реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эрос как страсть

что я могу потерять ее. Конечно, такое бывало нечасто, но мой страх был

вполне осязаем.

Если ревность рождается в детстве, то наибольшей силы она достигает в

отношениях романтической любви. Впервые ревность приходит к ребенку, когда

он чувствует, что может лишиться внимания и любви матери. Боязнь утраты

любви, помноженная на страсть романтического чувства, приобретает особую

силу. Ревность включает в себя эмоции гнева и страха. Гнев порождается

мыслью о том, что вами пренебрегли, что вас предали. Возможность потерять

любимого человека, его любовь, а вместе с нею и уважение к себе вызывает

страх.

Наверное, размышляя о феномене любви, полезно вспомнить о проведенном

нами различии между любовными переживаниями и любовными отношениями.

Любовные переживания всегда сопряжены с эмоциями радости и интереса.

Напротив, в любовных отношениях может быть задействован весь спектр эмоций,

но длительными бывают только такие отношения, которые включают в себя

глубокую заинтересованность любящих людей друг в друге, гордость за

достижения друг друга и радость от совместного бытия.

ВИДЫ ЛЮБВИ

В художественной и научной литературе было немало попыток раскрыть

разные формы любви, особенности этого всеобъемлющего чувства. Многолика

земная любовь. Французский писатель Стендаль обратил внимание на то, что

Эрос имеет множество оттенков. Он даже пытался выделить четыре рода любви.

Первая в его классификации — любовь-страсть. В качестве примера он называет

трагическую историю любви французского философа XII в. Пьера Абеляра к

Элоизе, которая закончилась их уходом в монастырь.

Другой вид любви — влечение. Примеры этого чувства Стендаль находит в

мемуарах и романах XVIII века. Физическую любовь он рассматривает особо.

Всем знакома любовь, рассуждает он, которая проявляется в том, чтобы

подстеречь на охоте красивую и свежую крестьянку, убегающую в лес. Таков

третий род любви. Наконец, еще одна разновидность чувства, по Стендалю, —

любовь-тщеславие.

Вопрос 15: Братская любовь

Существуют и иные подходы к типологии любви как глубинного чувства.

Вот, скажем, братская любовь. Это, согласно Э.Фромму, фундаментальный тип

любви, лежащий в основе всех ее типов. Под братской любовью понимается

чувство ответственности, заботы, уважения, знание другого человека, желание

помочь ему. Именно о такой любви говорится в Библии: «Возлюби ближнего

твоего, как самого себя». Братская любовь — это любовь ко всем людям.

Именно это отсутствие исключительности — ее характерная черта.

Любовь к слабому, любовь к бедняку и чужестранцу — это начало братской

любви. Любить собственную плоть и кровь — не бог весть какое достижение.

Животное тоже любит своих детенышей и заботится о них. Беспомощный любит

своего хозяина, потому что от него зависит его жизнь. Ребенок любит своих

родителей, потому что они ему нужны. Однако истинная любовь начинает

раскрываться по отношению к тем, кто не служит никакой цели. (Гуревич П.

С.)

Эрих Фромм из книги «Искусство любить»

Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов

любви, это братская любовь. Под ней я разумею ответственность, заботу,

уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание

продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится:

„возлюби ближнего своего, как самого себя". Братская любовь это любовь ко

всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие

предпочтения. Если я развил в себе способность любви, я не могу не любить

своих братьев. В братской любви наличествует переживание единства со всеми

людьми, человеческой солидарности, человеческого единения. Братская любовь

основывается на чувстве, что все мы - одно. Различия в талантах,

образовании, знании не принимаются в расчет, главное здесь - идентичность

человеческой сущности, общей всем людям. Чтобы испытать чувство

идентичности, необходимо проникнуть вглубь - от периферии к центру. Если я

постиг другого человека лишь поверхностно, я постиг только различия,

которые разделяют нас. Если я проник в суть, я постиг нашу идентичность,

факт нашего братства. Это связь центра с центром - а не периферии с

периферией - „центральная связь". Или, как это прекрасно выразила Симона

Вейл: „Одни и те же слова (например, когда мужчина говорит своей жене: „Я

люблю тебя") могут быть банальными или оригинальными в зависимости от

манеры, в какой они говорятся. А эта манера зависит от того, из какой

глубины человеческого существа они исходят, воля здесь ни при чем. И

благодаря чудесному согласию они достигают той же глубины в том человеке,

кто слышит их. Таким образом, слушающий, если он обладает хоть какой-либо

способностью различения, различит истинную ценность этих слов"1.

