![]() |
|
|
Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфакафизический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе, субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу. -------------------------------------------------------------------------- 11. Философия франц. Посвещения. Дидро и Гельвеций Фил-я Посвещ. высоко оценив. приоритеты разума. Именно распр-е передовых идей, прогрессив. знаний, критич-й разум мыслились как осн-я для прогресса всего общ-ва. Разум и рациональность становятся определяющими идеями фил-и Просвещ. Одной из осн. целей фил-и данной эпохи была критика религиозной ортодоксии, принятых на веру и не имеющ. рацион-го обоснов-я религ-х догматов. Разум и мыслящий рассудок стали единств. мерилом всего сущего. Важным было отстаивание идеи материалистич. понимания психики, просветит-х представ-й о природе чел-ка, основ. на разумных началах. Гл.представителем второго направ-я франц. матер-ма был Клод Анри Гельвеций (1715 – 1771), кот. считал, что чувств. познание – это только первый шаг познающего мышления. Наблюдать, обобщать и делать закл-я из чувств. впечат- й предстоит уму. Гл. его произведение «Об уме» направлено против религиозной идеологии. Ощущение- фундамент познания, но ум основ-ся на удачном подборе новых идей. Поэтому основопол. способностью ума следует считать сравнение. Идеи он разд. на полезные, вредные и безразличные. Дени Дидро (1713 - 1784) осознал недостатки механицизма. Материя – это непрерывное движение, всеобщее «брожение» во Вселенной. Поскольку он гл. движ. силой считает внутр. активность, его матер-зм характеризуют как энергетич-й. По мнению Дидро, вся природа находится в вечном движении и развитии; сущее погибает в одной форме самодвижения. Послед. обусловлена внутр. разнород-тью материи, кот. сост. из бесчисл. кол-ва разнокач-х элементов; их столкновение и взаимодействие объясняет вечное движение, изменение и развитие. -------------------------------------------------------------------------- 12. Философия Канта и Фихте Творч-во Иммануила Канта (1724 - 1804) – родонач-ка немец. класс. фил-и, делится на 2 периода. Докритический период его деят-ти представлен естественно-науч. воззрениями. Критич-й период характеризуется разделением им мира на мир явлений (феноменов) и мир непознаваемых «вещей в себе» (ноуменов). Этическое учение Канта предст. в книге «Критика прктич. разума». Осн. проблема – связь свободы и нравственности. В этике Канта важное место занимает «добрая воля» - она мыслится им как необходимое условие достижения счастья, где важно делать все по доброй воле. Этика Канта непосредственно примыкает к его философии религии, т.к. мораль неизбежно ведет к религии. Чел-к по Канту никогда не свободен от вины. Боязнь нарушить установленные богами запреты стала основой потребности в искупительной жертве. Когда жертвоприн-е превращ-ся в самопож-е, происходит «нравственно-религиозная революция». Кант различает 3 вида веры: прагматическая – вера чел-ка в свою правоту в каждом конкр. случае; доктринальная – вера в общие положения; моральная вера, кот. ничто не может поколебать. Моральная вера выше знания, она реализ-ся в этичном поведении. Звездное небо над головой и нравств-й закон – вот значимые для Канта ценности. Фил-я Фихте – это деятельная фил-я, фил-я свободы, желание освободить чел- ка от внешних оков. Фил-я Фихте интересна прежде всего тем, что она показывает возможности фил-и, принципом кот. явл. философски понятый субъект. В противоположность созерцат-му матер-зму субъектив-й идеализм Фихте развивает деятельную сторону, мир берется как деят-ть чел-ка. И хотя эта деят-ть осмыслив-ся в весьма абстрактном виде, тем не менее налицо значит-й шаг вперед в понимании природы чел-ка и общ-ва, их отличия от прир. явлений. -------------------------------------------------------------------------- 14. Философия Фейербаха Великий немец. фил-ф Людвиг Фейербах (1804 - 1872) отважился говорить о земном происх-и религии и о «религ. происх-и» немец. матер-зма. Главенств. и конституирующим религию признаком, по мнению Ф., явл. чувство зависимости или от природы, или от соц. сил. Бог, есть объективированная абстракция, существ-я в голове чел-ка. Все религии он разделил на естественные, кот. существ-ли на заре разв. человеч. цивилиз и предст. собой обожествл. прир. явлений, и духовные, кот. обожествляли духов. св-ва чел-ка. Ф. обращал особое внимание на чувственно- эмоц-ю природу религии, основой возник-я религии считал воображ-е и фантазию. Он уверен, что религия и мораль – две потивореч. друг другу сферы. Ф. ратует за религию без Бога и за божеств-ть любви. Новую фил-ю религии Ф. называет антропологией – учением о чел-ке. Антропология превращает чел- ка и природу как его базис в единств. и универсальный предмет фил-и; она занята раскрытием подлинно человеч. сущности. К чел-ку следует подходить как к сущ-ву целостному, его физич., эмоц-я, психич. жизнь важна так же, как и разумная. Истина состоит в полноте человеч. жизни и существа. Именно человеч-е есть истинное и действительное. | | | | | | | |13. Философия |18. Позитивизм и |20. Экзистенциализм|28. Качество и | |Гегеля |неопозитивизм | |количество, мера | |Георг Вильгельм |Позитивизм пытается|Экзистенциализм - |В кн. «Наука | |Фридрих Гегель |пересмотреть |это |логики» Гегеля | |(1770 - 1831), |природу философии. |иррационалистическо|рассматр-ся учение | |предст-ль немец. |Фил-я всегда |е направление в |о бытии, о сущности| |классич. |связана с опытом |современной |и его понятии. В | |идеалистич. фил-и, |(научным). Эта |философии, |первом разделе кн. | |явл. автором |фил-я имеет дело с |возникшее в начале |мыслитель выделяет | |знаменит. афоризма:|фактами. |XX века и |3 формы бытия, | |«Что действительно,|Основоположник |стремившееся |оговаривая при | |то разумно, что |позитивизма Огюст |постигнуть бытие |этом, что они суть | |разумно, то |Конт (фр. ученый) –|как |первые и вместе с | |действительно». По |все, что не |непосредственную |тем самые бедные, | |Гегелю, мировой |соотв-ет научным |нерасчлененную |т.е. самые | |процесс есть |фактам не имеет |целостность |абстрактные: | |процесс становления|права на |субъекта и объекта.|кач-во, колич-во, | |Мирового духа, или |существование. |Известно два |мера. Кач-во – это | |Абсолютной идеи. |Спенсер полагал, |направления |в первую очередь | |Принцип |что все философские|экзистенциализма - |тождественная с | |субстанциональ-ност|проблемы д.б. |религиозное, |бытием | |и Мирового духа – |сведены к проблемам|представленное |определенность, так| |один из осн. принц.|биологии (напр., |такими мыслителями,|что нечто перестает| |объектив. идеализма|законы эволюции и |как К. Ясперс |быть тем, что оно | |Гегеля. |т.д.). |(1883-1969) и Г. |есть, когда оно | |Гегель постулирует |Мах (махизм) и |Марсель (1889-1973)|теряет свое кач-во;| |тождество мышления |Авенариус |и атеистическое, |колич-во – | |и бытия. Мышление |рассматривали |выразителями |напротив, внеш-я | |представлено 3-мя |научный опыт как |которого стали М. |бытию, безразличная| |уровнями: |некую систему. |Хайдеггер |для него | |рассудочным, |Чел-к и мир, кот. |(1889-1976), Ж.П. |определенность | |диалектико-разумным|он воспринимает |Сартр (1905-1980), |(напр., дом | |и |создают опыт. |А. Камю |остается тем, что | |спекулятивно-разумн|Позитивизм |(1913-1960). |он есть, будь он | |ым. Рассудок ищет |претендует на |Центром новой |больше или меньше, | |конечные опред-я, |звание положит. |онтологии |и красное остается | |но наталкивается на|учения, т.е. науки.|становится не |красным, будь оно | |противоречия. | |изолированное |светлее или | |Диалектич. разум |Концепция Маха |сознание человека, |темнее); мера есть | |начинает искать |сводит философию к |а сознание, точнее,|единство первых | |тождество в этих |некой психологии, а|духовное, взятое в |двух – колич-ное | |противополож-ях, |неопозитивизм |неразрывном |качество. Все вещи | |взаимопереход |основывается на |единстве с |имеют свою меру, | |конечных |логике. Наука – это|человеческим |т.е. колич-ую | |противополож. |научные суждения. |бытием. В концепции|определенность, и | |опред-й. |Логический анализ |нем. |для них | |Спекулятивный разум|языка науки |экзистенциалиста |безразлично, будут | |ответственен за |заключается в |Хайдеггера |ли они велики, но | |мировоззрение, кот.|соотнесении того |критикуется традиц.|вместе с тем это | |отлично от |или иного научного |подход к бытию, |безразличие имеет | |мировоззрения, |суждения с тем или |основанный на |свой предел, при | |создаваемого |иным научным |рассмотрении бытия |нарушении которого | |системой наук. |фактом. Иногда |как сущего, |(при дальнейшем | |В системе объект. |многие суждения не |субстанции. Для |увелич-и или | |идеализма Гегеля |сводятся к фактам. |него проблема бытия|уменьш-и) вещи | |важное место |Человеческое знание|имеет смысл лишь |перестают быть тем,| |отведено сформулир.|развивается за счет|как проблема |чем они были. | |им диалектич. |этого логического |человеч. бытия, | | |методу, универс. |анализа. |проблема предельных|-------------------| |законам развития, |Осн. идеи |оснований человеч. |-------------------| |принципам и |позитивизма: 1. |существ-я. Самым |-------------------| |категориям |Отрицание |важным выражением |--------------- | |диалектики. |метафизики как |общечеловеч. |29. Единство и | |Диалектика мыслится|учения о первых |способа бытия явл. |борьба | |как теория развития|принципах фил-ии |страх перед ничто. |противоположностей | |посредством |(Карнап, |Основу человеч. |Согласно з-ну | |противоречия. Закон|Витгенштейн). 2. |существования |единства и борьбы | |единства и борьбы |Аналитич. и |составляет его |противопол-й, во | |противоположностей |синтетич. |конечность, |всех видах | |указывает на ист-к |предложения |временность. |реальности друг | |развития, закон |(Аналитич. предл. –|Поэтому время |другу противостоят | |взаимоперехода |это предл., |должно быть |противопол-ти, кот.| |качеств-х и колич-х|истинность кот. |рассмотрено как |находятся в | |изменений – на |опред-ся его |самая существенная |противореч-х | |механизм развития, |собств-м содерж-ем,|хар-ка бытия. |отнош-ях. На наш | |закон отрицания – |чего нет в случае |Франц. |взгляд, | |на направленность |синтетич. |экзистенциалист |рассматрив-мый з-н | |развития. |предложения). 3. |Ж.П. Сартр, |явл. весьма | |Разрабатываемые |Верифицируемость |противопоставляя |неуклюжей попыткой | |Гегелем принципы |(проверяемость) |бытие в себе, |свести многообразие| |диалектического |(науч. |разграничивает |отнош-й, кот. | |мышления вкл. в |достоверность |материальное бытие |описыв-ся той или | |себя принцип |синтетич. предл. |и человеческое |иной наукой, к | |восхождения от |подтверждается в |бытие. |одному | |абстрактного к |эксперименте). 4. |Бытие - |универсальному | |конкретному и |Физикализм (это |категория, |з-ну. Рассм., | |принцип совпадения |убеждение в том, |занимающая |напр., данные | |историч. и |что в эмпирич-х |центральное место в|физики. Физика | |логического. |науках все |категориальном |имеет дело с | |У Гегеля построена |предлож-я должны в |аппарате |большим | |концепция философии|конеч. счете |большинства |многообразием | |истории. 1 ступень |сводиться к |философских систем.|частиц. Это частицы| |историч. процесса –|предлож-м физики). |"Бытие" традиционно|разные, но их | |«восточный мир» |5. Эмотивизм в |мыслится, по |невозм-но втичнуть | |(гл. критерий – |этике. |крайней мере, в |в узкое ложе | |чел-к не осознает |Постпозитивизмом |двух значениях: 1) |постулируемых | |своей свободы); 2 |назыв. множество |это все |противопол-тей. | |ступень – «античный|концепций, кот. |когда-либо |Часто утвержд-ся, | |мир» (часть людей |пришли на смену |существовавшее, |что частицы с | |осознает свою |неопозитивизму |ныне существующее |отрич-м | |свободу – есть рабы|(Карл Поппер). |(определяемое как |электрозарядом | |и свободные); 3 |Задача |"наличное бытие") и|явл-ся | |ступень – |эпистемологии, т.е.|все имеющее |противопол-тями по | |«германский мир» |фил-и научного |внутренний |отн-ю к част-м с | |(все люди осознают |познания, состоит |потенциал к |положит-м зарядом. | |свою свободу, |не в поиске теории,|реализации в |Допустим, но как в | |получают право |а в разрешении |будущем. Здесь |таком случае быть с| |част. собств-ти). |проблемы роста |"бытие" однозначно |чат-ми нейтрального| | |нания. Рост знания |таким понятиям, как|заряда? Не ясно. Не| |-------------------|достигается в |"Мир в целом" или |удалось физикам | |-------------------|процессе рацион. |"Универсум"; 2) под|обнаружить и к.-л. | |-------------------|дискуссии, кот. |"бытием" понимается|противоречия. | |--------------- |неизменно выст-ет |исходное начало и |Частицы взаимод-ют | |15. Марксистская |критикой существ-го|основание нашего |между собой, только| |философия |знания. Поэтому |мира, его сущность,|и всего. Нет | |Карл Маркс (1818 - |свою фил-ю Поппер |его метафизическая |никаких оснований | |1883) и Фридрих |называет |определенность. |для того, чтобы | |Энгельс (1820 - |критическим |Философы "бытие" в |классифиц-ть | |1895) критически |рационализмом. |таком понимании |взаимодействие | |использовали немец.| |обычно называют |частиц как | |классич-ю |-------------------|"абсолютным бытием"|диалектические | |философию, |-------------------|- или просто |противоречия. | |материализм |-------------------|абсолютом; Единым и|Осн. формы разреш-я| |Фейербаха и |--------------- |прочим. В развитых |противоречия: | |диалектику Гегеля. |22. Движение и |религиях это Бытие |переход | |В Ф. марксизма было|развитие |определяется как |противопол-тей друг| |показано, что |Движение - это |бог. |в друга; примирение| |общественная жизнь |способ | |крайностей; победа | |связана с |существования |-------------------|одной из | |деятельностью |материи, оно |-------------------|противопол-тей; | |человека. Общество |абсолютно и |-------------------|исчезновение, | |- это обработка |противоречиво, |--------------- |гибель обеих | |людей людьми. |существует в |21. Материя и |против-тей и | |Общество |различных формах, |сознание |коренное преобраз-е| |развивается по |взаимодействующих |В древнегреч. фил-и|системы. | |законам, носителем |друг с другом. |с материей |-------------------| |которых был |Мыслители |связывали |-------------------| |человек. Бытие |античности |представл-е о |-------------------| |определяет |(Гераклит) пришли к|первовеществе, |--------------- | |сознание. Особое |знаменат-му |субстрате, из кот. |30. Отрицание, | |внимание уделялось |утвержд-ю: «Все |состояли все прочие|отрицание отрицания| |практике, практика |течет». В знаменит.|вещи. Для | | |- критерий истины, |апориях Зенона были|Аристотеля материя |Согласно з-ну | |истина - основа |показаны и |– это только |отрицания | |познания. |трудности |всеобщая возмож-ть |отрицания, | |Центральное место |постижения процесса|и пассивный |изменения | |занимает проблема |движения в логике |строит-й материал |происходят в 2 | |познания и |понятий. Аристотель|предмет-го |этапа: сначала | |преобразование |считал, что видов |многообразия, форму|исходное явл-е | |мира. Важной |движений и |и действит-е |превращ-ся в свою | |заслугой является |изменений столько |существование |противопол-ть (так,| |развитие |же, сколько и видов|кот-му придает |посеянное зернышко | |диалектики, |сущего. 6 видов |актив-е духов-е |«вытягив-ся» в | |соединение ее с |движения: |начало – форма. |стебель), затем | |материализмом. В |возникновение, |Средневек-е теологи|происходит возврат | |основу |уничтожение, |использ-ли идею |к исходному явл-ю, | |мировоззрения |изменение, |Арист-ля о примате |но на более высоком| |кладутся не |увеличение, |формы над материей,|уровне (на стебле | |религиозно-мистичес|уменьшение, |хотя еретики |появляется не одно,| |кие, а выводы |перемещение. |утв-ли, что материя|а несколько зерен).| |современного |Мысл-ли эпохи |сущ-ла всегда, до |Рассматр-мый з-н, | |естествознания. |Возр-я признавали |сотвор-я мира. В |видимо, характерен | |Мышление стало |атрибутивность |фил-и эпохи Возр-я |для процессов с | |рассматриваться не |движения. В |идея формы как |циклич-м характером| |как продукт |механике Нового |самостоят-го |развития. Однако | |развития природы, |времени движ-е |актив-го начала |развитие не всегда | |но как результат |стали рассмат-ть в |исчезает, форму |идет по циклу (вряд| |сложной |узком смысле как |начали считать |ли соврем-е общ-во | |исторической |механич-е, т.е. |продуктом материи. |вернется, в т.ч. и | |общественно-трудово|простое |Идея сотвор-я |на так называемой | |й деятельности, |пространств. |материи отрицалась,|более высокой | |т.е. практики. |перемещение. В |материя |основе, к | |Мир материален по |соврем. фил-и пон-е|провозглаш-сь |первобыт-му | |природе, а сознание|«движ-е» истолк-ся |вечной, а движение |общ-ву). А если | |– свойство мозга, |в «широком смысле |– результатом |развитие имеет | |продукт его |как представл-е о |действия природных |циклич-й характер, | |деятельности. |любом изм-и |сил. |то его разумно | |Сознание (познание)|вообще». |Филос-е понятие |описывать в точных | |– это отражение |Классиф-я форм |материи охватывает |терминах | |материи. По |движения материи, |собой всю |соответст-х наук, | |содержанию наше |данная Ф. Энгельсом|предметную |кот. прекрасно | |познание носит |в 80-е гг. XIX в.: |действит-ть, всю |обходятся без таких| |объективный | |объектив-ю |довольно | |характер. Маркс |- механич. форма |реальность, |непроясненных | |считает, что нельзя|движ-я материи как |обладает признаком |понятий, как | |сводить чел-ка |простейшая, включ. |всеобщности и, в |«превращение в свою| |только к природному|в любую другую; |принципе, не может |противопол-ть» и | |существу. Чел-к – |- изучаемые физикой|устареть, поскольку|«отрицание | |это не абстрактное |теплота, свет, |выражает неизменную|отрицания». | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |