реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии для аспирантов и соискателей

во результат, но не предпосылка истор процесса. Джон Стюарт Милль (1806-

1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Система

логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную

устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания

были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между

состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во

втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо

организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств

применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-

это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ.

- соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2

уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими

уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн

теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление. Метод соц науки должен стать

точной копией методов физ. Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту

поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил , но

без метафизики. (т.к. метаф - это попытка судить о мире вещей, кот

непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс

эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из

закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е.

псих привычки человека. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений -

этот поток - основа закона сохранения. Он пытается применить идею эволюции

при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей

есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для

индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн.,

а затем это новое усиливается и передается как априорное. Эмпириокритицизм

- теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение

существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и

Мах считали осн законом познания - экономию мышления. Пытались очистить

понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость

причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает

представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир -

это опыт, а структуру опыта составл ощущения. Сами по себе эл-ты мира

нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-

ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ

причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и

проявл в том, что мы наз памятью. Т.о. Э. исходит из феноменологического

понимания псих и физического понимания того, что непосредственно дано

нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания. - субъективный

идеализм. Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн,

Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если

махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в

науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то нп выдвинули новое

понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных

содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на

сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.” Позитивисты

считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за

слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается

учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще

пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить

как лишенные научного смысла. Все наше знание о мире дают только конкретные

науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож

создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож

науки, в кот выражаются знания о мире. Сведению фил к лог анализу нп обязан

Б Расселу, кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать

строгие определ матем понятий он пришел к выводу , что вся матем м.б

сведена к логике. Далее Р придал более шир значение методу лог анализа и

объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею,

указав, что фил состоит в лог анализе языка. Отождествляя всю фил с лог

анализом яз, нп исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем

самым практ ликвидируют фил. Одной из важн задач явл отделение предлож

которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о

очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл

предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о

чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и

построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир

фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают

нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося

знания) Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод -

верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн

условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает

смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки”

Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа

“душа чел бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены. Под

фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания.

Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как

утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла.

Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт , что я

чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит

в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными

содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось ,что ни один

научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б.

верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу

субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки

каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож

верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его

таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей. Затем было

предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг предложенияим.

Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину

как на соглоасованность предложения с системой др предложений., что не мб

основой знания

2. Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее

понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -

вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в

физике. Первой ступенью в осознании материальности мира был стих

материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств

разнообразия сущ вещей к понятию единой, объемлющей это кач разнообразие

основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все

кач разнообр мира выводилось из какого-либо одного тоже качеств

определенного, эмпир воспринимаемого эл-та. (огонь, вода...) Но уже

Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно объяснить

происхожд другого, так как он не содержит принципа своего превращения.

Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались

как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная

картина мира. Она была очень плодотворной для фил и науки в целом. С этой

теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть, теор теплоты, сохранение

в-ва...). Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл и событий

мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ.

картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф: “Разве осталось еще

что-нибудь открывать?” Однако был открыт электрон, ядерный распад и

превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.

Открытие электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле -

принципиально отличное от в-ва состояние материи. Первоначально поле

понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки

кот можно определить величину и направл силы взаимодействия между данным

объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле

не только атрибут объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи,

основным свойством кот. является непрерывность. Все это привело к фил

кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с утратой представл о

материи как о веществе. Изменение массы электр при измен условий поля или

скорости, ядерные реакции - превращение в-ва в энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила

обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом материю забвению =

идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с

механически-вещественным пониманием материи. Был этот мир глубокой тьмой

окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал

реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\ Диалектико-материалист

понятие материи. Необходимо было освободить категорию материи от ее будто

бы неразрывной связи с понятием в-ва. Ленин замечал, что исчезла не

материя, а метафиз представление о ней. Единственное свойство материи -

“быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.” Короче

“материя есть фил категория для обозначения объективной реальности, кот

дана чел-ку в ощущениях ег, кот копируется, фотографируется, отображается

нашими ощущениями (как непосредственно так и опосредовано), существуя

независимо от них” - Гольбах. Строение материи - физич вопрос. А вопр об

отнош нашего познания к миру - это фил проблема. Поэтому нельзя дать

определения центр категории теории познания как тоько через ее соотнесение

с др, столь же шир категорией - сознанием и определением того, что из них

берется за первичное. Причем противопол мат и созн имеет абсол значение

только в пределах очень огранич области: исключительно в пределах основного

гносеолог вопроса о том, что признать превичным. За этими пределами

относительность данного противоположения несомненна”.

3.

Билет 12.

2. Философия свободы Н. Бердяева.

Главная идея Бердяева – свобода. Любую проблему он рассматривает через

призму своих представлений о свободе.

Философ убеждает в самоочевидности свободы. То, что человек сознает мир и

тем самым возвышается над миром, говорит о свободе от мира.

Свобода Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания.

1. Ungrund – первоначальная, абсолютная, иррациональная свобода. Это

первоначальный поток, в котором осуществляется Богорождение и из которого

Бог создал мир и человека. Первая свобода существует до бытия и поэтому

не может характеризоваться рациональным понятием. Ее нужно принять как

факт мистического опыта. Ungrund – не добро и не зло, но несет и то и

другое.

2. «Свобода для», свобода знать высшее добро и идти к нему. Христос являет

людям свободу принять Бога несмотря ни на каие мучения.

3. Свобода общественного действия на началах абсолютных (религиозных)

ценностей. Это реализация творчески активного христианства. Такой идеал

Бердяев обозначает термином «соборность».

«Соборное» общество – это «внутреннее духовное общество», состоящее из

живших, живущих и будущих поколений, объединенных христианской любовью.

В первом акте мистерии свободы Бердяева происходит грехопадение и

образование мира объективизации (не подлинного состояния подлинного бытия,

потерявшего свободу). Это поглощение личного общим, подавление свободы.

Вов втором акте явление Христа преобразило свободу “от” Бога, т.е.

своеволие, несвободу, в свободу принять Бога. Однако Бог состоял

«трансцендентным» для человека.

Поэтому в третьем акте (антроподицея) человек должен решительно порвать с

любой видимостью материального бытия и через творчество (свободу)

преодолять «трансцендентность» Бога.

Структура эмпирического и теоретичн

Билет 13.

1. Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст.

собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе

всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к

познать окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ.

субъ. идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах

чел. знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать

обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ.

основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит

допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать

отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б.,

невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как

таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие

известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ.

“быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею

вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни

ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того,

что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность

номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.

выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.

понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой

рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных

качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении

первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи

как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только

духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые

нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и

восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все

“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).

“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна

только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма

выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую

перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но

даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в

сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на

механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.

2. Культура, как способ человеческого существования.

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им

стали называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс

морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается

преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к

росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими

культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры)

привело к появлению других моделей культуры.

Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь

человека. Для нее характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира,

приоритет личного перед общественным в жизни человека.

Постмодернистская модель – скептическое отстранение от установки

преобразования мира, мир не только не поддается человеческим усилиям, но и

не умещается ни в какие теоретические схемы.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.

Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –

человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Билет 14

1. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.

Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли

профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах –

отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический

и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое

понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями –

энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые

софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.

Представители: Протогор и Горгий.

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека

выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого

утверждения.

Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания

человек и психология.

Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей:

существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.

Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что

чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.