реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

Диплом: Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ_ 5

1.1.Внешний контроль за деятельностью коммерческих банков_ 5

1.2.Внутренний контроль в коммерческих банках 18

ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЕ

КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОФИСЕ № 5265 «СИБИРСКОЕ О.В.К.»_ 32

2.1. Характеристика Омского РФ КБ «Сибирское О.В.К.» и дополнительного офиса

№ 5265 КБ «Сибирское О.В.К.»_ Ошибка! Закладка не определена.

2.2. Организация проведения проверок в дополнительном

офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.»_ 36

2.3. Контроль банка за осуществлением проверок кассовой

дисциплины в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.»_____________49

ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ_ 54

3.1. Модель осуществления проверки кассовой дисциплины_ 54

3.2. Мероприятия по совершенствованию системы

внутрибанковского и внешнего контроля_ 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_ 66

приложения_ 69

ВВЕДЕНИЕ

Формирование современной российской банковской систе­мы происходило в весьма

короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса,

сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии.

Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение ограниченного промежутка

времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских

специалистов (особенно руководителей и главных бух­галтеров) прежде всего для

управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к

профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться

негативно на качестве управления кредит­ными организациями, а в конечном

счете на уровне выполнения банками своих функций. Кроме того, в обстановке

общей криминализации страны банковская сфера, которая всегда была

привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного интереса

со стороны разных категорий преступников. Большое число банков испытывает на

себе прямые и опосре­дованные формы давления, и во главе многих кредитных

организаций оказа­лись люди с сомнительной репутацией. В подобных

обстоятельствах появле­ние проблем у таких банков стало неизбежным.

Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35%

общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем критериям

финансовой устойчивости. Еще столько же банков испыты­вают определенные, хотя

и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. [20, стр.89] Сохраняются

внешние факторы, отрицательно влияющие на положение от­дельных банков

(кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.),

негативное воздействие которых усиливается существо­ванием еще и внутренних

причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и

отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов,

чрезмерные расходы на нужды банка и др.). Трудно­сти количественного роста, с

которыми сталкивались российские коммерче­ские банки на первом этапе своего

существования (нехватка квалифициро­ванных специалистов, помещений,

оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала,

ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и

прибыльного вложения средств; необ­ходимости расширения ассортимента

банковских продуктов, повышения их качества).

Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде

происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и

мирового опыта системы регулирования деятельности коммерче­ских банков.

Предметом исследования является проблематика осуществления контроля как

внешнего, так и внутреннего за коммерческими банками. Объект – дополнительный

офис № 5265 КБ Сибирское О.В.К.».

Главная цель работы состоит в изучении сложившейся системы контроля за

банками в Российской Федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- описать сложившуюся систему контроля за коммерческими

банками со сторона Банка России;

- рассмотреть систему внутрибанковского контроля;

- рассмотреть проведение внутреннего контроля на примере

проверки кассовой дисциплины в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское

О.В.К.»;

- обратить внимание на основные проблемы банковского

контроля и возможные варианты их разрешения.

Теоретической и методологической основой исследования послужили

законодательные и нормативные документы Банка Росии, материалы

монографических работ и текущих публикаций, внутренние регламенты Омского РФ

КБ «Сибирское О.В.К.».

Поставленная цель и объект исследования предопределили следующую структуру

работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка

литературы, который включает 50 источников, 8 приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, показывается степень

исследованности проблемы, накладываются ограничения по выбранной теме,

определяются цель и задачи исследования, выделяются предмет и объект

исследования, а также дается краткая характеристика работы.

В первой главе работы даются теоретические основы рассматриваемой темы, а

именно сущность внешнего и внутреннего банковского контроля, его принципы,

цели, методы, задачи, особенности каждого из них

Во второй главе – приводится анализ проведения внутреннего контроля в

коммерческом банке на примере проверки кассовой дисциплины.

Наконец, в третьей главе работы формулируются некоторые предложения по

проведению комплекса мероприятий, позволяющего решить выявленные проблемы, а

также достичь повышения эффективности банковского контроля. В заключении

кратко излагаются основные выводы и предложения по выбранной теме.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО

КОНТРОЛЯ

1.1. Внешний контроль за

деятельностью коммерческих банков

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов

власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой

деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,

учреждений, организаций) с применением особых методов. [22, стр.102]

Банковский контроль вытекает из функций кредита.

