реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

обществе действует закон "жень", ниспосланный небом. Для усвоения этого

закона человек должен соблюдать "ли" - нормы общественного поведения,

традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению:

"Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -

сыном". Конфуцианство оправдало власть "благородных" на простым народом.

Бытие и не-бытие:

Древних философов востока (ФВ) волновали вопросы: что есть этот мир и

каков смысл существования человека в нем.

Древние мифы не выделяли человека из космоса, а напротив одушевляли

его. В Индии (И): происхождение космоса подобно человеческому рождению –

бракосочетание неба и земли. В Китае (К) из бесформенного мрака родилось

два духа упорядочившие этот мир: мужской дух ян стал управлять небом, а

женский инь – землей.

Постепенно появляется идея о причинности сотворения мира.

Локаятики – И материалисты – утверждали, что первоначалу присущи

четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь.

Представители ньяя и особенно древние вайшешики относились к древним

атомистам. Атомы вайшешики отличались чувственной конкретностью – имели

вкус, цвет и в отличие от греческих атомистов вайшешики усматривали причину

существования мира не в движении атомов, а в том, что атомы создают

моральный образ мира, реализуя моральный закон – драхму.

42. Проблема человека как неотъемлемая тема мировой философии.

Один древний мудрей сказал, что для человека нет более интересного

объекта, чем сам человек (он имел в виду женщину???).

Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей

мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех

вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических

принципов науки, философии и политики всех государств.

Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем

всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом,

от которого все должно исходить и к которомы все должно возвращаться.

Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими

вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей

внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим

человеком – с его внутренней сущностью и его потребностями. В достижении

свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-

технического програсса.

Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология,

социология и др. Философия же всегда стремиться к постижению его

целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о

человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась

выработатьсобственные средства познания человека и с их помощью выявить их

место в мире.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности,

конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие

различных исторически существовавших форм его бытия.

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру,

анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои

возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что

такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-

психологических типов личности.

Известно, что в различные эпохи истории эта проблемма освещалась

неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль

то растворяла человека (Ч) в природе (Космосе) или в обществе, то

относилась к нему как к существу самодовлеющему (какому???),

противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее,

полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в

различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда

связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее

истории.

Философия познания человека требовала прежде всего становления

особого метода познания, когда человек оказывается одновременно и объектом

и субъектом познания.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм,

в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как

существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два

начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августина

рассматривал душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с

человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души,

как существо прмежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая –

арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к

постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских

пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к

миру: здесь явно не только стремление постич собственную сущность но и

стремление приобщиться к высшей сущности – Богу. Этому воззрению чужда

мысль о кончности человеческого бытия.

Философия Нового времени видела в человеке (вслед за християнством)

прежде всего его духовную сущность. тончайшие наблюдения над внутренней

жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого

разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих

помыслов и деяний. Признание автономии человеческого разума в деле познания

собственной сущности.

Филисофия XIX- начала XX в гипертрофировала духовное начало в

человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в

других к иррациональному.

Вывели отличительный признак человека: Труд – не просто

отличительный, а сущьностный признак человека. (теперь я понял, почему мне

так хреново)

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования,

преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися

потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая

твориться человеком в той же мере, в какой сам человек формируется

культурой.

Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает

как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой

формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации,

мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием

преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в

плане преобразования их в новое качество – интуицию.

Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному

человеку ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно

анализировать свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе,

вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества.

Маркс (ей бо скатал у Фихте): «... сущность человека не есть абстракт

присущий, отдельному индивидую В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений».

43 Основные школы, направления и авторы Древнегреческой философии.

Милетская школа.

Др. гр. ф возникла на зап побережья мал Азии. Здесь раньше развилась

раб., торговля. и выросшая на их основе культура. (связана с культурами

Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)

Первые учения - г. Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они

искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что

существует первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и

движением.

ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение

в Греции - 585 г. до н. э. Первым сформулировал вопрос: "что есть всё",

"что является первоосновой". Всё произошло из воды. (Фалес - монист, т. к.

принимал за основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск,

плавающий на поверхности воды. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Всё

знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто апейрон из

которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало

всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Чувственный мир

является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за

пределы непосредственного наблюдения.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются

посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее

весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из

воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.

Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир

объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В

человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую

природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия

возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их

материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном

движении и изменении.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.

Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э.

Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок -

власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не

материальное первоначао, а числа, кот образуют космический порядок -

прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им

числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в

самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их.

Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным

соотношениям приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что

именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из

противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство -

множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности

не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел

- огонь, беспредельное - воздух (пустота).

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало

всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является

живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя

мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Гераклит является

основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал

чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который

познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание

начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. В мире

существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба

противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира.

Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит

развивает диалектические взгляды. "Всё течет, всё изменяется", "нельзя

войти в одну реку дважды".

Учение элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон).

Одним из этапов перехода от знания, обременённого чувственными

образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями для было

учение элеатов, вычленивших понятие бытия, как такового. Основные

представители:

КСЕНОФАН: (VI-V вв. до н. э). Считал первоначалом мира землю.

Отвергал человекоподобие богов, бог - абсолютное, вечное, бесконечный

космос, сливающийся с природой, не конкретный чувственный образ, а

понятийная конструкция. Отрицал представления о множестве богов. Мир

является воплощениемем свойств бога. Мир вечен и неуничтожим. Отрицал

значение чувственного познания. Чувственная данность - видимость, познать

сущность мира возможно только мыслью.

ПАРМЕНИД: Элея. VI-V вв. до н. э. Мир - вещественный шар, в котором

нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения (все заполнено).

Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя

мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Бытие - то, что

охватывается мыслью. Думать = быть. Мыслимое существует, мысль без бытия -

ничто. Небытие не существует, т. к. о нем нельзя мыслить и говорить. Отсюда

невозможно возникновение и уничтожение. Из абсолютной заполненности

следует, что мир не имеет частей. Он един.

ЗЕНОН. Ученик Парм. Доказывал невозможность движения. Предположение,

что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.

(Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в

опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво). В этих парадоксах

вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли

мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного

множества неделимых частей , а время из б. множества неделимых моментов.

В этих апориях обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.

Апории дали толчок развитию диалектики.

СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

Философское движение эпохи рабов. демократий.(5 - 6 в днэ)

С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий, эттических норм и

оценок. Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ.,

и не сущ., что они не сущ."

Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без

удостоверения его законности.

В теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида,

объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Всё, что мы

знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же

чувственные восприятия субъективны. Значит всякое человеческое знание

относительно. Объективное, инстинктивное познание, с точки зрения софистов,

недостижимо. Cубъективный идеализм.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Для С. характерна логичность речи,

ирония, мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения.

Выступал против Софистов.

Фил. по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти

внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач.

органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя (самопознание)

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.

Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии

Платон - ученик Сократа. Первый создал концепцию объективного

идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей. Мир идей

вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается

Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир.

Творец создал физический мир по идеальным образцам - идеям. Область идей

представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.

П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые

треугольники или геометрические бестелесные атомы. Чел душа независима от

тела и бессмертна. Частная собств и семья - подрывают условия общества.

44 Аристотель как философ.

Аристотель hодился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской

академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров

Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя

его сына - Александра.

Из дошедших до нас трудов Аристотеля выделяются логические труды -

"Органон", "Аналитики", "О софистических опровержениях"; книга о бытии -

"Метафизика"; естественнонаучные произведения - "Физика" и другие.

Еще находясь в учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности

теорию идей, он полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к.

идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил,

что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть

объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них

независимо, а вещи, заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А.

говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является,

нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В

основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя",

однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь -

единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая

вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма.

Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть

возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл.

материя.

Высшая форма - это Бог или перводвигатель - чистая материя. "Это

мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал, что природа состоит из 4

элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят

небесные тела. Эфир неизменен и совершенен.

А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не

существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля,

над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами.

В теории познания А. в отличие от Платона защищает происхождение

знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание движения. Как он

считал любое явление предполагает возможность изменения и цель этого

изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить формы

мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с

объективной реальностью. В соотв. с спецификой античного знания, огранич.

прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает

достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности.

Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному

(дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.

Источник движения - бог (перводвигатель).

Общественно полит. теории А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы

управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена

возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу

в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса,

основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы -

это тирания, олигархия и крайняя демократия.

45. Атомизм Демокрита и Эпикура

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение

наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После

Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей,

пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам,

всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их

подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой

разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование

бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование

пустоты, в которой происходит движение частиц, и отрицали за частицами

возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не

бесконечного) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости

не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно

большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.

Основатель атомизма - Левкип (рожден в Милете). Всё состоит из

мельчайших неделимых частиц и пустоты.

ДЕМОКРИТ: (460-370 до н. э.)

Демокрит признавал существование двух начал: бытия и небытия. Исходное

положение - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными

многообразными соединениями все сложные тела. Пустота, отделяет тела друг

от друга. Следовательно, бытие множественно, не едино. Космос является

единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана

пустота. Пустота - средство различения и разграничения вещей, она выступает

как внутри сложных вещей, отделяя элементы - атомы друг от друга, так и вне

вещей, являясь их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.