реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии (часть I)

Просвещение.

Рационализм Рене Декарта

Рационализм философии Просвещения наиболее ярко был выражен Р. Декартом

(1596 — 1650). Он попытался дать философско-теоретическое решение тех

проблем, которые постоянно вставали перед Галилеем, но которых последний,

не в состоянии был разрешить, то и дело впадая в противоречия с самим

собой.

Декарт, начал с радикального сомнения в старых традициях философии и

науки. Оно носит у него не просто разрушительный характер. Как

справедливо отмечает доктор философских наук, профессор МГУ В.Ф. Асмус,

"Цель Декарта - не в том, чтобы уничтожить доверие к знанию, а в том, чтобы

очистить знание от всех сомнительных и недостоверных элементов ".

Декартовское сомнение призвано снести все здание прежней, традиционной

культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву

для постройки нового здания - культуры рациональной в самом своем существе.

Антитрадиционализм - вот основная черта философии Декарта. Вот принцип

новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: "Никогда

не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с

очевидностью... ". Т.о. Критерием истины у Декарта выступает познающий

разум, который сделает людей "хозяевами и господами природы".

По отношению к науке необходим строгий и рациональный метод, позволяющий

выстраивать ее по единому плану, что и позволит человеку осуществлять

посредством научных достижений свое господство над природой.

В основании нового метода мышления лежит Разум, в его внутреннем

первоистоке, в той точке, из которой растет он сам и которая поэтому

обладает наивысшей достоверностью. Эта точка - самосознание. "Мыслю,

следовательно, существую" - вот формула, выражающая сущность самосознания.

Соответственно из этого вытекает положение о верховенстве разумного,

умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка

истины как особого субъективного и самоосознаваемого процесса мышления.

Не без полемики со средневековой культурой Декарт требует положить в

основу философского мышления именно принцип очевидности, или

непосредственной достоверности.

Декарт строит теорию истины, которая базируется на субъектно-объектной

трактовке процесса познания, в которой объекту противостоит не просто

человек, личность, но гносеологический субъект как особая, субъектная

реальность. Декарт глубоко убежден, что на истину "натолкнется скорее

отдельный человек, чем целый народ", - это классическая формулировка

принципа субъективной достоверности, с которой начинается новая философия и

новая наука.

Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике.

Философия должна выступать как наиболее достоверная наука. Следовательно,

она должна обладать и наиболее достоверным научным методом, выступая в

качестве своеобразной «универсальной математики».

Однако неправильно было бы думать, что свою критику традиционной

философии и теологии Декарт и начинает строить абсолютно с нуля. В

действительности его собственное мышление оказывается глубоко укорененным в

традиции, в рамках которой он получил свое философское образование.

Отбрасывая одни аспекты средневекового мышления, Декарт, однако, опирается

на другие.

Так, Несовершенство человека, согласно Декарту, прежде всего сказывается

в его способности к заблуждению. Источником заблуждения, служит не разум, а

воля (злоупотребление волей), ибо она побуждает человека высказывать

суждения там, где разум еще не имеет ясных идей. Здесь Декарт воспроизводит

рассуждение средневековых теологов: так, в частности, Ансельм

Кентерберийский высказывает такие же соображения о свободе воли как

источнике заблуждения и греха.

На основании принципа "мыслю, следовательно, существую" Декарт развивает

учение о субстанциях, без которого невозможным было бы применение его

метода к познанию природы. Субстанция – это некоторая реальная основа

конкретного мира, проявляющаяся в различных формах существования предметов

и явлений. Сотворенный мир разделяется Декартом на два вида субстанций,

лежащих в его основе: духовную и материальную.

Духовная субстанция - неделима, вечна, фактически это — мышление, от

которого производны все иные атрибуты (главные неотделяемые свойства),

называемые модусами мышления,— чувства, воображение, и др.

Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее

производны модусы протяжения — геометрические и физические свойства мира.

Он пишет, что Материя - только одна, и она составляет основу единства

мира. Декарт здесь формулирует понятие материи, которое легло в основу

науки нового времени. Это понятие, постепенно сформировавшееся к 17 в.,

радикально отличается от того, что существовало в античности и в средние

века..

В частности в античности материя мыслилась как возможность, которая сама

по себе, без определяющей ее формы, есть ничто. Что же касается Декарта, то

у него материя сама по себе уже одна, а это значит, что она не есть просто

возможность, а есть действительность, которая носит название субстанции,

т.е. того, что может существовать само по себе, не нуждаясь ни в чем

другом.

5. Немецкая классическая философия

Вопрос №1

Философия Гегеля: идеалистическая система и диалектический метод

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – крупнейший немецкий философ-

идеалист. В его творчестве немецкая идеалистическая философия конца 18-го –

начала 19-го вв. достигла своей вершины.

Своеобразным введением в гегелевскую систему является "Феноменология духа"

(1806), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ философа.

В ней Гегель, исходя из принципа развития, дает модель бытия во всех его

проявлениях, уровнях и стадиях развития. Он приходит к выводу, что основой

мира является абсолютная идея. При этом Гегель осознает тот факт, что

описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского

исследования.

Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему

самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной

идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть

сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь

одной из этих сфер и соответственно этапом внутреннего развития идеи, ее

иным воплощением.

Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая

изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична,

но это не отнимает у нее смысловой эффективности при решении проблем

исследования реального бытия, мира, всеобщих законов развития.

Так логика Гегеля распадается на:

. учение о понятии

. учение о бытии

. учение о сущности

В учении о понятии Гегель пытался показать, что происхождение многого

из единого может быть предметом рационального познания, инструментом

которого является логическое понятие. Но это - рациональное познание

особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и

движущим мотором ее является противоречие. Гегель потребовал переосмыслить

природу понятия. А именно он, отождествлял чистое понятие ("Понятие" с

большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных

понятий, которые существуют в человеческой голове.

Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество

противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики.

Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя

мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба

противоположностей.

Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития

как природы, так и человеческого мышления.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по принципу триады: тезис-

антитезис-синтез, выступая сперва в виде чистых логических сущностей затем

в форме инобытия, идеи или природы, и, наконец, в различных формах

конкретного духа. В синтезе как бы примиряются между собой тезис и

антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не

следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых:

гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и

сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем,

гармонизующем единстве.

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и

духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл

развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового

утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на

более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший

синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем:

"Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что

она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок

признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо

цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и

вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их

в то же время моментами органического единства, в котором они не только не

противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только

эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".

Таким образом, в основе диалектики Гегеля, как особой модели

философского подхода к миру лежат 3 основных закона:

. «закон отрицания отрицания»,

. «закон перехода количества в качество»,

. «закон единства и борьбы противоположностей».

Эти законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий

диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не

допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать

последний как развивающийся объект.

В учении о бытии Гегель началом движения всех логических категорий

выделял чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая

определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. Речь

здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию

- утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не бытие того или

иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна,

что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких

определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто,

ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.

Человек размышляя, приходит к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое

определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все

такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие

чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление

находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту

самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и

сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше,

Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении

исчезновения друг в друге, или в становлении.

Таким образом, имеются три необходимых момента бытия:

. бытие – тезис,

. ничто – антитезис,

. становление – их синтез.

Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом

становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это

ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как

бытие с некой определённостью, т.е односторонность и конечность наличного

бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая

тождественна с бытием. Гегель придает большое значение категории качества.

Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма,

игнорировавшего качественные изменения в мире.

Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его

мнению, мера есть истина количества и качества. Эти две категории суть

единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично

сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах

которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры

приводит к появлению нового качества.

В своих рассуждениях о сущности в «Науке Логики» Гегель довольно

чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность.

Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Этот субстрат, лежащий в

основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру

изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.

В результате Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с

уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью

которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем

естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках,

приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития

ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан.

Произведения Гегеля с самого начала выполняли важнейшую задачу –

сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме.

Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной

культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс

становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло

человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к

общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа.

На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия,

после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

Вопрос №2

Общая характеристика философии марксизма.

В условиях становления и развития промышленной цивилизации, когда

провозглашаемые идеи свободы, равенства и братства, социального равенства и

социальной справедливости не нашли своей практической реализации на основе

идеалистических воззрений, особое значение приобрели проблемы общественного

развития и попытки их осмысления на материалистическое течение. Наиболее

видными его представителями являлись К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-

1895), Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (1870-1924)

Философско-социологическое наследие Маркса, Энгельса, Плеханова,

Ленина очень велико. Особое место в разработке материалистических взглядов

на природу и общество занимают такие работы как «Капитал»(Маркса),

«Диалектика природы» (Энгельс), «К вопросу о развитии монистического

взгляда на историю» (Плеханова), «Материализм и эмпириокритицизм»,

«Государство и революция» (Ленина).

Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование

освобождения порабощённого человечества. Марксизм доказывает неизбежность

уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и зависимости людей. В

философии этот высший смысл исторического процесса оценивается путём

исследования всеобщего практического и духовного опыта человеческого. Такой

обобщённый, всемирно-исторический подход рассмотрения действительности не

всегда соотносим с конкретными прагматическими задачами.

Маркс развивает идеи Гегеля и Фейербаха по проблеме отчуждения

человека, каковыми является экономическое отчуждение, или отчуждённый труд.

Показывая, что в условиях отчуждения теряют свою человеческую сущность не

только рабочий, но и капиталист, он раскрывает процесс устранения

отчуждения, в результате которого можно достичь всемирно-исторической цели

- идеального философского образа универсального человека.

Маркс ведёт острую полемику с теми, кто считает, что уничтожение

частной собственности есть средство для достижения полного общественного

равенства. Распространение «социального равенства» в том виде как его

понимали теоретики глубокоуравнительного коммунизма (равенство труда и его

оплаты или «все общее») приведёт к снижению заинтересованности в труде и

другим негативным последствиям. Уравниловка, по его мнению, приведёт к

тому, что вместо частной собственности капиталистов возникнет всеобщая

частная собственность или «община как всеобщий капиталист» (то есть

казарменный коммунизм). Распределение по труду - вот основной экономический

принцип, который должен лежать в основе первой фазы коммунистической

формации - социализма.

Сердцевиной философии марксизма являются фундаментальные классические

проблемы: отношение человека к миру и мира к человеку, отношения людей

между собой и сущности человека вообще. К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели

ограниченность и недостатки метафизического материализма, создав

диалектический материализм и разработав диалектический метод на

материалистической основе, обосновали сущность материалистического

понимания истории и вскрыли основной социологический закон, общие законы

общественного развития, обосновали единство теории и практики в процессе

познания.

Большой вклад в развитие философии марксизма внёс В.И. Ленин. Он развил

марксистскую теорию познания, как теорию отражения, разработал основные

положения учения об истине, сформулировал основные категории материализма /

материя, сознание, познание и др. /, обобщил достижения современного

естествознания, предложил методологические основы оценки различных

философских течений, школ и учений и на этой основе проводил анализ

общественных процессов, осуществлял практическую деятельность по

преобразованию общества.

Введение принципа практики в познавательный процесс позволило марксистам

решить проблему тождества мышления и бытия, взаимосвязи теории и практики,

проникать в сущность процессов / «Вещей в себе»/, а распространение

материализма на познание общественных явлений позволило рассмотреть в целом

проблему взаимосвязи мира-общества- человека, представить общество как

целостную систему и определить возможности его преобразования на научно-

методологической основе материализма и диалектики. Основное отличие

марксистской философии - это тесное единство содержания естественно-

научных, философских , социально- политических и научно- социальных идей,

ориентация на решение общечеловеческих проблем с позиции социальной

справедливости и социального равенства. Можно говорить и о выполнении

марксистской теории определённого социального заказа - заказа людей труда,

стремящихся видеть критерием распределения социальных благ общестенно-

полезный труд.

Выводы:

Отличие марксистской философии - тесное единство содержания философских,

социально-политических и научно-социальных идей, ориентация на решение

общечеловеческих проблем

Высшая цель марксизма - теоретическое обоснование идей социальной

справедливости и

освобождение порабощенного

Сущность философии марксизма: исследование фундаментальных классических

проблем, концентрирующихся вокруг отношений мира к человеку и человека к

миру, отношений между людьми и сущности человека

Конкретные концепции: о законах истории и развития общества, о сущности и

содержании общественного производства в формировании определенного

социального типа личности, о значении материального производства в жизни

общества, о классовой борьбе, о социальной революции, о роли народных масс

и личности в истории, гуманизации общественных отношений и т.д.

Предпосылки и источники возникновения марксистской философии

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ:

*развитие капиталистических общественных отношений

*образование новой социальной структуры общества

*обострение социально-экономических,

политических и духовных отношений

между классами

*потребность рабочего класса в научной

теории общественного развития

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ:

*открытие закона превращения и сохранения энергии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.