![]() |
|
|
Шпоры по философии|мира, но выражают |реальной значимости |это обобщение практики, | |сомнения в познаваемости |чувственного может |опыта или наблюдений. | |мира. |служить дорогой к |Научные обобщения часто | |Мир существует для нас |идеализму. логическое |используют ряд осбых | |лишь в аспекте его |мышление невозможно в |логических приемов: | |данности познающему |отрыве от чувственного; из|1)прием универсализации, | |субъекту. Подлинный |него оно исходит и на |который состоит в том, | |субъект познания никогда |любом уровне |что общие моменты и | |не бывает подлино |абстрагированния |свойства наблюдаемые в | |гносеологическим: это |заключает в себе его |ограниченном множестве | |живая личность с ее |компоненты в виде |экспериментов, | |страстями, интересами, |наглядных схем, символов, |распрстраняются на все | |желаниями, чертами |моделей. Вместе с тем |возможные случаи. | |характера, темперамента |чувственная форма |2)перием идеализации, | |и т.д. Фрагмент бытия |познания вбирает в себя|состоящий в том, что | |оказавщийся в фокусе |опыт мыслительной |указываюся условия, при | |ищущей мысли, |деятельности. Единство |которых описываемые в | |составляет объект |чувственного и |законах процессы | |познания. В современной |рационального предстает в |происходят в чистом виде, | |гносеологии принято |процессе познания в виде|т.е. так, как в самой | |различать объект и |бесконечной спирали: за |действительности они | |предмет познания. Под |каждым удалением от |происходить не могут. | |объектом познания имеют|исходной мысли следует все|3)прием концептуализации, | |в виду реальные |новый и новый возврат к |состоящий в том, что в | |фрагменты бытия, |ним и их обогащение. С |формулировку законов | |подвергающиеся |каждым понятием если не|вводятся понятия, | |иследованнию. Предмет же |актуально то |заимствованные из других| |- это конкретные |потенциально связанны |теорий, и получивщие в | |аспекты, на которое |наглядные представления, |них достаточно точный | |направлено острие ищущей |которые выступают не |смысл и значение. | |мысли. |только начальным, нои |Важнейшие методы научного | |Движущей силой познания |конечным пунктом |познания: | |является практика. |абстрактного мышления, |1)Метод восхождения от | |Практика - это |когда оно воплощается в |абстрактного к | |материальная, |конкретное дело. |конкретному. Процесс | |предметно-чувственная |Подчеркивая единство |научного познания всегда | |деятельность людей, |чувственной и |связан с переходом от | |имеющая своим содержанием|рациональной ступени |предельно простых понятий | |освоение и |познания, мы должны |к более сложным - | |преобразование природных |иметь в виду, что они |конкретным. Поэтому | |и социальных объектов и |обладают и относительной|процедуру построения | |составляющая всеобщую |самостоятельностью: |понятий, все более | |основу и движущую силу |мышление есть |соответсвующих | |развития человеческого |качественно |действительным называют | |общества и познания. |самостоятельное целое со|методом 1) | |По отношению к |своей спецефической |2)Метод моделирования и | |практике она играет |структурой, отличной от |принцип системности. | |троякую роль. |структуры чувственного |Состоит в том, что | |Во-первых является |познания. |объект недоступный | |источником, основой | |непосредсвенному | |познания,его движущей | |иследованнию заменяется | |силой, дает ему | |его моделью. Модель | |необходимый фактический | |обладает схожестью с | |материал. Во-вторых, | |объектом в свойствах, | |практика является | |интересующих иследователя.| |способом приложения | | | |знаний, и в этом смысле| |3)Эксперимент и | |она цель познания. | |наблюдение. В ходе | |В-третьих она служит | |эксперимента наблюдаталь | |мерилом, критeрием | |исскуственно изолирует | |истинности результатов. | |ряд характеристик | | | |иследуемой системы и | | | |изучает их зависимость | | | |от других параметров. | | | |В XX веке наука активно | | | |математизируется. | |38. Иcторичеcкие типы |35. Диaлектикa aбcолютной|39. Иcторичеcкие типы | |взаимоотношений человека |и отноcительной иcтины. |общеcтва. | |и общеcтва. К.Маркс |Пpaктикa кaк оcновa и |Общеcтвенно-экономичеcкая | |выделял три основные |кpитеpий nознaния. |формация. Наличие | |исторические типа |Истина - адекватное |определенных этапов как | |социальности: отношения |отражение объекта |в развитии отдельных | |личной зависимости (1), |познающим субъектом, |стран, так и все | |отношения вещной |восппроизводящим |человеческой истории | |зависимости при личной |реальность такой, какой |отмеачлось мыслителями | |независимости (2), |оноа есть сама по себе, |издавна. Их выделение | |отношения свободных |вне и внезавсимо от |нередко было обусловлено| |индивидуальностей (3). |сознания. |задачами обоснования | |1. Отношения личной |Истина ограниченна ибо она|проектов "идеального | |зависимости характерны |отражает объект не |общества", в котором были | |для всех |целиком, а в известных |бы преодалены пороки, | |докапиталистических |пределах, которые |недостатки общества | |обществ, как доклассовых,|постоянно изменяются и |существующего. Основы | |так и для |развиваются. Относительная|научной типизации | |классово-антогонистически|истина есть ограниченно |исторического процесса | |х. Общим для них явл. |верное знание о чем-либо. |заложил Гегель. Он | |включение индивида в |Абсолютная истина - |полагал, что историю | |жестко |такое содержание знания,|делают люди, но вместе с | |регламентированную |которое не опровергается |тем в ней осуществляется | |локализованную систему |последующим развитием |некоторая объеткивная | |общественных связей (род,|науки, а обогащается и |логика. Ступени истории - | |община, сословие, каста, |постоянно поддерживается |это этапы самопознания | |цех и т.д.). И эта |жизнью. |мирового духа, прогресс | |система явл. весьма |Критерий истины |в создании свободы. При | |устойчивой, замкнутой и|заключается в практике. |этом каждая ступень наодит| |давлеющей над |Некоторое положение |наиболее адекватное | |человеком, определяет |является истинным если |выражение в духе | |существенные особенности |можно докзать, применимо |определенного народа, | |его поведения (дворянин |ли оно в конкретной |который и реализует эту | |защищает не просто свою |ситуации. Конечно нельзя|ступень своей истории. | |честь, а себя как |забывать что практика не |Гегель выделял три таких| |дворянина). Различие же|может полностью потвердить|исторических ступени и | |заключается в том, что|или опровергнуть то или |соответственно три типа | |в доклассовом обществе |иное высказывание. |общества: восточный мир, | |отсутствует эксплуатация,|(пример делимость |античность, германский | |и здесь личная |атома). Практика |мир. В основу его | |зависимость проявляется |постоянно развивается, |переодизации были | |как непосредственная |поэтому расширяются и |заложены критерии, в | |зависимость человека от |границы той или иной |известной мере | |первобытного коллектива.|истинны. Практика |отражавшие логику | |Индивид и реально, и в |многогранна - от |исторического процесса. | |своем сознании не |эмпирического опыта до |Одновременно он видел и | |выделяется из |строжайшего научного |всю сложность отношений | |коллектива и осознает |экспeримента. В процессе |каждого исторического | |себя принадлежащим роду.|развития истинного знания,|типа с реальностью: | |2. С развитием |наука и практика все |разные страны в разной | |капиталистического |больше выступают ву |мере воплощают | |товарного производства |неразрывном единстве. |сущностные характеристики| |ломаются костные |(?????) 36. Эмnиpичеcкий |того или иного | |социальные структуры; |и теоpетичеcкий ypовни |исторического общества. | |сословные и прочие |nознaния: методы и формы. |М.Вебер: ввел в социологию| |перегородки рушатся. |В науке различают |понятие идеальных типов | |Произошло разделение |эмпирический и |(т.е. методологию | |общества на множество |теоритический уровни |изучения, с помощью | |индивидов - частных |познания. Для |которой можно | |лиц, уже не связанных |эмпирического познания |организовать материал | |отношениями личной |характерна |накопленный опытным | |зависимости. Это |фактофиксирующая |путем в определенную | |обусловленно |деятельность.Теоритическое|систему). Идеальные типы | |осуществляющимися при |познание - это сущностное |для Вебера - | |переходе к капитализму |познание, осуществляемое |субъективные модели, не | |глубокими изменениями в |на уровне абстракций |отражающие реальность. | |характере труда. |высоких порядков.Оба эти |К.Маркс: метод | |Ликвидируется система |уровня связанны, |исследования общества | |внешнеэкономического |предполагают друг друга,|как социального | |принуждения к труду, |хотя исторически |организма, развитие | |что и означает |эмпирическое |которого совершается | |освобождение трудящегося|предсшествовало |закономерно, как и | |от личной зависимости. С|теоретическому.Наблюдение |развитие природных | |развитием капитализма |и эксперимент важнейшие |органических систем. В | |перед индивидом |методы эмпирического |ходе естественной эволюции| |открывается возможность|познания. Наблюдение - |возникают новые формы и | |присвоения накопленных |преднамеренное, |виды со своими особыми | |человечеством богатств |целенаправленное |качественными | |материальной и духовной |восприятие, имеющее целью |характеристиками. Подобно| |культуры. Если в условиях|выявление существеных |этому и развитие | |натурального хоз-ва |свойств и отношений |человечества представляет| |человек производил |объектов познания. |собою | |продукт, нужный для |Иследование требует |естественно-исторический | |потребления ему, его |также и эсперимента, |процесс функционирования | |семье или его господину, |ставящего объект в |и смены качественно | |то в условиях товарного |определенные заданные |определенных типов | |производства вещь эта |условия, отвечающие |общества, который | |производится для |целям иследованний. |осуществляется в | |продажи. Таким образом,|Вппроцессе научного |соответствии с | |становление личности в |познания применеятся так |объективными, | |рамках вещных отношений|называемый мысленный |специфическими для | |представляет собой |экспериментю, когда |общества законами. | |протеворечивый процесс: |ученный в уме оперирует |К.Марксу принадлежит | |наряду с освобождением |определенными образами и |заслуга открытия и | |человека отсословных и |понятиями, мысленно |разработки методологии | |прочих уз, формированием|создает нужные условия. |исследования истории | |предприимчивости, |Эксперимент двусторонен: с|как закономерного | |самостоятельности |одной стороны он позволяет|процесса развития и | |индивидов, развитием форм|проверить и подтвердить |перехода от одного типа | |и ростом маштабов общения|гипотезу, с другой |общества к другому. | |нарастают многообразные |стороны он дает |Первобытно-общинный, | |формы отчуждения |данные для новых |рабовладельческий, | |личностей от общества и |гипотез. Теория - это |феодальный, | |друг от друга. 3. На |высшая, обоснованная, |капиталлистический, | |основе общественной |логически непротиворечивая|социалистический, | |собственности |система научного знания,|коммунистический. К.Маркс| |складывается новый, |дающая целостный |проведя изучение | |коллективный тип |взгляд на существенные|истоического процесса, | |личности. Этот тип |свойства, закономерности,|представил всю историю | |взаимоотношений |и.т.д. Теория - |человечества как | |отличается как от |развивающаяся система |закономерный процесс | |примитивных форм |верных, проверенных |развития и смены | |первобытной |практикой научных знаний. |общественно-экономических | |коллективности, где |Сердцевину научной теории |формаций. | |человек был слит с |составляют входящие в |Общеcтвенно-экономичеcкая | |коллективом, так и от |нее законы. Многообразию |формация - это | |тех обществ, в которых |форм современного |конкретно-исторический | |преобладают антогонизм |теоритического знания |тип общества, взятого в | |личных и общественных |соответсвует и |его целостности, | |интересов, различные |многообразие типов теорий,|функционирующий и | |формы отчуждения, |а также многообразие их |развивающийся в | |иллюзорные формы |классификаций. Различают |соответствии с присущими| |коллективности. |описательные, |ему объективными законами.| |Социалистический тип |математизированные, | | |коллективности призван не|интерпретационные, | | |подавлять личность, а |дедуктивные. | | |быть основой ее | | | |свободного и | | | |всестороннего развития, | | | |не нивелировать людей, а| | | |способствовать | | | |проявлению богатства | | | |индивидуальностей, не | | | |ставить личность в | | | |зависимое положение от | | | |коллектива, а сочетать | | | |интересы личности и | | | |коллектива. При таком | | | |гармоническом сочетании | | | |личность становится столь| | | |же заинтересованной в | | | |развитии коллектива, | | | |как и коллектив в | | | |развитии личности. | | | |33. Обыденное и нayчное |37. Проблемы cмерти и |41. Объективный критерий и| |nознaние, их |беccмертия в филоcофии. |типы cоциального | |cnецифичеcкие npизнaки. |Смерть-естественный конец |прогресса. Объективный | |Научное знание обладает|всего живого. |критерий прогресса. | |высокой точностью. Но |Жизнь-форма существования|Марксизм: развитие | |точность проникает и |материи, возникающая при |общества - закономерный | |в повседневную жизнь. |определенных условиях в |процесс, чем более | |Довольно часто говорят, |момент ее образования. От |широкими материальными | |что оно оперирует |всех других живых |возможностями обладает | |абстрактными понятиями. |существ человек отличается|человек в своей | |И это утверждение не в |более всего тем, что на |деятельности, тем выше | |полной мере отражает |протяжении всей своей |уровень развития общества.| |специфику научного |индивидуальной жизни он |Поэтому имеено в | |познания.Основная |никогда не достигает |развитии производительных| |специфическая черта науки|"целей" жизни родовой,|сил следует искать | |- наука существует в |исторической; в этом |объективный критерий | |виде системы |смысле он постоянно не |общественного прогресса. | |теоритических знаний. |реализуемое адекватное |Итак, высши м ивсеобщим| |Наиболее совершенной |существо. Человек не |объективным критерием | |формой научного знания |удовлетворяется ситуацией.|общественного прогресса | |является теория.Далеко |И эта неудовлетворенность |является развитие | |не каждое обобщение |содержит в себе причины |производительных сил, | |является теорией |творческой деятельности, |включая развитие самого | | |не заключенные в |человека. Типы | |ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ? |непосредственных ее |общественного прогресса: | | |мотивах. Поэтому |антогонистический | | |призвание, задача каждого |(капитализм) и | | |человека - всесторонне |неантогонистический | | |развивать все свои |(социализм). | | |способности и по мере |Неантогонистический тип | | |возможностей вносить свой|общественного прогресса - | | |личный вклад в историю,|это более высокий и | | |в прогресс общества, его |более сложный по своей | | |культуры. В этом и |организации, по сравнению | | |заключается смысл жизни |со стихийным тип развития,| | |отдельной личности, |требующий от общества | | |который она реализует |постоянных и сознательных | | |через общество, но таков|усилий. | | |же и смысл жизни | | | |общества и человечества в | | | |целом. | | | |(???) Буддизм: человек | | | |живет для того, чтобы | | | |прервать цепь | | | |перерождений и никогда | | | |больше не возрождаться. | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |