реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

который основан на возможности изменения поведения других людей

(управления).

Телеологический: Власть - то, что способствует достижению, реализации

определенных целей.

Все такие определения фиксируют внимание на какой-либо отдельной черте

такого феномена как власть. Вместе с тем они не позволяют уловить

социальную природу власти. Снять этот недостаток и предлагает

социологический подход.

В рамках этого подхода понимается: А имеет власть над Б всякий раз и только

тогда, когнда согласно нормам общества, которым принадлежат А и Б, А имеет

право приказывать Б, а Б обязан подчиняться приказам А.

В этом определении выделяют чентыре составляющие власти:

Наличие партнеров власти (Минимальное количество - 2, партнером может быть

лицо, организация и т.п.).

Приказ осуществляющего власть (приказ как правило - выражени воли, которое

сопровождается угрозами, снкциями в случае неповиновения).

Подчинение того над кем осуществляется власть, тому кто ее осуществляет.

Общественные нормы. Они устанавливают по меньшей мере:

Отдающие приказы имеют на это право.

Тот кого эти приказы касаются обязан подчинится приказам, осуществляющего

власть.

Политическая власть.

Это определенный аспект отношений между большими социальными группами. Для

ее осуществления необходимы все те элементы, которые вообще необходимы для

власти. Добавляют еще 2 свойства у власти.

Общественное разделение между группой осуществляющих власть и группой, по

отношению к которой эта власть осуществляется.

Организованное принуждение как основа осуществления власти.

Государственная власть:

Это явление историческое. Она осуществляется спомощу специального аппарата

и над определенной территорией.

Государственная власть имеет возможность обращаться к средствам

организованного изаконодательного насилия.

Основные парадигмы (Смысл) социального понимания власти. Характеристика

власти задается тремя парадигмами:

Кому власть служит, каким интересам?

Постановка и ответ на этот вопрос предполагают, что власть имеет

инструментальный характер, т.е. власть служит реализацией целей, отвечающих

определенным интересам.

Кто управляет?

Эта пародигма содержит несколько разных аспектов:

Какова конституционная система власти?

Это область ведения специалистов по праву, но социологи тоже этим

занимаются.

Из кого складывается группа политических руководителей и высших должностных

лиц?

Каковы психологические черты и особенности этого руководящего состава?

Как власть осуществляется?

Эта пародигма имеет специальный термин - социотехника осуществления власть.

Имеется 2 доминирующих момента:

процесс принятия политических решений.

Процесс проведения в жизнь уже принятых решений.

2.19. Человек в историко-культурном контексте.

«Философия и история развиваются по отдельности» - эта разделенность была

преодолена только в 18-м веке (становление исторического сознания).

Ставились вопросы о направленности и смысле исторического процесса,

предназначении и роли человека в этом процессе, как исторический процесс

отражается в этом процессе.

«Философия - история» - термин введен Гегелем. Человек историчен как

природное и социальное существо, только благодаря этому история становится

подлинно человеческой.

Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл, цель

исторического процесса? Цель ставит человек и в соответсвии с ней он

определяет смысл. История продукт деяетльности людей, каждый из которых

преследует свои цели и интересы.

Кто делает историю? Ответ:

народ

роль личности: каждая личность, создающая материальные блага, или духовные

ценности, играет определенную роль.

выдающиеся личности: политические и государственные деятели, ученые,

деятели литературы и искусства.

Что есть выдающаяся личность?

Гегель:

великие люди появляются, когда созревают необходимые условия для принятия

решительных действий, имеющих всемирное историческое значение.

вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный

момент обществу и делают это.

появление великих людей необходимо и неизбежно - они спасают мир.

не все довольны их деятелдьностью, следовательно, критика, но Гегель

считал, что это не уместно

Чернышевский:

выдающаяся личность должна исходить из общих интересов,

должен быть честнмы, добрым и т.п.

Ясперс: та личность «которая чувствует ответсвенность за свободу».

Вывод: существуют различные ответы на вопрос о том, кого считать выдающейся

личностью.

историческая необходимость,

учет общественных интересов,

реализация свободы.

Эти точки зрения не проитиворечивы, если их рассматривать в конкретной

исторической ситуации.

Выдающиеся личности не рождаются, необходимы:

исключительные обстоятельства, которые возникают на крутых поворотах

истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие.

личностные качества.

социальн-политическое положение.

состояние цивилизованности народа.

Культ личнсоти:

Это обожествление человека, слепая вера в его сверхестественные способности

и так как связано с личностным доверием и преданностью лидеру, но лидер

положителен.

Культ личности в различные эпохи истории

Первобытные:

выдумывали сверхестественные силы

культ явлений природы, растений, животных

культ вождей - хранителей обычаев и традиций.

Возникновение человечества: - человечетсво сосредотачивает в своих руках

огромную власть, его деятелность приобретает как бы сверхестественный

характер. Следователно, поклонение лидерам как богам. (Александр

Македонский требовал, чтобы его обожествляли).

Феодальный строй: - религиозная окраска, монархическая форма правления,

следовательно культовая окраска укрепляется. Считается, что люди находятся

на вершине власти, творят историю. Это из-за:

а) заимстования религиозного представления о культе правителей и господства

култового сознания.

Б) абсолютизация личности в истории.

В) рассматривание истории как дискретного процесса.

Капиталистический строй:

наносится сильный удар по культовому сознанию,

необходимость максимальной эффективности производства => абсолютный культ

товара.

культ личности только случаен, в переломные моменты (война), когда люди не

уверены в завтрашнем дне.

Социализм:

культ неизбежно возникает, если переход к нему происходит при неразвитости

общественных отношений, правовых отношений, т.д.

слепо верят вождям, так как сами не могут разобраться в действительности.

Вывод: культ личности возник исторически в тех социальных системах, где

были не развиты общественные отношения, где право не приобрело

универсальный характер и где самосознание народа имело низкий уровень.

Культа личности в стабильном высокоразвитом обществе нет, но и достигнуть

этой стабильности фактически невозможно. Корни культового сознания

заключаются в том, что окружающий мир человека, социальный и природный

сложен и противеречив. Человек сталкивется с трудностями, следовательно

ищет помощи. Так как человек познает мир всегда, культовое сознание также

будет существовать всегда.

Роль самосознания в историческом процессе

самосознание личности - осознание субъектом своих интересов, идеалов, свего

места в истории общества.

самосознание народа - осознание народом своего места и роли в истории.

1) и 2) тесно связаны и вляют друг на друга.

Историчекое сознание тесно связано с самосознанием народа. Это омысление

народом своего положения во времени, связи настоящего с прошедшим и

будущим.

Историческое сознание - неотъемлемая часть всех форм общественного

сознания.

3 уровня исторического сознания:

непосредственная встреча с историей.

определенная система знаний о прошлом.

теоретическое осмысление исторического прошлого.

Исторически: на низших уровнях равзития самосознания не наблюдалось.

2.20 Русская и западная традиции в осмыслении человека

Наряду с общим для различных культур и эпох неизменным в различное время

пониманием человека существует и серьезная специфика, определяющая разные

воззрения на сущность человека, его формирование, его личностные

характеристики.

Эта специфика обусловленна воздействием конкретных исторических,

демографических, геополитических, духовных и т.д. условий. Все эти

воздействия формируют народ, этнос, нацию.

Запад:

Человек- как отдельное «Я»; выделение из общества, осознание этой

отделенности; формирование своего лица среди таких -же «Я».

Этому способствовало:

Экономические отношения: формирование института частной собственности,

активное развитие товарно-денежных отношений.

Политические отношения: Раннее распространение в европе римского права для

отдельно существующих «Я» (Была необходлимая правовая регуляция).

Отдельное и отделенное существование человека, закрепленное в праве.

Следовательно, институт демократии.

Все способствовало заданию априорной традиции:

Идеал предприимчивого делового человека со знанием выбранной профессии.

Первейшая необходимость: деловой успех, богатство, материальное

благополучие.

Все рационализированно: отношения к обществу, к природе, к другому

человеку.

Неслучайно, что в европе зарождается наука.

Россия:

Акцент на духовность, духовность как сущность бытия человека. Душа -

основное явление и понятие, которое исследуется русскими мыслителями.

Способствовало православие, человек утвержден в существовании Бога, его

сущность- богочеловечна, он - сын божий.

Это сложилось под влияним конкретных экологических условий.

Человек реализовывал себя в сопричастности к другим, в совместности с ними.

Человек не противопоставлял себя природе, а наоборот хотел приобщиться к

Богу, природе; человек - живущий под знаком вечности и совершенствующий

себя в божественном приобщении.

Развитие:

Европа: развитие как прогресс: совершенствование материального

производства, его технической оснащенности, накопление материальных благ и

обеспечение материального благополучия.

Россия - Мыслители 19 века: совершенствование души человека, православие.

Свобода:

З.: Свобода «Я» - как отделенность от общества.

Р.: Сопричастность. Эквивалент свободы- воля, основанная не в рамках

законности: открытое общение, бунты.

В России: Соборность как личностная характеристика. «Мы не сумма отдельных

«Я», но их внутреннее единство. Человек приобщен ко всей вселенной.

Вывод: Черты понимания человека.

|Россия |Запад |

|Трансцендентность |Экзистенциальность |

|Теоцентризм |Антропоцентризм |

|Универсальность |Атомарность |

|Воля |Свобода |

2.21. Культура - преджмет филисофского анализа

Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных

философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история,

археология, искусствоведение...). Существуют несколько различных

определений того, что можно называть культурой, множество подхъодов к ее

изуечению, моделей культуры. Следовательно отказ от идеи поиска и

утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного.

В основе становелния понятия «культура» лежит потребность в теоретическом

осмыслении сущетсвенных сдвигов в общественном бытие человека, которые

начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к

природе, обществу, к самому себе.

Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного

начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, и

науки, искусстве, праве, в морале.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.

натуралистическая:

видела в культуре человеческое продолжение природы.

благодаря культуре человека не исключается из природы, а оразует высшее

звено (Вольтер, Руссо)

классическая (19 в.):

человек как субъект культуры выступает творцом культуры.

жесткое разделение объекта и субъекта познания.

предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится

культура отдельного человека.

эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития -

духовное творчество

культура - чисто духовное образование

3) неклассическая (модернистская):

ориетируется на повседневную жизнь человека.

культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной

реальнотси, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в

процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

постмодернистская.

Философское осмысление культуры - без субъекта.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-

то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности

признаков.

Следоваительно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в

зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить

ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:

аксеологический (ценностный) подход:

выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и

применимо понятие «культура».

культура - итог всего многобразия деятельности человека как совокупность

материальных и духовных ценностей.

Главные проблемы этого подхода - понимание природы ценностей, их

происхождение общезначимости.

деятельный:

культура выступает специфическим способом человеческой деятельности.

в деятелности реализуется единство субъективного и объективного.

культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития

общества, основа творческой активности человека.

структуралистический: культура - совокупность социальных элементов,

носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятленость

(брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.

социологический: - культура - социальный инструмент, который позволяет

рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.

гуманитарный: внимание акцентируется на совершенствовании человека как

духовно-нравственного субъекта культуры.

Вывод: Все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако, сохраняется

потребность в формировании обопщенного понимания культуры. Философия

рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с

природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как

целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек

находит себя.

2.22 Культура и цивилизация: Общее и специфическое.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =

окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего

обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),

обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.

личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции

опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.

процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может

превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него

воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего

изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для

устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих

странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,

оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.

процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.

жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не

были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке

паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики

советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",

кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.

отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-

ва.

Слово «цивилизация» появилось во францухком яхыке в середине 18 в. В русле

теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности,

просвятители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме

и справедливости.

Четыре подхода в интерпретации поняти «цивилизации»:

культурологогический (т.е. социокультурное образование)

Вебер, Тайнби: цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный

определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет

религия.

Тайлор: Цивилизация - знания, верования, искусство, нравственность и

привычки, усвоенные человеком как членом общества.

социологический (т.е. социальное образовнаие)

Уилкинсон: Социальное образование, имеющее общий временной и

пространственный параметр, сосредоточенное вокруг городских центров,

благодаря действию механизмов их связей, в первую очередь социально-

политических.

этнопсихологический

связь пониятия цивилизации с особенностями этнической истории (Л. Гумилев)

специфика культуры и психологии народа

географический

влияет географическая среда

В целом преобладает культурологический подход.

Цивилизация - это культура материальная (узкий смысл).

Цивилизация - это совокупных материальных и духовных достижений (широкий

смысл)

Еще в 19 в. Активно противопоставлялись термины: «культура» и «цивилизация»

(Кант, Шиллер)

Многие исследования сходятся на том, что цивилизация - внешний по-отношению

к человеку мир, в то время как культура - внешний. Но это уместно только в

рамках деятельностного подхода к пониманию культуры, а при ценностном не

обоснованно.

Вместе с тем необходимо согласиться, что цивилизация - внешний мир. Однако,

при этом не следует противопоставлять понятия «культура» и «цивилизация»,

ибо культура как надиндивидуальная реальность также является внешней.

Есть 5 подходов к пониманию, осмыслению культуры: (см. Вопрос 2.21)

3. Вопросы по историко-философскому циклу

3.1 Возникновение философии: от мира к логосу

Античный или (древний)

Древний мир: Малайзия, Северная африка, Италия, Афины, Античная греция

Зарождение античной философии: 7-6вв. до н.э. И существование до 5 в н.э.

Восточный мир и античный мир.

Проблема становления (греч) философии и ее отделение от мифа, религии и

художественного творчества являются одной из важных проблем истории

античной философии

Общественноэкономической основой греческой культуры периода ранней классики

явился преимущественнно труд свободных граждан, которые в этот период не

был еще вытеснен трудом рабов.

Социально политической предпосылкой развития и расцвета греческой культуры

явилась полисная демократия . С падением античного полиса падает и сама

античная культура.

первоначальные филосфские и до научные представления о мире и жизни были

тесно связанны с Мифом и рели гии возникли в их лоне.

Миф есть особый тип мироощущения, специфическое, чувственное представление

о явления действительности, возникшее в древнейшие времена.

В Мифологии отнразились чаяния и мечты людей, запечатлелись их

представления омире и самой жизни.

Познание сопровождает миф, но не составляет его первичного ядра: Сущность

мифа не в объяснении, а в объективировании субъективных впечатлений и

переживаний, при котором продукты воображения как результат этого

гобъективирования принимаются за подлинные реальности внешнего мира.

Отождествляя вображаемое с реальносуществующим, идеальное с материальным…,

миф преодолевает действительность в образах фантазий.

Чувство единства с силами природы и овладение ими в воображении сплачивало

первобытный коллектив, активизировало его деятельность.

С возникновением эпоса и поэзии мифологическое отождествление превратилось

в художественное сравнение.

Сравнение явилось не только средством художественно – эстетического

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.