реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии (БрГТУ)

предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями

(пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами

предмета (пр. производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий

важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии

предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему

значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии

предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние

противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют

его).

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями,

которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие

дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды

противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их

разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник

развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество – свойство предмета - такие черты и особенности

предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с

другими предметами; структура предмета, которая связана со свойствами

предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких

элементов); функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен;

место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным

пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом

состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является

количество. Любое явление обладает как количественными, так и

качественными показателями. Связь их проявляется в том, что

количественные изменения не приводят к качественным до определенного

момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или

единство количества и качества. Существует и обратная зависимость:

качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом

случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и

совершается скачок.

Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного

состояния к другому.

Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого

явления, тех условий, в которых совершается данное качественное

изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть

эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда

становятся другими несущественные для него свойства, черты,

закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,

структура.

Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет

его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в

совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по

достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные

изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный

закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания.

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный

пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет

исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный

результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления

отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между

исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между

старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на

смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении,

развитии.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия

процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то

стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить

положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого

и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под

влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и

при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные

черты, присущие старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое

включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,

изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и

особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены

старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний

.Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и

поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию

данное отрицание является отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и

регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления

зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его

элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в

области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с

господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как

определенный этап развития. Живые организмы возникают,

совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер

прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает

данный прогресс.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого

и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество

отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном

виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит

противоречивый характер, показывает направленность развития предмета

(явления).

17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено

общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития

знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека,

который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит

объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по

своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию,

оно есть "свёртка" практики.

Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма

отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания,

мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого

мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником

активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь,

усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В

связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение

человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается

благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в

идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в

физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.

Процесс познания составляют следующие элементы:

1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся

исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир

человека и др.)

2) субъект познания - общественный- это социально сформированный

человек, который реализует познание, формирует новое знание.

3) предмет познания - это аспект объекта познания, который

вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать

различные предметы познания.

Принципы познания:

1) объективность рассмотрения познаваемого предмета.

2) адекватность образов и прообразов процесса познания.

3) введение практики в основу теории познания.

18. Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное

познание, которое осуществляется посредством органов чувств,

биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью

человека. Для него характерно:

1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.

2) наглядность и предметность возникаемых образов.

3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.

Чувственное познание осуществляется в 3 формах:

1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и

даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта

2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений,

процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта.

Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического

состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие

предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

3-представление - образ ранее воспринятого или созданного

воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия,

фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за

счёт воображения.

19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении -

процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём

сознания абстракции.

Логическое познание характеризуют:

1) опора на чувственные данные

2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о

которых мыслит)

3) обобщённость и абстрактность

4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и

отношений

5) связь с речью, фиксация в языке.

Логическое познание осуществляется в 3 формах:

1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено

чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к

общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к

сущности.

2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и

отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е.

утверждающая или отрицающая что-либо.

3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся

суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности

к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность

оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень

рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями,

исследовать и создавать их.

20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она

основана на принципе отражения и представляет собой применение

«диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания

несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как

познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной

деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы

истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие.

Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более

высокой.

Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс

получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную

сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией

о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы

минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание

составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической

деятельности.

Гносеологические функции практики:

базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную

информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от

нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение

нового знания и его преобразование;

критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,

что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и

непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение

истинного знания [1, 74-78].

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные

данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории,

методы; познание является средством практической деятельности;

проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы

таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть

без науки, вне ее;

регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает

управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на

друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны

противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут

приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из

сторон может отставать от развития другой, что является естественным

выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может

вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и

теории, и практики.

21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы

теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо

форм существования истины.

В философии существуют следующие концепции истины:

1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение

предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из

концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах.

2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие

одних знаний другим.

3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для

человека.

4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает

большинство.

5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это

процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны,

а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно

познать этот мир.

6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по

содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это

значит, что содержание человеческих представлений не зависит от

субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В

идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и

абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников

субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности

как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей

стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе

человечество располагает относительной истиной - приблизительно

адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание

каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина -

такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может

быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная

истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина

складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не

в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а

заключается в практике.

22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с

точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку

функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении

действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют

как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно

только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это

противопоставление становится относительным, так как сознание - не

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и

материей существуют:

1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на

определённой ступени её развития.

2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны

между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель

сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания

тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

В гносеологическом плане сущностью сознания является его

идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы

не обладают ни свойствами отражения объектов, ни свойствами нервных

процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть

отражение действительности формы знаний, эмоций, воли, видов и способов

практической деятельности человека. Идеальное характеризует сущность

сознания в отношении к материи, образно говоря, это предмет, отчуждённый

от самого себя. Таким образом, идеальное есть материальное,

преобразованное мозгом. Материя - объективная реальность, сознание -

субъективная (идеальная) реальность.

Все явления, объекты, процессы в окружающем мире постоянно

взаимодействуют, вызывая друг в друге изменения, оставляя след и тем

самым запечатлевают себя. Эта способность воспроизводить свойства систем

при взаимодействии называется отражением. Это всеобщее свойство материи.

Формы отражения:

1) в неживой природе - простейший тип отражения - след, отпечаток.

2) в живой природе - раздражимость, чувствительность.

3) на социальном уровне - сознание - высшая форма психического

отражения действительности как специфический человеческий способ бытия в

мире и взаимодействие с ним.

С диалетико - материалистической точки зрения сознание возникло как

функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием

труда и речи. Рука как орган труда учила голову думать. Логика действий

фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

Источники сознания:

1) внешний предметный и духовный мир

2) социокультурная среда, общие понятия, социальные и нравственные

нормы, идеалы, знания.

3) духовный мир индивида, его опыт, способность трудиться.

4) мозг человека, его физиологическое и химикобиологическое

состояние.

5) космическое информационно - смысловое поле - гипотеза: мозг -

космическая система, берущая энергию непосредственно со Вселенной,

причём позже механизм захвата этой энергии- 2 канала связи: механический

и информационный.

Реальное сознание обнаруживается при помощи речи в языках.

Физиологический механизм образования речи - условно рефлекторный. Мысль

- идеальный образ предметов и явлений, мир всегда обликается в

материальную оболочку - слова или заменяющие их знаки. Мысли передаются

при помощи языка, т. е. язык - средство общения и орудие мышления. Речь

- это деятельность, процесс обмена мыслями с помощью языка. Сознание не

может проявиться вне общества и независимо от него, оно функция не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.