реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

отдельных индивидов, классы, нации или другие общественные группы.

Поскольку положение классов, социальных групп в системе экономических

отношений неодинаково, различны и их интересы. Борьба за реализацию

потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их

интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные

и духовные.

Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил

развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического

процесса, является деятельность всех его "участников" - и социальных

общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной

деятельности и развивается история общества. Понятие "субъект исторического

процесса" достаточно емкое и вместе с тем широкое. История есть результат

деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-

разному, выступают в качестве субъектов истории и ее движущих сил. Но до

уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое место в

обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе

за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории.

При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что в

сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы. В

прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность (или

социальная группа, если у нее есть общие интересы и цели), действующая

сознательно и ответственная за свои поступки. Люди сами творят свою

собственную драму - историю, причем побуждают их к историческому действию

их потребности и интересы. Общество, таким образом, выступает как

саморазвивающаяся система. Источником же общественного саморазвития

является социальные противоречия, а движущими силами - субъекты истории и

те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и

поступательное движение общества.

31. Политическая система общества. (ПСО)

Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории,

политические отношения, находящие свое выражение в различных политических

организациях и институтах, к которым относятся: государство, партии,

профсоюзы и другие общественные организации, средства массовой информации.

Не все общественные организации являются политическими, но в то же время в

обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это значит, что

они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредственно к государственной

власти, либо через общественное мнение регулируют государственную политику.

Иными словами в определенной степени несут на себе политическую нагрузку,

не выполняя непосредственно политических задач. Поскольку в обществе нет

организаций, стоящих вне политики, следовательно, не может быть и граждан,

исключенных полностью из политической жизни, все члены общества так или

иначе, активно или пассивно принимают в ней участие. Таким образом,

политическая система представляет собой сложное, многоуровневое

динамическое образование. В ней выделяют три составных части:

1) подсистема политических принципов, идей, теорий, взглядов, эмоций,

чувств, составляющих политическое сознание;

2) подсистема политических отношений между обществом и государством,

различными классами и социальными группами, государствами и т.д., по

поводу власти;

3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию

общества: государство (оно составляет ядро ПСО), партии, профсоюзы и

другие общественные организации.

/* Иногда считают 1), 2) и собственно политическую систему (т. е. 3))

отдельными элементами структуры политики */

Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловливают друг

друга. Так, политические взгляды, теории и отношения реализуются в

деятельности политических институтов и наоборот государство, партии

формируют определенное политическое сознание. Носит политическая система

исторический характер, меняясь с переходом от одной формации к другой, от

одной исторической эпохи к другой.

Основными факторами, определяющими политическую систему конкретного

общества, являются:

а) его социальная структура (отношения между основными и не основными

классами, нациями etc.)

б) форма правления (парламентское, президентское etc.)

в) тип государства (монархия, республика)

г) политический режим (демократический, тоталитарный, деспотический)

д) социально–политические отношения (стабильные или нестабильные,

умеренные, консенсусные, остроконфликтные)

е) политико–правовой статус государства (конституционный, при развитых

или неразвитых правовых структурах)

ж) политико–идеологические и культурные отношения в обществе (открытые

или закрытые, с параллельными, теневыми структурами или без них)

з) историческая и национальная традиция устройства политической жизни

(политически активное или пассивное население, кровнородственные связи или

нет, развиты или нет гражданские отношения)

32. Государство, его происхождение, исторические типы, признаки и функции

Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и

содержание в различные периоды истории весьма существенно отличаются. Так,

родовая община не знала политических отношений и политического

регулирования, управление в ней осуществлялось как самоуправление,

общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом

старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разрушили

прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется интересом

экономически господствующего класса, появляются новые отношения и,

следовательно, новые механизмы регулирования общественной жизни, связанные

с властью. Сложилась политическая система общества, ядром которой

становится государство. Во всех крупных философских системах, начиная с

античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального

государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т.Гоббса и Дж.Локка об

общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства

Гегеля, классовая концепция государства К.Маркса и В.И.Ленина. Предметом

особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная

философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение

государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку.

Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением

этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом,

поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру,

искусство. Философия нового времени выдвигает договорную теорию

происхождения государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо,

А.Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате

общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это – сила,

служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для

обеспечения мира и безопасности граждан. Теория насилия, представленная

Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем, объясняла появление государства в результате

войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство,

приводят к образованию классов и эксплуатации. Существует также

психологическая теория (представитель, напр., Шопенгауэр), которая

рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних

людей существует потребность подчинять, а у других подчиняться. Согласно

К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола общества

на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность

государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что

государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат

насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия

объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу

внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою

роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее

время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход

к сути государства, как только органа одного, господствующего класса,

противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при

этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа,

управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной

степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно

дать следующее его определение: государство есть социальный институт,

осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной

территории.

Основные исторические типы государства:

1) рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих

никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной

собственности.

2) феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства -

земля находится в монопольной собственности господствующего класса

феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На

ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество

почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу

требований экономики переходящая в монархию.

3) буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией

власти, принципом выборности на руководящие государственные посты,

предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод.

4) социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,

прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме

диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления

эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах

социальной жизни.

Основные признаки государства:

1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию,

разведку и т.д.;

Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с

помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и

судебную.

2) суверенитет;

3) наличие своей территория;

4) взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата

и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:

конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,

социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление

общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:

внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-

идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных

отношениях.

33. Типы государственного устройства и формы политического правления

Государства различаются по форме, которая включает в себя:

1) тип государственного устройства:,

a) унитарное государство - единое государственное образование, состоящее

из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной

государственностью. В таких государствах существует единая

конституция, гражданство и правовые нормы (законы).

b) федеративное государство - объединение нескольких крупных,

относительно самостоятельных, территориальных образований на основе

договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с

тем федерация - это единое государство с общей территорией, границей,

законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово-

денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в

системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой

данного государственного образования, особенностями этнического,

историко-культурного, религиозного характера. Федерацию различают

простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.

c) конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Это

форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в

федерацию

2) форму политического правления:

a) монархия - государство, главой которого является один человек. Может

быть

i) неограниченной (абсолютной), где власть правителя не ограничена

ничем (Саудовская Аравия);

ii) ограниченной (конституционной), власть в ней ограничена рамками

парламента или конституции (Марокко, Кувейт))

b) республика - власть в ней осуществляется выборными органами

i) парламентская - правительство формируется на парламентской основе и

ответственно перед ним;

ii) президентской - президент - глава государства и правительства,

существует жесткое разделение законодательной и исполнительной

власти. Президент обладает как исполнительной, так частично

законодательной и судебной властью (президенты Франции, США,

России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти,

снимать возникшие противоречия, обеспечивать целостность власти,

выступать гарантом государственности, хотя таит в себе и опасность

авторитаризма, особенно при неразвитости демократических традиций.

3) политический режим: совокупность способов осуществления власти.

a) демократический - все граждане имеют доступ к участию в

государственных делах, власть разделена на исполнительную,

законодательную и судебную

b) тоталитарный - ряд социальных режимов ХХ века, в которых структура

власти базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем

проникновении государственной идеологии в экономику, культуру,

общественную и личную жизнь.

c) Автократический

34. Прогресс и регресс в общественном развитии. Критерии общественного

развития

Вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно -

как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Если в научно-

технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не

столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют

даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с

прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с

выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым

синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс

более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать

понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных

связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый

тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не

свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить

количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,

изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны

развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с

повторением однотипных фаз, или просто обратимые изменения типа "вода - пар

- вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,

которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и

функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие

нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое

развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами

назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса

(эволюция приматов) или конвергенции - слияния, синтеза, объединения

различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).

Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого

заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в

определенных условиях в результате действия соответствующих причин.

Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История - не

заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом.

Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу

не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно

учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным

типом развития является история общества, включающая в себя, кроме

объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это

чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических

процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют

человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Двумя наиболее общими

противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от

друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и

регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип,

направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от

менее совершенного к более совершенному. Прогресс предполагает такую

дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает

степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную

эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал

последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается

набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее

структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих

существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой

процесс называют регрессом.

Для большинства античных авторов история - простая последовательность

событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо

как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века"

(Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же

стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Социальная философия подымающейся

буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была

овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в

прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного

познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на

древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса

распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).

Довольно глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против

просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма

романтической "исторической школы". При этом он рассматривал развитие

общества как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которое

является выражением единства противоположностей. Однако, понимая

исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог

объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его

философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой

проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не

есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель

исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к

определенному историческому процессу или явлению в строго определенной

системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают

историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки

часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция

исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной

детерминации к системам с преобладанием социально-исторической

детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более

высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные

формы производственных отношений и общественной организации в целом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.