реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии (БрГТУ)

должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других

людей.

Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о

непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и

духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь

движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как

объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное

начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление есть не только

субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего

существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в

ней внутренним содержанием- принцип тождества бытия и мышления.

Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание

мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень

абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории.

Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных,

духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея

проходит стадии:

o логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы

категорий;

o природа - из природы возникает человек, вместе с ним -

человеческий дух, который развивается сначала как субъективный

дух, а затем как объективный дух.;

o высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух.

Фейербах - "Человек вышел из природы как бабочка из кокона" -

метафизик - человек рождается с чётким сознанием и нет никакого

развития.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая

лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в

зависимость от последнего. При обосновании материалистического

мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие "материя".

Вместо этого понятия он использует понятие "природа", т. е. его

мировоззрение называется натурализмом. Природа существует вечно, она

независима от Бога. В центре философии должен находиться человек как

высшее существо природы. Именно человек является субъектом в системе

Фейербаха. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит

на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских

материалистов. Исходным пунктом познания является ощущение. Источник же

ощущений заключается в самом мире, природе.

10. Марксистская философия (конец 30- конец 40 -х гг. 19 века).

В марксистской философии появилось новое содержание,

отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе

внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Маркс и

Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием

освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным

средством созидания коммунистического общества.

Основные черты марксизма:

o единство партийности и научности;

o революционность;

o гуманистичность.

Это единство трёх принципов вытекало из нового понимания практики в

марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм (материализм

Фейербаха) и идеализм за сведение практики к чисто теоретической

деятельности. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания.

Практика у него - это исходный пункт, движущая сила, критерий истины,

цель познания. Практика - это процесс труда в единстве социально -

исторических условий его функционирования. Она невозможна вне связей и

общения между людьми. Практика является сферой приложения знания. Целью

познавательных усилий является достижение истины. Истина - соответствие

наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объективной реальности.

Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание

знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не

зависит от сознания человека. Но в то же время истина субъективна по

форме выражения. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен

и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и

достоверные знания о мире.

Старый материализм и материализм марксистский остались предметно

"тождественными" в том смысле, что принимали материю в качестве

первичной субстанции. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма

законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы

реальности: природу, общество и мышление.

К своеобразию марксистской философии относится единство её основных

методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.

Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма.

Предпосылки зарождения диалектического материализма:

1. социально - политические: 2 класса : буржуазия и пролетариат;

переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм.

2. Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее

наличие родства между растительным и животным миром; открытие

электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.

3. Теоретические источники: французский утопический социализм

Сенсимона и Оуэна, утверждающий, что капиталисты добровольно

передадут в руки рабочих свою частную собственность; английская

политэкономия Смитта, рассматривающая взаимоотношения между

капиталистом и рабочим. Капиталист, обладая средствами труда, не

сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей

силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист

и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой

покупает.

Недостатки марксизма:

o Недооценка проблемы человека как индивида;

o Переоценка классового фактора при анализе его сущности и

экономики;

o Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии;

o Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных

скачков.

С конца 80- х - начала 90- х годов именно философы этого

направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать

философское наследие России 19 - начала 20 веков и русского зарубежья 20

-50 -х гг. Марксистская или диалектико - материалистическая философия

теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения

философской мысли.

11. Бытие ( от слова быть, наличествовать) - это самая широкая и

абстрактная философская категория и самая бедная по содержанию.

Формы бытия:

o Материальная ( первая природа - естественная материя; вторая

природа - созданное человеком);

o Идеальная ( субъективный дух - внутренний психический мир

человека; объективный дух - формы общественного сознания).

Именно вторая природа и субъективный дух составляют бытие человека

или социальное бытие.

Уровни бытия:

o Актуальное - всё, что есть в действительности;

o Потенциальное - всё, что есть в возможности.

Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования,

бытия (потенциальный уровень). Возможность есть потенциальное бытие,

действительность - актуальное бытие (актуальный уровень бытия).

Все различия в философских воззрениях касаются различий в понимании

разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и

взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из

форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны,

вторичны, зависимы от основной формы бытия.

Проблемы, различные решения которых определяют различия в

философских воззрениях:

o Обладает ли мир в своём существовании единством и что является

основой этого единства?

o Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно

изменяется и развивается?

o Упорядочен ли мир в своём развитии, подчиняется ли он каким -

либо законам, или он изменяется произвольно?

o Обладает ли мир системной организацией или он существует как

простой конгломерат различных элементов?

Отсюда возникает идеализм и материализм, монизм и плюрализм,

детерминизм и индетерминизм и т. д.

В категории бытия фиксируется убеждение человека в существовании

окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая его

целостность через его существование. Эта характеристика не содержит

никаких мировоззренческих оценок. Для обозначения общей основы всего

существующего в философии выработаны 2 категории:

o Субстрат - то, из чего всё сделано (тождественно понятию

"материя").

o Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего

единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений,

процессов, посредством которых и через которые они существуют. В

18 веке под субстанцией подразумевали всё, что существует само

по себе и представляется само через себя. Но впоследствии термин

"субстанция" был модифицирован, и он стал обозначать неизменную

основу сменяющихся явлений.

Противоположное понятие бытию - небытие - это всё, чего нет.

12. Материя как понятие - это прежде всего результат

внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

Вопрос о сущности материи затрагивает основы любого более или менее

развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не

может не создавать множества трактовок материи.

Материя - это:

o Объективная реальность, существующая независимо от человеческого

сознания и отображаемая им. - характеристика материи через

основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или

набор его свойств.

o Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в

определении сущности основных направлений философии.

Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться

от представления о материи как субстанции - гносеологический признак

материи.

Материализм понимает материю как единственно существующую

субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя

обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью,

прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д.

Но важнейшими свойствами являются:

o пространство;

o время;

o движение как способ существования материи.

Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом

развитии:

1. этап наглядно - чувственного её представления. В ранних

древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те

или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё

существующее считалось модификацией этих стихий.

2. Этап вещественно - субстратного представления о материи.

Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их

свойств, в том числе свойством неделимости.

3. Этап философско - гносеологического представления о материи.

4. Этап философского субстанциально - аксиологического

представления о материи. Происходит личностное понимание

материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать

разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть

причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям

"вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских

понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень

важно, например, установить критерии физического существования, в том

числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов.

В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией,

социологией, гуманитарными науками.

13. Объективная непрерывность пространства и времени и их

прерывность обуславливают движение материи, которое является основным

способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой -

относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение

вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения

вещей и процессов и их изменения.

Свойства движения:

o Объективность (независимость существования от сознания

человека);

o Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как

способу существования материи);

o Несотворимость и неуничтожимость;

o Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется

всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что

всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен,

относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он

включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным

движением.

Существуют следующие формы движения:

o Пространственное перемещение;

o Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие

заряженных частиц;

o Гравитационная;

o Сильное (ядерное) взаимодействие;

o Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

o Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и

атомов);

o Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках,

слоях земной коры и т. д. );

o Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на

клеточном уровне и т. д. );

o Социальная (процессы, происходящие в обществе).

14. Пространство и время являются важнейшими свойствами материи.

Пространство характеризуется протяжённостью протяжённость и

структурностью материальных объектов в их соотношении с другими

образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью

существования материальных образований в их соотношении с другими

материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на

вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к

материи. По этому вопросу существует 2 точки зрения:

o Субстанциональная концепция - пространство и время -

самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и

независимо от неё (Демокрит, Ньютон);

o Релятивистская концепция - пространство и время - не

самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые

взаимодействующими материальными объектами. ( Аристотель,

Лобачевский, Риман, Эйнштейн).

Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

Основными свойствами пространства являются: протяжённость,

однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений),

трёхмерность.

Основные свойства времени: длительность, однородность (равноправие

всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым

образом в макромире, микромире, мегамире, в живой природе и в социальной

действительности.

15. Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и

первоначально оно означало искууство вести беседу, спор. Развивал это

понятие Платон.

Диалектика - это теория познания действительности, учение о

единстве мира и всеобщих законов развития природы, общества и мышления.

Существует 3 формы диалектики:

1) стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Сократ).

2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии

(Кант, Шеллинг, Гегель)

3) материалистическая диалектика (Маркс).

Принципы диалектики:

1) принцип всеобщей связи.

Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые

имеют место во всех областях материального и духовного мира.

Типы связей:

-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и

многообразие;

-системные - выражают принцип системности (система и элемент);

-причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие,

случайность и необходимость, возможность и действительность);

-связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей

обусловленности явлений материального и духовного мира.

2) принцип развития.

Развитие - это вегда качественное изменение вещей, это движение от

низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали,

каждый виток которой расширяется кверху. Развитие и механическое

движение являются противоположностями, составляющими содержание движения

как всякого изменения. Нет и не может быть развития вне или без

движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший

признак развития - необратимость, другой признак - направленность

(изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и

регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным,

гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным.

16. Законы материалистической диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие

противоположности и противоречия. Виды противоречий.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через

категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые

коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ.

друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло,

верх и низ).

Противоположности применяются:

1. в науке (положительное, отрицательное),

2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность,

содержание и форма),

3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная

истина).

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают

друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать

друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия

противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета ,

явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое

состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми

противоположностями.

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию

предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности.

Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает

жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не

материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые существуют

между классами, группами, слоями, интересы которых различные,

взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные

антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.