реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и

уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне

осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная культура общества находит

свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в

освоении и обогащении мира духовных ценностей. При наличии ряда общих

моментов с материальным производством духовное производство имеет свою

специфику.

Духовное производство(по Марксу) – понятие, указывающее не только на

общую зависимость духовной сферы от развития в конечном счете материального

производства, социальных отношений, но и на внутреннюю диалектику

культурного созидания, взаимосвязь творчества и преемственности.

Предметом труда в нем выступают не только природа и природные

вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных

связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и

субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе

формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием

духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Но

создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут

развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и

потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие

образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд

духовной культуры социума, становятся его достоянием. Они должны быть

возрождены новыми поколениями Творчески возрождая наследие и заново

оценивая его, люди обретают способность творить сами. Потребляя духовные

ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и

как объект, и как субъект духовного производства

На всякий случай: Выделяют две формы духовного производства:

функционально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид

действует только как носитель некой функции; поле его культурной

деятельности при определенных социальных условиях искажено и сужено

готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид

включается в развитие в качестве «всеобщей производительной силы», он

осуществляет, согласно Марксу, «свободное духовное производство данной

общественной формации».

Для духовного формирования используются система образования,

воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет

и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и

самовоспитание.

26 Социальная структура общества

(Из Спиркина)

Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая

система связей между различными элементами общества как целого: отдельными

индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья),

классами, социальными группами. Каждому исторически определенному способу

производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы

общества: наличие определенных классов и социальных групп. Смена

общественно-экономических формаций, приводит к изменениям и в социальной

сфере, однако последняя не возникает автоматически: она обладает

устойчивостью и относительной самостоятельностью.

Дадим определение основных составляющих социальной структуры общества

Классы (по Ленину) – большие группы людей, различающиеся но их месту в

исторически определенной системе общественного производства, по их

отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации

труда, а следовательно, но способам получения и размерам той доли

общественного богатства, которой они располагают.

Социальные группы – это такие группы людей которые по своему положению

в системе общественного производства и по своему положению в обществе не

входят в состав классов, а образуют определенные слои, сословия, касты.

Род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным

трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка,

нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя — тип

этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.

Народность — это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального

способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная

общность людей.

Нация — это общность людей, которая возникает в период становления

капитализма на основе общности экономической жизни, территории, языка,

некоторых особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В

отличие от народности нация — более устойчивая общность людей, причем

устойчивость ей придают .«глубокие экономические факторы» '.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе

являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества

связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов. Опираясь

на определение классов можно дать основные характеристики классов, которые

делятся на основные (порожденные данным способом производства, выражающие

его сущность и представляющие собой главную силу общественно –

экономической формации) и неосновные (остались от предыдущих эпох или

зародились в недрах старого общества как носители будущей формации)

История всех обществ была заполнена борьбой классов. Существуют

три основные формы классовой борьбы: экономическая (борьба за улучшение

условий труда), политическая (классовые объединения партии, которых уже

волнуют вопросы о собственности и политической власти) и

идеологическая(освобождение от одной идеологии и приобщение к другой).

Социальная структура общества также помимо основных классов включает

и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие, студенты и др.. Границы между классами и другими группами

общества всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого

отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной

группы существует реальная возможность своеобразной «социальной миграции».

27 Общественное сознание(уровни структура формы)

(Из Спиркина и Жукова)

Общественное сознание – это взгляды, представления , идеи, политические,

юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы

сознания.(философский словарь)

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в

единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что

оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через

практическую деятельность людей)

Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в

гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается

главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в

социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его

социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни.

Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию,

когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект

фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на

практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предполагает два уровня -

обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения

действительности (критерий для их разграничения - степень проникновения в

сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и

общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое

же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и

отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория -

это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное

сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим

знанием.

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две

сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении

этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к

этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями

конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами

общественной деятельности.

Свое выражение общественное сознание находит в общественной психологии,

которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится

так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой

массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции

проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая

людей к различного рода действиям. Ее правомерно рассматривать в качестве

эмоционального сознания.

Содержание общественной психологии охватывает три группы социально-

психологических явлений - психологический склад определенной социальной

общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое

состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и

социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи).

Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему

содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная

психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой

ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой

систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа.

Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом

состоит ее главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания

идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его

носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное

сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно

значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества;

индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный

мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно

вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно

раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета

всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, политика, право, нравственность,

эстетическое сознание, религиозное сознание и наука. Все, кроме философии,

формы общественного сознания можно с некоторой долей условности разделить

на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе

лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных

модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между

людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различными

социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму

циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим

стержнем здесь является исходное отношение «субъект — объект», то есть

многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных

взаимоотношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно

между этическими и эстетическими категориями.

28 Гуманизм как сердцевина проблематики научной философии

(Философский словарь Булатов Радугин)

Гуманизм (лат. humanus—человечный) — совокупность взглядов, выражающих

уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о

благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для

человека условии общественной жизни. Гуманизм — антипод всякого рода

фанатизма, ригоризма, нетерпимости, неуважения т. эр. и знаний других.

Первые проявления гуманизма можно заметить на этапе раннего христьянства,

у которого на знаменах были написаны истинно гуманистические лозунги (Для

бога нет богатых и бедных Пред богом все равны (Что-то такое говорил

Новиков))

Гуманизм в научной философии складывается в эпоху Возрождения (15—16

вв.) -- Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали

против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и

удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения

— Петрарка, , Эразм Роттердамский, Бруно, Ф. Рабле, Ф. Бэкон Гуманисты

утверждали новую систему духовных ценностей, главным в которой было

провозглашение превосходства личных достоинств и личного благородства над

происхождением, сословным благородством по крови .Критерием личного благ и

достоинствава выступает духовная культура.

Гуманизм достиг своего расцвета в произв. просветителей 18 в.,(Вольтер

Руссо ) провозгласивших лозунги свободы, равенства и братства, защищавших

право людей на беспрепятственное развитие их «естественной природы». Однако

даже в лучших своих проявлениях гуманизм нового времени ограничен, т. к.

он основывает гуманистические идеалы на частной собственности и

индивидуализме. Отсюда неразрешимое противоречие между лозунгами гуманизма

и их реальным осуществлением в капиталистическом обществве. Почти с самого

начала внутри гуманизма выделилось течение, представители к-рого — Мор,

Кампанелла, Мюнцер сторонники утопического социализма . Они видели

антигуманистический характер об-ва, критиковали его пороки, требовали

имущественного равенства, но, не зная объективных законов истории, не могли

вскрыть реальных путей и средств достижения справедливого об-ва. (Пример

Кампанелла «Горд солнца» -создал идеальное общества, где отсутствует

частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует

строгая регламентация жизни и быта под властью жрецов)

Апогеем развития гуманизма в научном познании явились работы К Маркса

Его работы пронизаны истинным гуманизмом. Под влиянием Л. Фейербаха

написана важнейшая pабота того времени «Экономическо-философские рукописи

1844 года». В этой работе Маркс выступает в защиту гуманизма, основанного

на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации

этой .сущности, по Марксу, препятствуют различные виды человеческого

отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей собственной

«родовой» сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека

от общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит

отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком

своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется

отношение человека к природе и к другим людям. На основе концепции

присвоения он создает грандиозное по гуманистическому пафосу учение

общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В этой

концепции он стремится представить человеческую деятельность как глобальный

процесс очеловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого

вида», то есть в соответствии с самими законами природы и, в то же время,

налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не смогла бы

возвыситься до человека, стать фактором человеческого бытия.

Свою теорию Маркс назвал «Теория действительного гуманизма»

29. Идея целостности человека как выражение гуманизма

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда

направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к

постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний

частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась

выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью

выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность

«сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы.

Человек представляет собой целостное единство биологического

(организменного), психического и социального уровней, которые формируются

из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно

приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая

арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их

интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной

ступени — человеческой личности.

Ориентация на человека являлась важнейшей отличительной чертой

мировоззрения эпохи Возрождения. Если в центре внимания философии

античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религиозная

жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план вышла

светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для

достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понималась

как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Мировоззрение людей эпохи Возрождение носит ярко выраженный гуманистический

характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное

существо, творец самого себя и окружающего мира. При этом проповедуется

уважение достоинства и прав человека, забота о благе людей, их всестороннем

развитии.

Продолжил эту традицию Фейербах. Натурализм в системе Л. Фейербаха носит

антропологический характер. В центре философии, по его мнению, должен

находиться человек как высшее существо природы. «Новая философия превращает

человека, включая в природу как базис человека, в единственный

универсальный и высший предмет философии». Философское учение Л. Фейербаха

является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного

человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия.

Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого

идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу, как духовное

существо.

30. Движущие силы социального развития

Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под

воздействием определенных объективных законов. История общества

представляет собой закономерный процесс. Но как же вписывается в этот

процесс деятельность людей, что движет людьми и побуждает их к социальной

деятельности ? В самом общем виде ответ на этот вопрос можно выразить

следующим образом: люди живут в определенных условиях, в определенную

эпоху. У каждого из них существуют свои взгляды, представления и интересы.

Как отдельные индивиды так и большие группы людей руководствуются в своих

действиях прежде всего своими интересами. Но от чего зависят эти интересы и

почему они бывают различными? Проблема интересов, их сущности и роли

занимала большое место в размышлениях философов разных времен и поколений.

Идеалистически мыслящие философы пытались связать их либо со ступенями

самопознания абсолютной истины (Гегель), либо с божественными

предначертаниями. Философы материалистического направления исходили из

того, что интересы людей зависят от того, в каких условиях они живут, какое

положение занимают в системе материального производства, в социальной

системе общества в целом. Каждый преследует в жизни как будто бы только

свои собственные цели. Но, с другой стороны, любой индивид принадлежит к

той или иной, а чаще к целому ряду социальных общностей: классам, нациям и

народностям, семьям и т.д. И как частица той или иной общественной группы,

он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения общими

условиями существования, сходным образом жизни, а значит и общностью

интересов. Положение общественных групп в системе материального

производства, образ жизни, материальные условия существования - это те

факторы, которые в конечном счете определяют интересы людей, их поведение в

обществе. Ф.Энгельс писал, что "экономические отношения каждого данного

общества проявляются прежде всего как интересы". Интересы являются мощной

побудительной силой, заставляющей действовать исторических субъектов, т.е.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.