Внешний банковский контроль – процесс отслеживания, наблюдения

(мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка,

существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой

указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком

и его сотрудниками норм законодательства, банковских правил, устанавливаемых

Банком России и внутренними документами самого под­надзорного банка. [5,

стр.13]

Внешний контроль осуществляют:

§ Центральный Банк Российской Федерации;

§ Федеральная комиссия по ценным бумагам;

§ Министерство налогов и сборов Российской Федерации;

§ Федеральная служба налоговой полиции.

Качественный и действенный надзор необходим Центральному банку, который в этом

случае представляет интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная

банковская практика пока не стала нормой деловых операций отнюдь не всех

банкиров. Российские банки допускают множество самых разнообразных нарушений,

причины которых следующие:

1) отсутствие в банках единой банковской политики и скоординированного

уп­равления рисками;

2) действия банков, направленные на искажение учета и отчетности в целях

со­крытия негативных ситуаций и приукрашивания показателей;

3) отсутствие анализа кредитной и иной задолженности;

4) ненадлежащий контроль или его отсутствие за деятельностью филиалов;

5) неоднозначное толкование банками законодательства и нормативных актов, а

иногда их незнание или откровенное игнорирование;

6) отсутствие опыта или низкая квалификация персонала;

7) недостаточная работа по организации внутреннего контроля.

Принципы внешнего банковского контроля: (приложение 8)

1.Универсальность и обязательность. Под надзор должны попадать все без

исключения кредитные организации, работающие на территории страны, причем

согласие на контроль и выполнение требований контрольных органов должно быть

обязательным условием не только получения банковской лицензии, но и

последующего выполнения банковских операций.

2. Законодательное закрепление за Центральным Банком контрольных функций с

предоставлением ему права издавать соответствующие нормативные акты,

обязательные для всех банков (кредитных организаций).

3. Единство требований контрольных органов. Ко всем кредитным организациям,

выполняющим одинаковые виды деятельности (операции), должны предъявляться

одинаковые требования. Там же, где требования могут и/или должны быть

дифференцированными, должны использоваться ясные и стабильные правила

дифферен­циации. Закон разрешает Банку России дифференцировать, например,

экономи­ческие нормативы деятельности банков, однако он не пользуется этим

правом.

4. Обязательность исполнения законных требований органов контроля.

5. Единство количественного и качественного контроля. Необходимо отслежи­вать

не только формальное соблюдение кредитными организациями тех или иных правил,

нормативов, требований, указаний, но и качественных (экономических и

финансовых) характеристик их развития, что требует хорошего мониторинга и не

менее качественной индивидуальной аналитической работы.

6. Сочетание превентивного (упреждающего) и последующего контроля.

Превен­тивный контроль следует понимать и как предварительный (еще на стадии

созда­ния банка), и как профилактический, предупреждающий появ­ление и

накопление в деятельности функционирующих банков негативных явле­ний и

тенденций. Если надзор выявляет важные проблемы на ранней стадии их развития,

когда «ничего еще не произошло», то основанием для применения к

соответствующему банку регулирующих мер воздействия следует при­знать саму

рискованную деятельность, а не только фактически состоявшееся наруше­ние тех

формальных соотношений структуры баланса, которые в конечном итоге и отражены

в обязательных нормативах банковской деятельности. К этому должны быть

готовы, в том числе психологически, работники как надзорных органов, так и

банков.

7. Сочетание дистанционного (документарного) и «контактного» (проверки на

местах) способов контроля. Контроль только в форме документарных

проверок (дистан­ционного анализа документов) совершенно себя не оправдывает.

8. Профессионализм контроля. Чтобы эффективно вести надзор, нужно четко

понимать характер бизнеса банков (в целом лучше, чем работники проверяемых

банков), свободно ориентироваться в его тенденциях и на этой основе

анализиро­вать проводимые банком операции.

9. Адекватность контроля. Небольшие банки с малым количеством операций

объективно требуют только технологического надзора, тогда как крупные и

сред­ние нуждаются в углубленном анализе.

10. Конструктивный характер контроля. Главная задача надзорных органов —

помогать поддерживать работоспособность банка, как можно раньше выявлять

при­чины возможных трудностей и своевременно содействовать их преодолению.

Цен­тральный банк не должен выступать в роли надзирателя.

11. Консолидированный характер контроля. Контроль за банком должен вестись на

основе учета операций всех его подразделений (филиалов, отделении), а также

дочерних и зависимых организаций.

12. Сочетание государственного, независимого аудиторского (внешнего),

обществен­ного (со стороны общественных объединений самих банков) и

внутреннего контроля.

13. Достоверность данных и полная ответственность за их качество и

конфиден­циальность.

14. Открытость для широкой общественности.

По методам проведения выделяют следующие виды внешнего контроля:

§ Проверка;

§ Обследование;

§ Надзор;

§ Ревизия;

§ Наблюдение;

§ Анализ.[17,стр.106]

Документарный надзор и инспекционные проверки

Внешний контроль предполагает использование двух главных инструментов

получение от банков отчетной документации и ее дистанционный анализ; проверки

банков на местах. Рассмотрим их отдельно.

Документарный надзор за деятельностью банков в России за последние годы

получил должное развитие. Тем не менее, руковод­ство Банка России считает, что

одна из причин кризиса 1998 г. состояла в крупных недостатках в области

надзора. [7, стр. 54]

Контролирующим органам следует от чисто формальных действий перейти к

реальной оценке финансового положения банка в целом и его рисков, в том числе

на основе документарного надзора и проверок на местах. Имеется в виду переход

от соблюдения формальных требований к принципу разумного суждения.

Сейчас надзор Банка России построен на основе единых экономических

нормативов, не дифференцированных ни в зависимости от размеров и видов

банков, ни в зависимости от их местоположения, что является отрицательным

моментом в области внешнего контроля.

Для целей надзора Центральный Банк требует представлять громоздкие отчеты,

значительная часть которых вообще не может использоваться его надзорными

подразделениями. Составление отчетов дорого обходится банкам, причем

показатели и объем отчетности не стабильны, в них непрерывно вносятся

изменения, зачастую задним числом.

Таким образом, необходимо пересмотреть перечень используемых в целях

контроля экономических нормативов и уточнить значения указанных нормативов, в

том числе путем их дифференциации. Также необходимо уделять внимание качеству

издаваемых Банком России документов, многие из которых составлены и написаны

настолько сложно, что их может понять далеко не каждый банковский служащий.

Не менее важной частью контроля являются инспекционные проверки.

Специалист надзора, курирующий банк, должен понимать и знать банк изнутри, иметь

возмож­ность узнать основных участников банка и выработать свое суждение о них,

оценить крупные кредитные риски, которые банк берет на себя. Важно также

установить пси­хологический контакт с банками, не отступая от правил

профессиональной этики.

Основным документом, регламентирующим процедуры проверок банков на местах в

рамках надзора, является Инструкция № 34 от 19.02.1996 г. «О порядке

проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными

предста­вителями Центрального банка РФ (Банка России)», наиболее важными

пунктами которой выступают следующие.

1. Проверки имеют главной целью определить непосредственно на месте реаль­ное

финансовое состояние данного банка и его филиалов, выявить ситуации,

угро­жающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение банком

(фи­лиалами) банковского, валютного законодательства и нормативных актов

Банка России. Проверки не заменяют аудиторских проверок, а также

документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.

2. Проверки проводятся на основании планов проверок, составляемых на каж­дый

квартал. Могут быть внеплановые проверки по указанию Председателя Банка

России или его заместителей. В случаях, предусмотренных законом, проверки

ве­дутся в координации с правоохранительными и финансовыми органами.

В планы проверок включаются в первую очередь банки, в отношении которых

имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими

грубых нарушениях правил деятельности, а также банки (филиалы), которые не

проверялись более 2 лет.

В планы проверок в необходимых случаях включается проведение ревизий

ва­лютных и других ценностей, находящихся в хранилищах и кассах банков

(филиа­лов), а также под ответственностью кассовых работников.

3. Решение о назначении проверки оформляется письменным распоряжением,

которое готовит структурное подразделение ЦБ, уполномоченное проводить такие

проверки. В распоряжении указываются, в частности, вид проверки, состав

рабочей группы, которой поручена проверка, даты начала и окончания проверки.

Этим распо­ряжением утверждается также задание рабочей группы, которое должно

предусматри­вать участки деятельности банка (филиалов), подлежащие

обязательной проверке.

Начавшаяся проверка может быть отменена письменным распоряжением лица,

назначившего проверку, с указанием причин отмены.

4. Проверки проводятся комплексно или по отдельным направлениям деятель­ности

банков (филиалов).

Проверки могут включать в себя изучение документов, информации, содержа­щейся

в базах данных, собеседования с сотрудниками, контрольные расчеты,

тес­тирование аппаратно-программных средств, используемых банком (филиалом).

5. Комплексные проверки проходят в каждом банке, как правило, не реже 1 раза

в 2 года и должны предусматривать проверку: достоверности отчетов;

соответствия выполняемых операций законодательству и нормативным актам Банка

России; со­блюдения обязательных экономических нормативов. Проверки банка,

имеющего филиальную сеть, проводятся на консолидированной основе.

Комплексные проверки проводятся в срок до 60 дней, проверки отдельных

на­правлений деятельности — в срок до 30 дней. Допускается продление этих

сроков руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней.

6. Для проверки уполномоченные подразделения ЦБ формируют рабочие груп­пы из

своих сотрудников, а также сотрудников других подразделений ЦБ и его

территориальных учреждений. Руководитель группы назначается из числа

сотруд­ников уполномоченного подразделения.

7. Рабочая группа имеет право:

а) входить во все помещения проверяемого банка (филиала) в сопровождении его

сотрудников, выходить из этих помещений;

б) пользоваться необходимыми для проверки собственными организационно

техническими средствами, вносить и выносить эти средства из здания

проверяемо­го банка (филиала);

в) получать от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемого банка

(филиала) необходимые для проверки документы;

г) получать от руководителей и сотрудников банка, его филиалов и

подразделе­ний справки и разъяснения, а также письменные объяснения в случае

невыполне­ния или ненадлежащего выполнения ими требований законодательства

или норма­тивных актов Банка России; требовать демонстрации и знакомиться с

работой ап­паратно-программных средств, используемых банком (филиалом);

д) при необходимости самостоятельно или с помощью проверяемого банка

(фи­лиала) снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов,

требо­вать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных

вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки

этих записей.

Рабочая группа обязана не разглашать сведения, отнесенные законом к

банков­ской, коммерческой и иной тайне, а также обеспечивать сохранность и

возврат полученных от банка (филиала) документов, файлов, ознакомить

руководителей банка (филиала) с результатами проверки, оформить результаты

проверки соответ­ствующим актом.

8. Руководитель группы распределяет обязанности между членами группы

(оформ­ляемые отдельным документом), устанавливает порядок и режим их работы,

контро­лирует выполнение порученного им задания, дает им обязательные для

исполнения указания по оформлению материалов. Он также вправе принимать на

себя проверку любого участка деятельности банка (филиала), приостанавливать

проверку в случае противодействия ей со стороны банка (филиала) или иных лиц.

Руководитель группы может запрашивать и получать от участников и клиентов

банка с их согласия сведения, необходимые для установления фактических

обстоя­тельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в

документах, полу­ченных от банка (филиала).

Руководитель группы вправе во время проверки по согласованию с руководите­лем

банка опечатывать отдельные служебные помещения банка (филиала), если в

данный момент невозможно иным способом обеспечить сохранность документов,

наличности, ценностей или проверить соответствующий участок деятельности

бан­ка (филиала). Для этого используется печать территориального учреждения

Банка России либо непосредственно Банка России.

Руководитель группы не вправе обязать члена группы изменить свои выводы или

оценки, основанные на материалах проведенной им проверки. В случае

несо­гласия с этими выводами и оценками руководитель группы может

организовать повторную проверку соответствующего участка деятельности банка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.