![]() |
|
|
История философии| | | |необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных | | | | |конечных вещей (модусов) – как телесных, так и | | | | |мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное | | | | |множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную | | | | |субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш | | | | |конечный человеческий разум постигает сущность | | | | |субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как | | | | |«протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции.| | | | |Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом | | | | |материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза | | | | |не считает атрибутом субстанции. На этих положениях | | | | |Спиноза построил учение о человеке. Согласно Спинозе, | | | | |человек – существо, в котром модусу протяжения – телу –| | | | |соответствует модус мышления – душа. И по первому и по | | | | |второму модусу человек – часть природы. В учении о | | | | |модусе души Спиноза свел все сложностьпсихической жизни| | | | |к разуму и к страстям или аффетам – к радости, печали, | | | | |вожделению. Волю он отождествляет с разумом. По Спинозе| | | | |поведением человека движет стремление к самосохранению | | | | |и собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое | | | | |учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой | | | | |от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу | | | | |как поведение, основывающееся на познании | | | | |необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть | | | | |не масса, но лишь мудрец. В учении о познании Спиноза | | | | |продолжает линию рационализма. Он возвысил знание | | | | |интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим | | | | |видом знания – чувственным и принизил роль опыта. | | | | |Высшим видом интеллектуального знания он признал | | | | |непосредственное усмотрение истины или интуицию ума. | | | | |При этом критерием истины – в след за Декартом – он | | | | |объявил ясность и отчетливость. Велика роль Спинозы в | | | | |развитии атеизма и свободомыслия – религиозного и | | | | |научного. Цель религии – не познание природы вещей, а | | | | |лишь наставление людей в нравственном образе жизни. | | | | |Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать | | | | |на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза – | | | | |продолжатель Гоббса, но в отличие от него высшей формой| | | | |власти он считал не монархию, а демократическое | | | | |правление и ограничивал всевластие государства | | | | |требованиями свободы. Спиноза оказал сильное влияние на| | | | |метафизический материализм 17-18 в.в., а его | | | | |религиозное свободомыслие – на развитие последующего | | | | |атеизма. | |39. |1646-1716г|Лейбниц |Немецкий философ, объективный идеалист. Философию | | |г |Готфрид |Лейбница следует рассматривать как попытку синтеза идей| | | |Вильгельм |механического материализма (Декарт, Гоббс) и | | | | |аристотелевско-схоластического учения об активных | | | | |субстанциальных формах. При объяснении действительности| | | | |он стремился объединить механический принцип с учением | | | | |о монадах, изложенном в его «Монадологии» (1714). По | | | | |Лейбницу монады представляют собой неделимые | | | | |субстанции, из которых складывается вся вселенная. | | | | |Число монад бесконечно, каждая из них обладает | | | | |восприятием и стремлением. Лейбниц был одним из | | | | |родоночальников немецкой иделистической диалектики. | | | | |Монады, по мнению Лейбница, не взаимодействуют друг с | | | | |другом и вместе с тем они образуют единый развивающийся| | | | |и движущийся мир, который регулируется | | | | |предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады| | | | |(Абсолюта, Бога). Понятие предустановленной гармонии | | | | |послужило основой наиболее реакционной части философии | | | | |Лейбница – его теодиции («Теодицея» 1710). Теория | | | | |познания Лейбница – идеалистический рационализм – | | | | |направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. К | | | | |положению Локка «Нет ничего в уме, чего бы не было в | | | | |чувстве» Лейбниц добавил: «Кроме самого интеллекта». Не| | | | |разделяя взглядов Локка, что ум есть гладка доска, | | | | |отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и | | | | |необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким | | | | |источником может быть только разум, что душа изначально| | | | |содержит в себе начала различных понятий и положений, | | | | |которые только пробуждаются ... внешними объектами | | | | |(«Новые опыты о человеческом разуме» 1704). По | | | | |существу, Лейбниц видоизменил Декартово учение о | | | | |врожденных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в | | | | |разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора. | | | | |Критерием истинности он считал явность, отчетливость и | | | | |непротиворечивость знания. В соответствии с этим для | | | | |проверки истин разума, по Лейбницу, достаточно законов | | | | |аристотелевской логики (тождества, противоречия и | | | | |исключенного третьего); для проверки «истин факта» | | | | |необходим закон достаточного основания. Лейбница | | | | |считают (Рассел и др.) основоположником математической | | | | |логики. | |40. |1668-1744г|Вико |Итальянский философ, создатель теории исторического | | |г |Джам-баттиста|круговорота. Допуская существование божественного | | | | |начала, от которого исходят законы истории, он | | | | |указывал, что общество развивается в силу внутренних, | | | | |закономерных причин. Каждый народ, по учению Вико, | | | | |проходит в своем развитии три эпохи (божественную, | | | | |героическую, человеческую), аналогичные периодам жизни | | | | |человека – детству, юности, зрелости. Государства | | | | |возникает лишь в героическую эпоху и предоставляет | | | | |господствол аристократии. В человеческую эпоху на смену| | | | |ему приходит демократическое государство, в котором | | | | |торжествует свобода и «естественная справедливость». | | | | |Это вершина развития человечества, зрелость, после чего| | | | |наступает упадок. Общество возвращается к | | | | |первоначальному состоянию. Затем вновь наступает | | | | |движение по восходящей линии, новый круговорот. | | | | |Принципы исторического развития Вико распространял на | | | | |язык, право, искусство. Основной труд – «Основания | | | | |новой науки об общей природе нации» (1725). | |41. |1694-1778г|Вольтер |Французский писатель, философ, историк, один из вождей | | |г |Франсуа Мари |французского Просвещения. Вольтер – деист. Выступая | | | | |сторонником механики и физики Ньютона, он признает | | | | |существование Бога, как «первого двигателя». Движение | | | | |природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим | | | | |от природы, это не особая субстанция, а скорее | | | | |свойственный самой природе принцип действия. Фактически| | | | |Вольтер склоняется к отождествлению Бога («великого | | | | |геометра») и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая | | | | |представления о душе как о особого рода субстанции. По | | | | |Вольтеру сознание – свойство материи, присущее только | | | | |живым телам, хотя для доказательства этого положения | | | | |приводится теологический аргумент – способностью | | | | |мыслить наделил материю Бог. В противовес теологической| | | | |метафизике 17 в. Вольтер выдвигал требование научного | | | | |исследования природы. Отвергая декартово учение о душе | | | | |и врожденных идеях, он считал источником знаний | | | | |наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Локко. | | | | |Задача науки – изучение объективной причинности. Но | | | | |Вольтер допускал наличие «конечных причин» и полагал, | | | | |что опыт говорит нам о вероятности существования | | | | |«высшего разума» и «архитектора»Вселенной. В | | | | |исторической работе Вольтера – критика | | | | |библейско-христианской точки зрения на развитие | | | | |общества, приводится набросок картины истории | | | | |человечества. В основе «философии истории» (термин | | | | |введен Вольтером) лежит идея прогрессивного развития | | | | |общества, независимо от воли Божества. Но ход истории | | | | |объясняется изменением идей, т.е. идеалистически. | | | | |Огромное значение в деятельности Вольтера имела его | | | | |борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. | | | | |Главная мишень сатиры Вольтера – христианство и | | | | |католическая церковь, которую он считал основным врагом| | | | |прогресса. Тем не менее Вольтер не приемлет атеизм. | | | | |Отрицая Бога, воплощенного в конкретном образе | | | | |(Христос, Магомет, Будда и т.д.) он полагал, что идея | | | | |карающего Бога должна жить в народе. Труды: | | | | |«Философские письма» (1733), «Трактат о метафизике» | | | | |(1734), «Основы философии Ньютона» (1738), «Опыт | | | | |всеобщей истории» (1796) и др. | |42. |1709-1751г|Ламеттри |Французский философ-материалист, врач. Основные работы:| | |г |Жюльен Оффре |«Человек-машина» (1747), «Система Эпикура» (1750). | | | |де |Учение Ламеттри исходит из физики Декарта и сенсуализма| | | | |Локка. Ламеттри признавал протяженную, внутренне | | | | |активную, ощущающую материальную субстанцию. Формы | | | | |материи – органическое, растительное и животное царства| | | | |(к последнему относится и человек), между которыми по | | | | |Ламеттри, нет качественных отличий. Ламеттри отрицал | | | | |всеобщность мышления. Последнее присуще только человеку| | | | |и рассматривается как результат сложной организации | | | | |материи. Способность мышления принимается как сравнение| | | | |и комбинирование представлений, возникших на основе | | | | |ощущений и памяти. Ламеттри – представитель | | | | |механицизма, вместе с тем постепенно приближался к | | | | |идеям эволюции. Главными причинами исторического | | | | |развития считал просвещение и действия выдающихся | | | | |личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. | | | | |Атеизм Ламеттри ограничен, он выступал за сохранение | | | | |религии для народных масс. | |43. |1711-1776г|Юм Давид |Английский философ-идеалист, психолог, историк. Задачу | | |г | |знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности | | | | |быть руководством для практической жизни. Единственный | | | | |предмет достоверного знания по Юму – объекты | | | | |математики, все другиепредметы исследования касаются | | | | |фактов, которые не могут быть доказаны логически, а | | | | |выводятся только из опыта. Все суждения о существовании| | | | |происходят так же из опыта, который Юм понимал | | | | |идеалистически: действительность – лишь поток | | | | |«впечатлений», причины которых неизвестны и | | | | |непостижимы. Вопрос о том, существует ли объективный | | | | |мир или нет, он считал неразрушительным. Одно из | | | | |основных отношений, устанавливаемых опытом,- отношение | | | | |причины и действия; оно не может быть выведено ни из | | | | |интуиции, ни путем логического анализа и | | | | |доказательства. Из того, что одно явление предшествует | | | | |другому, нельзя вывести, будто предшествующее – | | | | |причина, а следующее за ним – ее действие. Даже самое | | | | |частое повторение связи событий во времени не дает | | | | |знания скрытой силы, с помощью которой один объект | | | | |производит другой. Но люди склонны заключать от | | | | |наблюдавшихся в прошлом действии известных предметов к | | | | |сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают | | | | |они эти заключения только в силу привычки. Таким | | | | |образом, Юм отрицал объективный характер причинности. | | | | |Поток наших впечатлений не есть, по Юму, совершенный | | | | |хаос: некоторые объекты представляются нам яркими, | | | | |живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне | | | | |достаточно для практической жизни.При этом необходимо | | | | |лишь понимать, что источником практической уверенности | | | | |служит не теоретическоезнание, а вера. В этике Юм | | | | |развил теорию утилитаризма, объявил полезность | | | | |критерием нравственности; в философии религии | | | | |ограничился ограничением допущения, будто причины | | | | |порядка во Вселенной имеют некоторую аналогию с | | | | |разумом, но отверг при этомвсякое богословское и | | | | |философское учение о Боге. Основной труд – | | | | |«Исследование о человеческом разуме» (1748). Юмовский | | | | |агностицизм оказал значительное влияние на современный | | | | |идеализм, послужив одним из главных идейных истоков | | | | |неопозитивизма. | |44. |1714-1762г|Баумгартен |Немецкий философ, последователь Вольфа и Лейбница. В | | |г |Александр |работе «Философские размышления о некоторых вопросах | | | |Готтлиб |поэтического произведения» (1735) впервые ввел термин | | | | |«эстетика», которым он обозначил науку о чувственном | | | | |познании, постигающем прекрасное и выражающемся в | | | | |образах искусства, в противоположность логике – науке о| | | | |рассудочном познании. Вопросам чувственного познания | | | | |Баумгартен посвятил незавершенный труд «Эстетика». | |45. |1723-1777г|Дай Чжень |Китайский философ-материалист. Много внимания уделял | | |г | |изучению естественных наук, особенно математике и | | | | |астрономии. Согласно учению Дай Чженя природа вечна и | | | | |существует независимо от человеческого сознания. | | | | |Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух основных | | | | |понятий неоконфуцианской натурофилософии – идеального | | | | |«Ли» и материального «Ци», Дай Чжень заявлял что «Ци» | | | | |первично, а «Ли» вторично. Мир находится в постоянном | | | | |процессе становления и развития. Движение он объяснял | | | | |взаимодействием противоположных сил: положительного Ян | | | | |и отрицательного Инь. Их действие вечно, неуничтожимо и| | | | |неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены | | | | |естественной необходимости. Признавая основой познания | | | | |ощущения Дай Чжень отрицал существование «врожденного | | | | |знания». Он говорил о необходимости опытной проверки | | | | |общих выводов. В своих общественно-политических | | | | |взглядах высказал положение о том, что освобождение | | | | |народа зависит от развития просвещения и нравственного | | | | |самоусовершенствования личности. | |46. |1730-1788г|Гаман Иоган |Немецкий философ-идеалист, сторонник учения о | | |г |Георг |непосредственном знании, оказал влияние на литературное| | | | |движение «Буря и натиск». Гаман выступал против идей | | | | |просветительства и рационализма. Им он противопоставлял| | | | |веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с | | | | |тем Гаман глубокую идею о единстве противоположностей | | | | |как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на | | | | |идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля. | | | | |Главное сочинение Гамана – «Крестовые походы филолога» | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |