реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Учет и аудит материально-производственных запасов

Диплом: Учет и аудит материально-производственных запасов

Введение.

Реформы российской экономики, начавшиеся в 80-е годы, затронули все области

экономической науки. Не обошли они и бухгалтерию, где также произошли

существенные изменения. Были приняты основополагающие документы, многие

новые положения и законы, значительно изменившие систему бухгалтерского учета

в России.

Общей тенденцией модернизации бухгалтерского учета в России является его

сближение с системой международных стандартов бухгалтерского учета. На этом

пути уже были проделаны существенные шаги, в частности, был принят ряд

положений по бухгалтерскому учету, базирующихся на тех же принципах, что и

международные стандарты.

Вместе с тем, следует учитывать, что нельзя слепо копировать международные

стандарты; их необходимо продуманно применять в условиях российской

бухгалтерии, учитывая национальную специфику, сложившиеся традиции и принятую

бухгалтерскую практику.

С началом экономических реформ в России получила развитие новая, не

существовавшая ранее сфера – аудит. Своим возникновением она обязана именно

экономическим преобразованиям и становлению рыночных отношений.

Являясь в некоторой степени аналогом ревизии, аудит в отличие от нее носит,

прежде всего, не карательный, а рекомендательный характер и направлен на

выявление недостатков с целью информирования о них руководства компании.

Среди немногих отраслей экономики, на которые кризис и последовавший за ним

рост курса доллара оказал положительное влияние, были нефтяная и

газодобывающая промышленности. В настоящее время нефтегазовые компании

представляют собой разветвленный комплекс предприятий, включающих в себя все

стадии технологического цикла: добычи, переработки и продажи газа, нефти и

нефтепродуктов. Многогранность видов бухгалтерских операций представляет

значительный интерес с точки зрения анализа и контроля бухгалтерской

информации и финансовой отчетности.

В бухгалтерской литературе достаточно широко освещен вопрос учета

материально-производственных запасов, однако в данной дипломной работе

рассмотрены аспекты учета их на крупном предприятии, включающем большое

количество структурных подразделений, с учетом специфики нефтегазодобывающей

отрасли промышленности и особенностей работы в условиях территорий,

приравненных к Крайнему Северу.

Материально-производственные запасы являются наименее ликвидной статьей среди

статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства

требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того,

чтобы получить с него впоследствии оплату за продукцию.

Анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового

управления. Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в

составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может

свидетельствовать о том, что предприятия испытывают затруднения со сбытом

своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством

продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов

реализации. Нарушение оптимального уровня материально-производственных

запасов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает

расходы по хранению этих запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства,

увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских

качеств, приводит к потере клиентов.

Поскольку в сферу деятельности компании Регионнефтегаз не входит торговля, то

основным рассматриваемым элементом материально-производственных запасов

являются материалы.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление резервов повышения

эффективности производства на базе рационального использования и учета

материально-производственных запасов.

В связи с этим, основными задачами данной работы являются анализ материалов в

компании Регионнефтегаз, рассмотрение существующей практики их учета,

выявление и разбор имеющихся недостатков, а также рекомендации по их

устранению.

В первой части работы рассмотрены общие тенденции реформирования российского

бухгалтерского учета, дана информация о имеющейся законодательной базе по

учету материалов, рассмотрены теоретические основы учета и аудита материалов.

Во второй части представлена краткая характеристика предприятия, дано

описание учетной политики предприятия в области учета материалов, рассмотрена

действующая практика учета материалов, указаны методы проверки состояния

учета материалов на предприятии. На основе аудиторской проверки сделана

попытка дать детальную информацию о выявленных положительных моментах и

недостатках бухгалтерского учета материально-производственных запасов.

В третьей части работы представлены рекомендации по совершенствованию

бухгалтерского учета на предприятии и ликвидации выявленных в ходе проверки

недостатков; представлены рекомендации по оптимизации проведения аудита

материально-производственных запасов.

В процессе выполнения работы были использованы законодательные, нормативные,

методические материалы, монографии, учебные пособия, а также публикации в

специальных журналах, связанные с учетом материально-производственных

запасов.

Выпускная квалификационная работа написана на основе данных компании

Регионнефтегаз, являющейся добывающим подразделением крупной российской

нефтегазовой компании. Регионнефтегаз включает в себя несколько структурных

подразделений, специализирующихся на определенных видах деятельности

(нефтегазодобыча, бурение скважин, транспортное управление и др.).

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы учета и аудита

материально-производственных запасов.

1.1. Реформирование бухгалтерского учета в России.

Основополагающим документом для реформирования системы бухгалтерского учета в

России является «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии

с международными стандартами финансовой отчетности», утвержденная

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 №283. В

ней, в частности, говорится:

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой

экономики, была обусловлена общественным характером собственности и

потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем

информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало

государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих,

статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного

финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных

моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды

предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета.

Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета

отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях

изменения такого положения дел разработана Программа реформирования

бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой

отчетности.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной

системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики

и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем:

сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной

информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными

тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении

реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с

требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой

отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и

повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных

организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за

разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей

деятельности).

Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении

доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей

объективную картину финансового положения и результатов деятельности

хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы:

переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на

бухгалтерскую отчетность;

регулирования финансового учета;

органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов

исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.

По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной

экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании

вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание

исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности

развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного,

полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета

присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета

общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована

модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы

бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской

отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки

имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости

(публичности) бухгалтерской отчетности.

