реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

представлением (отличают от всего остального , но не от себя)---монады

души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление---монада духа

(человек).

Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон малых

разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое

настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее

прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять

только в последов. развертывании ее нач. состояния.

Создавал формально--логическую систему наподобие аристотелевской. Пытался

ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть правильные

теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие учения о

врожденных идеях)

3.7 Сенсуализм Джорджа Беркли и скептицизм Давида Юма

Англия, конец 17 нач 18 в. Идет процесс становления бурж общества в зап

Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре вопр. фил. просвящения

стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош. нового естественнонаучного

мировоззрения к сверхестеств. событиям, о кот говорило свящ писание. Исория

английского просвящения оказалась в знач. мере историейразвития

религиозного своюодомыслия, а идейной формой этого свободомысл. стал деизм.

Деизмом назыв взгляд на религию как на веру, кот ограничивается лишь

признанием бога в качестве первопричины, первотолчка, отказываясь отвсех

ост положеений религии, КОТ. РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ РАЗУМУ.

Вфил.отношении деисты колебались между непоследов. материализмом и

идеализмом.

Джон Толанд. Отвергает неподвижность Спинозовской субстанции. Мир как

целое вечен, но постоянно изменяется. Жизнь и движение характеризуют не

только отдельные вещи, но и субстанцию. “движение есть существенное св-во

материи.., столь же неотделимое от ее природы , сколь неотделимы от нее

непроницаемость и протяжение.” Материя лежит в основе мышления.

Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную опастность для

идеологии феод. общества. Именно в это время начинает работать идейный

борец против просвящения Дж. Беркли

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в Ирландии,

дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был

епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения

единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить

метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве.

Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами

доказать , что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. Общая

абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и

внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б

посвятил “Трактат о началах челов знания” , “Три разговора между Гиласом и

Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель- борьба против

материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение, будто мы

можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством

ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но

это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы

восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма

отдельных ощущений или “идей”. “мы видим отдельные цвета, а не окрашеную

материю”...

Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве. Слово

становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому,

что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может

образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея мат не

может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот.

открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в

кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект

качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух.

деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается доказать,

что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ.

восприятие.

Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один

воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один.

Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята

другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в

ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может

исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает в

сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к

объект идеализму.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм -

скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр.

издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. В 1963

Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Деламбер, Гельвеций,

Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств.

предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты

исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а

выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем

даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и

впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон.

ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована

без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно

ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2

событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а

послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич.

связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от

наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за

весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл

будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие

привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в

достоверность истинного знания. - скептицизм.

Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и

этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею

субст. к идее совокупности отдельных качеств.

В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины

порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом.

Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.

3.8 Философия И.Канта

Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором

университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но

также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. Докритический период (до

нач. 70-х гг)

пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная

наука. (без обращ к опытным данным). Рассмотрел новую, немеханическую

картину вселенной.Все тела состоят из атомов, которые обладают присущим им

силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил строится

космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея постоянного

возникновения и уничтожения материи. Критического отношение к формальной

логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон. Разработал

идею о замедлении суточного вращения Земли в результате приливов.

Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным,ввел

понятие об отрицательных величинах. Роль формально--дедуктивных методов

ограничивается в пользу опыта.

Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе.

Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь

явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -

агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает

разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту

критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний -

научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность

знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...При

исследовании вопроса о границах и формах человеческого познания заявляет,

что мир сущностей должен быть предметом веры. вещи в себе трансцендентны,

потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его учение ---

трансцендентальный идеализм.

Учение "Крит фил" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. "

Критика чистого разума" - 81, "Критика практического разума" - 88 и

"Критика способности суждения" - 90. (теор познания, этика и эстетика

(учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы чувств

и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист.

Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни

понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам

теорет. знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание сущ - это

математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но

это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. Приложимы формы

нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное

(априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем

возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда не

заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее

знание есть априорное, внеопытное по своему принципу.

Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот

мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о

предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это

аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют

прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это

синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт

суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в

опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на

опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -

априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.

придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след

форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет

естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. Он

связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,

рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в

учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не

понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик

основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.

Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время

-внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и

необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся

априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием возм

апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от

поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит

всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а

понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый

чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами

не дают знания.

Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез

ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств

созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого

единства состоит в единстве самосознания. категории

количество: единство, множество, совокупность;

качество: реальность, отрицание, ограничение;

отношения: присущность, самостоятельность, существование;

4) модальность: возможность-невозможность, необходимость -случайность,

существование-несуществование.

Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе

законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам:

1 сохранения субстанции

2.причинности и

3.взаимодействия субстанций.

Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание

само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему

бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он

только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не

формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами

ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности,

ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в

себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим

сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в

эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект

чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом совсем

не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию, истекающее из

высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок стремится к

решению вопроса о границах или беспредельности мира в пространстве, о

существовании неделимых элементов, о необходимости и случайности, о

существовании бога как необходимого существа. предмет метафизики есть

предмет разума. Однако при попытке дать научное содержание сущности этих

вопросов, разум впадает в противоречия. выход - в ограничении знания в

пользу веры, в разделении сущностей и вещей в себе. Антиномии

1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или

бесконечен)

2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не

существует ничего простого, все сложно);

3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из

которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную

причинность (все детерминированно, свободы нет).

4) к миру принадлежит (или часть мира).

Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает

необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел

есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но

чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств

сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он

свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или

"категорический императив."

З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он

соверш из уважения к нравст з-ну.

Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и

законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для

каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые выполняются

при определенных условиях, и категорические, выполняемые при любых

условиях. Совокупность добродетелей

забота о сохранении жизни и здоровья;

правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д. Важнейшее

значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные обязанности -

любовь и уважение.

Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя

приносить ее в жертву даже ради блага общества.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир

жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого

соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание вынуждено верить,

будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий как свобода,

бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их бытие не есть

истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

"практического разума". Практический разум --- человек если не приучается

быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим гражданином.

Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то есть нельзя быть

аморальным политиком. Средство борьбы против этого --- гласность. Ход

исторического процесса --- антагонизм.

3.9 Философия Гегеля

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих

Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал фил

и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время работал дом

учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун. Первым

выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г был

приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях

диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы

диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший

как в идеалист так и мат течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он

противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в

основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное

начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс

идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания

разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает

свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в

форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь

категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история

духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и

постигает себя в форме челов сознания и самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части:

учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность --- ступеньки, по

которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и полноте. в

логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических

категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие. стремится

получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а

определенное бытие. начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность процесса

развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.

Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и

следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,

причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.

Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама

основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и сущности,

осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, которая

есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и метафизику,

развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс

совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.