![]() |
|
|
Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие. Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения. 13. Проблемы истины в философской теории познания познания. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие (корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины к истине абсолютной. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть практически недостижима. Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете, которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть дополнено в дальнейшем. Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к которому нечего добавить. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от конкретных условий существования объекта. Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения субъекта к объекту. 14 Практика как основание и цель познания Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую. Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности - и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку, нежелание работать над решением практических задач. Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни. Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные свойства. 15 Практика как критерий истины В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...). Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов. Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению). Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике. Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её. В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая деятельность; - военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания. Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания: 1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики. - креативная функция 2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция 3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция 4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная функция. Остановимся на последней функции. Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли. Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий. Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины. 16 Диалектика как филосовский метод и теория развития. Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Д – есть ф метод познания действительности, изучает всеобщее знание, а не конкретные (как остальные науки). Предмет д – всеобщие законы природы и общества. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; идеалистическая Д. немецкой классической философии; марксистская материалистическая Д. как современная Д. Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д., отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания – средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий. О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия (различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и деятельности, здесь применяются законы диалектики. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения. Д как метод познания предъявляет познавательному процессу свои требования: 1. объективность рассмотрения предмета (без субъективизма). 2. Всесторонность рассмотрения (все связи и отношения с другими объектами). Мир – совокупность процессов (не явлений),они постоянно изменяются и развиваются, для верного их отражения наше мышление также должно быть изменчивым; категории кот отражают объект, дожны переходить друг в друга, изменяться. 3. Рассматривать объект в развитии. 4. Рассматривать объект как единство противоположных сторон (объект как целостная система, вскрытие причин и источников развития, взаимодействия с другими). 5. Единство кол-ного и кач-ного анализа. (?) 6. Принцип диалектического отрицания. (избавляет от узости мышления, ориентирует на охват широкого круга проблем в процессе познания) 7. Принцип бесконечности познания – предостерегает от самоуспокоения в познании. 8. Принцип восхождения от абстрактного (одностороннее) к конкретному (многостороннее).Объект вначале познают с одной стороны, с другой и т. д., возникает целостная картина. В своей совокупности указанные требования диалектики составляют сущность д метода познания. Когда говорится, что д представляет собой всеобщий метод, имеется в виду, что она выполняет методологическую функцию. Функции: 1. Мировозренческую (формирует творческое мышление) 2. Онтологическую - служит основой обобщения теоретических выводов конкретных наук. 3. Гносеологическая благодаря ней создаётся общая картина человеческого познания 4. Логическая логика изучает философские законы и категории. 5. Евристическая – служит выработке нового знания. 6. Аксиологическая – (оценочная функция, что бы с помощью основных законов и принципов выбрать те или иные действия в области практики и познания) 7. Прогностическая выражается в предвидении возможных последствий процессов познания. 17 Принципы, законы и категории материалистичной диалектики. Принципы д 1) принцип всеобщей связи 2)принцип развития; 3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности (3-5 у меня в конспекте не было, можно опустить ?) 1 Принцип всеобщей связи Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский характер. Для уточнения этого принципа введем понятие связи. Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство, субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. В неорганической природе существуют механические, физические и химические связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи, которые вырвжаются во внуреорганизменных, внутриорганизменных, межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные, межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того, существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома обусловливает связь в системе элементов. Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие взаимодействия. Взаимодействие есть философская категория, отражающая процессы воздействия различных элементов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия. Взаимодействия в физике: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое (распадное). В биология исследует энергетические и информационные взаимодействия на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биоценозном. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-этические) взаимодействия. Взаимодействие противоположностей – противоречие является самым глубоким источником, основой и конечной причинй возникновения, самодвижения и развития объектов. 2 Принцип развития. Мир совокупность процессов, эти процессы и выражаются понятием развитие: перемещение тел в пространстве, изменение агрегатных состояний вещества, свойств объекта, обратимые и необратимые процессы. Движение, изменение, развитие Всякое движение изменение, но не всякое изменение развитие. Движение как способ существования материи и есть развитие. Развитие характеризуется чертами 1. необратимость 2. обновление (отрицание старого и появление нового) 3. приемственность (выражает момент связи качественных состояний) 4. направленность (не круг, а спираль, либо прогресс, либо регресс) 5. цикличность (возврат к старому но на более высокий уровень) Движение может быть вызвано внешней силой, а развитие имеет внутренний источник. Ф понятие развития нельзя отождествлять с биол эволюцией либо социальным прогрессом, Сущность развития не сводится к форме проявления.(переход от рабовладельческого строя к феодальному) 3 Принцип историзма. Результатом применения принципа всеобщей взаимосвязи является специфическая и универсальная категория диалектики – категория развития. В мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному. А тот или иной тип связи и взаимодейстий образует образует определенное направление этого пути. Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Важнейшим конституирующим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его напрвленность и необратимость. Принцип историзма: (Ленин) “Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |