![]() |
|
|
Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой частипроведено повторное изучение с офицерами, прапорщиками и сержантами руководящих документов: приказа МО РФ 1993 г. № 0100 «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ»; директивы МО РФ 1995 г. № Д-010 «О мерах по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в ВС РФ»; приказа МО РФ 1992 г. № 262 «О гибели военнослужащих в результате нарушений уставных правил взаимоотношений и мерах по их предупреждению»; директивы МО РФ 1999 г. № Д-33 «О низкой эффективности работы командования соединений и воинских частей по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими»; методика поэтапной профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в ВС РФ; организовано и проведено совместно с офицерами юридических служб комплекс мероприятий информационно-воспитательного характера, направленных на профилактику правонарушений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (дополнительно проведено: просмотр видеофильма «Из зала суда», доведены выписки из уголовных дел за воинские преступления); в подразделениях было организовано психологическое сопровождение военнослужащих первой половины срока службы, изучен их социально-психологический статус в воинских коллективах; проведены индивидуальные беседы психологом части с военнослужащими, находящимися под динамическим наблюдением, отстающими в освоении воинских специальностей и физическом развитии, склонными к употреблению спиртных напитков; организован и проведен круглый стол с командирами и их заместителями по проблемам раннего выявления неуставных взаимоотношений между военнослужащими в период адаптации к условиям военной службы и обмену опытом работы по искоренению их в воинских коллективах; в подразделениях проведены вечера «Вопросов и ответов»; составлены служебные характеристики на увольняемых в запас военнослужащих, которые были обсуждены и утверждены на общих собраниях в подразделениях; проведены офицерские собрания на тему: «Высокая требовательность к подчиненным, педагогический такт, забота о людях, личный пример во всем важнейшие качества офицера-руководителя»; проведены общие собрания военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву на тему: «Дружба и войсковое товарищество – боевая традиция Российской Армии»; в рамках проведения месячника в подразделениях спланирована и проведена неделя работы с военнослужащими, увольняемыми в запас; проведен единый день информирования на тему: «Неуставные взаимоотношения между военнослужащими и их негативное влияние на боевую готовность части и подразделений»; в его системе проведено занятие по общественно-государственной подготовке на тему: «Социальные корни неуставных взаимоотношений между военнослужащими; задачи по поддержанию здорового морально-нравственного климата в воинских коллективах»; разработан и распространен в части методический материал для проведения информирования личного состава всех категорий военнослужащих по проблемам неуставных взаимоотношений. В этом же месяце проведена работа офицеров воспитательных структур в подразделениях, где наиболее неблагоприятное положение с профилактикой неуставных правил взаимоотношений, в них изучено состояние воинской дисциплины и оказана практическая помощь в наведении уставного порядка. В течение месяца организовано проведение социологического опроса среди военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву на предмет выявления неуставных взаимоотношений. На подведении итогов месячника по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений были заслушаны начальники служб, привлекаемые к работе в ходе месячника, командиры подразделений, офицеры воспитательных структур о действенности профилактической работы по искоренению неуставных взаимоотношений, дан анализ работы в этом месяце и выработаны рекомендации по дальнейшему искоренению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. В результате проведения мероприятий месячника по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений в части в целом задачи и цели его были достигнуты. Была своевременно проведена диагностика конфликтов, существующих на данный момент времени в части. Ранняя диагностика конфликтов во взаимоотношениях между военнослужащими довольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при условии отлаженной организации управления процессами, происходящими в воинском коллективе. Приостановить конфликт в зародыше - это значит психолого-педагогическими, административными мерами снять или уменьшить отрицательные эмоции, раздражительность у противоборствующих сторон. В значительной мере этому способствует эффективное и справедливое стимулирование труда военнослужащих последнего (предпоследнего) периода службы, чуткое и внимательное отношение к молодому пополнению части. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими как целостное негативное социально-психологическое явление можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае к нарушениям уставных правил взаимоотношений относятся всякие посягательства (проявления неприязни, недоброжелательности, грубости, неуважения, унижения личного достоинства, нравственные и физические оскорбления) военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев. Во втором случае к ним относятся посягательства сержантов и солдат, проходящих военную службу по призыву, их противоправные стремления присвоить себе функции насильственного побуждения сослуживцев к удовлетворению корыстных интересов и целей, перераспределения в свою пользу материальных благ и служебных обязанностей [27]. Во многих воинских коллективах имеются военнослужащие, на которых возложена роль непосредственных исполнителей негативных традиций, проводников идей “неуставщины”. Они дают советы, как поступать молодым воинам в различных ситуациях, приводят примеры жестоких расправ за непослушание. Качество исполнения этой роли постоянно оценивается неформальными лидерами. В результате, формируется, насаждается и поддерживается система негативных (неуставных) норм в воинском коллективе, основой регуляции которых является страх. Именно с выработкой такой системы, необходимой, прежде всего, для поддержания групповой сплоченности, сопряжено возникновение и формирование противоправных действий военнослужащих, выраженных в нарушениях уставных правил взаимоотношений [4]. В таблице 2.1 представлен список военнослужащих части, совершивших проступки, связанные с нарушениями уставных правил взаимоотношений в 2009 году. Таблица 2.1 – Список военнослужащих части, совершивших проступки, связанные с нарушениями уставных правил взаимоотношений в 2009 г.
Рассмотрим функционирование механизма нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в период прибытия пополнения в подразделение, в котором существуют негативные нормы поведения, и личный состав различных периодов военной службы уже выполняют определенные ролевые функции. Терминология может быть разной, но суть остается одна – жаргонная иерархия в соответствии с периодом военной службы. Каждый из двух периодов службы имеет в условиях “неуставщины” специфические, четко выраженные социально-психологические роли, исполнение которых обеспечивает военнослужащим второго периода службы “казарменный комфорт” за счет военнослужащих первого периода службы. Прибывшие в подразделение военнослужащие находятся в психологической изоляции и являются объектом постоянных негативных воздействий со стороны военнослужащих второго периода службы. При этом наиболее злостным нападкам подвергаются военнослужащие, сопротивляющиеся неправомерным требованиям, а также слаборазвитые в различных отношениях военнослужащие, которым вменяется роль “козлов отпущения”. Прослужившие полгода военнослужащие, находясь в меньшинстве, несут большую психологическую и физическую нагрузку. Они выступают в качестве проводников идеи безропотного подчинения. Для этой группы военнослужащих ожидание пополнения связано, прежде всего, со своей разгрузкой. При доброжелательном отношении к прибывшим военнослужащим они могут участвовать в насаждении и укреплении негативных (неуставных) норм поведения во-первых, передачей приспособленческой информации и тем самым создают (иногда бессознательно) мнение у молодых солдат о неизбежности давления старшим призывом. Во-вторых, личным примером запуганного, готового к полному повиновению человека. То есть отказом от борьбы против неуставных взаимоотношений, за свое и своих товарищей достоинство, боязнью или нежеланием создавать конфликт с теми, кто оказывает давление, насаждая и утверждая негативные явления. Другая категория указанных военнослужащих держит дистанцию, проявляя недоброжелательность. Страх перед военнослужащими, прослужившими более полгода, переходит у них в рабскую готовность следовать по проторенному пути неуставных взаимоотношений, готовность стать им подобными. Военнослужащие, прослужившие полгода, являются непосредственными исполнителями санкций. Они переходят к делу без раскачки, и первые унижения молодой солдат терпит от них. Публичная, в том числе в присутствии начальника, демонстрация наглости, развязность речи, нарушения формы одежды, разговорчивость и даже пререкания с начальником действуют на вновь прибывшего солдата убедительно. А получаемые тычки и пинки, в якобы дружеском тоне, с резкой сменой мимики действуют угнетающе. Военнослужащие, оканчивающие службу, выступают в качестве основных организаторов и контролеров за соблюдением негативных ролевых предписаний каждым военнослужащим в подразделении. Поддерживая в целом негативные (неуставные) нормы, они не допускают в своем присутствии прямого насилия, издевательства. Ими обеспечивается руководство деятельности военнослужащих, прослуживших полгода. Они регулируют давление на военнослужащих, прослуживших менее полгода, которые организуют подготовку к увольнению, закупки, доставку (воровство) различного имущества, сбор денег и т.д. Некоторые из них берут личную опеку над земляками или своей заменой. Хотя на остальных такая опека не распространяется. Каково место и роль младших командиров в рассматриваемый период? Схема давления такая же, только цель другая - включить на вновь прибывших солдат силу приказа, насадить младшим командирам негативные (неуставные) нормы поведения, характерные для данного воинского коллектива, лишить подразделения младших командиров. Не позже, чем через 6-10 дней после прибытия специалистов и младших командиров из высшей школы младших специалистов, система взаимоотношений приходит в равновесие. В подразделениях, где имеются “неуставные проявления”, существует какая-то монополия на хорошее настроение или право на улыбку. То есть соблюдается принцип: "Мне плохо, когда другому хорошо". Появление у военнослужащих более позднего периода военной службы либо хорошего настроения, либо удовлетворения чем-то (например, поощрением) вызывает у “негативных лидеров” мгновенную реакцию. Усиливая давление, они быстро добиваются угнетенного настроения у тех, кому еще не положено улыбаться, или иметь "много" свободного времени. Сами же проявляют активность в налаживании взаимоотношений с офицерами, прапорщиками. Откровенничают о своих домашних проблемах, заваливают просьбами привезти хорошую книгу, пластинку, открытку, достать какую-то дефицитную вещь и т.д. с переходом на просьбы по отправке альбомов, посылок (с ворованными вещами) и т.д. В целом, в разных подразделениях и на разных уровнях их развития можно различать следующие степени давления в структуре взаимоотношений между военнослужащими, как показано в таблице 2.2. Таблица 2.2 – Степени давления в структуре взаимоотношений между военнослужащими
В настоящее время нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими характеризуются следующими чертами: устойчивой системой воззрений, своего рода “идеологией неуставщины”, разделяемой практически всеми военнослужащими, что способствует живучести казарменной, негативной традиции, более или менее выраженной в различных подразделениях; детальной регламентацией “прав и обязанностей; сокрытием фактов нарушений уставных правил взаимоотношений практически на всех уровнях, круговой порукой в подразделениях; неумением части офицеров, прапорщиков бороться с нарушениями уставных правил взаимоотношений, при попустительстве с их стороны изощренность нарушений усиливается, единичные случаи быстро перерастают в групповые привычки, негативные традиции; быстротой восстановления, легкостью видоизменения их там, где они строго преследовались, и, казалось бы, были искоренены [3]. Наиболее важным в социально-психологической характеристике военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, является учет специфических проявлений и противоречий, свойственных юношескому возрасту на стадии перехода к зрелости. Период призыва в армию по возрастным особенностям совпадает с процессом продолжающегося становления взрослого человека. В этот период типологические особенности характера еще не сглажены жизненным опытом и могут выделяться в виде акцентуаций, напоминающих аномальные отклонения или сходные с ними. В 18-20-летнем возрасте все еще сильно влияние “подросткового комплекса” на поведение военнослужащих. Для многих из них характерны изменчивость настроения, особая чувствительность к оценке другими своей внешности, своего статуса в коллективе и микрогруппе. В этом возрасте у человека идет бурное формирование характера, убеждений, направленности личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимоотношений с людьми. К 18 годам нервная система, органы чувств достигают уровня развития взрослого человека, что обеспечивает четкость и быстроту взаимодействия всех органов тела. Вместе с тем, в связи с интенсивностью физического развития, а также недостаточностью опыта управления собой, у молодого человека процессы возбуждения обычно превалируют над процессами торможения. В таком возрасте у молодого человека уже сформированы некоторые черты характера, выработаны определенные стереотипы поведения и взаимоотношения с окружающими. Условия военной службы требуют пересмотра многих сформированных черт, а это достаточно сложный процесс психологической перестройки и ломки характера. 18-20 лет – это период бурного формирования потребностей человека, в частности, он совпадает с кульминационным периодом половой активности у мужчин. Невозможность в армейских условиях удовлетворить многие возникающие потребности ведет к фрустрации, порождает психологическую напряженность и может толкнуть военнослужащих для удовлетворения потребностей на поиск аморальных, а в некоторых случаях и незаконных средств. Кроме того, в настоящее время в молодежной среде получили распространение наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, цинизм, снижение ценностей человеческой жизни, неверие в идеалы, а также другие социальные болезни и беды, которые молодежь несет в армию [10]. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |