реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии для аспирантов и соискателей

относительно.

Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким

является индивидуальное восприятие.

Руководящий принцип – произвол индивида.

Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого

познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.

Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных

оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.

Тезисы Горгия:

1) Ничего не существует.

2) Если что-то и существует, то его нельзя познать.

3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.

Мир только и существует, бытие – изменчиво.

Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта –

человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать

природу ( остается только направить человеческое познание на самопознание,

т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа –

обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать,

что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая

инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное

мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра

и зла.

Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного

совершенства.

Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного

человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное

обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа –

творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный

принцип).

Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был

гарантией постижения подлинной истины.

«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги

сообщают смысл всему мирозданию.

Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти

добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и

моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.

Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи

просто к их диалектике, то вся философия до Сократа – досократовская.

Создает 2 диалектических метода:

1) Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;

Люйевтика – повевальное искусство – с помощью вопросов направить человека

на путь истины к познанию данного явления.

2. Культура и цивилизация

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =

окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего

обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),

обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.

личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции

опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.

процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может

превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него

воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего

изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для

устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих

странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,

оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.

процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.

жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не

были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке

паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики

советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",

кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.

отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-

ва.

Билет 15

1. Философские взгляды Беркли и Юма

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ. субъ.

идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел.

знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать

обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ.

основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит

допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать

отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б.,

невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как

таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие

известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ.

“быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею

вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни

ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того,

что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность

номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.

выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.

понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой

рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных

качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении

первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи

как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только

духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые

нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и

восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все

“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).

“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна

только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма

выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую

перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но

даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в

сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на

механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.

Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистич.

теории познания Локка и субъ. идеализма Беркли в духе агностицизма.

Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым вопрос, сущ. ли матер.

объекты, вызывающие наши впечатления. Первичными восприятиями Ю. считал

непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - чувств.

образы памяти (“идеи”) и впечатления внутр. опыта (аффекты, желания,

страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения бытия и духа теор.

неразрешимой, он заменил ее пробл. зависимости простых идей (т. е.

чувственных образов памяти) от внеш. впечатлений. Образование сложных идей

толковал как психологич. ассоциации простых идей друг с другом. С

убеждением Ю. в каузальном характере процессов ассоциирования связан центр.

пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему

объективного сущ-я прич.-следств. связей, Ю. решил ее агностически;

полагал, что их сущ-ние недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не

содержится в том, что считается причиной, логич. из нее невыводимо и не

похоже на нее. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объ. сущ-

ии причинности, основан, по Ю., на восприятии регулярного появления и

следования во времени события “Б” после пространственно смежного с ним

события “А”; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения

данного следствия причиной; но это - ошибка, и она перерастает в устойчивую

ассоциацию ожидания, в привычку и в “веру”, что в будущем всякое появление

“А” повлечет за собой появление “Б”. Если, по Ю., в науках о природе

убеждение в сущ-ии причинности основано на внетеоретич. вере, то в области

наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, т.к. она действует как

порождение идей впечатлениями и как мех-м ассоциирования. По Ю.,

каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удается превр. в ветвь

психологии, что он и стремился осуществить в отнош. гражд. истории, этики и

религиеведения. Используя критику понятия субстанции, развитую Беркли, Ю.

выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть

“связка или пучок разл. восприятий, следующих друг за другом.” Критика дух.

субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставил

привычки обыденного сознания и расплывчатую “естеств. религию”. Религ.

вера, по Ю., произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Ю. остро

критиковал церковь. В основе этики Ю . - концепция неизменной человеч.

природы. Ч-к по Ю.- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам

ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Ю. считал, что

моральн. оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич.

принципа Ю. перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, к-рые заставили

бы людей следовать требованиям “обществ. блага”, обратился к альтруистич.

чувству общечеловеч. “симпатии”, к-рое призвано умерить крайности

индивидуализма. Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия;

прекрасное он преимущ. толковал как эмоц. реакцию субъекта на факт практич.

целесообразности объекта.

2. Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и

материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и

исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения.

сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а

только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не

мозг, а чел. при помощи мозга. Сознние - это высшая, свойственная только

человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и

целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно

противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет.

За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно,

неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к

тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с

материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство

высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие,

и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее

свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны

по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих

явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство

принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих

образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью

созн является его идеальность ,кот выражается в том, что составл созн

образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами

нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как

момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного

формами, созданными предшествующими поколениями - прежде всего способностью

отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством

деятельности в реальные предметы. Идеальное не явл чем-то самостоятельным

по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в

отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить

вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при

изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и

матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как

материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое

преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда.

Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как

свойство высокоорганиз матер систем. Материи присуще свойство, сходное с

созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом

любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под

воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения

- отпечатки , следы... Как свойство жив организмов выступает раздражимость.

Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с

возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения,

отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют

нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать

чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на

них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся

совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является

частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и

подсознательные и бессознательные процессы.

Билет 16

1. Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский – ученик фиминикийского схоласта Альберта Великого.

Преобразовал философию Аристотеля в мощную философско-мировоззренческую

опору католической церкви – томизм.

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в

многочисленных трудах. Фома признает отличие между философией и теологией,

но видит его лишь в методах достижения результатов. Что касается предмета,

то он различается у философии и теологии незначительно. Он признает, что

некоторые из догматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога,

единство Бога, бессмертие человеческой души).

Однако большинство догматов не подвластны философии способом познания.

Фома провозглашает «гармонию» веры и знания, что фактически означает

подчинение второго первому.

Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытия Божьего и

предлагает свои пять доказательств бытия Бога.

1. В мире все движется и, следовательно, кто-то является причиной движения.

2. Все в мире имеет свою причину, а Бог – есть первопричина.

3. В мире есть случайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в

мире должно существовать абсолютно необходимое существо.

4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное

совершенство.

5. Все объяснить может только Бог.

Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальное существо, которое

находит свое проявление в неповторимости индивидуальной человеческой души.

Индивидуальность сохраняется в бессмертной душе и после смерти. Но такое

бестелесное существование души является неполным. Полная субстанция

человека требует единства души и тела, что реализуется в «День Страшного

суда».

Фома различает три стадии познания мира:

. степень чувствен-

ного познания;

. степень рацио-

нального познания;

. религиозная степень познания – вера.

Фома Аквинский отрицает материю, но признает форму. Признает принципы

креоцианизма, т.е. творение мира из ничего. Бог творит формы и они

воплощаются в мире. Сотворенные Богом предметы не имеют собственного

существования и только принимают участие в существовании.

2. В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время

существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:1.

натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного

отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений

в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел

человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить

вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее

четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем

проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении

ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности

формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт

мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С

момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка

и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало

антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти

появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек

стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл.

речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык

слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле

- слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения

. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило

вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр.

наглядным.

3.

Билет 17

1. Р. Декарт. Обоснование Д. рационализма, разраб. дедукт. метода

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник.

капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-

е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия

ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как

на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие

приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.

метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест

выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Фил. работы Д.

посвящ. в осн. методологич. пробл. (“Рассужд. о методе”, “Начала ф.”). Д.

придерж. дуалистич. взглядов. Пыт. созд. ф. систему на осн. признания 2х

самост. начал: духа и материи. Мир - творение Бога, сост. из самост.

субстанций: дух. и мат. Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух.

- мышл-е. Ч-к - механич. соед-е дух. и мат. субст., души и тела. Движ-я

чел. орган-ма зав. от тела, мысли связ. лишь с душой. Обе субст. не явл.

соверш. Субст. - вещь, кот. в своем сущ-ии нужд. толко в самой себе. Сл.,

соверш. субст. явл. лишь Бог, он тж. прич. самого себя. Исходн. пункт ф. Д.

- мышление, а не бытие, сл. склоняется к идеализму, но в физике и

физиологии Д. материя - единств. субст., единств. основ. бытия и позн-я. Д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.