![]() |
|
|
Билеты по философии (БрГТУ)предмета (пр. между производством и потреблением). Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой). 3. Основные и неосновные. Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр. производительные силы и производство). Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета. Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его). Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами; структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов); функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен; место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии. Степенью той или иной качественной определенности является количество. Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера. Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство количества и качества. Существует и обратная зависимость: качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок. Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к другому. Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого явления, тех условий, в которых совершается данное качественное изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности, структура. Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета. Закон отрицания отрицания. Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении, развитии. Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое включается в новое при том условии, если оно соответствует новым, изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний .Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является отрицанием отрицания. Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает данный прогресс. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления). 17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию, оно есть "свёртка" практики. Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания, мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь, усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое - факт сознания. Процесс познания составляют следующие элементы: 1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека и др.) 2) субъект познания - общественный- это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание. 3) предмет познания - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания. Принципы познания: 1) объективность рассмотрения познаваемого предмета. 2) адекватность образов и прообразов процесса познания. 3) введение практики в основу теории познания. 18. Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное познание, которое осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно: 1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта. 2) наглядность и предметность возникаемых образов. 3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств. Чувственное познание осуществляется в 3 формах: 1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта 2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений, процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них. 3-представление - образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за счёт воображения. 19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении - процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём сознания абстракции. Логическое познание характеризуют: 1) опора на чувственные данные 2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о которых мыслит) 3) обобщённость и абстрактность 4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и отношений 5) связь с речью, фиксация в языке. Логическое познание осуществляется в 3 формах: 1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности. 2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо. 3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения. При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их. 20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она основана на принципе отражения и представляет собой применение «диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие. Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности. Гносеологические функции практики: базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением; детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование; критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины; целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение истинного знания [1, 74-78]. Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике: информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности; проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее; регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями. Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из сторон может отставать от развития другой, что является естественным выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и теории, и практики. 21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины. В философии существуют следующие концепции истины: 1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для человека. 4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир. 6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это значит, что содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. 22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это противопоставление становится относительным, так как сознание - не самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и материей существуют: 1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на определённой ступени её развития. 2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами. В гносеологическом плане сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражения объектов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть отражение действительности формы знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности человека. Идеальное характеризует сущность сознания в отношении к материи, образно говоря, это предмет, отчуждённый от самого себя. Таким образом, идеальное есть материальное, преобразованное мозгом. Материя - объективная реальность, сознание - субъективная (идеальная) реальность. Все явления, объекты, процессы в окружающем мире постоянно взаимодействуют, вызывая друг в друге изменения, оставляя след и тем самым запечатлевают себя. Эта способность воспроизводить свойства систем при взаимодействии называется отражением. Это всеобщее свойство материи. Формы отражения: 1) в неживой природе - простейший тип отражения - след, отпечаток. 2) в живой природе - раздражимость, чувствительность. 3) на социальном уровне - сознание - высшая форма психического отражения действительности как специфический человеческий способ бытия в мире и взаимодействие с ним. С диалетико - материалистической точки зрения сознание возникло как функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Рука как орган труда учила голову думать. Логика действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Источники сознания: 1) внешний предметный и духовный мир 2) социокультурная среда, общие понятия, социальные и нравственные нормы, идеалы, знания. 3) духовный мир индивида, его опыт, способность трудиться. 4) мозг человека, его физиологическое и химикобиологическое состояние. 5) космическое информационно - смысловое поле - гипотеза: мозг - космическая система, берущая энергию непосредственно со Вселенной, причём позже механизм захвата этой энергии- 2 канала связи: механический и информационный. Реальное сознание обнаруживается при помощи речи в языках. Физиологический механизм образования речи - условно рефлекторный. Мысль - идеальный образ предметов и явлений, мир всегда обликается в материальную оболочку - слова или заменяющие их знаки. Мысли передаются при помощи языка, т. е. язык - средство общения и орудие мышления. Речь - это деятельность, процесс обмена мыслями с помощью языка. Сознание не может проявиться вне общества и независимо от него, оно функция не |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |