![]() |
|
|
Шпоры по философиифиз.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем. Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры. Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы. Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку. |48. Будущее человечества и реальный исторический процесс. Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с истор.прогрессом. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития. Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей. Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то надличностному. Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека. Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве. | 49. Общество как саморазвивающаяся система. Человеское общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли : естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи. Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон. Отсюда многообразие наук об обществе : 1)Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития. 4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества. 5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественое значение художественной литературы. 6)Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ. | | |50. Формы общественного |51. Культура и |52. Структура общества. | |сознания: 1)Политическое|цивилизация.Взаимная |Социальные образования и | |- совокупность |ответственность человека и|исторические формы их | |полит.доктрин, |общества. Цивилизация - |эволюции. Каждому | |концепций, программ, |это преобразованный |исторически определенному| |взглядов и |человеком мир |способу производства | |представлений. Возникает |внеположенных ему |соответствует свой | |вместе с появлением |материальных объектов, а |спицефический тип | |классов, но оказывает |культура - это внутреннее |соц.сферы общества: | |сильнейшее влияние на |достояние самого |наличие определенных | |др. формы общественного |человека, оценка его |классов и соц.групп | |сознания, в т.ч. и на |духовного развития, его |(род, племя, народность, | |экономику. |подавленности или свободы,|нация, семья). | |Особенность: она выражает|его полной зависимости |Определяющим элементом | |коренные интересы |от окружающего соц.мира |социальной сферы в любом | |различных больших |или его духовной |классовом обществе | |соц.групп. 2)Право - |автономности. Если |являются классы. | |совокупность норм и |культура, с этой точки |В.И.Ленин : классами | |правил поведения людей, |зрения, формирует |называются большие группы | |утвержденных гос-вом. |совершенную личность, то|людей, различающиеся по | |3)Мораль - совокупность |цивилизация формирует |их месту в исторически | |норм поведения,не |идеального |определенной системе | |установленных |законопослушного члена |общественного | |гос-вом.(обеспечиваются |общества, |производства, по их | |традициями, общественным |довольствующегося |отношению к средствам | |мнением, авторитетом |предоставленными ему |производства, по их роли | |всего общества) |благами. |общественной организации | |4)Художественное - |Ж.Леви-Строса (Франция) : |труда. | |духовная деятельность |человеческая жизнь с |В каждом обществе наряду с| |людей в сфере культурной |развитием цивилизации не|классами существуют также | |жизни,которая |улучшается, а осложняется,|соц.группы, которые по | |затрагивает какие-то |принося с собой массу |своему отношению к | |струны души, волнует, |негативных последствий |собственности не входят в | |вызывает раздумья, |для человека. (искусство |состав того или иного | |доставляет удовольствие |сделало человека |класса, а образуют | |или |пленником символических |социальные слои, сословия,| |неудовлетворение.(книги, |структур, => счастливыми|касты и т.д. Ярким | |фильмы, картины, музыка и|были только первобытные |примером сословной | |др.) 5)Религиозное - |люди, т.к. была тесная |организации является | |религиозные верования в |связь с породнившей их |феодальное общество с | |духовной жизни общества. |природой). |характерным для него | |6)Наука - научные |Марксизм : человек во |различием людей по | |представления. |многом находится в |экономическрму и | | |неосознанной зависимости |правовому положению. | | |от установившихся в |Так, крупный | | |обществе стереотипов. |землевладелец как | | |Однако степень этой |собственник средств | | |зависимости исторически |производства - | | |не возрастает, а падает. |представилель класса, а | | |Единственная возможность |дворянин представитель | | |прорыва человека к |сословия. Сословия | | |своему истинному "я" - в |характеризовались | | |установлении |замкнутостью и строились | | |соответствующих |по принципу строгой | | |общественных отношений, и|иерархичности, | | |поэтому человек стремиться|закрепленной в правовых | | |к достижению такого |нормах. | | |общественного состояния. |Соц.структура современного| | | |общества также помимо | | | |основных классов включает| | | |и определенные | | | |соц.группы, куда относятся| | | |в основном интеллигенция | | | |и служащие. Границы | | | |между классами и другими | | | |соц.группами общества | | | |всегда относительны и | | | |подвижны. | |53. Проблемы общественной|40. Движущие силы и |24. Неиcчеpnaемоcть, | |психологии и идеологии. |субъект исторического |взaимоcвязь и целоcтноcть | |Общественная психология -|процесса. Субъект может |бытия. Бытие см. | |частичный аналог |быть либо личностью либо |глоссарий; Сказать т.з. | |обыденного уровня |целой структурой: 1) |современных философий | |сознания,в котором |Этносоциальная структура |(екзистенциализм, | |представлены научные и |общества (чел. семья, |прагматизм и т.д.). Бытие | |ненаучные взгляды и |народность); 2) |изучает онтология. С точки| |оценки,эстетические |Социально - политическая|зрения материализма бытие| |вкусы и идеи, нравы и |структура; (личность, |= материя, основной | |традиции, склонномсти и |социальная группа, |признак материи | |интересы, образы |класс); Общественный |неисчерпаемо бытие | |причудливой фантазии |процесс определяется |неисчерпаемо. | |илогика здравого смысла.|формами сознания (религия |Действительный принцип | |Идеология - частичный |политика и т.д.); |единства мира - мир | |аналог теоретического |Исторический процесс |материален различные| |уровня сознания,в котором|развивается в результате|формы материи связаны | |с позиций определенного |сознательной деятельности|(жидк. тверд. газообр.) | |класса, партии |субъекта исторического | одна форма бытия может| |дается |процесса; Движущие силы |переходить в другую. | |систематизированная |определяются либо |Идеалисты сичтают, что | |оценка |субъектами (Ленин сказал |бытие либо опыт | |соц.дейцтвительности. |-> сделали рев-ию) либо |(эмпиризм), либо жизнь | |Часто проявляется факт |законами (НТР возникла из |(екзистенционализм). Не | |"отставания" идеологии |потребности общества). |раскрывает принцип | |от общественной |53. Пpоблемы общеcтвенной |единства мира ( древние| |психологии, особенно при|ncихологии и идеологии. |греки считали, что есть | |тоталитарных режимах. |Психология и идеология |несколько видов субстанций| |Общественная психология |относятся к формам |-> вода, ...). | |и идеология могут одни |общественного сознания. |37. Пpоблемы cмеpти и | |и те же явления |Различия: имеют разные |беccмеpтия в филоcофии. | |действительности отражать|институты, психология ->|Средневековая Ф. - | |по-разному. Факт |лечебные и научно |теоцентризм, в библии одна| |противостояния идеологии|исследовательские |из главных проблем жизнь| |и общественной психологии|учреждения, идеология в |после смерти. Жизнь | |приводит не только к |основном политика и |человека мука. Затем эпоха| |ее отставанию от |гос. апарат. Главная |рационализма -> человек | |обыденного сознания, но и|задача выявление законов |механизм -> смертен. | |к дестабилизации самой |поведения: у идеологии |Задача не умереть раньше | |общественной психологии. |задача подчинить |времени, выработать | |Для стабилизоции |(пропаганда), у |максимально свой ресурс; | |отношений большую роль |психологии объяснить |Затем эпоха просвещения ->| |играет изучение |(раскрыть). Направления |смертен -> руководствуйся | |общественного мнения.Но |психологии: |всеми ценностями (!) ->| |для того, чтобы его можно|психотерапевтическое, |побуждает к активности. Ф.| |было изучать необходимы |педагогическая |существования главная | |соответствующие условия,|деятельность, напр. |проблема смерти и | |в первую очередь |идеологии: социология, |бессмертия. Практический | |гласность, демократия и |наука управления. |смысл проблемы | |др. | |СиБ:определяет систему | | | |ценностей и направления | | | |поведения. | |33. Обыденное и нayчное |АГНОСТИЦИЗМ - |ДИАЛЕКТИКА - учение о | |nознaние, их |философское учение, |наиболее закономерных | |cnецифичеckие npизнakи. |согласно которому не |связях и становлении, | |Уровни познания: |может быть окончательно|развитии бытия и познания| |эмпирическое и |решен вопрос об |и основанный на этом | |рациональное. Формы |истинности познания |учении метод мышления. | |познания: Обыденное и |окружающей человека |Слово "ДИАЛЕКТИКА" | |научное. Обыденное - |действительности. |впервые применил Сократ, | |формируется в обыденной |БЫТИЕ - философское |обозначивший им искусство | |деятельности человекаи |понятие, обозначающее |вести умелый спор, диалог | |(эмпирич. уровень). |существующий независимо |( греч. dialegomai - | |Знание для ориентации в |от сознания объективный |беседую ). Противоборство | |окружающей среде. |мир, материю. |мыслей, отбрасывание | |Накапливаемая информация|ГИЛОЗОИЗМ ( от греч. hule |ложных путей, постепенное| |для научного познания. |- иатерия,вещество и zoe -|приближение к правильному | |Очень субъективно, |жизнь ) - философское |знанию - это и есть | |научное объективно. |воззрение, согласно |диалектика. Она там, где| |Критерий истинности |которому всей материи |столкновение | |научного познания |присуще свойство живого,|противоположностей , | |практика. |и прежде всего |борьба идей; перенесенная | |44. Кyльтypa kak меpa |чувствительность, |в последствии в | |paзвития человеka. |способность к ощющению, |объективный мир, она стала| |Культура - форма |восриятию. |означать наличие в нем | |общественного сознания. |ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел |противоречий, их выявление| |Представлена материальной|философии, в котором |и разрешение, борение, | |и духовной культуры, |изучаются проблемы |развитие, движение вперед.| |духовная оценивает |природы познания и его | | |(рено,волга), духовная |возможностей, отношения |ДУАЛИЗМ - философское | |мера развития человека. |знания и реальности, |учение, исходящее из | |49. Общеcтво kak |исследуются всеобщие |признания равноправными, | |caмоpaзвивaющaяcя |предпосылки познания, |не свободимыми друг к | |cиcтемa. |выявляются условия его |другу двух начал - | |Саморазвивающиеся системы|достоверности и |духа и материи, | |- достаточно внутренних|истинности. |идеального и | |источников для |ДВИЖЕНИЕ - изменение |материального. | |развития, открытая, |вообще, способ |ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, | |развивается по спирали |существования материи, |считающий, что | |(например человек, |всякое взаимодействие и |существует какая-то | |большинство живых |смена их состояний. |объективная реальность, "| |систем), системы с |ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог|мировая душа ", " мировой | |активным выходом. |) - философское |разум ", являющаяся | |Общество динамическая |воззрение, согласно |первоначалом всего. | |система => изучается |которому бог является |2.общее обозначение | |только деалектическим |источником начальной |философских учений, | |методом, метафизический |энергии мира ( первотолчок|утверждающих, что | |не катит. |), но впоследствии уже не|сознание, мышление, | | |вмешивается в течение |психическое, духовное | | |земных событий. |первично, основоположно, а| | | |материя, природа, | | | |физическое вторично, | | | |производно, зависимо, | | | |обусловленно. | | | |ИНДИВИД - 1.единичный | | | |представитель | | | |человеческого рода, | | | |родовая биологическая | | | |характеристика человека. | | | |2.обозначение единичного | | | |в отличии от | | | |совокупости, массы. | ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования. КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности. МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п. МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания. МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. |МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительпости определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем человека,об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности. ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно- практической и познавательной деятельности. ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало. ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, вовторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время. |ПОКОЙ - состояние двихения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств. В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в деле толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась от использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических умозаключений. ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей : преобразования природы и общества. РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленнсоть. РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение, признающее разум ( мышление ) источником познания и критерием его истинности. СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью. СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. | | |СУБСТАНЦИЯ - единое |. | | |неделимое вещество, из | | | |которого состоят все | | | |вещи, внутренняя | | | |сущность вещей активно | | | |самопорoждающее и | | | |саморазвивающееся начало.| | | | | | | |СУБСТРАТ ( от лат. sub - | | | |под и stratum - кладка, | | | |постройка, сооружение ) | | | |основа единства, | | | |однородности различных | | | |предметов и различных| | | |свойств отдельного, | | | |единичного предмета, вещи| | | |и их совокупности. | | | |СУБЪЕКТ - носитель | | | |предметно-практической | | | |деятельности и познания | | | |(индивид или социальная | | | |группа), источник | | | |активности, направленной | | | |на объект. | | | |СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - | | | |одна из основных | | | |разновидностей идеализма| | | |; в отличии от | | | |объективного идеализма, | | | |отрицает наличие | | | |какой-либо реальности | | | |вне сознания субъекта | | | |либо рассматривает ее как| | | |нечто полностью | | | |определяемое его | | | |активностью. | | | |ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - | | | |философское направление, | | | |стремящееся через | | | |рефлексию ( размышление| | | |) сознания о своих актах | | | |и о данном в них | | | |содержаннии выявить | | | |предельные характеристики| | | |человеческого бытия. | | | |ФИЛОСОФИЯ ( от греч. | | | |phileo - люблю и sophia | | | |- мудрость ) - наука | | | |о всеобщих | | | |закономерностях, которым | | | |подчинены как бытие ( | | | |т. е. природа и | | | |общество ), так и | | | |мышление человека, | | | |процесс познания. | | | |ЭСТЕТИКА ( от греч. | | | |aisthetikos - | | | |чувствующий, чувственный| | | |) - раздел философии, | | | |изучающий "теорию | | | |чувственного познания". | | | 22. Филоcофcкие npоблемы aнтpоnоcоциогенезa | | | | |23. Человек - индивид, личноcть, | | | |индивидyaльноcть. | | | |24. Неиcчеpnaемоcть, взaимоcвязь и | | | |целоcтноcть бытия. | | | |25. Стpyктypa деятельноcти, ее | | | |комnоненты, yнивеpcaльные acnекты. | | | |26. Человечеcтво кaк миpовое | | | |cообщеcтво. | | | |27. Пpaктикa кaк оcновa вcех фоpм | | | |общеcтвенной | | | |28.Сознaние: npоиcхождение и | | | |cyщноcть человечеcкого cознaния. | | | |29. Рaзвитие фоpм отpaжения кaк | | | |генетичеcкaя npедnоcылкa cознaния. | | | |30. Стpyктypa cознaния. | | | |31. Оcновные npинциnы и кaтегоpии | | | |гноcеологии. | | | |32. Чycтвительное и paционaльное | | | |nознaние, их фоpмы и cоотношения. | | | |33. Обыденное и нayчное nознaние, их| | | |cnецифичеcкие npизнaки. | | | |34. Логикa, методология и методы | | | |нayчного nознaния. | | | |35. Диaлектикa aбcолютной и | | | |отноcительной иcтины. Пpaктикa | | | |кaк оcновa и кpитеpий nознaния. | | | |36. Эмnиpичеcкий и теоpетичеcкий | | | |ypовни nознaния: методы и формы. | | | |37. Проблемы cмерти и беccмертия в | | | |филоcофии. | | | |38. Иcторичеcкие типы | | | |взаимоотношений человека и общеcтва | | | |39. Иcторичеcкие типы общеcтва. | | | |Общеcтвенно-экономичеcкая формация. | | | |40. Движущие cилы и cубъекты | | | |иcторичеcкого процесса. | | | |41. Объективный критерий и типы | | | |cоциального прогресса. | | | |42. Единcтво и многообразие мировой | | | |иcтории. | | | |43. Глобальные проблемы человечеcтва| | | |в XX веке. | | | |44. Культура как мера развития | | | |человека. | | | |45. Социальные функции культуры. | | | |46. Историческая необходимость и | | | |свобода личности. | | | |47. НТР и альтернативы будущего | | | |48. Будущее человечества и реальный | | | |исторический процесс. | | | |49. Общество как саморазвивающаяся | | | |система. | | | |50. Формы общественного сознания: | | | |51. Культура и цивилизация. | | | |52. Структура общества | | | |53. Проблемы общественной психологии| | | |и идеологии | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |