочерних компаний - "при условии единства принятых учетных

политик" Что де­лать, если это условие не соблю­дено, остается из приказа

неясным. Международными стандарта­ми предусмотрено, что в таком случае в

несколько этапов при по­мощи составления промежуточных балансов необходимо

подготовить отчетность компаний группы к со­ставлению консолидированной

от­четности, перейдя на единые тре­бования к отчетности, применяе­мые

материнской компанией.В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может

возник­нуть необходимость внести изме­нения:в структуру баланса;в состав и

содержание статей баланса;в оценку статей баланса;в пересчет статей баланса из

одной валюты в другую.Первым этапом подготовки к консолидированному отчету

явля­ется перегруппировка статей ба­ланса. Необходимости в ней обыч­но не

возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так

как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности.

Однако зарубежные дочерние ком­пании, составляющие отчетность в соответствии с

национальными требованиями, вынуждены пере­группировывать свои балансы в

со­ответствии с требованиями мате­ринской компании..Затем необходимо

пересмот­реть содержание статей баланса на их соответствие принятым в

мате­ринской компании методам бухгал­терского учета. Необходимо обра­тить

внимание на стоимостную оценку составляющих баланс ста­тей и при необходимости

произве­сти корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для

зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если при­меняемая ими

учетная политика от­личается от политики материнской компании.Заключительный

момент - пе­ресчет статей балансов консолиди­руемых зарубежных предприятий в

валюту материнской компании. В литературе выделяются два прин­ципиальных

подхода к пересчету. Представители одного направления считают, что пересчет

валюты в данном случае является чисто формальной процедурой, проводи­мой с

целью обеспечения сравни­мости показателей, для чего пока­затели просто

пересчитываются по курсу на отчетную дату. Положи­тельная сторона данного

метода, применяемого в Германии, США, Нидерландах, Великобритании,

заключается не только в его про­стоте, но еще и в том, что при этом не меняется

структура балансов дочерних предприятий.Представители другого направ­ления

пытаются, применяя различ­ные курсы пересчета, добиться единства при оценке

статей отчет­ности. В прошлом был разработан ряд методов, использующих

раз­личные курсы пересчета. Напри­мер, основные средства, долго­срочная

дебиторская задолжен­ность (платежи по которой ожида­ются более чем через 12

месяцев после отчетной даты), долгосроч­ные пассивы и собственный капи­тал

оцениваются по историческому курсу (т.е. на дату приобретения или

возникновения); запасы, де­нежные средства и краткосрочные дебиторская и

кредиторская за­долженности - по курсу на отчет­ную дату, а доходы и расходы -

по среднемесячному курсу, рассчи­танному для месяца их возникнове­ния.

Недостаток этого метода зак­лючается в том, что при пересчете возникают

разницы, которые необ­ходимо учитывать отдельно.Таким образом, сравнение

учетных политик головного и других предприятий группы и при необхо­димости, в

случае их отклонения, составление переходного баланса предприятиями, входящими

в со­став группы, является исходным пунктом в процессе составления

консолидированной отчетности.Методика составления консолидированной

отчетности.Как отмечено ранее, при консолидировании важно провести деление

между дочерними, совме­стно контролируемыми (совмест­ной деятельностью) и

зависимыми компаниями. Первые подлежат полному консолидированию, вто­рые

включаются в отчетность кон­церна при помощи метода пропор­ционального

консолидирования или консолидирования квот (долей), третьи - при помощи

консолидиро­вания по методу Equity.При полном консолидировании данные

материнской и дочерней компаний объединяются так, чтобы их деятельность была

представлена как деятельность единой хозяй­ственной организации. С этой це­лью

балансы и отчеты о финансо­вых результатах объединяются сна­чала постатейно и

построчно сум­мированием показателей, после че­го проводятся процедуры

соб­ственно консолидирования.Основные составляющие про­цесса консолидирования

дочерних и совместных компаний - состав­ление консолидированного баланса и

консолидированного отчета о финансовых результатах. При со­ставлении

консолидированного ба­ланса происходит консолидирова­ние капиталов и

обязательств (т.е. дебиторской, кредиторской задол­женности и резервов) и

исключе­ние "промежуточных" результатов. Составление консолидированного счета

прибылей и убытков достига­ется консолидированием доходов и расходов.Включение

зависимых компаний в консолидированную бухгалтерс­кую отчетность концерна

происхо­дит несколько иначе. При простом соединении отчетностей в баланс

попадает доля участия материнской компании в капитале дочерней компании, и этот

же капитал - в роли собствен­ного капитала дочерней компании, и возникает

ситуация так называе­мого двойного счета. Чтобы этого не происходило,

необходимо про­водить консолидирование капи­талов. Оно может реализовываться

одним из двух методов: методом покупки (Purchasing, Erwerbsmethode) или

методом слиянияЧаще используется первый ме­тод. При этом доля участия

мате­ринской компании в дочерней дос­тигается традиционным (покупка акций)

способом, и бывший владе­лец доли участия в дочерней ком­пании получает взамен

проданных акций определенную сумму денеж­ных средств.В случае, если происходит

рав­ноправное слияние компаний, ко­торые взаимно обмениваются до­лями участия,

отсутствует покупная цена и покупателя определить не­возможно, так как

материнская и дочерняя компании являются как бы совместными собственниками

нового предприятия, то для консо­лидирования капиталов использу­ется второй

метод. Его примене­ние, однако, очень ограничено. В ряде стран Европы,

например, он по действующим законам просто недопустим. В США и Англии он также

является большим исключе­нием. Дело в том, что его приме­нение связано со

строгим выпол­нением ряда условий и ограниче­ний, и одним из них, например,

является необходимость для мате­ринской компании владения 90% уставного

капитала дочерней.Согласно МСУ отчетной датой для первого консолидированного

отчета считается дата вступления в силу контролирующего влияния ма­теринской

компании. Именно с это­го момента дочернее предприятие включается в отчет

концерна. В консолидированный отчет включа­ется первоначальная (а не

балан­совая) стоимость приобретенной доли в капитале дочернего пред­приятия,

которая включает в себя затраты материнской компании, связанные с его

приобретением.Балансовая стоимость приобре­таемого имущества часто не

со­впадает со стоимостью приобрете­ния. Возникающая в результате по­ложительная

разница отражается в активе консолидированного балан­са по статье «Цена фирмы»

Эта разница должна быть списана ме­тодом линейного списания в тече­ние срока ее

полезного использо­вания. За рубежом принято таким сроком считать пять лет (в

особом случае возможно использование более длительного срока, не пре­вышающего,

однако, 20 лет). Отри­цательная разница возникает, когда стоимость

приобретенной доли участия в дочернем предприятии ниже, чем приходящаяся на

нее доля собственного капитала (определенная на основе рыночной цены).

Эта разница согласно МСУ должна быть списана с отражением ее на счете прибылей

и убытков также пропорционально в течение пяти лет, если не возникает

воз­можность использования более длительного срока, не превышаю­щего, однако,

те же 20 лет.

Пользователи бухгалтерской отчетности.Работа по анализу

бухгалтерской отчетности должна удовлетворять многим требованиям. Круг

пользователей содержащейся в финансовых документах информации включает

различные категории – от серьезных аналитиков до случайных «любителей». Все они

пользуются информацией о вашем предприятии, но с разной степенью понимания и

компетенции.Бухгалтерская отчетность в России представляет интерес для

двух групп внешних и одной группы внутренних пользователей:1.

Непосредственно заинтересованных в деятельности организации.2. Опосредованно

заинтересованных в ней.К первой группе относятся следующие

пользователи:а) государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые

проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов,

определяют налоговую политику;б) существующие и потенциальные кредиторы,

использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или

продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата

кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;в) поставщики и покупатели,

определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;г) существующие и

потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить

увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность

использования ресурсов для руководства организации;д) потенциальные служащие,

интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и

перспектив работы в данной организации.Вторая группа внешних

пользователей бухгалтерской отчетности – это те, кто непосредственно не

заинтересован в деятельности предприятия. Однако изучение отчетности им

необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей

отчетности. К этой группе относятся:а) аудиторские службы, проверяющие

соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты

интересов инвесторов;б) консультанты по финансовым вопросам, использующие

отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения

их капиталов в ту или иную компанию;в) биржи ценных бумаг, оценивающие

информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих фирм,

принимающие решения о приостановке деятельности какой-либо компании,

оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;г)

законодательные органы;д) юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки

выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при

распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий

пенсионного обеспечения;е) пресса и информационные агентства, использующие

отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа

деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей

финансовой деятельности;ж) государственные организации по статистике,

использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и

сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом

уровне;з) профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения

своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а

также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данная

организация.К внутренним пользователям отчетности относятся

высшее руководство организации, общее собрание участников, управляющие

соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют правильность

принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют

основные направления политики дивидендов, составляют прогнозные формы

отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей

предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой

организацией или ее приобретения, структурной реорганизации; а также работники

организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.