реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия жизни

терзать совесть "совершенного" поколения.

Но и с точки зрения сугубо материалистической теория прогресса также не

выдерживает критики. Согласно логике материализма, внутреннее развитие

всякой сущности должно идти с соблюдением непосредственной и неразрывной

связи между реализованной сущностью и ее предназначенностью в бесконечной

цепи эволюции. Так осуществившаяся (т.е. выполнившая свое предназначение)

гусеница превращается в куколку; осуществившаяся куколка - в бабочку;

осуществившаяся бабочка, откладывая яйца, дает жизнь гусенице.

В схеме прогресса такой непосредственной и неразрывной связи между всеми

жертвенными и венчающими поколениями нет: все предшествующие ни на йоту не

приближаются к цели прогресса ибо между ними и блаженством целедостижения -

бездонная и непреодолимая пропасть смерти, между ними - разрыв

перевоплощений. Этот разрыв делает абсолютно неестественной и призрачной

связь между усилиями тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить после.

Поколения рабов никогда не обретут блаженства и совершенства свободы,

которая предназначена лишь грядущим счастливцам.

Преодолеть эту разорванность можно, лишь определив цель бытия либо как

заключенную в самом реализованном в данный момент бытии (любое существо

предназначено только для того, для чего оно есть), либо придав бытию

непосредственную связь с инобытием (земная жизнь лишь эволюционная ступень

в развитии бессмертной души). Ответ на вопрос о цели индивидуальной жизни и

всеобщего Бытия может быть дан только на такой основе.

Я уверен, что цель Бытия не есть следование какой-то "абсолютной идее". У

нее должен быть естественный смысл, в основе которого - действие вполне

объективной закономерности, определяющей общую тенденцию развития всякой

сущности. Подобно тому "смыслу", который заключает в себе человеческий

эмбрион, "объективной целью" которого является превращение в человека.

Говоря о цели жизни, необходимо учесть и еще один важнейший аспект этой

проблемы, который можно наглядно увидеть на примере человеческого сознания.

Сознание существует в двух основных формах: индивидуально-человеческое и

общественное. Общественное сознание является более высокой формой по

отношению к индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание -

элементарная форма, элементарная составляющая общественного сознания,

генетически и неразрывно связанная с ним и не способная существовать вне

его. Если индивидуальное сознание суть бытие разумности человека, то

общественное сознание суть бытие разумности объективированного мира в

целом.

Здесь вновь уместна аналогия с человеческим эмбрионом: он не имеет

изначально присущей ему и реализованной способности мыслить. Эта

способность содержится в нем лишь в потенции, которой надлежит

реализоваться в процессе развития человеческого организма.

Подобно этому и объективированная сущность в целом изначально содержит в

себе потенцию к разумности, которая реализуется в процессе развития материи

не только индивидуальным сознанием, но и эволюцией в сторону образования

сознания мирового, возникающего как симбиоз индивидуальных номов с

общемировым энергетическим полем и кибернетической энергетикой второй

природы. Поэтому проблема индивидуального смысла и цели жизни не может

решаться вне смысла и цели бытия общечеловеческого и вообще

объективированного Бытия.

В поиске ответа на вопрос о естественном смысле и цели объективированного

Бытия необходимо обратиться к фундаментальным свойствам его

субстанциональности - материи. Важнейшим из них является движение -

всеобщий атрибут, способ существования материальной мировой субстанции.

Движение равнозначно взаимодействию, оно само есть взаимодействие

материальных сущностей.

Материалистическая диалектика (а ее заслуги в постижении фундаментальных

законов развития объективированного мира отрицать не стоит) позволяет

определить и методологию, открывающую путь к решению нашей проблемы. В

основе этой методологии лежит факт проявления двойственности

диалектического единства всего многообразия объективированной субстанции.

Эта двойственность проявляется: "Во-первых, как своеобразная дискретность

строения объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно-

различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем;

во-вторых, как иерархическое отношение между системами разной степени

сложности, организованности, выражающееся во "включении" менее сложных

систем в более сложные, и, вместе с тем, в несводимости специфических

закономерностей последних к первым". [Материалистическая диалектика

(краткий очерк теории). Издание 2-е. М. "Политическая литература" 1985.

Стр.41]

Именно в этом положении и кроется ключ к пониманию естественного смысла,

цели бытия всего сущностного. Принимая во внимание дискретность

объективированного бытия, то, что его структурные составляющие находятся

между собой в определенных отношениях, в движении, - неизбежно все

материальные сущности с объективной предопределенностью "обязаны"

образовать связь с другими материальными сущностями.

Однако здесь важно подчеркнуть, что всеобщность движения, как атрибут

объективированного бытия, отнюдь не означает возможности и необходимости

установления связей всего со всем, но только конкретного с конкретным.

Это со всей очевидностью вытекает из дискретности материи, в силу чего

каждый ее элемент имеет конкретное качество, что предопределяет возможность

установления одних типов, видов связей и "налагают запрет" на заключение

других связей. Т.е. всякая объективированная сущность реализует свои связи

лишь с вполне определенными конкретными сущностями.

Однако через всеобщность свойства устанавливать связи осуществляется и

всеобщая взаимосвязь между всеми сущностями, но чаще всего не напрямую, а

косвенно. Так химики для того, чтобы получить конкретное соединение часто

вынуждены выстраивать целую цепочку химических взаимодействий. Принцип

всеобщности взаимодействия неизбежно приводит к тому, что все имеющиеся

возможности (свойства) определенной сущности к установлению связей

стремятся к реализации, осуществлению в процессе взаимодействия с другими

определенными сущностями.

Смысл, цель, общая закономерность развития объективированного бытия

заключается в предельно возможной реализации имеющихся в каждой

материальной сущности свойств, потенций к установлению связей с другими

сущностями.

Итак, каждая материальная сущность имеет определенную сумму внутренне

присущих ей свойств. Эти свойства неизбежно должны реализоваться, образовав

связи с другими конкретными сущностями.

Эта закономерность проявляется на всех уровнях объективированного бытия, ее

действие можно проследить и в микро- и в макроструктурах. Свойство атомов

вступать в определенные связи неизбежно, закономерно реализуется

образованием систем атомов - молекул, которые имеют уже иные свойства и

образуют в свою очередь новые связи. Так молекулы воды соединяясь с оксидом

серы образует серную кислоту, та же в свою очередь, вступая в связь с

металлами образует соли, т.е. образует новые сущности, имеющие уже совсем

отличные от исходных компонентов свойства, а следовательно имеющие

способность в свою очередь образовывать уже совсем другие сущности.

Эта же закономерность проявляется и в самом человеке, независимо от того,

считаем ли мы его результатом эволюции материи или Боготворенным. В любом

случае, являясь объективированной сущностью, человек также обладает некоей

совокупностью свойств, главным из которых является сознание, самосознание.

И эти свойства с такой же закономерностью, как и в неживом мире стремятся к

реализации всех возможных для конкретной личности потенциальных связей.

Однако в силу того, что человек - "тростник мыслящий" (странно прекрасен

этот афоризм Блеза Паскаля), эта потенция проявляется не только как

природный "инстинкт" связеобразования, но как осознанное действие,

реализация которого зависит не только от "природы", но и от воли человека и

носит творческий характер.

Отсюда:

Цель человеческого бытия заключается в полной реализации его личности через

осуществление, овеществление его физических, интеллектуальных, духовных

потребностей, способностей и возможностей.

При этом потребности человека это суть осознанная нереализованность

определенных потенций, способностей к установлению определенных связей,

которые могут носить материальный, социальный либо идеально-духовный

характер.

Высшая же потребность человека - потребность к творчеству, которая и

наполняет подлинным смыслом его бытие, его целеустремление.

Назад к содержанию

3.Цель жизни

Я говорю, что наше земное тело - лишь кокон, в котором зреет душа, чтобы

обрести внеземную свободу.

Жизнь человеческая обретает свершенность и исполненность, если человек смог

реализовать себя до последней капли, осуществить и овеществить все свои

способности и возможности. В этом и есть главная и величайшая цель

человеческого бытия.

Осознание этого открывает прямой путь к обретению жизненной гармонии, но

это не означает, что вы ее уже обрели. Если вы знаете цель, то чтобы

достичь ее нужна воля к движению, нужна воля к самореализации, без которой

Вы - лишь статист на сцене, где идет воистину Божественная комедия. В этом

смысле достижение праведности в земной юдоли есть не аскеза, а именно

полнота жизни и воля к жизни.

Однако это не ново. Не о том ли говорили гедонисты, эпикурейцы и прочие,

кто противопоставлял аскезу и полноту жизни? - скажете Вы. Не дорога ли это

к безнравственности и возрождению животного эгоизма? Идея действительно не

нова, однако в том, что говорю я, есть небольшое смещение акцента, которое

меняет смысл в принципе. Полнота жизни это прежде всего полнота творческого

начала в ней, а не только наслаждение от реализации своих чисто

биологических потребностей.Ибо высшая потребность, высший смысл жизни,

высшее наслаждение есть только творчество.

Но как же быть с этим "а не только"? Ведь в этом "не только" зачастую

кроется именно то, чему мы порой боимся дать волю, то, что мы считаем

пороками. И если уж следовать предложенной логике, то полноты реализации не

может быть, если наряду с творчеством человек не реализует и то, что

составляет весь комплекс его потребностей.

Вообще человечеству стоит наконец-то отказаться от противопоставления

духовного телесному, материальному, и не относиться к ним как к

антагонистическим началам. Святость не в подавлении плоти, а в ее

гармонизации с духом.

И если наша плоть есть инструмент воплощения животворящего начала, то

следует содержать его в том состоянии, в котором он наиболее готов к

исполнению своего предназначения. Это и есть установка, которая не даст

потребности перерости в порок, губящий и тело и душу.

А если в человеке заложен садистический комплекс или какое либо сексуальное

отклонение? Возможно то, что я скажу в ответ, покажется кому-то бредом, но

человек действительно должен реализовать в себе все, что в нем есть. Даже

паталогию, даже садистическое начало. Но не спешите обвинять меня в том,

что я открываю клетку, в которой таится Зверь.

Ибо и самое малое нереализованное в человеке, если не приручать его, а

держать в узилище, обращается в большой кошмар и обращает самого человека в

Чудовище.

Человек - это объективированная сущность, в которой воля к реализации

определяется разумом. Разум же, прежде всего, способность осознавать

естественные законы бытия и направлять свою волю сообразно им, а не

вопреки.

Я говорю: нам уже дан тот Закон, который не дает Зверю победить в нас

Человека и таящемуся в темных уголках нашей души обратить нас в чудовищ. Он

выше всех заповедей, ибо он - Единый Категорический Универсум, дающий нам

возможность увидеть в зле - зло, в добре - добро. Это волшебное стекло,

через которое мы можем видеть все сущее таким, каким оно есть на самом

деле, а не кажущимся.

Однако прежде чем мы попробуем понять, что разделяет добро и зло и

позволяет человеку реализоваться без противоречий с нравственными началами,

я хочу ответить еще на один вопрос, который многие могут задать: "А зачем

человек вообще должен стремиться к полной реализации, почему это должно

быть его целью? Разве может быть целью то, что и так уже во мне? Разве цель

это не то, что вне нас и к чему мне надо идти?"

Вы материалист и принимаете объективированный мир самодостаточным? Значит

ваше сознание лишь на мгновение вспыхнувшая искра в бездне Космоса. Но и за

этот бесконечно малый перед лицом вечности миг ужас именно мгновенности

жизни успел охватить вас. От этого ужаса не избавляет даже осознание

неизбежности вашего конца.

Преодолеть его и обрести подлинно философический взгляд на смерть можно

только через творческую свершенность жизни, через осознание этой

свершенности: все что было в Вас, уже реализовано, раскрыто, осуществлено,

Вы достигли предела. Дальше - бесконечная усталость от жизни,

опустошенность до дна испитого сосуда: я сделал, прожил, прочувствовал все,

что мог. Все потенции к установлению связей со всем сущим и идеальным уже

реализованы. Тогда смерть - исход, который примете Вы с истинным

облегчением.

Конечно, было бы наивно предполагать, что большинство людей действительно

могут достигнуть такого состояния полной творческой свершенности. И все же

стремиться к этому - вот подлинно естественная цель Человека, следование

которой наполняет его жизнь столь же естественным смыслом, а конец жизни не

вызовет ужаса неисполненности.

Такое целеполагание находится в полной гармонии с естественными законами

(инстинктами), которым подчиняются биологические формы материи. В том числе

с инстинктом видового выживания. Чем больше будет создано человеком в

процессе его реализации, тем в меньшей степени человек, как вид, будет

игрушкой в руках внешних обстоятельств. Тем меньше сама егои ндивидуальная

жизнь и жизнь его потомков будет зависеть от капризов природы.

И все же сказанное здесь удовлетворит далеко не каждого и дает основания

для новых и новых вопросов. Главный из них: как разрешить противоречие

между внешними обстоятельствами и потребностями самореализации? Достижимо

ли принципиально счастье для того, кому не было дано родиться в

благоприятных обстоятельствах, чьи силы уходят на заботы о хлебе насущном,

на преодоление жизненных невзгод?

Вопрос этот важен не только для нерелигиозного сознания. Хотя именно для

материалиста он обретает особую трагическую окраску: предполагается, что

это мировоззрение не преемлет жизнь иную, вечную. Вся свершенность судьбы

только в жизни данной. Ответы на эти вопросы еще впереди, ибо для того,

чтобы понять и принять их, нужно постичь еще немного простых, но

исключительно важных истин. Поэтому продолжим пока наш путь.

Вы человек религиозный, принимающий именно трансцендентальное начало Мира?

Но и такое мировоззрение органично принимает внутреннее целеполагание

человека.

Если наше тело лишь кокон, в котором зреет душа для жизни иной, то разве не

полнее будет эта зрелость, чем полнее осуществится наш земной путь? Разве

не есть способность к творчеству, данная нам в этой жизни, приближением к

Богу, к Божественной воплощенности? И чем полнее будет творческая

воплощенность, чем полнее прозвучит в человеке весь регистр вселенской

музыкальной гармонии чувств и переживаний, тем совершеннее станет душа

человека.

Но не находится ли полнота внутренней реализованности человека в

противоречии с его трансцендентальным предуготованием? Особенно если

обратиться к тому, что есть потенциальное зло в самом человеке? У

Н.Бердяева есть блестящее определение понятия свободы, которое дает ключ к

пониманию и этой проблемы:

"Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и

свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным передо мной

добром и злом, а мое созидание добра и зла. Самое состояние выбора может

давать человеку чувство угнетенности, нерешительности, даже несвободы.

Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем"

[Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). М. "Книга" 1991

стр. 61 - 62]

Только через внутреннюю борьбу между реализуемым добром и злом, через муки

переживания этой борьбы человек может подняться до подлинного понимания

добра и зла, а значит и стать способным, перейдя в трансцендентальное

бытие, творить совершенство и слиться с божественным.

Этот мир нам дан, чтобы в нем душа развилась до способности слиться с

трансцендентальностью. Развиться же она может только через постоянное

творение, через осуществление и овеществление (объективирование) всего

данного ей в потенции всеобщим творческим началом.

Парадоксально, но если следовать глубинному смыслу Святого писания, то мы

увидим, что эта Книга и о том, как сам Бог прошел через муки постижения

добра и зла, через муки обретения подлинной свободы творчества, когда

совесть Творца не вопиет от невольного зла, которое может принести

Творение. Вчитайтесь в Ветхий завет. Что было положено Творцом в основу

высшего нравственного закона для созданного им человечества? Принцип

равноценного воздаяния: око за око! Добро за добро, но ведь и зло за зло!

Оказался ли состоятельным этот принцип, дал ли он человечеству

действительный нравственный стержень, на котором могла утвердиться

праведность?

Нет. Сколько раз самого Бога постигало разочарование от того, что данный им

Закон лишь умножал зло и не прибавлял праведности и нравственности! Сколько

раз он наказывал человеков (всемирный потоп, Содом и Гоморра и многие

другие индивидуальные и массовые казни-воздаяния), пока не понял, что зло

не в созданном им же человеке, а в данном ему Законе!

Это прозрение Бога дало нам Христа, посланного уже не в наказание человека,

а в его всепрощение и во искупление сотворенного зла. Такое искупление

могла дать лишь личная жертвенность Творца. Однако Христос - Богочеловек.

Поэтому это было двойное жертвенное искупление: Бога - за то, что он дал

множащий зло Закон; Человека - за то, что творил зло. Именно это двойное

жертвенное искупление, а не очередное наказание Человека и открыло новую

эру, эру Евангелия. Эру всепроникающей любви и добра, как светоча

нравственности и благочестия.

Но и эта эра еще не открыла человеку Истины всего сущего, освобождающей

путь к спасению и подлинной свободе духа - состоянию, которое избавит

человека от угнетения обстоятельствами и даст ему силы слить воедино и

воплотить в себе объективированное бытие и трансцендентальность. Сегодня мы

только на пороге новой великой эры и об этом в свое время будет особый

разговор.

У меня спросили.

Одна женщина во время беседы спросила меня: "У моей подруги сын -

гомосексуалист. Что ей делать?"

- То, что ее сын имеет "нестандартную" сексуальную ориентацию, достойно

сожаления. Но это не значит, что мать должна стремиться исправить этот

каприз природы. Она должна принять его таким, как есть, и отдать ему всю

свою любовь, защитив от непонимания другими.

-

Но ведь это же страшно! Он влюбился в мужчину, у них страстная переписка.

Ведь это же противно природе, это может привести к тому, что пресечется их

род!

- Да, это достойно сожаления, но если уж природа так "ошиблась", то нужно

принять эту "ошибку" и дать ей реализоваться. Чтобы не искалечить

назначенную природой ее сыну жизнь.

И скажите подруге, что это не помешает ее сыну исполнить свое главное

предназначение - быть творцом. Как не помешало это Сократу, Чайковскому и

многим другим. Возможно это даже усилило их гений. Лишенные гармонии плоти,

они с еще большей страсть искали гармонию в иных сферах. И то, что они дали

миру - не это ли высшее оправдание их жизни?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.