![]() |
|
|
История философии| | | |(1762) | |47. |1744-1803г|Гердер Иоганн|Немецкий философ-просветитель, писатель, литературовед.| | |г |Готфрид |Отверг кантовскую «критику» разума, противопоставив ей | | | | |«физиологию» познавательных способностей и учение о | | | | |первичности языка по отношению к разуму. Понятие о | | | | |пространстве и времени Гердер выводил из опыта, | | | | |отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь | | | | |на понятие о прогрессе в природе, развивал учение о | | | | |прогрессе в истории («Идеи к философии истории | | | | |человечества» 1784-1791 гг) и о движении общества к | | | | |гуманизму. Гердер подчеркивал своеобразие духовной | | | | |культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли| | | | |производства (ремесла) и науки в развитии общества. | | | | |Предварил будущее учения Шеллинга и Гегеля о | | | | |несовпадении между субъективными целями единоличных | | | | |человеческих действий и их объективным историческим | | | | |результатом. | |48. |1743-1819г|Якоби Фридрих|Немецкий философ-идеалист. Выступил с критикой | | |г |Генрих |рационализма и обоснованием так называемой «философии | | | | |чувства и веры». Философия Якоби представляет попытку | | | | |метафизически разграничить и противопоставить | | | | |непосредственное знание и опосредствованное знание. Для| | | | |Якоби единственным истинным познанием является | | | | |чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за | | | | |пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с | | | | |субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей.| | | | |Религиозное чувство, составляющее основание философии, | | | | |с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиции | | | | |рационализма. Из этого философ сделал вывод о связи | | | | |рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы | | | | |философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в | | | | |философии жизни и экзистенциализма. | |49. |1724-1804г|Кант Иммануил|Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого | | |г | |классического идеализма. Кант является основателем | | | | |«критического» или «трансцендентального» идеализма. В | | | | |так называемый «демократический» период (до 1770 года) | | | | |Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в | | | | |которой возникновение и эволюция планетной системы | | | | |выводится из первоначальной «туманности». В это же | | | | |время Кант высказал гипотезу о существовании Большой | | | | |Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил | | | | |учение о замедлении – в результате приливного трения – | | | | |суточного вращения Земли и учение об относительности | | | | |движения и покоя. Исследования эти, объединенные | | | | |материалистической идеей естественного развития | | | | |Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании | | | | |диалектики. В философских работах «докритического» | | | | |периода Кант наметил – под влиянием импиризма и | | | | |скептицизма Юма – различие между основанием реальным и | | | | |основанием логическим, ввел в философию понятие об | | | | |отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах | | | | |ограничивается роль дедуктивно-формальных методов | | | | |мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к | | | | |воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась | | | | |«Критика чистого разума» за ней последовали «Критика | | | | |практического разума» (1788г.) и «Критика способности | | | | |суждения» (1790г.). В них последовательно излагались | | | | |«критическая» теория о целесообразности природы. В | | | | |работах «критического» периода Кант доказывает | | | | |невозможность построить систему «умозрительной | | | | |философии» («метафизики», согласно принятой тогда | | | | |терминологии) – впредь до предварительного исследования| | | | |форм познания и границу наших познавательных | | | | |способностей. Исследования эти приводят Канта к | | | | |агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как | | | | |они существуют сами по себе («вещей в себе»), | | | | |принципиально недоступна нашему познанию: последнее | | | | |возможно только относительно «явлений», т.е. способа, | | | | |посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.| | | | |Достоверное теоретическое знание имеется только в | | | | |математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно| | | | |тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы | | | | |чувственного созерцания, такие же априорные формы, или | | | | |понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза | | | | |чувственного многообразия и понятий рассудка, на | | | | |которых основываются например, закон постоянства | | | | |субстанций, закон причинности, закон взаимодействия | | | | |субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое | | | | |стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших | | | | |этических запросов. Под давлением этого стремления наш | | | | |рассудок стремится к решению вопросов о границах или | | | | |беспредельности мира в пространстве и времени, о | | | | |возможности существования неделимых элементов мира, о | | | | |боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал,| | | | |что с равной доказательностью могут быть обоснованы | | | | |противоположные решения: мир и конечен и не имеет | | | | |пределов; все процессы протекают как причинно | | | | |обусловленные – и существуют процессы (поступки), | | | | |совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое | | | | |существо - и такого существа нет. Таким образом, разум| | | | |по природе антикомичен, т.е. раздваивается в | | | | |противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же | | | | |лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания | | | | |в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений»,| | | | |в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек| | | | |одновременно и не свободен (как существо в мире | | | | |явлений) и свободен (как субъект непознаваемого | | | | |сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо| | | | |(для знания), и в то же время есть необходимый постулат| | | | |веры, на котором основывается наше убеждение в | | | | |существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это| | | | |учение об антикомичности разума, служившее у Канта | | | | |основанием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и | | | | |для агностицизма, стало толчком для разроботки | | | | |положительной диалектики в немецком классическом | | | | |идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и | | | | |творчества это учение осталось в плену дуализма, | | | | |агностицизма и формализма. Так, в этике Кант | | | | |провозглашал ее основным законом безусловное появление,| | | | |требующее руководиться таким правилом, которое | | | | |совершенно независимо от нравственного содержания | | | | |поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В | | | | |эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересованному» | | | | |удовольствию не зависящему от того, существует предмет,| | | | |изображенный в произведении искусства, и обусловленному| | | | |только формой. В этике Кант вразрез с формальным | | | | |характером категорического императива выдвинул принцип | | | | |самоценности каждой личности, которая не должна быть | | | | |приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в | | | | |эстетике – вразрез с формализмом в понимании | | | | |прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства | | | | |поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и | | | | |т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли | | | | |антагонизмов в историческом процессе жизни общества и | | | | |учение о необходимости вечного мира. Средством к | | | | |установлению и сохранению мира Кант считал развитие | | | | |международной торговли и общения с их взаимными | | | | |выгодами для различных государств. Учение Канта оказало| | | | |огромное влияние на последующее развитие научной и | | | | |философской мысли. | |50. |1713-1784 |Дидро Дени |Французский философ, просветитель, руководитель | | | | |Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро | | | | |прошел путь от деизма и этического идеализма до | | | | |материализма (в учении о природе, в психологии, в | | | | |теории познания) и атеизма. В механистическое | | | | |материалистическое понимание природы, общее у него с | | | | |Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы | | | | |диалектики – идеи связи материи и движения, связи | | | | |протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости | | | | |природных форм. Вопрос о способе, посредством которого | | | | |механическое движение материальных частиц может | | | | |пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро | | | | |решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности | | | | |материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил | | | | |материалистическую теорию психических функций, | | | | |предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой| | | | |теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные | | | | |способностью ощущать и памятью. В теории познания | | | | |идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения | | | | |коренятся в природе, и мы только регистрируем известные| | | | |нам из опыта явления, между которыми существует либо | | | | |необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не | | | | |следует что наши ощущения – зеркально точные копии | | | | |предметов: между большинством ощущений и их внешними | | | | |причинами не сходства, чем между представлениями и их | | | | |названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и| | | | |вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный | | | | |характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. | | | | |Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему | | | | |источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение | | | | |истин, а достижение способности совершенствовать и | | | | |увеличивать могущество человека. При этом Дидро | | | | |учитывает роль техники и промышленности в развитии | | | | |мышления и познани. Методами и руководителями в | | | | |познании являются эксперимент и наблюдение. На их | | | | |основе мышление может достигнуть знания, если и не | | | | |вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро | | | | |написал много работ по вопросам искусства и | | | | |художественной критики; развил новую эстетику реализма,| | | | |защищая идею единства добра и красоты. Теоретические | | | | |принципы разработанной им эстетики стремился | | | | |осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь | | | | |против феодального деспотизма, защищая политический | | | | |строй просвещенной монархии. Основные произведения | | | | |Дидро: «Мысли к объяснению природы»(1754г.), «Разговор | | | | |Даламбера и Дидро» (1769г.), «Философские основания | | | | |материи и движения» (1770г.), «Элементы физиологии» | | | | |(1774-1780г.г.) | |51. |1770-1831 |Гегель Георг |Немецкий философ, объективный идеалист, представитель | | |гг. |Вильгельм |немецкой философии. В произведении «Феноменология духа»| | | |Фридрих |(1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого | | | | |сознания от первых его проблесков до сознательного | | | | |овладения наукой и научной методологией (феноменология | | | | |– учение о явлениях (феноменах) сознания в их | | | | |историческом развитии). В «Феноменологии духа» Гегель | | | | |обосновывает исходный для него тезис о тождестве | | | | |мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее | | | | |как основе и сущности всего мира. В развитом виде | | | | |(объективного) идеализма состоит в следующем. В основе | | | | |всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное| | | | |и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» | | | | |или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, | | | | |причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в| | | | |самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит| | | | |три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в | | | | |«стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает| | | | |свое содержание в системе связанных и переходящих друг | | | | |в друга логических категорий; | | | | |2) развитие идеи в форме «инобытия» т.е. в форме | | | | |природы – философия природы; природа не развивается, а | | | | |служит лишь внешним проявлением саморазвития логических| | | | |категорий, составляющих ее духовную сущность; | | | | |3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») – | | | | |Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь | | | | |возвращается к самой себе и постигает свое содержание в| | | | |различных видах человеческого сознания и деятельности. | | | | |Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля,| | | | |процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее | | | | |самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля | | | | |была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке | | | | |логики» (1812-1816гг). В этом произведении Гегель | | | | |сформулировал закон перехода количественных изменений в| | | | |качественные, глубоко обосновал учение о противоречии | | | | |как движущем принципе всякого развития, закон | | | | |«отрицания отрицания», диалектику формы и содержания, | | | | |целого и части, и разработал категории | | | | |действительности, необходимости и случайности и многие | | | | |другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе»| | | | |и явления и т.д.. Сочинения: «Философия права» | | | | |(1821г.), «Лекции по истории философии» (1833г.- | | | | |1836г.), «Лекции по эстетике» (1835-1838гг.), «Лекции | | | | |по философии истории» (1837г) | |52. |1768-1834 |Шлейермахер |Немецкий протестантский теолог и философ, много лет | | |гг. |Фридрих Эрнст|занимался проповеднической деятельностью, был | | | |Даниэль |профессором Берлинского университета. Воззрения | | | | |Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, | | | | |Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии | | | | |преобладали романтические тенеденции. Религию, | | | | |нравственность он выводил из внутреннего настроения | | | | |субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения | | | | |Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в | | | | |котором примиряются все противоречия. В | | | | |противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов| | | | |диалектики, считал, что диалектика выражает только | | | | |движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы| | | | |критику Ветхого завета, распространил ее на Новый | | | | |завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех | | | | |источноков христианства. Но вся эта критика не выходила| | | | |из рамок религиозного мировоззрения. | | | | |Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |