реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. докритический период (до

нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии,

этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована

как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным). Рассмотрел новую,

немеханическую картину вселенной.Все тела состоят из атомов, которые

обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. На основе этих

сил строится космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея

постоянного возникновения и уничтожения материи. критического отношение к

формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон.

Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате

приливов. Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и

реальным,ввел понятие об отрицательных величинах. Роль формально--

дедуктивных методов ограничивается в пользу опыта.

Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в

себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн.

лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это

учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение

ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности

вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного

вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается

достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного

мышления... При исследовании вопроса о границах и формах человеческого

познания заявляет, что мир сущностей должен быть предметом веры. вещи в

себе трансцендентны, потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его

учение - трансцендентальный идеализм.

Учение "Крит фил" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в

тракт. "Критика чистого разума" - 81, "Критика практического разума" - 88

и "Критика способности суждения" - 90. (теор познания, этика и эстетика

(учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы

чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. -

идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей

чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не

могут дать нам теорет. знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание

сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и

необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к

кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально

непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное

(априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В

нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда

не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое

всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу.

Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в

кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами

суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает

нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в

субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения

(предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это

синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт

суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в

опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на

опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -

априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.

придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след

форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет

естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он

связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,

рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К

рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания -

не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с

предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.

Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время -

внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и

необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием

возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это

независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот

рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не

формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок

подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К

ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а

понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает

вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством

априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве

самосознания. категории 1) количество: единство, множество, совокупность;

2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения:

присущность, самостоятельность, существование; 4) модальность:

возможность-невозможность, необходимость -случайность, существование-

несуществование.

Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе

законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения

субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.

принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само

строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие,

а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и

может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы

нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами

ума. Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в

эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект

чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом

совсем не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию,

истекающее из высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок

стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в

пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и

случайности, о существовании бога как необходимого существа. предмет

метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное

содержание сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия. выход -

в ограничении знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в

себе. Антиномии

1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или

бесконечен)

2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не

существует ничего простого, все сложно);

3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из

которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную

причинность (все детерминированно, свободы нет).

4) к миру принадлежит (или часть мира).

Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел

поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо,

так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен

необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного

сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в

этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное

предписание или "категорический императив."

З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если

он соверш из уважения к нравст з-ну.

Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и

законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для

каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые

выполняются при определенных условиях, и категорические, выполняемые при

любых условиях. Совокупность добродетелей 1) забота о сохранении жизни и

здоровья; 2) правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д.

Важнейшее значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные

обязанности - любовь и уважение.

Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя

приносить ее в жертву даже ради блага общества.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир

жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует

справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание

вынуждено верить, будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий

как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их

бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или

требование "практического разума". Практический разум --- человек если не

приучается быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим

гражданином. Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то

есть нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы против этого ---

гласность. Ход исторического процесса --- антагонизм.

b 10----------

1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой

философии.

Акцент делать на этом вопросе. Общественное сознание - духовная,

идеологическая жизнь общества, его мировозрение. Общественное сознание

формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия,

так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и

общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его

основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его

неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает

простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком

и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на

эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между

явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые

понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания

невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до

глубоких теоретических обобщений.

По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких

обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для

удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое

сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание

людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более

глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание

связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей

более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного

сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных

и духовных процессов.

Проблема в том, что физически, понятия общественное сознание не

существует: механическая смесь сознаний - не подходит, общ. сознание,

развивается, живет по своим законам, влияет на свои составляющие и они

влияют на него, но такого объекта на самом деле нет. Этот термин является

овеществлением сложного процесса.

Про сознания для частного чел-ка вывести из общего.

В древней Греции преобладали либо явные приверженцы знания, т.е.

человек постигает истину, и приверженцы мнения, "человеку лишь мнения

доступны. Вообще, до Ксенофана этот вопрос не поднимался, он первый

сказал, что человеку доступны мнения. И уже после него появились

приверженцы одного или другого. В обще, очень интересное сочетание, даже

те, кто говорил, про то, что лишь мнения доступны формировали картины

мира. РАЗВИТЬ МЫСЛЬ, ДАЛЕЕ ПЕРЕЙТИ НА ЛИЧНОСТИ ФИЛОСОФОВ.

Ксенофан

VI-5 вднэ. Точное время жизни не известно, но после платона и до

Гераклита. Поэт, философ, сатирик. Очень много путешествовал (в 25 лет

покинул родину). В конце жизни поселился в городе Элее. Умер в глубокой

старости. Считается, что он глава элинской философии (с таким же правом,

как Пифагор - пифагорейской, а Фалес - милетской.)

Прежде всего он поэт-сатирик, нападавший на политеизм, национализм богов,

на новшества в нравах (в негативном смысле), на новые учения (Пифагор,

Фалес и т.д.). Его полемика столь насмешлива и карикатуристична, что

можно принять версию о создании его филосовских мыслей из пародий на

существующие учения.(например, полное отрицание движения, хотя сам он всю

жизнь провел в дороге)

Утверждал, что чувства обманчивы, критерий истины отсутствует, а истинное

познание не достижимо. Первый разделил понятия "истина по мнению" и

"истина по знанию". Говорил что: "Людям лишь мнения доступны".

Небесные тела движутся по прямой, а видимая кривизна - оптический обман.

Каждый день мы видим новые солнца и звезды. Солнц множество (для каждой

местности). Историю земли представлял себе не в виде катастроф, а в виде

последовательности изменений (основывался на находках раковин и пр.

окаменелостей на Мальте).

Считал что бог един и единственен. Допускал существования прочих

богоподобных существ, но не богов. Все что существует - это Бог. Бог не

имеет границ, но конечен. Бог форму шара, и состоит из воды и земли.

Оригинально обоснование (правда, есть логические провалы).

Бог один. Бог всесилен => если есть два бога, то либо один сильнее

другого (значит второй не Бог), либо они равны, значит они не всесильны

(т.к. не сильнее друг друга), следовательно они не Боги. Доказано. Бог

вечен (не оч. логично). Сущее из несущего возникнуть не может (и

наоборот). Подобное из подобного возникнуть не может, т.к. тогда они

будут не подобны (родитель и потомок). Доказано.

Бог однороден и всевидящ. В противном случае, части Бога были бы в

неравенстве по отношению друг к другу. Следовательно Бог имеет форму шара

(шар представлялся однородным, и т.д., по сути вещь в себе).

Бог не ограничен и не беспределен. Граничить можно с чем-то, а граничить

богу не с кем, он один. Он не безграничен, т.к. безгранично несущее, а он

существует.

Бог ни не движим, ни движим. Во втором случае это было бы отрицанием

движения, в первом Бог должен двигатся по отношению к чему либо, а ни

чего кроме бога нет.

Гераклит (эфесский)

(530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт

учения о мире - представление о преходящем,изменчивом хар. всего

существующего.

Был прозван "темным", отчасти за стиль которым он написал свое учение.

Неясность, а следовательно, многозначность, с которыми написано учение

могли быть вызваны а) желание скрыть свое учение (сделать не понятным)

для простых людей, которых он презерал; б) Не ясность собственных мыслей;

в) отсутствие терминов в языке того времени которыми можно было описывать

абстрактные явления; г) обличение трактата в форму, соответствующую духу

учения. Принято считать, что г) + в).

Имел склонность к игре слов. У пифагорейцев - игра чисел, у Гераклита -

игра слов. Считал, что слова раскрывают сущность вещей, даже для высшего

понятия в своем учении он выбрал термин "ЛОГОС" (слово и разум).

Наивысшее основоположение его философии - многосторонность единого сущего

и единство противоположностей + текучесть и относительность всего сущего.

За первостихию Гераклит принял огонь. Но не огонь-продукт сгорания

материи, а некое вездесущее вещество, материальная первостихия, всегда

равное себе, неизменное во всех проявлениях, и вместе с тем это

непрерывный процесс, в котором нет ни чего постоянного.Огонь-продукт-

сгорания (престр) лишь частное проявление первоогня (чувствуется

склонность Г. к метафорам и двухсмысленностям). Огонь первовещество, но

сначала он при сгущении превращается в воду, а при сгущении воды

появляется землы/суша (и наоборот)

Утверждал, что людям лишь кажется существование множества независимых и

противоположных друг другу веще, на самом деле весе едино. Первоогонь, он

же ЛОГОС, есть причина и разум мира. Индивидуального разума не

существует, впечатление о том, что он существуетошибочно, т.к. разумность

поддерживается вдыханием огня (он же воздух). Когда человек спит -

взаимосвязь с ЛОГОСОМ посредством вдыхания и пр. уменьшается и человек

уже ни чего не помнит. Смерть аналогична (т.е. лишь тяжелый случай сна).

В качестве премера приводил уголек относимый от огня и подносимый к

нему.При этом бодорствование, сон, смерть - все одно и тоже. При это

утверждал, что чувства обманчивы, а истинно - логическое познание.

Считал, что ученость не полезна, полезно прислушивание к своему

внутреннему я (т.к. это часть ЛОГОСА)

Разум является в трех формах: 1)начало, созидающее мировой порядок,

устраивающее все по закону, числу, мере; 2)как начало мыслящее,

познающее, всеведующей (индивидуальная мысль - частица этой

составляющей); 3)то, что познается, умопостигаемое единство всего. В то

же время разум - это конкретно материальное вещество: Огонь (ЛОГОС)

Мировой процесс состоит из проивоположных движений "Вверх" и "Вниз", эти

движения подобны движению маятника (существ. некий min- и max-чистый

огонь). Соответственно, в зависимости от направления движения мир либо

создается, либо уничтожается. Закон движения заключается в том, что вещь

превращаестся в свою противоположность. Сущ. мнения по которым процесс

создания-уничтожения мира поступателен (т.е. не дискретен) или делится на

периоды. Небесные тела - черпаки в которых скапливаются испарения светлые

или темные. Луна хотя и ближе Солнца но находится на "грязном месте".

Гераклит проводил парралель между строением человека и мира. Центральное

место в человеке - жилудок (аналог моря). Желудок окружен тремя слоями.

Во втором слое находитсясамый жаркий огонь (место прибывания души). Сон-

бодрствование аналог дня и ночи (когда темные испарения берут верх над

светлыми), смерть - уничтожение мира, рождение - сотворение. Человек

гибнет от избытка влажности (плохая смерть) и от недостатка (становится

"богом"). Человек совсем не исчизает после смерти, а доходит до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.