![]() |
|
|
История философииИстория философии|26. |815-877гг |Эригена |Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил | | | |Иоанн Скот |во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое | | | | |мистическое учение, в основном иложенное в сочинении «О| | | | |разделении природы». Бытие Эригена разделяет на четыре | | | | |природы: | | | | |не сотворенная, но творящая – Бог как источник всех | | | | |вещей; Он бесформен, невыразим и постигается лишь через| | | | |бытие вещей; | | | | |сотворенная и творящая – божественные идеи, выступающие| | | | |как первичные причины. Идеальный мир создан Богом из | | | | |себя самого и существует вечно; | | | | |сотворенная и не творящая – чувственно воспринимаемый | | | | |мир, который есть проявление единого материального | | | | |мираво множестве различных вещей; | | | | |не сотворенная и не творящая – Бог, воспринимаемый как | | | | |конечная цель всех вещей. | | | | |Образование вещей Эригена связывал с грехопадением | | | | |человека, при котором происходит отпадение человека от | | | | |Бога. Но с течением времени наступает искупление и | | | | |возвращение всех вещей к Богу. Система Эригена, по | | | | |существу пантеистическая, была осуждена католической | | | | |церковью. | |27. |1020-77гг |Чжан Цзай |Один из основоположников неоконфуцианства. Согласно | | | | |учению Чжан Цзай, все существующее в мире образуется из| | | | |первоматерии – Ци, которая обладает свойством движения | | | | |и покоя. Природа – это «корень», а разум является ее | | | | |порождением. Первосостояние Ци Чжан Цзай называл | | | | |«великой пустотой». Первоматерия рассеивается в | | | | |«великой пустоте», а ее скопление подобно превращению | | | | |воды в лед. Скопление и рассеивание Ци определяет | | | | |рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое | | | | |значение в философии Чжан Цзай отводилось понятию «Дао»| | | | |(путь), которым обозначался процесс изменения и | | | | |превращений Ци. Движение и изменния первоматерии | | | | |основаны на взаимодействии двух противоположностей: | | | | |положительного – Ян и отрицательного – Инь. Их | | | | |единство и есть Дао, которое Чжан Цзай определял также | | | | |как «великую гармонию». Движение в природе не носит | | | | |хаотический характер, оно определяется законом (ли), | | | | |присущим самой первоматерии Ци. Закон не зависит от | | | | |воли людей. В своей теории познания Чжан Цзай не был | | | | |последовательным. Ощущения являются источником | | | | |познания, через них человек устанавливает связь с | | | | |внешним миром. Но он говорил, что познание Дао не | | | | |основано на чувственном восприятии. Учение Чжан Цзай | | | | |получило широкое развитие у последующих представителей | | | | |неоконфуцианской школы. | |28. |1079- |Абеляр Пьер |Французский философ и теолог. В характерном для | | |1142гг | |средневековой философии споре о природе универсалий, в | | | | |котором выражалась борьба материализма и идеализма, | | | | |придерживался близких к материализму идей | | | | |концептуализма (направление схоластической философии; в| | | | |спорах об универсалиях концептуалисты, как и | | | | |номиналисты, отрицали реальное существование общего, | | | | |независимого от отдельных вещей, но в отличие от | | | | |номиналистов, признавали существование в уме доопытных | | | | |общих понятий, концептов, как особой формы познания | | | | |действительности). Одновременно Абеляр остро | | | | |полемизировал против схоластического реализма | | | | |(средневековый реализм – направление в средневековой | | | | |схоластике, утверждавшее, что общие понятия – | | | | |универсалии – имеют реальное существование и | | | | |предшествуют существованию единичных вещей). Книга | | | | |Абеляра «Да и нет», выдвигавшая ограничить религиозную | | | | |веру «разумными основаниями» и вскрывавшая непримиримые| | | | |противоречия в суждениях церковных авторитетов, в | | | | |условиях средневековья имела прогрессивное значение. | | | | |Его взгляды были осуждены католической церковью, как | | | | |еретические. | |29. |1135- |Маймонид или |Еврейский философ, аристотелик, один из лидеров | | |1204гг |Моисей |рационалистической школы в иудаизме. В основе философии| | | |Бен-Маймун |Маймонида – синтез иудейской теологии с аристотелизмом,| | | | |путем «одухотворенного» (аллегорического) толкования | | | | |Библии и отдельных догматов иудаизма, в попытках | | | | |совместить религию с философией. Согласно теории | | | | |познания Маймонида, конечную цель человека составляет | | | | |рациональное обоснование высшей истины. Основное | | | | |сочинение Маймонида «Наставник колеблющихся» («Морэ | | | | |Невухим») приобрело большую известность в Западной | | | | |Европе и оказало значительное влияние на позднюю | | | | |схоластику. | |30. |1193- |Альберт |Немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе | | |1280гг |Великий |со своими учениками боролся против истолкования | | | | |аристотелизмав духе аверроизма и против передовых школ | | | | |в схоластике, использовал аристотелевские идеи для | | | | |выработки единой философско-теологической системы. | |31. |1265- |Дунс Скотт |Монах-францисканец, видный представитель средневековой | | |1308гг |Иоанн |схолатики. Выступал с резкой критикой томизма. В | | | | |отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию| | | | |от теологии, доказывал невозможность | | | | |рационалистического обоснования идеи творения из | | | | |ничего, признавал зависимость разума от воли. Бог, в | | | | |понимании Дунса Скотта – это абсолютная свобода. В | | | | |средневековом споре об универсалиях придерживался | | | | |номинализма (номинализм – направление в средневековой | | | | |философии, считавшее общие понятия лишь именами | | | | |единичных предметов. Номиналисты в противоположность | | | | |реалистам, утверждали, что реально существуют только | | | | |отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие | | | | |понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не | | | | |только не существуют независимо от вещей, но даже не | | | | |отражают их свойств и качеств. Номинализм был | | | | |независимо связан с материалистическими тенденциями в | | | | |признании первичности вещей и вторичности понятий). | | | | |Чтобы подчеркнуть примат единичного, Дунс Скотт изобрел| | | | |термин «этость» в смысле индивидуального отличия. Ввел | | | | |в логику понятие «интенции», «умопостижимого вида», | | | | |впервые противопоставил конкретное значение (его | | | | |термин) абстрактному. | |32. |1462- |Помпонации |Итальянский философ эпохи Возрождения. Развивал в | | |1524гг |Пьетро |материалистическом и антисхоластическом духе возрения | | | | |Аристотеля. В своем главном произведении «О бессмертии | | | | |души» (1516) Помпонацци, подчеркивая элементы | | | | |сенсуализма в философии Аристотеля, утверждал, что | | | | |душа, составляющая форму тела, является тем не менее | | | | |смертной. Отрицая бессмертие человеческой души, | | | | |Помпонацци считал, что только отказ от веры в | | | | |бессмертие души соответствует подлинной природе | | | | |человека, так как цель его деятельности находится не в | | | | |потустороннем, а в земном мире. Придерживаясь также | | | | |концепции двойственной истины, Помпонацци стремился к | | | | |полному отделению философии и политики от религии. | |33. |1533- |Монтень |Французский философ эпохи Возрождения. Главное | | |1592гг |Мишель де |сочинение – «Опыты» (1580). Исходный пункт Монтеня – | | | | |скептицизм. По его утверждению, человек имеет право на | | | | |сомнение. Сомнению подвергаются средневековая | | | | |схоластика, догматы католической религии, само | | | | |христианское понятие о Боге. В отличие от агностицизма,| | | | |скептицизм Монтеня не отрицает независимости мира. | | | | |Главный принцип его морали – человек не должен пассивно| | | | |ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на | | | | |небесах. Он вправе стремиться к счастью в жизни земной.| |34. |1548-1600г|Бруно |Итальянский философ, борец против схоластической | | |г |Джордано |философии и римско-католической церкви, пропагандист | | | | |материалистического мировозрения, принявшего у него | | | | |форму пантеизма (пантеизм – философское учение, | | | | |согласно которому Бог представляет собой безличное | | | | |начало, находящееся не за пределами природы, а является| | | | |тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе,| | | | |отвергая сверхприродное начало). После 8-летнего | | | | |заключения был сожжен инквизицией в Риме. Главные | | | | |произведения – философские диалоги «О причине, начале и| | | | |едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». | | | | |Мировозрение Бруно сложилось под влиянием идей античной| | | | |философии (сначала неоплатонизма и пифагоризма, а затем| | | | |материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и | | | | |Лукреция), итальянского материалистичного вольномыслия | | | | |эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно | | | | |гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно | | | | |отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно, еще | | | | |решительнее чем Николай Кузанский, влияние которого он | | | | |испытал, утверждал бесконечность самой природы. | | | | |Используя открытие Коперника, Бруно стремился | | | | |конкретизировать физический и астрономический смысл | | | | |этого философского принципа, одновременно освобождая | | | | |теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от| | | | |традиционого представления о конечности мироздания, | | | | |замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, | | | | |согласно которому Солнце неподвижно и составляет | | | | |абсолютный центр Вселенной. На этом пути Бруно пришел к| | | | |выводу о бесчисленности миров, а также о населенности | | | | |их. Ликвидируя натурофилософский дуализм схоластики, | | | | |утверждал физическую однородность земного и небесного | | | | |мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. | | | | |Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование| | | | |мировой души, понимаемой как принцип жизни и как | | | | |духовная субстанция, которая, находясь во всех без | | | | |исключения вещах, составляет их начало. Здесь Бруно | | | | |становился на позицию шлозоизма, приходя к убеждению, | | | | |что материя является активной самодвижущейся | | | | |субстанцией, а человек с его сознанием – частица единой| | | | |природы. Бруно развивал также ряд диалектических | | | | |положений: о единстве, связанности и универсальном | | | | |движении в природе, о совпадении противоположностей как| | | | |в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. | |35. |1568-1639г|Кампанелла |Итальянский философ и утопический коммунист. Кампанелла| | |г |Таммазо |разделял натурофилософские взгляды Телезио, выступал | | | | |против схоластики. Идеи сейсуализма и деизма (передовые| | | | |для того времени) сочетались у Кампанеллы с | | | | |религиозно-мистическими взглядами, с увлесением магией | | | | |и астрологией. За свое свободомыслие он подвергался | | | | |преследованиям инквизиции. Кампанелла мечтал о | | | | |единствеи и благоденствии человечества, надеясь, что | | | | |этого можно добиться с помощью папства. В 1599 году | | | | |Кампанелла попытался поднять восстание с целью | | | | |освобождения Италии от испанского гнета, но заговор был| | | | |раскрыт, и Кампанелла после жестоких пыток был брошен в| | | | |тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал свою утопию | | | | |«Город Солнца» (1602) об идеальном коммунистическом | | | | |обществе, в котором власть принадлежит мудрецам и | | | | |жрецам и носит по существу теократический характер. В | | | | |этом сказалось влияние на Кампанеллу церковной | | | | |идеалогии. Коммунистический идел Кампанелла обосновал | | | | |велением разума и законами природы. «Город Солнца» | | | | |сыграл немалую роль в развитии прогрессивной | | | | |общественной мысли и социалного прогресса. | |36. |1585-1640г|Акоста |Голландский философ рационалист. В 1623 г. Написал | | |г | |трактат «О смертности души человеческой», в котром | | | | |отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Сочинение | | | | |Акосты «Пример человеческой жизнир» содержит критику | | | | |официальной религии, а также идею закона природы, | | | | |врожденного людям: закон этот соединяет людей взаимной | | | | |любовью и служит основой для различения добра и зла. | | | | |Идеи Акосты оказали влияние на Спинозу. | |37. |1592-1655г|Гасседи Пьер |Французский философ-материалист, физик и астроном, | | |г | |священник, профессор ряда университетов. Гассенди | | | | |выступал с резкой критикой схоластики, искаженного ею | | | | |учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях. | | | | |Возродил материализм Эпикура на нем свое учение. В | | | | |основном труде «Свод философии» (1658) разделил | | | | |философию на три части: | | | | |логику, в которой дается анализ проблемы достоверности | | | | |познания и критикуется скептицизм и догматизм; | | | | |физику, в которой, обосновывая атомическую теорию, | | | | |Гоббс доказывал объективность, несотворимость и | | | | |неучтожимость пространства и времени; | | | | |этику, где Гассенди выступал против аскетической | | | | |церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что | | | | |всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая | | | | |добродетель есть благо, поскольку оно доставляет | | | | |«безмятежность». | | | | |Гассенди признавал Бога творцом атомов; он считал что | | | | |помимо материалистически понимаемой «животной души» у | | | | |человека имеется еще сверхчувствительная «разумная | | | | |душа». | |38. |1632-1677г|Спиноза Барух|Нидерландский философ-материалист. Главные работы – | | |г |(Бенедикт) |«Богословско-поликтический трактат» и «Этика». Спиноза | | | | |– создатель геометрического метода в философии. Вместе | | | | |с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза | | | | |считал целью знания завоевание господства над природой | | | | |и совершенствование человека. Учение своих | | | | |предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он| | | | |показал, как как возможна – в рамках необходимости – | | | | |человеческая свобода. При решении этой задачи опорой | | | | |для Спинозы стало его учение о природе. В | | | | |противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что| | | | |существует лишь природа, являющаяся причиной самой | | | | |себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. | | | | |Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как | | | | |он ее называл, Бог. От субстанции – бытия | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |