реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии (БрГТУ)

Билеты по философии (БрГТУ)

1. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом

мышлении.

Круг основных проблем философии:

А) онтология - учение о мире или бытии.

Б) гносеология - теория познания.

В) методология

. диалектика

. метафизика

Г) антропология

Д) аксиология - учение о ценностях.

Е) социальная философия - учение об обществе.

В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета:

. старо - античный - философия тождественна науке и её предмет - вся

действительность;

. традиционный - наука о первых началах или метафизика;

. современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития

природы, общества и мышления.

Функции философия ( её роль в обществе):

. мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень

мировоззрения.

. гносеологическая - определение направления дальнейшего познания

мира.

. методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику

и метафизику.

. аксиологическая - духовные ценности

. гуманистическая - воспитание гуманистических идей.

2. Основным вопросом философии является соотношение в мире мышления

и бытия, сознании и материи, идеального и материального. Данный вопрос

характеризуется 2 сторонами:

. онтологическая - отвечает на вопрос: что первично - идеальное

или материальное- 2 направления для решения этого вопроса:

А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира

лежит одно первоначало - материальное или идеальное

Б) дуализм

Монизм делится на материализм (материя первична, а сознание

вторично) и идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее

вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

. гносеологическая - отвечает на вопрос, познаваем ли мир.

Гностицизм - мир познаваем, агностицизм - мир полностью или

частично не познаваем.

3. Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок,

определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих

в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Структура мировоззрения:

. познавательный компонент;

. ценностно-нормативный;

. эмоционально - волевой;

. практический.

3 стороны мировоззрения:

. эмоционально - психологическая (чувства, настроения) -

мироощущение;

. опыт формирования познавательных образов мира с использованием

наглядных представлений - мировосприятие;

. познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание.

Уровни мировоззрения:

- жизненно - практический;

- теоретический - к нему относится философия.

4. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое

мировоззрение, характеризующееся эмоционально - образной формой,

очеловечиванием природы, отсутствием рефлексии (самосознания),

утилитарной направленностью ( практика).

Исторически вторым типом мировоззрения является религиозное,

которое основывается на вере в существование сверхъестественных сил,

опирается на образно - эмоциональные и чувственно - наглядные формы

восприятия, рефлексия отсутствует.

Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в

рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит

размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной

принцип - свободомыслие.

5. Античная философия охватывает период с 6 века до н. э. до 6

века н. э. В её истории выделяются след. этапы:

- сократовская ( древнегреческая философия);

- классическая греческая философия;

- эллинистическая философия.

Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.).

Милецкая школа - представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они

первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились

понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на

изменчивость форм. На первом месте для них - поиск причины. Фалес -

причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с

водой. Анаксимандр - за первоначало брал некое безкачественное

первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него

обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые

дали начало всем веществам. Анаксимен - в качестве первоначала брал

воздух. Школа не сделала никаких научных открытий - материалисты,

диалектики.

Школа Пифагора - представители занимались философско-

математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро

реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно -

диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались

сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты,

метафизики.

Гераклит - в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей

стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего

изменчивость и многообразие мира. Природа - носительница всего

существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он

выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему,

всем и через всё управляемое - материалист, диалектик.

Эллейская школа - Сенофал, Парменид - разработали учение, во многом

противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной

проблемой проблему бытия и мышления. Бытие - это то, что можно познать

только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано

неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия -

материалисты, метафизики.

Атомисты - Демокрит и Левкипп - принимают тезис о том, что бытие

есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом - наименьшие

физические частицы, разделённые пустотой. Атом - бытие, пустота -

небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за

друга, они образуют чувственно - постигаемые вещи - материалисты,

диалектики.

Софисты - их учение вводит тему человека и сознания. Представители:

Протогор и Горгий - их отношение к философии имело утилитарную

направленность. "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие -

это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному

восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний.

Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ,

Платон, Аристотель.

Сократ - философия его есть этический рационализм. Главная

проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека

думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их

определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело

природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия.

Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек

познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к

человеку, к самому себе.

Платон - в его учении можно выделить составные части:

- онтологию - бытие - вечное, неизменное, всегда себе

тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и

постигаемое только разумом. Оно множественно, т . е. бытие есть

вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е.

то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет

истинного бытия - разделение действительности на два мира: мир

идей и мир чувственных вещей.

- Космологию - учение о творении божеством Космоса из первобытного

Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом -

объективный идеализм (Демиурд).

- Гносеологию - опирается на учение о душе. Тело человека смертно,

а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает

их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей.

Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт

мнение.

- Этику - условие нравственных поступков - истинное знание,

которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая,

вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством

разума даёт начало добродетели, справедливости.

Аристотель - ученик Платона - провёл разграничение наук на

теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика,

экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).

Онтология - бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное.

Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она

делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие

сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю

из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы

- лишённые материи формы.

Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это

проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой.

Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная

(способность к ощущению), разумная.

Учение о человеке - Человека отличает способность к

интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию.

Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические

(волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и

теоретическая.

Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ).

Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие

основные течения:

- Эпикуреизм - предание удовольствию;

- Стоицизм - следование судьбе и долгу;

- Кинизм - воздержание от суждений.

Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а

личное спасение и невозмутимость души - отказ от разработки

фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма

односторонней, которой отстаиваются пути достижения "атарксии" -

невозмутимости.

6. Отличительная черта философии Нового времени (17-18 век) -

обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью

своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том,

что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и

обособила 2 сферы:

- То, что принадлежит повседневному, актуальному познанию

человека;

- То, что принадлежит его глубинной сути, сущности.

Бэкон - "новый органон" - дал философское обоснование нового

взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы

индуктивного метода исследования. Главными препятствиями на пути

познания он считал человеческое заблуждения, которые назвал идолами.

Бэкон выдвинул теорию двойственной истины, разграничив философию и

теологию. Цель философии - изучение законов природы и разработка методов

познания природы. Центральная часть философии Бэкона - учение о методе.

Метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта (эмпиризм).

Познание начинается с чувственных восприятий внешнего мира, но они

нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты должны ставиться по методу

индукции.

Рационализм Декарта - рационалистический метод - считал, что

научные открытия совершаются не вследствие опыта, а вследствие

деятельности ума, который направляет опыт. Ко всем наукам применял

особенности математического метода познания. Основой научного метода по

Декарту является постулат: "Я мыслю, значит, я существую", т. е.

сомневаться можно во всём, но только не в своём существовании.

Выдвигая на первый план проблему познания, Бэкон и Декарт заложили

основы новых философских систем и раскола действительности на субъект и

объект познания, где субъект - носитель познавательной деятельности,

мыслящая субстанция.

Спиноза - учение о субстанции - сторонник рационализма,

противопоставляет чувственные представления (воображения) пониманию.

Чувственные представления - низший род знаний, слагается из 2 способов

восприятия:

o смутный опыт - даёт неполную правду;

o рассудок или разум - оперирует общими понятиями и даёт

достоверные знания.

Главная проблема для Спинозы - проблема взаимоотношения человека с

Богом. Бог - неисчерпаем, бесконечен, он может обличье, нести своё Слово

в форме, доступной людям определённой эпохи. Бог Спинозы - это

субстанция - первооснова мира, имеющая основания своего бытия в самой

себе.

7. Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот

период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с

проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сокрализации

(сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой).

Философия определяется следующим:

o библейским традиционализмом, ретроспективностью;

o особым значением экзегетики - искусством правильного толкования

и разъяснения положений Завета;

o тенденцией к назидательству, учительству;

o теоцентризмом - Бог в центре мира.

При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко

выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века).

Вершина патристики - Августин Блаженный. Августин принял положение

Платона о существовании бестелесных идей. Он обосновывает креационизм,

т. е. положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме

Августина происходит конкретизация религиозного представления о Боге. В

этот период происходит оформление крестьянской догматики и философии, в

которой определённую роль играют элементы платонизма.

Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе

происходит систематическая разработка христианской философии под

влиянием наследия Аристотеля. Центральная проблема Фомы Аквинского -

гармония веры и разума - томизм. Другая проблема, которая находилась в

фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца

мира и человека. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно

ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно.

8. Философия эпохи Возрождения. (14-17 века).- это период перехода

от средневековья к Новому времени, когда происходит возрождение античной

культуры.

Философия в этот период характеризуется следующим:

o поиск жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным

условиям;

o обоснование идеи доверия к естественному человеческому разуму;

o заложение основ философии, свободной от религиозно -

мировоззренческих предпосылок;

o антропоцентризм - человек - центр мира;

o гуманизм;

o пантеизм - Бог растворяется в природе - переход от Бога -

личности к Богу - духу.

Данте - "Божественная комедия" - человек имеет двоякую - смертную и

бессмертную - природу, он есть среднее звено между тленным и нетленным.

Поэтому имеет двойное предназначение. У человека 2 "конечные" цели:

o достигается в земной жизни, заключается в проявлении собственной

добродетели;

o достигается посмертно и при содействии божественной воли.

Петрарк - развивал идеи Данте о двойном предназначении человека -

философия схоластического типа непригодна для жизненного наставления.

Салютати - главное - воспитать нового человека, обладающего

способностью совершать добродетельные поступки. Это свойство

вырабатывается со временем. Хотя земная жизнь и дана Богом, задача

человека состоит в том, чтобы построить её в соответствии с природными

законами добра и справедливости.

Кузанский, Дж. Бруно - на более высоком уровне вели поиск

метафизических оснований гуманистических воззрений. Кузанский считал,

что каждая вещь, в т. ч. и человек, выступает как содержащая в свёрнутом

виде весь мир, как микрокосм. Но человек является микрокосмом и на

другом уровне, он предназначен для творчества. Дж. Бруно лишает Солнце

положения центра Вселенной, принимая гелиоцентрическую концепцию

Коперника. Центр - нигде, и он - везде. Человек - конечное земное

существо - обладает конечной смертной душой. Только разумная безличная

часть души может быть бессмертна. Человек предназначен для творческого

созидания на основе познания. Разум - способность постичь бесконечную

Вселенную.

Эразм Роттердамский - для него философия - это знание нового типа,

к которому стремился Сократ, это мудрое понимание жизни. Он осуществляет

перевод и критическое издание Нового завета, публикует труды отцов

церкви, критикует церковные порядки, духовенство. Он жаждет великой

религиозной реформы.

Мелахтон - существование общих религиозных идей - учение о

постигаемой естественным разумом естественной религии.

Философия эпохи Возрождения - родоначальница автономной философии,

свободной от религиозно - мировоззренческих предпосылок.

9. Немецкая классическая философия ( нач. 18 века - середина 19

века). Основные представители - Кант, Гегель, Фейербах.

Кант - первый этап творчества - докритический. На этом этапе он

выступал как учёный, астроном и географ. Но основу немецкой классической

философии заложила Кантовская философия критического периода после

опубликования: "Критики чистого разума", "Критики практического разума",

"Критики способности суждения". Он заинтересовался проблемой субъекта,

что позволяет человеку познавать мир. Эти работы представляют собой

обоснование системы трансцендентального идеализма. Кант пересмотрел

центральную проблему гносеологии - взаимодействие субъекта и объекта,

сделав предметом философии специфику познающего субъекта. Кант поставил

задачу установить различия между субъективными и объективными элементами

знания о самом субъекте и впервые ставит вопрос о всеобщности субъекта.

В самом субъекте Кант различает 2 уровня:

o эмпирический (опытный);

o трансцендентальный (нах -ся по ту сторону опыта).

Познание имеет 2 источника: эмпирический и априорный (доопытный).

Подлинно научные знания обеспечивают априорные формы сознания

(пространство, время, формы рассудка - понятия и категории). Кант -

агностик. Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека,

но и открывать законы разума и познавательной деятельности. Теория

познания по Канту: существуют вещи сами по себе (материалистический

подход). Эти вещи воздействуют на органы чувств человека, порождая

ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности -

пространством и временем. На этой основе возникают восприятия, которые

носят субъективный характер. Рассудок при помощи понятий и категорий

придаёт им всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по

себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь

остаётся "вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Рассудок

совмещает апостериорные и априорные знания. Кант одновременно выступает

как материалист и идеалист. Категорический императив Канта - человек

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.