реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии для аспирантов и соискателей

наделяет материю механист. св-вами. М. - все, что им. объем, заним. опр.

часть прост-ва. Д. свел все многообр. движ-я мат. к мех. движ. Качества как

запах, цвет - только чел. ощущ. Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух.,

тж. ч-к в отл. от жив. имеет врожд. идеи. Дуализм опр. теорию позн. и

учение о методе Д. Д. развив. рацион-м: в акте позн-я разум ч-ка не нужд. в

чувств. вещах, т.к. истинность знаний нах. в самом разуме, постигаемых им

предст. и понятиях. Разум - главн. и единств. источник знаний, сл. немат.

дух. субст. им. врожд. идеи (напр. идея Бога, чисел и фигур). Д. считал,

что матем., геометр. методы - единств. всеобщ. метод позн-я. Сл.,иссл-я во

всех науках, вкл. ф., след. нач. с отыск. самоочевид., ясн., и в силу этого

истинных пол-й, не нужд. в чувств. мат-ле и логич. док-вах. Дедукция -

единств. метод позн-я. Начинать надо с методол. сомнения. Сомневаться можно

во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.”

Д. уверен, что сущ. достоверное познание. Д. счит., что не мышление порожд.

бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы.

Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств. восприн.

мира возможно. Задача - использ. познават. способ-стей правильно.

Истинность позн. вытек. из сущ-я врожд. идей. В.и. - не готовые истины, а

предрасполож. разума. Сл., в позн. гл. роль принадл. разуму, а не ощущ-ям.

Это утверждение рац-ма. Разум неизб. достигнет ист. знания, если будет исх.

из достоверн. метода. На осн. рац-ма Д. созд. учение о рац-ме. 4 правила:

1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений; 2) разделять

всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей;

4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что

с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из

факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт -

лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.

2.

3.

Билет 18

1. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство.

Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и

культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в

Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в

услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях

жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой

богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для

подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство

уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма,

враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп.

Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие

к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра

апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов

церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Со 2в. Гр. апологеты

обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр.

поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более

соверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) -

сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ.

писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг

вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир.

чел и его целях). Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430,

род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог

сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир

представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое

место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой

и своб. воли. Душа нематер, бессметна. Субъективно чел действует свободно,

но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Схоластика. Гл.

направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах.

Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана

в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты

отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная

логика. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к

единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о

прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1.общие

роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот

Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость

существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность

или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный

реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П.

Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на

этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по

отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это

номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме

бога. Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально,

незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин). Сущ. только

индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм.

Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного,

единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни

единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и

той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие

интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все

общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные

представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и

Раймунд Луллий. А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф.

против богословия. В вопр. о универс. - умеренный реалист (см. п.1)

Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума,

например о 3 лицах бога. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных

догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.

изначального принципа формы с неустановивш. принципом материи.(слабейшим

видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив.

явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив.

воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один

из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош.

к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе

бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности

трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего).

Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных рассуждений в

качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из

тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они

совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как

действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину.

Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога -

верховной причины.

3.

Билет 19

1. Античный атомизм. Демокрит.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.

стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-

к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз.

натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д.

призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и

пространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно,

не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие

делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - ср-во различ-я и

разгран-я вещей, она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты - атомы

друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и

их эл-там двигаться. Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов - неделимых

частиц, невидимых из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами.

Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов

бесконечно, пустота тж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку

и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к.

атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-

я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь

создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. Так возникала

законом-сьб в движ. атомов - закон тяготения подобного к подобному. В пр-се

атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва

вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл.

цель познания - обнаруж. подлинных причин происх., т.к. все им. свою

причину, любое явление происх. с необх-стью. Случайн. события - выдумка. Д.

одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем

чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к

разуму. Чувств. позн. - рез-т воздействия атомов. Различие чувств. образов

обусл. различием форм, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в проц.

отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Рациональное познание

продолж. чувственное. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение.

Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич.

и гладких атомов, кот. явл. божественными. Атомистич. концепия Д. им.

историч. зн-е, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт.

мира.

53. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в

то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование.

Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой

чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений

– представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Но

эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает

также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний –

научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной

рациональной обработки данных наблюдений.

В теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного

и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,

умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения

действительности. Но при построении теории используются также и наглядные

модельные представления.

Таким образом теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.

Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания

доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:

а) Предмету.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же

объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-

разному.

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений

и зависимостей между ними. На уровне же теретического познания происходит

выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическая является результатом индуктивного обобщения опыта и

представляет собой вероятностно-истинное знание.

Теоретический же закон – это всегда знание достоверное.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих

корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление

закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического

исследования.

б) Средствам.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом

взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает

осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.

На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является

познание сущности в чистом виде.

Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно

обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы

можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и

признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –

тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).

в) Методам.

Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное

наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,

ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений

объективную характеристику изучаемых явлений.

Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения

идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными

объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к

конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического

исследований.

Структура эмпирического и теоретического уровней знания.

Эмпирический уровень.

1. Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных

данных субъекта наблюдения.

2. Эмпирические факты – рациональная обработка данных наблюдения и поиск в

них устойчивого, инвариантного содержания.

Теоретический уровень.

1. Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно

ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных

объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию

эмпирической реальности.

Билет 20

2. Проблемы истины в философской теории познания.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо

писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно

истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция

истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие

(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое

решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля

истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание

является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат

совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины

считает истинное знание (или его логические основания) результатом

конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное

рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным

гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что

познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих

позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и

независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее

объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,

которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,

поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и

познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает

диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее

полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто

в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через

относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое

не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она

достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть

практически недостижима.

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,

которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть

дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к

которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине

абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и

каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины

абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от

конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по

условиям применения, относительна или

Билет 21

1. Аристотель.

Аристотель (384-322) Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя

в теч. 20 лет. Платон мне друг, но истина дороже. Критиковал платонизм:

сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Стал учителем А.Македонского.

Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал

вместе со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку,

определил предмет и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о

счастье", "О небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика",

"Метафизика". О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные

сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней

есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные

сущности. Это наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею

пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные

предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал

определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует,

что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как

внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого

бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь

возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя -

сама по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как

определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом

сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух,

земля, огонь). Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад.

общим. Путь познания; ощущ.- предст.- опыт- искусство- наука Об об-ве и гос-

ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное

состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или

рабом или рабовладельцем. Общество свободных людей. 1. Очень богаты -

противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3.

Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие

(тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления

богатства. 44. Аристотель как философ.

Аристотель автор и основатель новых наук: биологии, психологии, логики.

Большие достижения в математике. родился в 382 г. до н.э. в семье

придворного врача. В 17 лет слушатель платоновской академии. Аристотель

наставник и учитель А. Македонского. Был учителем 4 года до его смерти.

Основал перекатетическую школу. Умер в 322 г. до н.э. на острове Эрберия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.