реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии

| | | |(1762) |

|47. |1744-1803г|Гердер Иоганн|Немецкий философ-просветитель, писатель, литературовед.|

| |г |Готфрид |Отверг кантовскую «критику» разума, противопоставив ей |

| | | |«физиологию» познавательных способностей и учение о |

| | | |первичности языка по отношению к разуму. Понятие о |

| | | |пространстве и времени Гердер выводил из опыта, |

| | | |отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь |

| | | |на понятие о прогрессе в природе, развивал учение о |

| | | |прогрессе в истории («Идеи к философии истории |

| | | |человечества» 1784-1791 гг) и о движении общества к |

| | | |гуманизму. Гердер подчеркивал своеобразие духовной |

| | | |культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли|

| | | |производства (ремесла) и науки в развитии общества. |

| | | |Предварил будущее учения Шеллинга и Гегеля о |

| | | |несовпадении между субъективными целями единоличных |

| | | |человеческих действий и их объективным историческим |

| | | |результатом. |

|48. |1743-1819г|Якоби Фридрих|Немецкий философ-идеалист. Выступил с критикой |

| |г |Генрих |рационализма и обоснованием так называемой «философии |

| | | |чувства и веры». Философия Якоби представляет попытку |

| | | |метафизически разграничить и противопоставить |

| | | |непосредственное знание и опосредствованное знание. Для|

| | | |Якоби единственным истинным познанием является |

| | | |чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за |

| | | |пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с |

| | | |субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей.|

| | | |Религиозное чувство, составляющее основание философии, |

| | | |с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиции |

| | | |рационализма. Из этого философ сделал вывод о связи |

| | | |рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы |

| | | |философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в |

| | | |философии жизни и экзистенциализма. |

|49. |1724-1804г|Кант Иммануил|Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого |

| |г | |классического идеализма. Кант является основателем |

| | | |«критического» или «трансцендентального» идеализма. В |

| | | |так называемый «демократический» период (до 1770 года) |

| | | |Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в |

| | | |которой возникновение и эволюция планетной системы |

| | | |выводится из первоначальной «туманности». В это же |

| | | |время Кант высказал гипотезу о существовании Большой |

| | | |Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил |

| | | |учение о замедлении – в результате приливного трения – |

| | | |суточного вращения Земли и учение об относительности |

| | | |движения и покоя. Исследования эти, объединенные |

| | | |материалистической идеей естественного развития |

| | | |Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании |

| | | |диалектики. В философских работах «докритического» |

| | | |периода Кант наметил – под влиянием импиризма и |

| | | |скептицизма Юма – различие между основанием реальным и |

| | | |основанием логическим, ввел в философию понятие об |

| | | |отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах |

| | | |ограничивается роль дедуктивно-формальных методов |

| | | |мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к |

| | | |воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась |

| | | |«Критика чистого разума» за ней последовали «Критика |

| | | |практического разума» (1788г.) и «Критика способности |

| | | |суждения» (1790г.). В них последовательно излагались |

| | | |«критическая» теория о целесообразности природы. В |

| | | |работах «критического» периода Кант доказывает |

| | | |невозможность построить систему «умозрительной |

| | | |философии» («метафизики», согласно принятой тогда |

| | | |терминологии) – впредь до предварительного исследования|

| | | |форм познания и границу наших познавательных |

| | | |способностей. Исследования эти приводят Канта к |

| | | |агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как |

| | | |они существуют сами по себе («вещей в себе»), |

| | | |принципиально недоступна нашему познанию: последнее |

| | | |возможно только относительно «явлений», т.е. способа, |

| | | |посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.|

| | | |Достоверное теоретическое знание имеется только в |

| | | |математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно|

| | | |тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы |

| | | |чувственного созерцания, такие же априорные формы, или |

| | | |понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза |

| | | |чувственного многообразия и понятий рассудка, на |

| | | |которых основываются например, закон постоянства |

| | | |субстанций, закон причинности, закон взаимодействия |

| | | |субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое |

| | | |стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших |

| | | |этических запросов. Под давлением этого стремления наш |

| | | |рассудок стремится к решению вопросов о границах или |

| | | |беспредельности мира в пространстве и времени, о |

| | | |возможности существования неделимых элементов мира, о |

| | | |боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал,|

| | | |что с равной доказательностью могут быть обоснованы |

| | | |противоположные решения: мир и конечен и не имеет |

| | | |пределов; все процессы протекают как причинно |

| | | |обусловленные – и существуют процессы (поступки), |

| | | |совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое |

| | | |существо - и такого существа нет. Таким образом, разум|

| | | |по природе антикомичен, т.е. раздваивается в |

| | | |противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же |

| | | |лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания |

| | | |в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений»,|

| | | |в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек|

| | | |одновременно и не свободен (как существо в мире |

| | | |явлений) и свободен (как субъект непознаваемого |

| | | |сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо|

| | | |(для знания), и в то же время есть необходимый постулат|

| | | |веры, на котором основывается наше убеждение в |

| | | |существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это|

| | | |учение об антикомичности разума, служившее у Канта |

| | | |основанием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и |

| | | |для агностицизма, стало толчком для разроботки |

| | | |положительной диалектики в немецком классическом |

| | | |идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и |

| | | |творчества это учение осталось в плену дуализма, |

| | | |агностицизма и формализма. Так, в этике Кант |

| | | |провозглашал ее основным законом безусловное появление,|

| | | |требующее руководиться таким правилом, которое |

| | | |совершенно независимо от нравственного содержания |

| | | |поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В |

| | | |эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересованному» |

| | | |удовольствию не зависящему от того, существует предмет,|

| | | |изображенный в произведении искусства, и обусловленному|

| | | |только формой. В этике Кант вразрез с формальным |

| | | |характером категорического императива выдвинул принцип |

| | | |самоценности каждой личности, которая не должна быть |

| | | |приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в |

| | | |эстетике – вразрез с формализмом в понимании |

| | | |прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства |

| | | |поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и |

| | | |т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли |

| | | |антагонизмов в историческом процессе жизни общества и |

| | | |учение о необходимости вечного мира. Средством к |

| | | |установлению и сохранению мира Кант считал развитие |

| | | |международной торговли и общения с их взаимными |

| | | |выгодами для различных государств. Учение Канта оказало|

| | | |огромное влияние на последующее развитие научной и |

| | | |философской мысли. |

|50. |1713-1784 |Дидро Дени |Французский философ, просветитель, руководитель |

| | | |Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро |

| | | |прошел путь от деизма и этического идеализма до |

| | | |материализма (в учении о природе, в психологии, в |

| | | |теории познания) и атеизма. В механистическое |

| | | |материалистическое понимание природы, общее у него с |

| | | |Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы |

| | | |диалектики – идеи связи материи и движения, связи |

| | | |протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости |

| | | |природных форм. Вопрос о способе, посредством которого |

| | | |механическое движение материальных частиц может |

| | | |пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро |

| | | |решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности |

| | | |материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил |

| | | |материалистическую теорию психических функций, |

| | | |предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой|

| | | |теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные |

| | | |способностью ощущать и памятью. В теории познания |

| | | |идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения |

| | | |коренятся в природе, и мы только регистрируем известные|

| | | |нам из опыта явления, между которыми существует либо |

| | | |необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не |

| | | |следует что наши ощущения – зеркально точные копии |

| | | |предметов: между большинством ощущений и их внешними |

| | | |причинами не сходства, чем между представлениями и их |

| | | |названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и|

| | | |вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный |

| | | |характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. |

| | | |Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему |

| | | |источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение |

| | | |истин, а достижение способности совершенствовать и |

| | | |увеличивать могущество человека. При этом Дидро |

| | | |учитывает роль техники и промышленности в развитии |

| | | |мышления и познани. Методами и руководителями в |

| | | |познании являются эксперимент и наблюдение. На их |

| | | |основе мышление может достигнуть знания, если и не |

| | | |вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро |

| | | |написал много работ по вопросам искусства и |

| | | |художественной критики; развил новую эстетику реализма,|

| | | |защищая идею единства добра и красоты. Теоретические |

| | | |принципы разработанной им эстетики стремился |

| | | |осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь |

| | | |против феодального деспотизма, защищая политический |

| | | |строй просвещенной монархии. Основные произведения |

| | | |Дидро: «Мысли к объяснению природы»(1754г.), «Разговор |

| | | |Даламбера и Дидро» (1769г.), «Философские основания |

| | | |материи и движения» (1770г.), «Элементы физиологии» |

| | | |(1774-1780г.г.) |

|51. |1770-1831 |Гегель Георг |Немецкий философ, объективный идеалист, представитель |

| |гг. |Вильгельм |немецкой философии. В произведении «Феноменология духа»|

| | |Фридрих |(1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого |

| | | |сознания от первых его проблесков до сознательного |

| | | |овладения наукой и научной методологией (феноменология |

| | | |– учение о явлениях (феноменах) сознания в их |

| | | |историческом развитии). В «Феноменологии духа» Гегель |

| | | |обосновывает исходный для него тезис о тождестве |

| | | |мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее |

| | | |как основе и сущности всего мира. В развитом виде |

| | | |(объективного) идеализма состоит в следующем. В основе |

| | | |всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное|

| | | |и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» |

| | | |или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, |

| | | |причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в|

| | | |самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит|

| | | |три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в |

| | | |«стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает|

| | | |свое содержание в системе связанных и переходящих друг |

| | | |в друга логических категорий; |

| | | |2) развитие идеи в форме «инобытия» т.е. в форме |

| | | |природы – философия природы; природа не развивается, а |

| | | |служит лишь внешним проявлением саморазвития логических|

| | | |категорий, составляющих ее духовную сущность; |

| | | |3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») – |

| | | |Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь |

| | | |возвращается к самой себе и постигает свое содержание в|

| | | |различных видах человеческого сознания и деятельности. |

| | | |Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля,|

| | | |процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее |

| | | |самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля |

| | | |была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке |

| | | |логики» (1812-1816гг). В этом произведении Гегель |

| | | |сформулировал закон перехода количественных изменений в|

| | | |качественные, глубоко обосновал учение о противоречии |

| | | |как движущем принципе всякого развития, закон |

| | | |«отрицания отрицания», диалектику формы и содержания, |

| | | |целого и части, и разработал категории |

| | | |действительности, необходимости и случайности и многие |

| | | |другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе»|

| | | |и явления и т.д.. Сочинения: «Философия права» |

| | | |(1821г.), «Лекции по истории философии» (1833г.- |

| | | |1836г.), «Лекции по эстетике» (1835-1838гг.), «Лекции |

| | | |по философии истории» (1837г) |

|52. |1768-1834 |Шлейермахер |Немецкий протестантский теолог и философ, много лет |

| |гг. |Фридрих Эрнст|занимался проповеднической деятельностью, был |

| | |Даниэль |профессором Берлинского университета. Воззрения |

| | | |Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, |

| | | |Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии |

| | | |преобладали романтические тенеденции. Религию, |

| | | |нравственность он выводил из внутреннего настроения |

| | | |субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения |

| | | |Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в |

| | | |котором примиряются все противоречия. В |

| | | |противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов|

| | | |диалектики, считал, что диалектика выражает только |

| | | |движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы|

| | | |критику Ветхого завета, распространил ее на Новый |

| | | |завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех |

| | | |источноков христианства. Но вся эта критика не выходила|

| | | |из рамок религиозного мировоззрения. |

| | | |Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали |

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.