реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в

монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). В нашей стране он

представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского

духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов,

учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-

хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным

невдалеке от г. Улан - Уде.

С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он

как сектантская религия, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм),

затем превратился в своего рода религию цивилизации, обьединившую различные

культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец стал культурной религией,

формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих

стран и народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные

традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету

культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и

ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а

также литературы.

БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ

Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких

сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно -

буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской

европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и

вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и

религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо

райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное

небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на

христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он

видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой

считалось христианство.

РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ

После всего вынесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм

религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни

такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях,

ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души

- основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между

богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство

народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в

спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь

нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит изнутри

человека в результате его собственных духовных усилий.

b 20----------

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования.

см. билет 19.

Конструирование, его синоним - проектирование (правда с более

теоретическим уклоном). Конструируем что-то что будет использоватся,

дизайн чего-то, что используется. Билет 19 и 20 не отличаются.

2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании.

Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм.

Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа,

Логос, Эйдос, Душа).

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет

культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое.

мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало

учение о космосе.

Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод.

Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный

круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему

возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено

Пифагором.

Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp

(611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей

является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное

вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты

усматривали основу мира в едином, незримом бытии.

Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого

сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро

вещи). Противоположность природе дух.

Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У

Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с

безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос -

единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины.

Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.

Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности.

У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого

проистекает наш мир, как отражение.

Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно

человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние

представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и

предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма

которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.

Основные представители (до Сократа):

Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.

Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).

Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.

Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.

Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба

противоположностей, все изменяется.

Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист,

скептик; единое и недвижимое –бог (природа).

Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.

Анаксагор (500-428).

Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек

есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих,

что они не существуют».

b 21----------

1. Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль.

Антиномии – два суждения проивоположные друг другу, но имеющие правл на

существование в виду своей правельности. Кант на этом построил агностицизм.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта —

противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая

учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез,

начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей

трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы

психологических, космологических и теологических идей) — идей

трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума"

представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них

безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в

границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета.

Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит

в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться

толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не

является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение

трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения,

"иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие

при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние

видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой

стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное,

а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и

антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В

соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка

Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу

суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и

4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1)

"Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не

имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во

времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная субстанция в мире состоит из

простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из

простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и

вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть

не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире.

Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет

никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы". 4) "К

миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно

необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности —

ни в мире, ни вне мира — как его причины". Важно отметить, что антиномиями

Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. К их

числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть

проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над

опытом знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно

доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем

последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при

этом так называемой логикой от противного. Лишь после этого он разрешает

антиномии. При этом сама процедура "разрешения космологической диалектики"

понимается им как ее радикальное устранение из "метафизики", прошедшей

через горнило "критического исследования". В отношении первых двух

антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и

антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни

как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое").

Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же

касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта,

и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в

разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" —

феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о

противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую

роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его

непосредственными последователями, и явившись, таким образом, мощным

импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей

немецкой философии. [См. также "Критика чистого разума" (Кант).]

ПАРАДОКСЫ (греч. paradoxes — неожиданный) — противоречия в рассуждении,

возникающие при соблюдении его логической правильности. Понятие «П.»

родственно понятиям апории и антиномии. Антиномии делятся на два вида:

семантические (подобные сформулированной еще в античной философии антиномии

«Лжец»: «Один критянин сказал: «Все критяне лгут». Что он сказал — истину

или ложь?» Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным, если

же оно ложно, то критянин сказал истину) и П., к к-рым относят формально-

логические противоречия, вскрытые в кон. 19 в. в теории множеств и

математической логике. Напр., открытый Расселом парадокс о множестве всех

нормальных множеств, выраженный в обычном, естественном языке, может быть

описан следующим образом: «Полковой парикмахер бреет тех, и только тех,

солдат и офицеров своего полка, к-рые не бреются сами. Должен ли он брить

самого себя?» И положительный и отрицательный ответы на этот вопрос

оказываются в равной степени доказуемыми. Наличие в рассуждении (теории)

формальнологических противоречий (П.) свидетельствует о научной

непригодности этого рассуждения. Отсюда возникают проблемы выяснения причин

появления П. и нахождения способов их устранения. Главная причина

возникновения в научном рассуждении П. состоит в сложном диалектическом

характере человеческого познания, в противоречивом взаимоотношении его

формы и содержания. Универсального пути устранения П. не существует. В

логике и математике разработаны способы устранения П. определенных видов

(теория типов, различение языков разных уровней и др.).

АПОРИЯ (греч. aporia — затруднение) — трудноразрешимое

положение, возникшее в резуль- тате противоречия в рассуждени- ях.

Классическим примером А. считаются парадоксы Зенона

Элейского. Напр., летящая стрела каждый миг занимает какое-то

определенное место, равное само му себе. Но так как для всякого

перемещения предмета необходи- мо место большее, чем то, какое

занимает этот предмет, то движу- щаяся стрела, по мнению Зенона,

неподвижна. Зенон обнаружил противоречивый характер движе

ния, выразившийся в том, что движущееся тело должно одно-

временно быть там, где оно есть, и там, где его нет. Поскольку это

противоречие, по его мгению, не- возможно, то никакого движения не

существует. Рассуждения Зе- нона оказали большое влияние на многих

позднейших философов (Антиномия), Научное разреше- ние

апорий возможно на основе . материалистической диалектики. Движение

она рассматривает как единство противоположностей — прерывности и

непрерывности, т. к. движущееся тело одновремемно находится и не находится

в данной точке траектории. В основе трактовки апорий как неразрешимых

противоречий лежит свойственное метафизике отрицание противоречивого

характера бытия и сознания.

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko — нахожу) — наука о возникновении нового

(суждений, идей, способов действия) в знании и деятельности человека. Э,

представляет собой комплексную отрасль знания, объединяющую ряд разделов

философии, психологии, математики, научной организации труда. Центральное

место в ней занимает психология продуктивного (творческого) мышления,

предметом к-рой являются психологические механизмы решения различных задач,

проблемных ситуации, В поле зрения Э. находятся также условия формирования

способностей к творческой •интеллектуальной деятельности (эвристическое

обучение) и методы ее организации. Значение Э. возрастает в связи с

ускорением технического прогресса, с расширением круга проблем, подлежащих

разрешению. Развитие кибернетики привело к появлению эвристического

программирования — специального направления в моделировании мыслительной

деятельности средствами электронной техники. В основе разрабатываемых

эвристических программ лежит понимание процесса решения задач как

прохождения лабиринта (когда один за другим перебираются всевозможные вари-

анты решения). В связи с этим в программу для электронной машины

закладываются специальные приемы, ограничивающие число перебираемых

вариантов решения и облегчающие тем самым поиски нужного варианта. Такие

приемы были названы «эвристиками». В настоящее время проводятся

исследования, имеющие своей целью совершенствование эвристического

программирования. Это открывает большие перспективы для программирования

интеллектуальной деятельности человека, для создания машин, моделирующих и

облегчающих эту деятельность.

Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм.

Основы КОНФУЦИАНСТВА были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием Выражая

интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть

правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на

высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом

справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило

нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2

в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось

официальной государственной идеологией.

КОНФУЦИЙ - (Кун-цзы) - (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель,

основатель конфуцианства. КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-

цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве

Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же],

древнекитайский мыслитель.

Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было

три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось

быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он

получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной

кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе,

однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же,

уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского

Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения.

Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить

себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным

учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин",

ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание

его суждений и диалогов - "Лунь юй" (один из основных источников по этико-

религиозному учению конфуцианства).Учение Подчеркивая свою приверженность

традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и

люблю ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые

годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев

для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном,

их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же

ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-

гуна" (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством

хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели

Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая

опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом

человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в

добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них

(жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью

и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась

важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность").

Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства

благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к

насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем

должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть

правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй,

12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство

сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы

входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы)

Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых

злоупотреблений.Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем

религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил:

"Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?"

(Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты

храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как

первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус

официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные

должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское

учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы -

"жу", т. е. просто как "ученые", "образованные").Уже первый император

ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в

Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь.

В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.