![]() |
|
|
Шпоры по философии| |Христианство&Ислам: | | | |человек живет для того, | | | |чтобы потом воскреснуть. | | |40. Движущие cилы и |42. Единcтво и |43. Глобальные проблемы | |cубъекты иcторичеcкого |многообразие мировой |человечеcтва в XX веке. | |процесса. Интересы как |иcтории. История |Проблема а) экологии и | |побудительная сила к |человечества - это история|жизненого постранства; | |действию. Этот вопрос |множества народов и |б) формирования | |обсуждался задолго до |государств, стран и |мировых политических | |марксизма. Уже |регионов, культур и |процессов; в) выживаемости| |Аристотель справедливо |цивилизаций, история |человека; г) войны и мира | |указывал, что человека |различных эпох и их | | |побуждает к действию |смены, история борьбы | | |интерес. Эта проблема |различных классов и | | |играла огромную роль в |государств, войн и | | |размышленях философов |революций, короче - | | |XVII-XIX вв. Любой |наполненная массой | | |человек живет не сам |уникальных событий жизнь| | |по себе, он связан с |человеческая. О.Шпенглер | | |другими людьми, поэтому|и А.Тойнби не | | |он как частица |признавали существования | | |класса, общественной |единой истории | | |группы он связан |человечества, разрывали ее| | |сдругими людьми |на множество | | |одинаковыми условиями |самостоятельных потоков, | | |существования, сходным |а в качестве исходных | | |образом жизни и общностью|посылок истории | | |интересов. В этом и |принимали духовные | | |поисходит сведение |ценности или религиозные | | |интересов индивида к |системы. О.Шпенглер: | | |интересам общества. |каждая культура живет, | | |Гегель: "Интересы" |подчиняясь особым, только | | |двигают жизнью |ей присущим принципам и | | |народов". Интерес |ценностям, и проходит | | |существует объективно, |периоды возникновения, | | |независиво от того, |расцвета, старения и | | |осознан он или нет. Без |гибели, а история в | | |учета всех интересов |целом представляет собой| | |общества оно не смогло |сосуществование и смену | | |бы понять путей своего |различных культур. | | |развития. Проблема |А.Тойнби: обнаружил в | | |субъекта исторического |истории множество | | |процесса. |локальных цивилизаций, | | |Субъект-личность, |каждая из которых | | |действующая сознательно |создается творческим | | |и ответственная за |меньшинством и также | | |свои действия. Группа |проходит ряд этапов | | |тоже может быть |своего жизненого цикла | | |субъектом, если у нее |вплоть до дезинтеграции;| | |имеются общие интересы, |в будущем возможно | | |цели действия, то есть |достижение единства | | |если она представляет |человечества, но лишь в | | |собой некоторую |сфере духа, на основе | | |целостность. Т.е. в |религии. Эпоха становления| | |данном случае группу |капиталистических | | |можно рассматривать как |отношений, обнаружив | | |социальный субъект, в |пестрое многообразие | | |качестве которого могут |истории, стимулировала | | |выступать та или иная |вместе с тем поиск | | |соц. группа, народ, |скрытого за многообразием | | |человечество. Основные |единства. К этому | | |соц. субъектами |побуждало прежде всего | | |исторического процесса |развитие экономических | | |явл. общественные |связий, процесс | | |классы. Борьба |связанный с | | |классов- была движущей |построением единого | | |силой общественного |капиталистического рынка.| | |развития на определенной |Идеалистическая трактовка| | |его стадии. Роль соц. |единства истории. На | | |субъекта могут играть |признании единства истории| | |также и такие |были построены | | |исторические общности, |философско-исторические | | |как народности и нации, |концепции Гегеля, Фурье, | | |когда они обретают |Спенсера. Гегель: | | |самосознание и |единство истории | | |сплачиваются во имя |придавал "мировой дух", | | |определенной цели, но |который воплощался в духе | | |нации всегда |различных народов; | | |возглавляются классами, |Фурье: идея единства | | |которые и в этом |истории служила | | |случае остаются основными|обоснованию новой высшей| | |движущими силами и |цивилизации, которая | | |субъектами исторического |прийдет на смену | | |процесса. В современном |существующей; Спенсер: | | |мире проблема субъекта |идея единства истории была| | |исторического творчества |элементом его общей | | |преобретает новые |теории эволюции. | | |смысловые грани. В наше |Материалистический подход | | |время правомерно ставить |к единству истории. Этот | | |вопрос о превращении |подход включает в себя | | |всего человечества, |признание единства мировой| | |всего мирового сообщества|истории. Единство истории | | |в субъекта исторического |закладывается в самой | | |процесса. |реальной жизни, в способе | | | |ее материального | | | |обеспечения с помощью | | | |трудовой деятельности и | | | |используемых ею | | | |материальных средств | | | |труда. Труд-вечное | | | |условие человеческой | | | |жизни. Материальная | | | |основа исторического | | | |процесса есть | | | |одновременно и основа его | | | |единства. Если различные| | | |культуры и цивилизации | | | |развиваются как | | | |самостоятельные и | | | |внутренне замкнутые | | | |образования, то никаких | | | |общих законов, | | | |исторических | | | |закономерностей быть не | | | |может. Формы проявления | | | |единства исторического | | | |процесса. Установление | | | |многообразных связей | | | |между странами: | | | |экономических, культурных | | | |=> рост городов, | | | |консолидация народностей.| | | |С развитием | | | |капиталистических | | | |отношений все больше стран| | | |вовлекаются в механизм | | | |кап. экономики. Эк. и | | | |культурное развитие тесно | | | |связано с развитием | | | |науки и техники. В этом | | | |взаимосвязанном мире соц. | | | |значимые события сразу | | | |становятся достоянием | | | |всех, интересы и судьбы | | | |народов тесно | | | |переплетаются. Таким | | | |образом, в ходе истории | | | |меняются формы выражения | | | |ее внутреннего единства, | | | |старые формы | | | |накладываются на новые, | | | |и то, что история - | | | |единый процесс | | | |развития человечества, | | | |становится еще более | | | |очевидным. Причины и | | | |факторы многообразия | | | |истории. Многообразие | | | |истории существует во | | | |времени и пространстве. | | | |Во времени - это | | | |различные этапы | | | |исторического развития, | | | |формации и эпохи. В | | | |пространстве - это | | | |наличное реальное | | | |многообразие социальной | | | |жизни, основной источник | | | |которого - | | | |неравномерность | | | |исторического развития. | | |44. Культура как мера |45. Социальные функции |46. Историческая | |развития человека. |культуры. Многообразными |необходимость и свобода | |Совокупность материальных|способами включается |личности. Все | |и духовных ценностей, а |культура в движение |общественные отношения | |также способов их |истории. Они выражают |разделяются на первичные | |созидания, умение |личностную сторону |(материальные) и вторичные| |использовать их для |деятельности человека в |(духовно-практические). В| |прогресса человечества, |обществе, выполняют |общественной жизни | |передавать от поколения|важную функцию |объективное и | |к поколению и составляет|трансляции опыта, знаний, |субъективное, | |культуру. Культура-все |результатов человеческой |практическое и духовное | |созданное человеком; |деятельности. Новые идеи, |неразделимы. | |совокупность созданных |и те из них которые |Свободно-волевая | |и создаваемых |находятся как-бы в |деятельность и | |человеком ценностей; |стадии разработки, и те|закономерности в обществе | |качественная |которые уже являются |: 1)М.Вебер | |характкристика уровня |результатом человеческой |(субъективный идеализм) | |развития общества. |деятельности, и сама эта |: абсолютизировал | |Ценность-факт культуры, и|деятельность-все это дает|неповторимость | |она социальна по своей |результат, который |исторических событий и на | |сути. Огромный пласт из|включаются затем в |этой основе отверг наличие| |этих культурных ценностей|исторический процесс, |какой-либо | |и вообще существенную |внося в него новые |закономерности в обществе.| |форму их выражения |элементы. Любое |Но если в обществе нет | |составляет система |изобретение человека может|объективной тенденции, то| |символов. Стержень |превратится в фактор | | |культурных ценностей - |исторического развития и |невозможно | |понятие нравственности. |начать оказывать на него |прогнозирование событий, | |Там, где есть человек,|воздействие. Примером |а стало быть теряет | |его деятельность, |тому может быть |смысл и цели | |отношения между людьми,|изобретение ядерного |социальное бытие. | |там имеется и |оружия, которое с момента |2)Марксизм : в обществе | |культура. Культура: |своего изобретения |имеют место объективная | |материальная и духовная|начало влиять на ход |необходимость, причинная | |(не противопоставлять!).|научно-технического |обусловленность и | |Цивилизация = |прогресса. Для устранения |повторяемость (т.е. | |окультуренная природа +|этой страшной угрозы были |общественная жизнь | |средства окультуривания |созданы различные |детедменирована). | |+ человек, усвоивший |комитеты во многих странах|но существуют особенности | |эту культуру, способный |мира.Так создание |общественных законов (см. | |жить и действовать в |научно-технической мысли |ВОПРОС N 48). | |окультуренной среде |вошло в социальную жизнь, |Человечество всегда | |своего обитания + |оказывая влияние на |должно будет | |общественные |протекающие в обществе |корректировать линию | |отношения(формы |социальные, экономические|своего поведения, | |социальной организации |и политические процессы. |считаясь с законами живой | |культуры) обеспечивающие|Но не все что было |и неживой природы. Маркс | |существование Ц. и ее |рождено человеческой |: "люди не свободны в | |продолжение. |мыслью вошло в |выборе своих | |Ц.-социокультурное |общественную жизнь, в |производительных сил, | |образование. Не Ц., а |культуру, стало моментом|которые образуют основу | |К.-единственный критерий |исторического процесса. |всей их истории, потому | |социального развития |Многие изобретения не |что всякая | |общества. |были реализованы по |производительная сила есть| | |различным причинам, к |приобретенная сила, | | |примеру, изобретение |продукт предшествующей | | |Ползуновым в 18 веке |деятельности". Свобода | | |паровой машины (Россия |есть деятельность на | | |просто не была к этому |основе познанной | | |готова); работы в области |необходимости. | | |генетики советских ученых |Необходимость отражает | | |и т.д. В ходе |нечто устойчивое, | | |общественного |упорядоченное, что и | | |исторического процесса из |отражается в законах | | |тех "предложений", |сохранения. Свобода же | | |которые идут со стороны |отражает развитие, | | |культуры, данным обществом|появление нового, | | |осуществляется как-бы |разнообразного, новых | | |"социальный отбор" этих |возможностей. | | |предложений и то каким он |Необходимость выражает | | |будет зависит от |наличное, показывает, | | |текущего состояния |каков мир есть, а | | |развития общества. |свобода отражает будущее | | | |- каким мир должен быть. | | | |Развитие общества и есть | | | |постоянный процесс | | | |перехода необходимости в | | | |свобеду. Гегель : мировая| | | |история - процесс | | | |возрастания свободы. | | | |Свобода многолика, но | | | |сущность ее одна - наличие| | | |разнообразных | | | |возможностей, | | | |следовательно она - | | | |наибольшая ценность. | | | |Маркс : лишь при условии | | | |обретении социальной | | | |свободы начинается | | | |развитие человеческих | | | |сил, которое является | | | |самоцелью. | 47. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |