реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии (БрГТУ)

только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи

23. Существуют различные историко – философские проблемы сознания.

В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или

иную эпоху менялось и понимание сознания.

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении

внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание

определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые

существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект

оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске.

Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность

на объект.

В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание

о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и

страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание –

это центр между первым и вторым, т. е. это способность воспроизвести

переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности

человека. – геоцентрическое мировоззрение.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,

царём природы, опираясь на свой Разум. Человек был объявлен началом и

причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и

возможность мира. Человек своей деятельностью творит мир. Сознание

представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы

того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо

идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в

утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. является

самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально

рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так

как сознание тождественно предметному миру.

В настоящее время под сознанием понимают высшую форму отражения

действительного мира; свойственную только людям и связанную с речью

функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и

самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его

существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку,

а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей

человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы.

Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ

объективного мира.

24. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как

духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое

преобразование действительности. Творческая деятельность сознания тесно

связана с практической деятельностью человека и с потребностями,

возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове

человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и

нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ

предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается

результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего

совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего

проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность,

составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы

ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

способности мысленного преобразования вещей в соответствии с

общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения

целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому

совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит

неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,

необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены

общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но

человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. В сознании людей возникают и

верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам

и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной

способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого

характера сознания является необходимым требованием понимания

человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с

действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные

люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на

человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи

следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное,

в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через

практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”. Сознание невозможно

вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира:

отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект

должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в

контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-

человечески. Таким образом, мы видим, что сознание не может

существовать вне общества. Общество есть материально-идеальная

реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств,

нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание

общественного сознания и образует духовную реальность, выступает

составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию

отдельного индивида.

25. Природа человека – предельно широкое понятие, это уникальное в

своей противоречивости единство материального и духовного, природного и

социального. Человек способен осознать противоречивость своей природы,

понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам – миру свободы и миру

необходимости. Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не

уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он,

даже поступая жестоко, делает это по – человечески. Человечность – это

нравственная характеристика человека, она отличается от понятия

человеческого. Человеческое – это жизнь, данная вместе с её осознанием.

Природа человека предполагает осознание противоречия своего

существования как собственного внутреннего конфликта и стремление его

преодолеть. Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они

сводятся к двум:

. Регрессивный путь – возврат к животной жизни, к предкам, к

природе, погружение в первичную коллективность.

. Прогрессивный путь – путь собственного бытия, на котором человек

обретает свою сущность.

Взаимодействие биологического и социального – вопрос о природе

человека. Существует две позиции по этому вопросу:

Природа человек биосоциальна. Биологическую природу человека определяет

совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду. Причём на

многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние

могут оказывать социальные факторы. Биологически предопределены у человека

возрастные периоды – детство, взрослость, старость. Но и на их

продолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, при

разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из

детского во взрослое состояние. Физические различия, существующие между

людьми, определены биологическими различиями (различия между полами, цвет

кожи, глаз, строение тела и др.).

Природа человека всецело социальна. Социальное в человеке – это прежде

всего орудийно – производственная деятельность, коллективистские формы

жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление,

общественная и политическая деятельность. Человек не может существовать вне

других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми

выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у

человека мышления. В современной жизни умственные способности обеспечивают

человеку его благополучие, существование и функционирование научных,

производственных и социальных институтов.

Как соотносится биологическое и социальное при определении природы и

сущности человека? Только в единстве. Без биологических предпосылок трудно

было бы себе представить появление гомоноидов, но без социальных условий

невозможно было становление человека.

В чём состоит смысл жизни человека? – в решении этого вопроса

прежде всего необходимо определить самоценность и самоцельность

человеческой жизни, которая предстаёт не случайной и не бессмысленной,

так как индивид, личность рассматриваются не сами по себе, но и как

часть целого – человеческого общества. Маркс отмечал, что индивид есть

общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни является

проявлением и утверждением общественной жизни. От всех других живых

существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей

индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой,

исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватно

существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс,

«сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая

неудовлетворённость, нереализуемость содержат в себе побудительные

причины творческой деятельности, не заключённые в непосредственных её

мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека –

всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в

историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл

личности и общества в целом. Совпадение, единство личного и

общественного, т. е. мера этого единства, неодинаковая на разных этапах

истории и в разных общественно – экономических формациях, и определяет

ценность человеческой жизни.

26. Практика – это способ включения человека в окружающий его

природный и социальный мир путём активного преобразования объективно

существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое,

ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её

помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с

неживой и живой природой, с социальной действительностью, его

включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается

сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория

практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке

во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной

особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире

является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной

реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в

единстве субъект – объектных и субъект – субъектных отношений, она

представляет собой всегда общественную деятельность. Практика

предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего

существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в

мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:

1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно

созданных орудий и средств.

2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.

3) Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов

сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической

деятельности.

Формы практической деятельности:

. Производственная практика (материальная производственная

деятельность) – форма практической деятельности, лежащая в

основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в

целом;

. Социальная практика (перестройка) – носит революционный характер

и направлена на реальное практическое преобразование условий

нашей жизни, общественных отношений, самих людей;

. Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную

производительную силу, средство управления социальными

процессами;

. Техническая деятельность – представляет собой важнейший элемент

производительных сил, определяющих характер и содержание способа

производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных

устройств, созданных человеком – артефактов.

27. Общество – открытая, материальная система, развивающаяся на

основе объективных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их

социальной организации. В основе общественного развития, по Марксу,

лежит способ производства. Общество рассматривается в двух аспектах:

1. система связей и отношений, в которой и посредством которой люди

взаимодействуют между собой и природой и осуществляют свою

жизнедеятельность.

2. Особая форма интеграции индивидов, приобретающая системность,

относительную самостоятельность и регулирующая отношения людей.

Общество есть подсистема объективной реальности, включающая в себя

структурные, функциональные и динамические связи.

Понятие общественно – экономической формации:

Маркс открыл некий новый общественный тип, названный общественно –

экономической формацией. Маркс провёл научное членение исторического

процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из

общественно- экономических формаций. В результате вся история

человечества предстала как закономерный процесс развития и смены

общественно- экономических формаций, ступеней этой истории. Как всякое

научное понятие, понятие формации есть отражение реальности, но взятой

на уровне сущности, а не её многообразных проявлений. Общественно-

экономическая формация – это конкретно- исторический тип общества,

взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в

соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация –

целостная система. В формацию входят производительные силы и

производственные отношения, которые и составляют её материальную основу.

В формацию также входят определённые социальные субъекты, представленные

различными историческими формами общности людей: родами и племенами,

сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и

общественными организациями. Марксистская теория

естественноисторического развития общественно – исторических формаций

придаёт очень большое значение проблеме развития техники и

производительных сил в целом. Ведь именно их совершенствование

определяет в конечном счёте необходимость перехода от одной формации к

другой. Каждой формации присущи свои качественные особенности, в то же

время у различных формаций имеются сходные черты. Так, например, все

антагонистические формации основаны на эксплуатации. Общие черты имеются

и у социалистического общества с предшествующими формациями

(капитализмом).

28. Взгляды на прошлое и будущее человечества, на его движущие силы

и законы вылились в следующие философские концепции:

. Теологический подход – сложился в средние века – человеческая

история есть борьба двух враждебных царств – светского и

божьего. Главная движущая сила истории – внеисторическое

божественное поведение.

. Метафизический подход – считает движущей силой истории

трансцендентальную закономерность или судьбу. Судьба – высшая

сила в виде природы и её закономерности, это предопределённость

событий и поступков.

. Идеалистический подход – исходит из того, что основа истории –

идеи, т. е. общество развивается благодаря наличию идей.

. Натуралистический поход – основа истории – природа человека

(побуждения и страсти) и среда обитания человека.

. Психологизм – общество конструируется по образу и подобию

индивида, т. е. общество – некий организм, который развивается

по определённым законам. По Фрейду главными инстинктами человека

являются эрос (жизни) и тонакос (смерти). Их борьба лежит в

основе социального бытия.

. Диалектико-материалистическая концепция – движущие силы истории

– экономические отношения.

. Цивилизационный подход – исторический процесс – процесс развития

культуры. Культура включает в себя следующие элементы: язык,

ценности (наиболее значимые потребности, желания и интересы

людей), идеалы (высшие цели), нормы (требования к человеку),

обычаи (неписаные правила поведения), традиции (элементы

социального и культурного наследия) и обряды (совокупность

стереотипных действий, вызывающих определённые чувства).

Особенности культуры: выступает связующим звеном между природой и

обществом, включает в себя результаты материального и духовного

производства.

29. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет

основу материалистического понимания общества.

Формация - определенный тип общества, цельная соц. система,

развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа

производства по своим законам.

Законы: общие и специфические.

Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об

определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному

сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном

развитии).

Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких

формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).

Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая

формация имеет базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.

Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и

идеологических отношений.

Основными категориями формационного подхода является способ

производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями

высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр

развития общества и формационный подход дополняется двумя другими:

цивилизационным и культурологическим.

Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к

высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства,

который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те

в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в

некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные

силы смогут развиваться и после изменения капиталистических

производственных отношений.

Цивилизационный подход.

Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими

закономерностями, которые не сводятся к закономерностям

функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.

Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.