реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии

| | | |значительное влияние на идеологию протестанизма. |

| | | |Основные сочинения Шлейермахера: «Речи о религии» |

| | | |(1799г), «Монологи» (1810г) |

|53. |1767-1835 |Гумбольдт |Немецкий философ, языковед и государственный деятель, |

| |гг. |Вильгельм |брат А. Гумбольдта. Его основные труды – «О границах |

| | | |деятельности государства» (1792г.) «Обзор эпоса Гете |

| | | |«Герман и Доротея» (1799г._ «О задачах историка» |

| | | |(1821г.) « О языках кави на острове Ява» |

| | | |(1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта, |

| | | |Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на |

| | | |материале общественной истории, отклоняясь по ряду |

| | | |вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно |

| | | |теории исторического познания Гумбольдт, всемирная |

| | | |история есть результат деятельности духовной силы, |

| | | |лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история |

| | | |человечества, хотя она и складывается из цепи |

| | | |объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто |

| | | |поддающееся описанию, все же не может быть понята с |

| | | |причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в |

| | | |известной степени может заменить эстетика. В своем |

| | | |учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма |

| | | |ценным метод сравнительно-исторического исследования |

| | | |языков. |

|54. |1792-1867г|Кузен Виктор |Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик. |

| |г | |Утверждал, что любая философская школа, система может |

| | | |быть создана из «истин», содержащихся в различных |

| | | |учениях. Философия Кузена представляет собой |

| | | |эклектическое соединение таких «истин», заимствованных |

| | | |из идеалистической системы Гегеля, «философии |

| | | |откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и других |

| | | |идеалистических учений. Являясь противником |

| | | |материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце |

| | | |Вселенной, признавал существование потустороннего мира,|

| | | |призывал к примирению философии и религии. Учение |

| | | |Кузена оказало влияние на последующее развитие |

| | | |идеалистической философии во Франции. Основное |

| | | |сочинение Кузена – восьми томный «Курс истории |

| | | |философии» (1815-1829) |

|55. |1874-1948г|Бердяев |Русский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, |

| |г |Николай |основатель так называемого «нового христианства», |

| | |Александрович|идеолог веховства. Классовой борьбе за освобождение |

| | | |трудящихся Бердяев противопоставляет «внутреннее», |

| | | |«духовное» освобождение личности на путях религии |

| | | |(«Философия свободы» 1911, «Смысл творчества»). Бердяев|

| | | |называет капитализм «бесчеловечным строем», старое |

| | | |христианство – «орудием эксплуатации», признает даже |

| | | |«правду коммунизма», состоящую в обобществлении |

| | | |производства. Вместе с тем Бердяев утверждает, что |

| | | |марксизм, якобы заслонивший человека классом, не |

| | | |способен решить проблему активности и свободы личности.|

| | | |По Бердяеву ее решает христианский экзистенциализм (или|

| | | |персонализм). Единственной реальностью Бердяев |

| | | |объявляет «существование» субъекта, основа творчества |

| | | |которого – «абсолютная свобода», выводимая из «бездны» |

| | | |(заимствовано у Беме); содержание этого творчества – |

| | | |так называемая «диалектика богочеловечества», мистерия |

| | | |«рождение Бога в человеке и человека в Боге» (взято у |

| | | |Достоевского). Осуществление «богочеловеческого |

| | | |творчества» Бердяев переносит в так называемое «новое |

| | | |средневековье», загробный мир «четвертого измерения», |

| | | |объявляя безнадежным земное творчество («Я и мир |

| | | |объектов», 1934; «Опыт эсхатологической метафизики» |

| | | |Творчество и объективация», 1947) Реакционность |

| | | |Бердяева особенно ярко засвидетельствована в его |

| | | |главной работе – «Философия неравенства» (1918), где |

| | | |социальное неравенство объявляется «благом, добром, |

| | | |правдой», а империалистические войны – основой |

| | | |творческого движения человечества. |

|56. |1873-1958г|Мур Джордж |Английский философ-идеалист, представитель неореализма.|

| |г |Эдвард |Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставляет |

| | | |ему тезис: «Очищение включает сознание и объект, |

| | | |независимый от сознания». Статус объекта, по Муру, |

| | | |неясен; его можно рассматривать и как физический объект|

| | | |и как «чувственное данное», и лишь здравый смысл |

| | | |заставляет нас признать объективность ВНЕШНЕГО МИРА. |

| | | |Согласно такой философии «здравого смысла», во |

| | | |вселенной существуют материальные объекты и акты |

| | | |сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных |

| | | |тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает |

| | | |возможности того, что мир по своей природе духовен, что|

| | | |существует божественный разум, акты этого разума и |

| | | |загробная жизнь. Мур разаработал метод логического |

| | | |анализа. Его теория анализа оказала влияние на |

| | | |неопозитивизм. Этика Мура основана на признании добра и|

| | | |зла неопределимыми понятиями. Этические положения |

| | | |раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эгоизм |

| | | |слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда|

| | | |две линии в современной позитивистской этике: |

| | | |«эмотивизм» и этика как «анализ этических |

| | | |высказываний». Основные сочинения: «В защиту здравого |

| | | |смысла» (1925г.), « Ответ моим критикам» (1942г.). |

|57. |1806-1873г|Милль Джон |Английский буржуазный философ, логик и экономист, |

| |г. |Стюарт |представитель позитивизма. Основные работы: «Система |

| | | |логики...»(1843г) «Основания политической экономии»(2т.|

| | | |1848г) «Утилитаризм» (1864). В философии последователь |

| | | |Юма, Беркли и О. Канта. Рассматривая и материализм и |

| | | |идеализм как две «метафизические» крайности, Милль |

| | | |считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а|

| | | |дух – постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их|

| | | |восприятия не существуют. Человек познает только |

| | | |«явления» (ощущения), за пределы которых выйти нельзя. |

| | | |Заслугой Милля является разработка методов индуктивного|

| | | |исследования причинной связи. |

|58. |1838-1916г|Мах Эрнст |Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, |

| |г. | |один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи |

| | | |«комплексами ощущений», Мах тем самым противопоставил |

| | | |свое учение философскому материализму. Исходя из |

| | | |философии Юма, Мах по существу отвергал понятия |

| | | |причинности, необходимости, субстанции как не данные в |

| | | |«опыте». В соответствии «экономии мышления», описание |

| | | |мира должно включать только «нейтральные элементы |

| | | |опыта»; реальны лишь эти «элементы» (Мах отождествлял |

| | | |их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие |

| | | |физического и психического сводилось, таким образом, к |

| | | |различию «фукнционального отношения», в котором |

| | | |рассматриваются «элементы»: физическое исследование |

| | | |состоит, по Маху, в анализе взаимной связи «элементов»,|

| | | |психологическое – в анализе отношения человеческого |

| | | |организма к «элементам». Понятия Мах рассматривал как |

| | | |символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а |

| | | |науку в целом – как совокупность гипотез, подлежащих |

| | | |замещению непосредственными наблюдениями. Основные |

| | | |работы «Анализ ощущений и отношение физического к |

| | | |психическому» (1886г) «Познание и заблуждение» (1905г).|

| | | |Философия Маха оказала влияние на формирование |

| | | |неопозитивизма. |

|59. |1842-1910г|Джемс Уильямс|Американский психолог и философ-идеалист, крупнейший |

| |г. | |представитель прагматизма. Профессор Гарвардского |

| | | |университета в США с 1885 г. по 1907г.. Боролся против |

| | | |материалистического метода, Джемс противопоставляет ему|

| | | |не диалектику, а иррационализм. В основе психики, |

| | | |которую Джемс рассматривал как «поток сознания», |

| | | |подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. |

| | | |Подменяя объективное понятие истины прагматическим |

| | | |принципом полезного действия, соответствия интересам, |

| | | |Джемс открывает дорогу фидеизму, обосновывает право на |

| | | |верования, недоступные доказательству и обоснованию. |

| | | |«Радикальный эмпиризм» Джемса есть субъективистское |

| | | |сведение реальности к «чистому опыту», к сознанию, а |

| | | |его «нейтральный монизм» рассматривает материальное и |

| | | |духовное как два различных аспекта этого «опыта». Джемс|

| | | |защищал религию и активно участвовал в созданной им в |

| | | |Нью-Йорке специальной организации по «изучению» |

| | | |мистического «опыта». Основные работы «Принципы |

| | | |психологии» (1890г) «Многообразие религиозного опыта» |

| | | |(1902г) «Прагматизм» (1907г) |

|60. | |Операционализ|Субъективно-идеалистическое направление в современной |

| | |м |буржуазной философии по своей природе являющееся |

| | | |синтезом логического позитивизма и прагматизма. Основан|

| | | |Бриджименом. Главной в операционизме является идея |

| | | |операционального анализа, по которой значение любого |

| | | |понятия может быть определено лишь посредством описания|

| | | |операций, используемых при употреблении и проверке |

| | | |этого понятия, последнее тождественно соответствующему |

| | | |ряду операций. Понятия, не связанные с какими-либо |

| | | |операциями, объявляются бессмысленными. К их числу |

| | | |операционизм относит многие понятия материализма. |

| | | |Операци бывают «инструментальными» и мыслительными |

| | | |(операции «бумаги – и – карандаша» и «вербальные»). Из |

| | | |соединения операционально определенных понятий |

| | | |создаются предложения, а из них – теории. |

| | | |Операционализм неизбежно приходит к |

| | | |субъективно-идеалистическим выводам: если мы в понятиях|

| | | |познаем лишь наши операции измерения, то и признание |

| | | |самих объектов независимо от процедур измерений |

| | | |оказывается бессмысленным. Бриджмен так и пишет: «Вещи |

| | | |суть наши конструкции». |

|61. |1882-1936г|Шлик Мориц |Австрийский философ и физик, один из лидеров |

| |г. | |логического позитивизма. Как физик, занимался вопросами|

| | | |теоретической оптики, выступил одним из первых |

| | | |интерпретаторов теории относительности (1917г) В книге |

| | | |«Всеобщая теория познания» (1918г) сформулировал идеи, |

| | | |подхваченные позднее логическим позитивизмом, в |

| | | |частности учение об аналитической природе логики и |

| | | |математики и принцип верифицируемости. Помимо |

| | | |отстаивания общей концепции логического позитивизма |

| | | |(«Позитивизм и реализм» 1932г) пытался с |

| | | |идеалистических позиций анализировать специальные |

| | | |проблемы философии (пространство и время, причинность, |

| | | |вероятность) и этики (значение моральных суждений, |

| | | |свобода воли). Выдвинул теорию о «невыразимости |

| | | |содержания», согласно которой «непосредственный опыт», |

| | | |являющийся содержанием наших знаний, не может быть |

| | | |сообщен другому лицу. По Шлику, выражаемы в языке и |

| | | |передаваемы только «структурные отношения опыта». |

| | | |Критиковал конвенционализм Карнапа и Нейрата. |

|62. |1813-1855г|Кьеркегор |«Первая философия» (1956-1959гг). Датский |

| |г |Серен |философ-мистик, предшественник современного |

| | | |экзистенционализма. Свои произведения издавал на |

| | | |богатое отцовское наследство. Основные работы: |

| | | |«Или-или» (1843г) «Понятие страха» (1844г) «Смертельная|

| | | |болезнь» (1849г). Первая посвящена |

| | | |«музыкально-эротическим» проблемам, две другие – |

| | | |вопросам «первородного греха» и описанию видов отчаяния|

| | | |и сомнения. Кьеркегор критиковал философию Гегеля с |

| | | |позиций крайнего субъективизма. Истина, по Кьеркегору, |

| | | |всегда субъективна. В этике Кьеркегор защищал |

| | | |индивидуализм. Из трех типов человеческого |

| | | |«существования» (эстетического, этического, |

| | | |религиозного) высшим считал религиозный. Кьеркегор ввел|

| | | |понятие существования (экзистенции), выражающегося в |

| | | |«синтезе конечного и бесконечного, временного и |

| | | |вечного». В последние годы жизни критиковал официальную|

| | | |церковь за «недостаточную набожность». |

|63. |1883-1955г|Ортега-и-Гасс|Испанский философ, субъективный идеалист; занимал |

| |г |ет Хозе |переходную позицию между философией жизни нищенского |

| | | |толка и современным экзистенциализмом. В центре |

| | | |внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В|

| | | |своих работах «Дегуманизация искусства» (1925г) и |

| | | |«Восстание массы» (1929г) Ортега-и-Гассет впервые в |

| | | |буржуазной философии изложил основные принципы доктрины|

| | | |«массового общества». «Массовым обществом» |

| | | |Ортега-и-Гассет называет духовную атмосферу, |

| | | |сложившуюся на Западе в результате вырождения |

| | | |буржуазной демократии, бюрократизации общественных |

| | | |институтов, распространения денежно-меновых отношений |

| | | |на все формы межличных контактов. Складывается система |

| | | |общественных связей, внутри которой каждый человек |

| | | |чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной|

| | | |ему роли, частицей безличного начала – толпы. |

| | | |Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию |

| | | |«справа». Он считает ее неизбежынм результатом |

| | | |развязания демократической активности масс и видит |

| | | |выход в создании новой аристократической элиты людей, |

| | | |способных на произвольный «выбор», руководствующихся |

| | | |только непосредственным «жизненным поравом» (категория,|

| | | |близкая ницшеанской «воле к власти»). Рационализм |

| | | |Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным |

| | | |стилем «массового общества». Он призывает вернуться к |

| | | |донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не |

| | | |растленной «любви к мудрости». |

|64. |Р. 1905г. |Сартр |Французский философ и писатель Сартр – представитель |

| | |Жан-Поль |так называемого «атеистического» экзистенциализма. Его |

| | | |основные работы «Бытие и ничто» (1943г) |

| | | |«Экзистенциализм – это гуманизм» (1947г) «Критика |

| | | |диалектического разума» (1960г). Взгляды Сартра |

| | | |сложились под влиянием Гуссерля и Хайдеггера. Имеется и|

| | | |определенная связь между его философией и учением |

| | | |Кьеркегоря; на Сартра оказал известное воздействие и |

| | | |метод психоанализа Фрейда. Для его философии характерны|

| | | |антропацентризм и субъективизм. Человек мыслится им как|

| | | |«бытие для себя», от которого производит такие формы |

| | | |«бытия в себе» (т.е. объективного мира), как |

| | | |пространство и время, количество и качество и т.п. Так,|

| | | |объективному миру (а он, по Сартру, неразумен, |

| | | |детерминирован) противопоставляется человеческая |

| | | |деятельность, которая свободна, не зависит от |

| | | |объективных законов. Такое идеалистическое |

| | | |представление о свободе (суть его так же выражена в |

| | | |принципе: «Человек есть то, чем он сам себя делает» |

| | | |лежит в основе сартровской этики. |

|65. |Р. 1883г. |Ясперс Карл |Ведущий представитель немецкого экзистенциализма, |

| | | |профессор университета в Базеле. Начал свою |

| | | |деятельность как психиатр, и это во многом определило |

| | | |его понимание философских проблем. В |

| | | |психопатологических явлениях («Всеобщая психопатология»|

| | | |1913г.) Ясперс видит не выражение распада личности, а |

| | | |обостренные поиски человеком своей индивидуальности. |

| | | |Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного|

| | | |философствования, Ясперс приходит к выводу, что любая |

| | | |рациональная картина мира еще не есть знание: она |

| | | |является лишь «мифом бытия» и всегда нуждается в |

| | | |истолковании. Внутреннее содержание философии, по |

| | | |Ясперсу, обнаруживается лишь в интимном «понимании» |

| | | |«шифра», а ее задача сводится к тому, чтобы постигнуть |

| | | |господствующее в мире неразумное и понять его как |

| | | |источник. |

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.