реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

как его членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

b 23----------

1. Биологическое и социальное в человеке.

О биологичности человека даже не имеет смысла говорить, все едят,

пьют, спят, болеют и т.д. С этим, даже, ни кто ни когда не спорил.

Социальное: Если придерживатся традициям дарвина, тьо человек вышел из

обезьян, они социальные животные, живут сообщевом. Всуе упомянуть о При

этом человек - личность. (порассуждати на эту тему)

Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза.

Человек в ряду других живых существ. Труд, общение и речь как

основные факторы антропосоциогенеза.

Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение чел-ка от высших

приматов третичного периода. При этом движущ силой стала общественно-

трудовая деятельность людей, создавшая специфические общ связи, культуру и

сформировавшая телесную организацию человека. Процесс возникн чел от

австралопитеков к наземному сущ, всеядному питанию и естеств предметов в

качестве орудий труда. Далее их подправка и совместные действия как охота,

дележ добычи привели к появлению грубых орудий труда, отсюда питекантропы и

синантропы. Их потомки --- неандертальцы (непонятно, откуда взявшиеся и

куда пропавшие кроманьонцы) создали первые искусств сооружения, умели

добывать огонь.

Труд есть целесообразная деятельность челов, направленная на

создание матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд

отличает чел от животного, так как он есть единственная присущая всем

форма общ жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений.

1. Отношение чел к природе. Преобразуя внешнюю сторону, чел тем

самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внеш стороны есть

приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает 1)

целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3)

средства труда; 4) результат труда.

2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта

сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней.

Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем

речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению. Тем

не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось

сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое

онтологическое понятие, свойственное исключительно человеку, и появившееся

из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема

соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг

жив существ.

Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене

веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос,

сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические

признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность. Исследования

близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что определяется очень

многое. При этом задатки есть только возможность и предпосылка, но не

действительность. Единство 3 факторов ----биологического, социального и

психического.

Две крайние точки : пансоциологизм (против генетики, человек

формируется только в резте общ жизни и социальной среды. перевоспитание

коммунизмом и прочие штучки) и панбиологизма(расистские учения , фашизм.

Все определяется биологией, одна раса изначально превосходит другую на

уровне генотипа. ) Теория о совместной геннокультурной эволюции --- задача

современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ

человека. У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне

его биологической природы. Социальная деятельность определяется целиком

биологией. Но контрпример --- маугли. Дети не становятся людьми вне

общества, а звери в основном сохраняют все свои качества (хотя высшие

животные уже не все), что говорит о качественном отличии.

Для анализа и координации возникла нервная система, и развитие

способности отражения действительности пошло в направлении

совершенствования воспринимающих рецепторов и развития средств анализа

агентов среды. человек как завершение эволюции второго пути. Это

информационное отражение достигло у высших животных высокого уровня, а

поведение стало сложным, что говорят о психике вж. Способность оперировать

образами, и появляется опережающее отображение. Особенно этот процесс виден

на эволюции домашних животных, приспособившихся к человеку. Но животные

пошли по первому пути в основном.

Сознание отдельного индивида есть не только продукт его собственного

развития, но и развития культуры и среды, в которой он воспитывается.

Процесс развития мозга у ребенка проходит разные фазы, и если в это время

не вложить нужные знания, то он не станет человеком даже при нормальной

психике. Стадии развития по Пиаже 0-2 года - сенсомоторная стадия, ребенок

учится координировать себя в пространстве и восприятие. Вторая стадия 2-7

лет -- овладение речью и интериоризация (процесс заимствования из внешнего

мира понятий, ценностей, взглядов внутрь себя). 8-11 лет - системный подход

к интеллекту, мыслительные операции становятся обратимыми. Материал

усваивается путем применения сложившихся схем мышления --- ассимиляция.

Если задача не решается, то приходится строить новую схему --- аккомодация.

11-15 лет – формирование формально-абстрактного мышления, логика и тд.

Теория Павлова. Агенты внешней среды могут играть роль сигналов, рег

повеление жив. Они составляют первую сигнальную систему. Слова и речь есть

специфическая для человека система сигналов, составляет вторую сигнальную

систему, надстроенную над первой. Это и есть особенность человека.

2. Возникновение и развитие философии марксизма.

Философия классического марксизма.

В ранних работах Маркс развивал гегелевское учение об отчуждении.

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах. 1) Рабочий использует

материалы, взятые у природы, и получает продукты труда. 2) Процесс труда

для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд

подневольный отнимает у человека его "родовую" жизнь. 4) Подневольный

труд порождает отчужденность между людьми.

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех

его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод

познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют

исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг

отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы

(сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма - "ранний" и

"поздний". Для "ранего" - характерны попытки разработки целостного

мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний"

- здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил

сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и

социальной структуры общества. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения

кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы

современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с

интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится

принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а

выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования

общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф.

исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных

человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об

общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что

мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6)

наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало

рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной

исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн.

принцип: антогонизм между производственными силами и производственными

отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк.

формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую

ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается

объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ -

материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в

процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между

собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а

и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации. Все культурные формации определяются общественным

бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система

категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства,

предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена

трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия -

производственные отношения. Социально-политические формации: 1.

первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4.

капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения:

производственно-экономические и производственно-технологические.

Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом

(отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со

сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство

меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется

общественно-экономической формацией (ее структура). Три закона развития

общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие

производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3)

Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание

отрицания.

5. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации.

Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения

материализма доверху. Объяснение хода развития истории.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные

формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет

общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.

Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и

средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,

на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории

общественного бытия - производственные отношения.

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.

рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.

социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом

плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому

принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм,

капитализм - хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая

стадия коммунизма - общественная собственность) и производственно-

технологические (ноу-хау - традиционное общество, мануфактура, машинизм,

автоматизация, кибернетизация, роботизация).

Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические

отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).

Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются

все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно

медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической

формацией (ее структура).

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В

обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в

чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон

развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник

антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий

исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка

бесклассового общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом

происходит развитие? Развитие производительных сил происходит

эволюционным образом (количественное изменение), тогда как

производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок

происходит именно через революции (насилие). Маркс: развитие

производительных сил общества происходит в интересах всех людей (за

исключением буддистов в Англии, которые выступали против сокращения

количества людей, занятых в сфере производства). 3. Третье: в каком

направлении происходит развитие? Гегель: отрицание отрицания, развитие по

спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие происходит по спирали и

носит открытый характер, отрицание отрицания. Социализм - отрицание

частной собственности.

Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо

характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,

армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм

победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает

самую убедительную критику всех этих теорий. "Открытое общество и его

враги". Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм -

попытка рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая

методология изначально неверна. В истории нет таких законов.

История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в

истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению

ко всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс,

гегемон. Постулирование того, что эволюция государственных структур

возможна только революционным путем. В марксизме исключается возможность

компромисса. Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое

сотрудничество общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу.

Маркс-гуманист жил во время, когда положение рабочего класса было очень

тяжелым. Но так было до определенного момента. В конце 19 века появились

принципиальные изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение

рабочего дня и пр.), но повел себя не как ученый, не внес изменения в

теорию.

b 24----------

1. Рационализм и наука.

Наука - еще одна форма общественного познания, отражающая природный,

социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. На

протяжении многих столетий наука служила примером рациональности, но

ситуация сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социального

общества обострила рпоблему рациональности науки. Как показали в развитии

науки, начиная с 17 в, возникли последовательно три типа научной

рациональности:

1. Классический тип научной рациональности (XVII-XVIII вв)- при

теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от

всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам

и совершаемым операциям. Это необходимое условие получения объективно-

истинного знания о мире;

2. Неклассический тип научной рациональности (конец 19- середина 20 вв)

который уже учитывает зависимость результатов исследований от характера

тех средств, к которым прибегает ученый (особенно при эксперименте) и от

специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект;

3. Постклассический тип научной рациональности, рассматривающий

деятельность ученого в более широком поле; теперь уже учитывает

соотнесенность знаний об объекте не только с исследовательскими

средствами и операциями, но и с ценностно-целевой ориентацией ученого.

Выход из сегодняшней экономической и социальной ситуации состоит не в

отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического

измерения.

2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева.

Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные

понятия).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое

влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти

славянофилов.

Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей

западноевропейской и восточной мысли. Общественно-историческая задача

философии - спасение человека и человечества. Исходит из философии

нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую Основа нравственности

- нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия.

Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как

высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть

самопожертвование. Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на

этот путь - Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом

- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских

ценностей.

Центральная идея учения - идея положительного всеединства или

"всеединого сущего". Это всеединство являет собой совершенный синтез

истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного

- обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный

мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель

исторического прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так

как реальность раздроблена, и ее всеединство заключается не в

вещественности, а в идее.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,

посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ

всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через

божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.

Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и

божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между

божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,

единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою

волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи

провиденционализма.

В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является

объединение католической и православной церквей. Русская идея -

исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)

- единение церкви, государства и общества.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через

концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь

трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование

абсолютного начала - Бога. Эмпир. знание раскрывает внешнюю сторону

явлений, рациональное - особенности мышления. Однако истина постигается

через непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.