Братская любовь это любовь между равными; но даже равные не всегда

„равны". Как люди, все мы нуждаемся в помощи. Сегодня я, завтра ты. Но

потребность в помощи не означает, что один беспомощен, а другой всесилен.

Беспомощность это временное состояние; способность обходиться собственными

силами это постоянное и общее состояние.

И все же любовь к беспомощному человеку, любовь к бедному и чужому это

начало братской любви. Нет достижения в том, чтобы любить человека одной с

тобой крови. Животные любят своих детенышей и заботятся о них. Беспомощный

любит своего господина, так как от того зависит его жизнь, ребенок любит

своих родителей, так как он нуждается в них. Любовь начинает проявляться,

только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях.

Примечательно, что в Ветхом завете центральный объект человеческой любви -

бедняк, чужак, вдова и сирота, и, в конце концов, национальный враг -

египтянин и эдомитянин. Испытывая сострадание к беспомощному существу,

человек учится любить и своего брата; любя себя самого, он также любит

того, кто нуждается в помощи, слабое, незащищенное человеческое существо.

Сострадание включает элемент знания и идентификации. „Вы знаете душу

чужого, - говорится в Ветхом завете, - потому что сами были чужаками в

земле Египта,… поэтому любите чужого!".

Изард К. Э. из книги «Психология эмоций»

Любовь между сестрами и братьями — также особый феномен. Старший брат,

или старшая сестра иногда становятся первым партнером ребенка в игре. Как

правило, старшие дети в семье вместе с родителями заботятся о младшем

ребенке и обеспечивают ему социальную поддержку. В конечном счете,

социальная поддержка, обеспечиваемая любовью всех членов семьи, чрезвычайно

важна для психологического комфорта ребенка.

Разумеется, отношения между детьми в семье далеко не всегда безоблачны.

Широко известен феномен детской ревности. Для любого ребенка рождение

младшего брата или сестры является серьезным испытанием. Старший ребенок

лишается монопольного права на интерес и восхищение родителей. Теперь он

вынужден делить их внимание и заботу с младшим ребенком. В такой ситуации

ревность и соперничество почти неизбежны, но насколько они разовьются, во

многом зависит от способности родителей показать каждому ребенку, что он

желанен, необходим, и опекаем ими. Кроме того, степень ревности и

соперничества зависит от возраста, темперамента и интересов детей.

Проявления детской ревности могут крайне встревожить родителей.

Прелестный и жизнерадостный трехгодовалый малыш может стать несносным

вскоре после рождения второго ребенка. Так случилось с одной трехлетней

девочкой, у которой появился младший брат. Отец и мать работали и потому

отдали ее в детский сад. Девочка была послушной, ее поведение не доставляло

никаких хлопот ни воспитателям, ни родителям до тех пор, пока у нее не

появился младший брат. Спустя два месяца после рождения брата она стала

крайне агрессивной. Отец охарактеризовал ее поведение так: «Она без всякой

видимой причины бросается на других детей».

В данном случае ребенок отреагировал не столько на рождение младшего

брата, сколько на изменение стиля внутрисемейного взаимодействия.

Новорожденный требовал от родителей гораздо больше времени и внимания, чем

старшая дочь. Естественно, что в первые недели он часто будил их по ночам

своим плачем. Недосыпание и многообразные обязанности, связанные с

рождением малыша, не прошли бесследно. Родители были вынуждены распределять

между двумя детьми не только внимание, но и энергию, и зачастую у них не

хватало времени и сил, чтобы так же, как прежде, поиграть и поговорить со

старшим ребенком. Из всего вышесказанного со всей очевидностью следует

вывод о том, что родители должны прилагать специальные усилия к тому, чтобы

помочь старшему ребенку понять, что происходит в семье. Причем это

понимание должно быть не только интеллектуальным, родители не должны

ограничиваться только объяснениями. Старшему ребенку очень важно слышать от

родителей ободряющие слова, ощущать, что по-прежнему занимает свое место в

их жизни.

Насколько разовьется соперничество между детьми зависит не только от

родительского поведения, но и от пола детей, от разницы в возрасте, от

темперамента и личностных особенностей каждого ребенка. Одинаковый пол,

небольшая разница в возрасте (менее трех лет) — факторы, увеличивающие

вероятность возникновения ревности и соперничества за внимание матери и

отца.

Вопрос 16: Материнская любовь

Еще один тип любви, описанный Фроммом — материнская любовь. Это

безусловное утверждение жизни ребенка, его потребностей. Однако утверждение

жизни ребенка имеет две стороны. Одна из них — это забота и

ответственность. Другая идет дальше простого сохранения. Это установка,

которая прививает ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать,

что прекрасно жить — быть маленьким мальчиком или маленькой девочкой. Эти

две стороны точно выражены в библейском рассказе о сотворении мира. Бог

создает мир и человека. Это соответствует простой заботе и утверждению

существования. Но Бог идет дальше этого минимального требования. Рассказ о

каждом дне творения заканчивается словами: «И увидел Бог, что это хорошо».

Материнская любовь дает ребенку почувствовать: «Это хорошо, что ты

родился». Это прививает ребенку любовь к жизни, а не просто желание жить.

В отличие от братской и эротической любви, которая есть любовь равных,

взаимоотношения между матерью и ребенком по самой своей природе — отношения

неравенства, при которых один нуждается в помощи, а другой ее оказывает. И

именно за это материнскую любовь, полную альтруизма и не знающую эгоизма,

считают самым возвышенным родом любви, и узы ее — самыми священными из всех

эмоциональных уз.

Материнская любовь к подрастающему ребенку, любовь, ничего не требующая

взамен, есть, вероятно, самая труднодостижимая форма любви. В ней особенно

просто обмануться благодаря той легкости, с которой матери удается любить

своего малыша. И именно потому, что это так трудно, женщина может быть по-

настоящему любящей матерью, только если она умеет любить. Если она способна

любить своего мужа, своих детей, чужих людей, всякое человеческое существо.

Женщина, неспособная на такую любовь, может стать нежной матерью, только

пока ребенок мал, но она не может быть по-настоящему любящей матерью. А

узнать это можно по тому, готова ли она с охотой перенести отделение от

себя ребенка и даже после этого продолжать его любить.

Братская любовь, как она трактуется в типологии Э.Фромма, — это любовь

равных. Материнская любовь — это любовь к беспомощному. Отличаясь одна от

другой, эти две формы любви имеют между собой то общее, что они по самой

своей природе не ограничены одним человеком. Если я люблю своего брата, я

люблю всех своих братьев. Если я люблю своего ребенка, я люблю всех своих

детей. Более того, я люблю всех детей вообще, всех, кто нуждается в моей

помощи. (Гуревич П. С.)

Эрих Фромм из книги «Искусство любить»

Материнская любовь это безусловное утверждение в жизни ребенка и его

потребностей. Но здесь должно быть сделано одно важное дополнение.

Утверждение жизни ребенка имеет два аспекта: один - это забота и

ответственность, необходимые для сохранения жизни ребёнка и его роста.

Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни. Это установка,

которая внушает ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что

хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо

жить на этой земле! Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в

библейском рассказе о творении. Бог создал мир и человека. Это

соответствует простой заботе и утверждению существования. Но бог вышел за

пределы этого минимального требования. Всякий день после творения природы -

и человека - бог говорит: „Это хорошо". Материнская любовь на этой второй

ступени заставляет ребенка почувствовать, как хорошо родиться на свет; она

внушает ребенку любовь к жизни, а не только желание оставаться

жизнеспособным. Та же идея может быть выражена и другим библейским

символом. Земля обетованная (земля это всегда материнский символ) описана

как „изобилующая молоком и медом". Молоко это символ первого аспекта любви,

заботы и утверждения. Мед символизирует радость жизни, любовь к ней, и

счастье быть живым. Большинство матерей способны дать" „молоко", но лишь

меньшинство дает также „мед". Чтобы быть способной давать мед, мать должна

быть не только хорошей матерью, но и счастливым человеком, а эта цель

достигается немногими. Воздействие матери на ребенка едва ли может быть

преувеличено. Материнская любовь к жизни так же заразительна, как и ее

тревога. Обе установки имеют глубокое воздействие на личность ребенка в

целом: среди детей и взрослых можно выделить тех, кто получил только

„молоко", и тех, кто получили и „молоко", и „мед".

В противоположность братской и эротической любви, которые являются

формами любви между равными, связь матери и ребенка это по самой своей

природе неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой дает

ее. Из-за альтруистического, бескорыстного характера материнская любовь

считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных

связей. Представляется все же, что действительным достижением материнской

любви является не любовь матери к младенцу, а ее любовь к растущему

ребенку. Действительно, огромное большинство матерей - любящие матери, пока

ребенок мал и полностью зависим от них. Большинство матерей хотят детей,

они счастливы с новорожденным ребенком и погружены в заботу о нем. И это

несмотря на то, что они ничего не получают от ребенка в ответ, кроме улыбки

или выражения удовольствия на лице. Эта установка на любовь отчасти

коренится в инстинктивной природе, которую можно обнаружить у самок, как

животных, так и людей. Но наряду с важностью инстинктивного фактора

существуют еще специфически человеческие психологические факторы,

ответственные за этот тип материнской любви. Один из них может быть

обнаружен в нарциссистском элементе материнской любви. Ввиду того, что

ребенок воспринимается как часть ее самой, любовь и слепое обожание матери

могут быть удовлетворением ее нарциссизса. Другие мотивации могут быть

обнаружены в материнском желании власти или обладания. Ребенок, существо

беспомощное и полностью зависимое от ее воли, это естественный объект

удовлетворения для женщины, властной и обладающей собственническими

чертами.

Хотя эти мотивации встречаются часто, они, вероятно, все же менее важны

и менее всеобщи, чем мотивация, которая может быть названа потребностью

трансцендирования. Потребность в трансцеидировании одна из основных

потребностей человека, коренящаяся в его самосознании. Он не удовлетворен

своей ролью в сотворенном мире, он не может воспринимать себя в качестве

игральной кости, наугад брошенной из кубка. Ему необходимо чувствовать себя

творцом, выйти за пределы пассивной роли сотворенного существа. Есть много

путей достижения удовлетворения творением; наиболее естественный и легкий

путь достижения это материнская забота и любовь к ее творению. Она выходит

за пределы себя в ребенке, ее любовь к нему придает значение и смысл ее

собственной жизни. (В самой неспособности мужчины удовлетворить свою

потребность в трансцендировании посредством рождения детей заключена его

страстная потребность выйти за пределы себя в творениях рук своих и идей).

Но ребенок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно,

оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым

человеческим существом. Сама сущность материнской любви - забота о росте

ребенка - предполагает желание, чтобы ребенок отделился от матери. В этом

основное ее отличие от любви эротической. В эротической любви два человека,

которые были разделены, становятся едины. В материнской любви два человека,

которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не

просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребенка. Именно на

этой стадии материнская любовь превращается в такую трудную задачу, потому

что требует бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен

ничего, кроме счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие

матери оказываются неспособны решить задачу материнской любви.

Нарциссистская, властная, с собственнической установкой женщина может

успешно быть любящей матерью, пока ребенок мал. Но только действительно

любящая женщина, для которой больше счастья в том, чтобы отдавать, чем в

том, чтобы брать, которая крепко укоренилась в своем собственном

существовании, может быть любящей матерью, когда ребенок начинает

отделяться от нее.

Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не

желает для себя, это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех

достижимых, и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать может

любить своего младенца. Но именно потому, что это трудно, женщина может

стать действительно любящей матерью, только если она способна любить

вообще; если она способна любить своего мужа, других детей, чужих людей,

всех людей. Женщина, которая не в состоянии любить в этом смысле, может

быть нежной матерью, пока ребенок мал, но она не может быть любящей

матерью, чья задача в том, чтобы быть готовой перенести отделение ребенка -

и даже после отделения продолжать любить его.

Изард К. Э. из книги «Психология эмоций»

Если согласиться с тем, что привязанность к другому человеку,

потребность защищать и заботиться — атрибуты чувства любви, то мы должны

будем признать, что любовь матери к ребенку — это особый тип любви. Ее

особенность проявляется, в частности, в том, что она жизненно необходима

ребенку, и подтверждение этому мы можем найти во многих источниках. Мы уже

говорили о том, какую важную роль в эволюции человека сыграли забота и

опека. Аргументы современной науки о поведении не менее убедительно

показывают значение материнской любви в жизни личности.

Что говорят о любви исследователи поведения? Большинство ученых

сходятся во мнении, что ребенок испытывает на себе любовь не только со

стороны матери и отца, но также со стороны братьев и сестер. Кроме того,

многие ученые считают, что взрослая женщина по сравнению с мужчиной имеет

существенные преимущества в возможностях исполнения родительских

обязанностей и проявления родительской любви. Гормоны, вырабатываемые

женским организмом, если и не предопределяют, то, во всяком случае,

благоприятствуют исполнению некоторых, хотя и не всех, материнских функций.

Это ни в коем случае не означает, что любая женщина может заменить ребенку

мать или что материнские обязанности может исполнять только женщина.

Исполнить материнские функции, понимаемые как любовь к ребенку и уход за

ним, вполне достойно и эффективно может и мужчина.

Точно так же и отцовство нельзя понимать только как биологическую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.