реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

(филиала).

9. Банк в период проверки должен содействовать ее проведению. Невыполнение

или ненадлежащее выполнение им обязанностей, предусмотренных Инструкцией,

рас­сматривается как противодействие проведению проверки. Каждый такой случай

офор­мляется актом установленной формы, который может быть основанием для

приоста­новления проверки, а также для принятия установленных мер воздействия

к банку.

10. Проверка может начинаться внезапно или с предварительным уведомлени­ем

руководителя банка (филиала). Уведомление может быть письменным или уст­ным

(в последнем случае — с последующим письменным подтверждением). Оно может

содержать требование заблаговременно подготовить необходимые материа­лы и

документы, а также провести другие подготовительные мероприятия.

11. Проверка должна начинаться с предъявления членами группы своих

полно­мочий. По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются

все ос­новные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки. Акт

составляется не менее чем в 3 экземплярах в течение 30 дней после завершения

проверки банка (всех филиалов) и подписывается всеми членами группы, а акт

комплексной (кон­солидированной) проверки — руководителем группы.

Акт является собственностью Банка России и должен быть представлен для

ознакомления руководителю банка (филиала).

12. Руководитель Банка России или его территориального учреждения,

назна­чивший проверку, обязан не позднее чем в 2-недельный срок, а при

комплексной (консолидированной) проверке — в месячный срок после подписания

акта рас­смотреть его и принять по нему решение.

Среди актуальных практических проблем контроля необходимо отметить также

следующие.

Вся работа надзорных (инспекционных) подразделений территориальных

уч­реждений Банка России нуждается в лучшем планировании, включая постановку

задач, определение сроков и регламентацию принятия решений. Так, планы

прове­рок нередко формируются без учета реальных возможностей их выполнения.

Сама организация работы состоит из 3 основных этапов. Первый этап —

подгото­вительный. Он предполагает получение и обработку обширной информации

— от статистики до публикаций в прессе. Второй этап — собственно проверки —

также далек от совершенства. Заверша­ющий, третий этап — принятие решений

после проверки. Здесь порядок достаточно жестко регламентирован.

Каждый банк раз в 2 года обязан пройти проверку. Однако в Москве и других

банковских центрах выполнить это правило невозможно при имеющейся численности

инспекторов. Следовательно, здесь необходимы качественно иные

подходы. С одной стороны, такой подход может быть связан с реализацией

прин­ципа - «минимум рисков — минимум контроля», а с другой — банки без

признаков проблемности, видимо, могли бы контролироваться только

дистанционно. Инспекторам по сути нечего делать и в банках, находящихся в

критическом финансо­вом положении, которые нужно санировать или

ликвидировать.

Особый подход нужен к крупнейшим банкам. Обычные методы инспектирова­ния для

них неприемлемы — слишком велик объем информации. Контроль за та­кими

банками, возможно, должен сводиться не столько к выявлению отдельных

недостатков, сколько к тому, чтобы они развивались в четко для каждого из них

установленном русле, не выходя за его пределы.

Меры воздействия, применяемые к отдельным банкам

Регулирование как процесс внешнего управляющего воздействия на конкрет­ный

банк начинается с момента, когда руководитель Банка России или его

территориального учреждения, назначивший проверку данного банка, утверждает

акт его проверки и принимает одно из возможных решений, предписываемых

Инст­рукцией ЦБ РФ «О применении к кредитным организациям мер воздействия за

нарушение пруденциальных норм деятельности» № 59 от 31.03.1997 г., т.е.

определив конкретную меру воздействия на банк за допущенные им нарушения

пруденциальных норм деятельности.

Основной задачей, решаемой при этом надзорным органом, считается

приведе­ние деятельности банка в соответствие с нормами и требованиями,

предъявляемы­ми банковским законодательством и банком России. Следовательно,

меры воздей­ствия должны выбираться такие, которые способны наиболее эффективно

решать указанную задачу. Если иное не оговорено в Инструкции «О применении к

кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм

деятельности» № 59 от 31.03.1997 , то надзорный орган выбирает меру воздействия

самостоятельно, учитывая, в частности, характер допущенных банком нарушений,

причины возникновения выявленных нарушений, общее финансовое состояние банка.

Контролирующий орган вправе применять к банкам меры воздействия 2 типов:

предуп­редительные и принудительные. Конкретный состав применяемых мер

воздействия может включать как меры воздействия только одного типа

(предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия обоих

типов.

Предупредительные меры воздействия

1. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в случаях, когда

недостатки в деятельности банка не угрожают интересам его кредиторов и

вкладчиков и при условии ответственного, конструктивного подхода органов

уп­равления и участников банка к устранению нарушений в его деятельности, а

также при условии их надлежащего взаимодействия с надзорным органом (принятие

обязательств скорректировать деятельность банка).

2. Данные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних

стадиях возникновения недостатков, в частности:

§ при ухудшении показателей деятельности банка, если обязательные

нормативы или иные требования, определяющие предельные уровни рисков,

принимаемых бан­ком, выполняются либо нарушаются незначительно, т.е.

отсутствуют процессы, уг­рожающие финансовому состоянию банка, интересам его

кредиторов и вкладчиков;

§ если имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения

финан­сового состояния банка (текущие убытки, тенденция к снижению

собственного капитала, привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ

клиентов, средства которых составляли значительную долю в привлеченных

ресурсах, от обслужи­вания в банке, падение рыночной стоимости свободно

обращающихся ценных бумаг банка и др.);

§ при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов

Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и

расширения деятельности;

§ при несоблюдении требований Банка России: а) о разработке правил

построения расчетной системы банка; б) о своевременном проведении филиалами

плате­жей с корреспондентских субсчетов.

3.Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных

нарушениях в деятельности банка. В этом случае они сочетаются с

принудительными мерами воздействия.

4. Предупредительные меры воздействия — это:

§ доведение до органов управления банка информации о недостатках в

его деятельности об обеспокоенности этим надзорного органа;

§ рекомендации об исправлении создавшейся в банке ситуации;

§ предложения представить в надзорный орган программу мероприятий,

на­правленных на устранение недостатков;

§ установление дополнительного контроля за деятельностью банка.

5. Информация о наличии в деятельности банка недостатков и/или нарушений и

необходимости их устранения может быть доведена до его руководящих органов в

официальной письменной форме (письмо, телеграмма, телекс и др.) или в ходе

делового совещания. Результаты совещания оформляются протоколом.

Принудительные меры воздействия

1. Принудительные меры воздействия применяются в случаях, когда это выте­кает

из характера допущенных банком нарушений с учетом того, что применение одних

предупредительных мер не приносит или не может обеспечить надлежащую

корректировку его деятельности. Основаниями для применения принудительных мер

являются нарушение (невыполнение) банком законов, нормативных актов и

предписаний Банка России, непредставление информации, представление непол­ной

или недостоверной информации, а также проведение операций, создающих реальную

угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

2. К основным принудительным мерам воздействия относятся:

• штраф;

• требование о финансовом оздоровлении банка;

• ограничение банка в праве проведения отдельных операций (на срок до 6

месяцев);

• запрет банку вести отдельные операции, предусмотренные его лицензией (на

срок до 1 года);

• запрет банку открывать филиалы (на срок до 1 года);

• требование о замене руководителей банка;

• введение в банк временной администрации;

• отзыв у банка лицензии.

Применение к банку принудительной меры воздействия оформляется, как правило,

в виде предписания; введение временной администрации и отзыв ли­цензии —

приказом.

Штраф — это денежное взыскание, налагаемое на банк на основаниях,

установ­ленных банковским Законодательством и нормативными актами Банка России.

Нало­жение штрафа оформляется предписанием, в котором указываются основания для

взыскания, а также срок его перечисления (не более 1 месяца). Штраф может быть

приме­нен за каждый случай нарушения норм законов «О Центральном банке РФ» и «О

бан­ках и банковской деятельности» или требований нормативных актов Банка

России.

Величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм за месяц не

может превышать 1% минимального размера уставного капитала вновь

создава­емого банка.

Надзорные органы имеют право потребовать от банка осуществить меропри­ятия,

направленные на его финансовое оздоровление, а именно на изменение величи­ны

и/или структуры его активов и/или пассивов (требование реструктурировать

баланс). Такое требование предъявляется банку в случае возникновения у него

те­кущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности их возникновения в

бли­жайшей перспективе; доводится до банка в форме предписания, которое

должно содержать конкретные параметры изменения структуры баланса и сроки, в

течение которых эти параметры должны быть достигнуты.

Принятию решения о предъявлении к банку указанного требования должен

предшествовать анализ, результаты которого свидетельствуют о целесообразности

применения именно такой меры воздействия. В частности, не следует требовать

реструктурировать активы, если это может негативно отразиться на отношениях

банка с клиентами и/или на его финансовом положении в силу неблагоприятной

общей конъюнктуры рынка для продажи тех или иных видов активов либо в связи с

вероятной негативной реакцией рынка на продажу активов данного вида.

Надзорный орган может ограничить на срок до 6 месяцев проведение банком

отдельных операций (одной или нескольких) в случае нарушения (невыполнения)

им банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка

Рос­сии, непредставления информации, представления неполной или недостоверной

информации. Эта мера предполагает установление надзорным органом

количествен­ных ограничений на проведение соответствующих операций

(предельного объема остатков средств на соответствующих счетах, количества

или круга клиентов, кре­диторов, заемщиков); она распространяется на все

филиалы банка и оформляется предписанием, в котором должна быть установлена

также дата начала применения данной меры воздействия. Если по истечении срока

действия предписания финан­совое положение банка не улучшилось, то эта мера

может быть применена вновь.

Если территориальное учреждение Банка России принимает решение напра­вить в

центральный аппарат ЦБ ходатайство об отзыве у банка лицензии, то в тот же

день оно должно ввести ограничение на выполнение данным банком следую­щих

операций:

• привлечение средств физических и юридических лиц во вклады, а также путем

продажи им собственных ценных бумаг, привлечение межбанковских кредитов,

открытие депозитных счетов клиентам, не являющимся участниками банка;

• открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся участниками

банка, счетов банкам — корреспондентам и небанковским кредитным организаци­ям

своих корреспондентских счетов в других кредитных организациях;

• выдача банковских гарантий;

• купля и продажа физическим лицам иностранных валют;

• открытие обезличенных металлических счетов для привлечения драгоценных

металлов во вклады от лиц, не являющихся участниками банка;

• перечисление средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по

поручению юридических лиц.

Запрет на выполнение банком отдельных операций (одной или нескольких),

пре­дусмотренных его лицензией, может быть введен в случае невыполнения им в

уста­новленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а

также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную

угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Запрет вводится в зависимости от

финансового состояния банка, соблюдения им требований законов и нормативных

актов Банка России, характера рисков клиентов и кредиторов банка. Запрет

означает требование полностью прекратить вести соответствующие операции с

даты, установленной пред­писанием, и распространяется на все филиалы банка. В

таком предписании также должна быть рекомендация банку ограничить или

прекратить выплату дивидендов, а его акционерам (пайщикам) — воздержаться от

выхода из состава участников банка.

В случае реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (в частности, при

прекращении банком выплат по своим обязательствам), непредставления

от­четности на 2 отчетные даты за последние 12 месяцев или представления

недосто­верной отчетности указанный запрет может быть введен незамедлительно.

Если принято решение направить в Банк России ходатайство об отзыве у банка

лицензии, то в тот же день вводится запрет на платежи (дополнительно к

ограниче­ниям на ведение отдельных операций, перечисленные в предыдущем

пункте:

через расчетную систему Банка России;

• через корреспондентские счета в других кредитных организациях.

Если банк отнесен к группе банков, находящихся в критическом финансовом

положении, то ему запрещается покупать и продавать иностранные валюты (как в

наличной, так и безналичной формах). Однако надзорный орган может не

приме­нять данную меру воздействия к банку, выполняющему мероприятия по

собствен­ному оздоровлению или реорганизации (если соответствующий план

признан ре­альным и выполняется в предусмотренные сроки).

Аналогичная мера воздействия должна быть применена к банку, отнесенному к

группе банков, испытывающих серьезные финансовые трудности, в случае если:

• банк не выполнил в установленный срок предъявленного ему требования

раз­работать план оздоровления или реорганизации;

• представленный план оздоровления был признан нереальным или реорганиза­ция

была признана нецелесообразной;

• признанный реальным план оздоровления или план реорганизации не

выпол­няется в предусмотренные сроки по состоянию на 2 последние отчетные

даты.

Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания про­блем

банка, неудовлетворительного финансового положения в целях ограничения рисков

кредиторов и клиентов, оформляется предписанием и может быть введен вновь,

если по истечении срока действия предписания соответствую­щие проблемы банка

не ликвидированы.

В случаях систематического (более 3-х раз за последние 12 месяцев)

невыпол­нения банком в срок требований об устранении нарушений, приведших к

ухудше­нию его финансового положения и создавших реальную угрозу интересам

кредито­ров (вкладчиков), выявления серьезных нарушений в организации учета в

банке, несоблюдения им законов при выполнении банковских операций, включая

опера­ции на рынке ценных бумаг, надзорный орган может потребовать заменить

руководи­теля исполнительного органа банка. Данное требование может быть

выдвинуто, если:

• на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера

бан­ка (филиала) назначены лица, предварительно не согласованные с Банком

России;

• в течение последних 12 месяцев были повторно нарушены требования законов и

нормативных актов Банка России к участникам банка при формировании его

уставного капитала.

Требование о замене руководителей банка оформляется в виде предписания.

Штрафы и иные меры воздействия применяются к банкам также в случаях, если:

• нарушены сроки представления отчетности, ее опубликования в открытой

пе­чати, а также сроки представления аудиторских заключений, копий издания, в

ко­торых опубликован годовой отчет;

• отчетность представлена и/или опубликована в объеме и/или в формах, не

соответствующих требованиям Банка России;

• установлены факты недостоверности отчетных данных.

В случае выявления недостоверности отчетных данных, означающей попытку скрыть

реальное финансовое положение банка, причем это положение таково, что создает

угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), надзорный орган незамедли­тельно

применяет наиболее сильные меры воздействия, включая подготовку хода­тайства

об отзыве у банка лицензии.

Перечень вопросов, подлежащих первоочередной проверке при проведении проверок

достоверности отчетности кредитных организаций.

1. Достоверность качества кредитного портфеля. Необходимо дать оценку

реальности определения кредитных рисков как в момент возникновения кредитной

и приравненной к ней задолженности, так и в последующем в процессе ее

реклассификации, а также полноты сформированного резерва на возможные потери

по ссудам.

2. Правильность расчета выполнения экономических нормативов и расшифровок

отдельных балансовых счетов для проведения расчета, в том числе в части

полноты отражения в расшифровках достоверных данных по всем филиалам банка.

3. Правильность отражения полученных банком доходов и произведенных расходов.

Операции должны отражаться в строгом соответствии с Правилами ведения

бухгалтерского учета в кредитных организациях. Согласно указанным Правилам

доходы и расходы учитываются по кассовому методу, т. е. в момент их

осуществления.

Не допускается формирование доходов за счет взимания процентов авансом при

выдаче кредитов, за счет предоставления новых кредитов с направлением кредита

на уплату процентов, в том числе просроченных, за ранее выданные кредиты.

1.2.Внутренний контроль в коммерческих банках

Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый старшими должностными

лицами и сотрудниками всех уровней за финансово-хозяйственной деятельностью

своего банка [17, стр.119] Это не просто процедура или политика, которая

выполняется в определенный момент, а процесс, постоянно осуществляемый на всех

уровнях банка.

Система внутреннего контроля выполняет защитную функцию банка по минимизации

внешних и внутренних рисков и призвана обеспечить такой порядок проведения

банковских операций и сделок, который способствует достижению поставленных

ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства, нормативных

актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и правил,

установленных в банке. Под внешними и внутренними рисками понимаются риски,

вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных

работников, риски ликвидности и снижения капитала, а также риски,

предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическими и

нормативно-правовыми условиями деятельности.

Правовое поле службы внутреннего контроля определяется положением Банка

России «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28 августа 1997 года

№509. Непосредственные действия, направленные на минимизацию рисков банка,

определяются рядом инструктивных актов, таких например, как Указание Банка

России от 7 июля 1999 года №603-У «О порядке осуществления внутреннего

контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках в кредитных

организациях», правило (стандарты) аудиторской деятельности «Изучение и

оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»

(одобренное комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской

Федерации от 25.12.1996 года, Протоколом №6), и рядом других актов.

В организационную основу системы внутреннего контроля заложены принципы,

обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех

направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений. К ним, в

частности, относятся: (приложение 8)

· принцип разделения обязанностей,

· принцип непрерывности,

· принцип предметности и конкретности,

· принцип объективности,

  • принцип всеохватности и многоплановости,
  • принцип

    информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к

    информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или

    превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных

    обязанностей,

  • принцип использования различных видов контроля в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.