В целях обеспечения поставленных задач предлагается:

подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О

бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации

бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по

бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований

международных стандартов;

пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и

иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной

и отчетной документации;

пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению,

учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов,

особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого

предпринимательства.

Многое из намеченного в данной программе уже было выполнено, например:

Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н утверждено Положение по

ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской

Федерации;

Институтом профессиональных бухгалтеров 29 сентября 1998 г. утверждено

Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров;

Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н утверждены Типовые

рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого

предпринимательства;

Разработаны и введены в действие новые Положения по бухгалтерскому учету,

базирующиеся на международных стандартах.

В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработан

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

организаций и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ

от 31 октября 2000 г. № 94н, введенным в действие с 1 января 2001 г.

1.2. Законодательная и нормативная база по учету

материально-производственных запасов.

Важнейшими документами, регулирующими организацию и ведение бухгалтерского

учета в России, являются:

1. Закон о бухгалтерском учете

2. Положения по бухгалтерскому учету

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

организаций

4. Инструкции и методические указания

5. Учетная политика

В основе системы бухгалтерского учета в России лежит закон «О бухгалтерском

учете» №129-ФЗ, определяющий основные принципы формирования российского

бухгалтерского учета. Согласно закону бухгалтерский учет представляет собой

упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном

выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем

сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их

обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в

процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и

ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям

бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и

собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам

и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям

бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства

Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных

операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и

обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых

ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности

организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее

финансовой устойчивости.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждают общий порядок учета в той

или иной области бухгалтерии. Непосредственно к учету материалов относится

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Одним из важнейших документов системы нормативного регулирования

бухгалтерского учета является План счетов бухгалтерского учета, утвержденный

Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, который по многим позициям

соответствует международным стандартам финансовой отчетности. Применение

Плана счетов является обязательным для всех предприятий и организаций России.

Следует отметить, что переход к применению данного Плана счетов

бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

разрешается осуществить в течение 2001 года по мере готовности организации.

Однако, многие предприятия и организации до сих пор его не применяли, так как

не были к этому готовы.

Правильно составленный (сформированный)план счетов играет большую роль в деле

организации и ведения бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов;

применение его является необходимой предпосылкой единообразия в построении

бухгалтерского учета всех хозяйствующих субъектов.

В целях разъяснения и детализации применения нового плана счетов, а также

порядка учета по конкретным вопросам, существуют методические указания и

разъяснения.

И, наконец, точный порядок учета на каждом предприятии регулирует учетная

политика, принимаемая самим хозяйствующим субъектом. Именно она позволяет

предприятию установить наиболее приемлемый для него метод ведения

бухгалтерского учета.

Ни один нижестоящий документ не может противоречить ни одному вышестоящему.

Только соблюдение этого правила позволит сформировать грамотную структуру

бухгалтерского учета в России.

1.3. Теоретические основы учета материально-производственных запасов.

В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг наряду со

средствами труда участвуют предметы труда, которые обслуживают один

производственный цикл, а их стоимость полностью включается в себестоимость

готовой продукции (работ, услуг). Эта особенность оказывает влияние на

организацию учета предметов труда, называемых в практике материально-

производственными запасами.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской

Федерации указанные понятия означают следующее:

1. материально-производственные запасы – часть имущества:

используемая в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции,

выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;

предназначенная для продажи;

используемая для управленческих нужд организации;

2. готовая продукция – часть материально-производственных запасов,

предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом

производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией),

технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям

договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных

законодательством;

3. товары – часть материально-производственных запасов организации,

приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и

предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Синтетический учет материально-производственных запасов ведется на следующих

счетах бухгалтерского учета:

1. Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива,

запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п.

предназначен счет 10 «Материалы». Этот счет активный. Материалы на счете 10

учитываются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или

учетным ценам. При учете материалов по учетным ценам, разница между

стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения

(заготовления) отражается на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов». К

счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

10-1 «Сырье и материалы»

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»

10-3 « Топливо»

10-4 «Тара и тарные материалы»

10-5 «Запасные части»

10-6 «Прочие материалы»

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

10-8 «Строительные материалы»

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.

2. Для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции

предназначен счет 43 «Готовая продукция». Этот счет используется

организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную

производственную деятельность. Принятие к бухгалтерскому учету готовой

продукции, изготовленной для продажи, отражается по дебету счета 43 в

корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск

готовой продукции (работ, услуг)».

3. Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных

ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, предназначен счет 41

«Товары». В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную

деятельность, счет 41 применяется в случаях, когда какие-либо изделия,

материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость

готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включаются в

себестоимость проданной продукции, а подлежат возмещению покупателем

отдельно.

4. Для учета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных (причитающихся

к уплате) по приобретенным ценностям, а также работам, услугам, используется

счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Конкретно для учета сумм НДС, уплаченных по приобретенным материально-

производственным запасам предназначен субсчет 19-3 «Налог на добавленную

стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

Хозяйственные операции, связанные с материально-производственными запасами,

следующие: заготовительные (приобретение) у поставщиков; внутреннее

перемещение, отпуск в производство и непроизводственные нужды, реализация и

другое.

Одним из главных документов, регулирующих чет материалов является Положение

по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

Основными задачами по учету материально-производственных запасов являются:

а) формирование фактической себестоимости запасов;

б) правильное и своевременное документальное оформление операций и

обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску

запасов;

в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения и на всех этапах

движения;

г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов,

обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ, оказание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.