реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии для аспирантов и соискателей

завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама

фил Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между

конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не

явл источником дальнейшего развития.

2. Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии

3. Русский космизм

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти

не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм

антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-

научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-

худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел.

сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных

миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл.

понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего

дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия

коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл.

должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он -

сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье

невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди

разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-

к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая

смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к

должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в

кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Внутр.

регуляция пр-сов внутри ч-ка и внешн. регул. прир. процессов. Воскрешение -

победа над простр. и временем. Вернадский тж. обосновывал идею акт.

эволюции. Считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть.

признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации -

осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает

идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр.

природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н.

повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол.

пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели

космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.

Билет 9

1. Развитие диалектического метода в философии Фихте, Шеллинга.

Фихте. Кредо его философской системы - действовать, действовать,

действовать. Категориальный синтез на основе, обнаруженной Кантом. Считал,

что Кант не использовал принцип чувственного познания. У Канта упорядочение

на основе неких априорных понятий пространства и времени. Все остальное на

основе синтеза. Фихте развивает на этом принцип активизм - полное

конструирование субъектом объекта. Пpинцип конструирования. Существует

некая духовная субстанция - Я. Интроспекция (“Мыслю, следовательно

существую”. Декарт). Обращение внутрь себя. Если каждый субъект, обращаясь

внутрь, обнаруживает свое Я, то не стоит ли за всеми Я некая абсолютная

субстанция - Яйность, интеллигенция, супер Я, на основе которого могут

появляться эмпирические Я. Эмпирические Я задают весь остальной мир,

конструируют, творят его на всех уровнях контакта. Вещь в себе пропадает.

Человек сам творит этот мир. Интеллектуальное созерцание - механизм

постижения истины. “Ясное как солнце наука-учение о современной философии”.

Кант: Фихте занимается ловлей призраков, никаких реальных объектов он

создать не может (хотя Фихте считал, что развивает Канта). Обоснование

самой науки (ее исходных постулатов) - др задача Фихте. Кант решил этот

вопрос с некоторых априорных позиций: пространство и вpемя, категории.

Фихте идет по другому пути, считая что все сводится к философии.

Постулирует конструирование объекта субъектом. Оппозиция к Руссо (назад к

природе). Специальные работы. “Учение - это соль земли”. Руссо: “Все люди

испорчены. Они были бы более испорченными, если б рождались учеными”. Фихте

один из первых, кто вносит историзм в понимание развития общества. Теория

замкнутого госудаpства - авторгия. Должно существовать сильное государство,

регулирующее внешнеторговую деятельность и осуществляющую поддержку

внутренних производителей. Идея государственного регулирования экономики.

Идея запрета на куплю-продажу земли. (Геpмания в то вpемя была экономически

слаба по отношению к соседям.) Идея создания более четкой системы

правления, конституционный Орган - эйфорат (суд) для разрешения конфликтов

между различными ветвями власти.

Шиллинг. Система трансцендентального идеализма. Сущ-ют некие априорные,

предельные, идеальные основы познания, заложенные в самом субъекте.

Трансцендентные - запредельные. Бог трансцендентен. Антиномии: “Бог

существует или бог не существует доказать невозможно” (положения,

находящиеся за пределами нашего опыта). Исходность духовного потенциала -

основа для процесса познания. Идет не к субъекту (как Фихте), а к объекту.

Духовный потенциал заложен в самой природе. Шеллинг является пантеистом.

Пытался проследить динамику духовности в самой природе. Живет в эпоху

важнейших открытий. Активность самой природы. Ступени развития природы: 1.

ступень магнетизма, 2. эл-ва 3. химизма. Сущность - духовная сущность.

Магнитные явления - явления линейного типа. Электрические - плоскостные

(поля). Химические - пространственные и временные. Стадия, связанная с

выражением духовной потенции - стадия живой материи. 1. ощущение, 2.

рефлексия, 3. воля - динамика, иерархия духовного потенциала. Воля присуща

только человеку, она инициирует всю его деятельность. Фактически инволюция

это разворачивание некоторых существовавших до этого признаков. Каждый

новый вид животных появляется задним числом (в биологии). Здесь потенция

непременно разворачивается в природе, достигая высшей стадии - воли,

человека. Философия естествознания Шеллинга. Пpинцип абсолютного тождества.

Шеллинг пытается уйти от крайности материализм - идеализм. Дух и материя

абсолютно едины в смысле начала вещи. Существует точка абсолютного

безразличия, исходная точка (нет ничего материального, ничего духовного),

материальная точка. Далее идет пpоцесс разворачивания этой точки. Символ

перетекания, отслаивание живой материи от неживой. Неживая материя -

уснувшая живая. Идеальное начало как некий принцип развития. Метод

интеллектуальной интуиции (у Декарта понятие ясного и отчетливого ума; нет

ни грамма сомнения, что дважды два - четыре). По Шеллингу мистическая

способность схватывания природных сущностей заключается в единстве и

противоположности начал (на основе прослеживания этапов их развития).

Учение об искусстве, творце, художнике. Искусство - высшая форма

интеллектуальной интуиции. Философия - рационализированная поэзия, где

особенно удается схватить единство противоположных начал. Явление

настоящего художника - явление уникального порядка (гениями рождаются, а не

становятся). Развитие духовного потенциала обращает гения на самого себя.

"Гений всегда прав."

2. Проблема человека как неотъемлемая тема мировой философии.

Один древний мудрей сказал, что для человека нет более интересного объекта,

чем сам человек .

Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей мировой

философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей,

что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов

науки, философии и политики всех государств.

Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех

достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от

которого все должно исходить и к которомы все должно возвращаться.

Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими вопросами ни

был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели

всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком – с

его внутренней сущностью и его потребностями. В достижении свободы и блага

человека заключен смысл социально-политического и научно-технического

програсса.

Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология,

социология и др. Философия же всегда стремиться к постижению его

целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о

человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась

выработатьсобственные средства познания человека и с их помощью выявить их

место в мире.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности,

конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие

различных исторически существовавших форм его бытия.

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру,

анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои

возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что

такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-

психологических типов личности.

Известно, что в различные эпохи истории эта проблемма освещалась

неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль

то растворяла человека (Ч) в природе (Космосе) или в обществе, то

относилась к нему как к существу самодовлеющему (какому???),

противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее,

полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в

различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда

связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее

истории.

Философия познания человека требовала прежде всего становления особого

метода познания, когда человек оказывается одновременно и объектом и

субъектом познания.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в

своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как

существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два

начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августина

рассматривал душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с

человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души,

как существо прмежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая –

арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к

постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских

пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к

миру: здесь явно не только стремление постич собственную сущность но и

стремление приобщиться к высшей сущности – Богу. Этому воззрению чужда

мысль о кончности человеческого бытия.

Философия Нового времени видела в человеке (вслед за християнством) прежде

всего его духовную сущность. тончайшие наблюдения над внутренней жизнью

человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над

тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих помыслов и

деяний. Признание автономии человеческого разума в деле познания

собственной сущности.

Филисофия XIX- начала XX в гипертрофировала духовное начало в человеке,

сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других к

иррациональному.

Вывели отличительный признак человека: Труд – не просто отличительный, а

сущьностный признак человека. (теперь я понял, почему мне так хреново)

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя

их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает

мир материальной и духовной культуры, которая твориться человеком в той же

мере, в какой сам человек формируется культурой.

Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как

коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой

формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации,

мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием

преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в

плане преобразования их в новое качество – интуицию.

Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному человеку ибо

такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать

свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе, вне отношения с

другими людьми, т.е. вне общества.

Маркс (ей бо скатал у Фихте): «... сущность человека не есть абстракт

присущий, отдельному индивидую В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений».

3. В результате в культуре XX-XXI в. развилось противоречие, проявившееся в

противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о

наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить

все проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством,-

экономические, политические, моральные и т.д. Антисциентизм же появился как

реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение

значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные

кризисы: экономический, экологический, национальный. “Наука-чума XX в.

Билет 10

1.Наиболее полно смысл человека раскрывается в историч. опыте общества.

Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая психология. Жизнь

понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проблемы

творчества (Т. - синоним жизни). Ф. трагическая как и Э, она

фаталистическая и пессимистичная. Была популярна в первой четверти 20 века

(декаденты, символисты)).

2. Истоки проблемы бытия. Сущность мира и сущность человека.

Впервые термин "бытие" в философии ввел греческий философ Парменид для

обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена

Парменида люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа, тем самым

рушились основы и нормы мира. В глубинах человеческого сознания зародилось

отчаяние, сомнение. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице

Парменида осознала сложившуюся ситуацию и попыталась успокоить смятенную

душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли.

Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-

то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира.

Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль.

Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и

объект, оно есть вся возможная полнота совершенств.

Бытие не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во

времени. Бытие это Логос, космический Разум, через который раскрывается

содержание мира, непосредственно для человека.

Проблемы бытия:

первый аспект – вопросы о непроходящем и проходящим: что существует? Мир.

Где существует? Здесь и везде. Как долго оно существует? Теперь и всегда,

он непроходящ. Как долго существуют отдельные вещи? Они конечны, проходящи.

второй аспект – вопрос о единстве мира: мир, как непроходящее единство

независимо от воли и сознания человека.

третий аспект – мир, как таковой, в различии и единстве его основных

целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых

рассматривали бытие, как неизменное, единое, неподвижное (Парменид), другие

– как непрерывно становящуюся (Гераклит). С другой стороны досократики

различают бытие "по истине" и бытие " по мнению", сущность и существование.

Платон противопоставлял мир чувственных вещей чистым идеям – миру истинного

бытия.

Средневековая христианская философия противопоставляла божественное бытие и

бытие сотворенного мира, различая при этом действительное бытие (акт) и

возможное (потенция).

В концепциях XVIII-XIX веков бытие рассматривается как реальность,

противостоящая человеку. Отсюда вытекает трактовка бытия как объекта,

противостоящего субъекту, как реальности, которая подчинена автономно

действующим законам.

Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении – один из

основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской,

индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса,

некоторого "порядка", "строя" бытия (природы), как "малый мир", микрокосмос

– отображение и символ Вселенной.

Человек содержит в себе основные элементы космоса, состоит из тела и души,

рассматриваемых как два аспекта одной реальности или как две разнородные

субстанции.

В христианстве представление о человеке как "образе и подобии Бога"

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в

личности Христа и возможности внутреннего приобщения каждого к божественной

благодати.

Представление Декарта о мышлении, как единственно достоверном свидетельстве

человеческого существования, легло в основу новоевропейского рационализма,

который именно в разуме, мышлении усматривает сущность человека, его

специфическую особенность.

Экзистенциализм разграничивает и противопоставляет понятия индивидуальности

– как части природного и социального целого и личности как неповторимого

духовного самоопределения ("экзистенции").

Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его

как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. "Сущность

человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей

деятельности она есть совокупность всех общественных отношений".

Билет 11

1. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ.

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап

фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные,

частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую

науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия (онтологию,

гносеологию) П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и

умозрения как средства получ знания. Они говорили, что только совокупность

наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна, то она должна

распрощаться с попыткой судить о мире в целом. 3 этапа в эволюции

позитивизма: 1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт,

Дж.Ст.Миль, Спенсер 2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус. 3.

Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн,

Б.Рассел. Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной

филос” Основные идеи этой работы: 1.Попытка классиф наук. Иеархия наук

должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит

историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая

наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика,

химия, физиология, социальная физика - социология) 2.Пытался определить

науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма,

предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя

познать, то метаф должна быть отвергнута. 3 Пытается выявить закон 3 стадий

развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда

поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов...

б)Метафизическая - бог становится субстанцией... в) Позитивная стадия - это

стадия становления научного взгляда на вещи. Начинается с соединения опыта

с абстр мышлением. 4.Позитивные науки - попытка создания научной религии.

Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и

будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.