реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой части

По материалам социально-психологического изучения 25 солдат, представленных как наиболее склонных к неуставным взаимоотношениям, был составлен социально-психологический портрет военнослужащего по призыву, склонного к неуставным взаимоотношениям.

1. Жизненные обстоятельства (наиболее выраженные):

имеют неполное среднее образование - 11 (44%);

родители били в детстве - 12 (48%);

не были (или сомневаются, что были) любимым ребенком в семье - 9 (36%);

занимались до службы боксом, восточными единоборствами и т.п. - 13 (52%);

имели среди друзей до службы отбывавших уголовное наказание или находившихся под следствием - 8 (32%);

плохое материальное положение семьи - 9 (36%);

испытали в той или иной мере неуставные взаимоотношения (в т.ч. физическое насилие), будучи молодыми солдатами - 13 (52%).

Менее выраженные:

кто-то из членов семьи злоупотребляет алкоголем - 5 (20%);

кто-то из членов семьи имел приводы в милицию, судимость - 5 (20%);

часто дрались до службы - 5 (20%);

испытали неуставные взаимоотношения в гражданских учебных заведениях, где учились до службы - 6 (24%).

2. Что больше оказывает влияние на процесс формирования некоторых взглядов и убеждений. Самооценка выраженности ряда черт характера (наиболее выражены):

вообще не любят читать книги - 9 (36%);

любят (или склоняются к этому) читать книги с описанием элементов насилия - 11 (44%);

нравятся фильмы с элементами насилия - 16 (64%);

нравятся спортивные передачи, где соперники наносят друг другу удары, повреждения - 20 (80%);

имеют жизненный идеал, который привлекает прежде всего внешними физическими данными - 9 (36%);

редко задумываются о последствиях своих поступков - 7 (28%);

признаются, что не всегда соблюдают нормы морали и нравственности - 13 (52%);

считают, что испытали в жизни достаточно, чтобы учить других - 8 (32%);

считают, что люди бывают или только хорошие, или только плохие - 7 (28%).

Менее выраженные:

считают (или склоняются к этому) себя злым человеком - 5 (20%);

считают (или склоняются к этому), что у них есть ненависть к другим людям - 5 (20%);

считают (или склоняются к этому) себя агрессивным - 6 (24%);

в состоянии опьянения ведут себя возбужденно, агрессивно - 5 (20%);

не задумываются о том, что кому-то бывает плохо от их поступков - 5 (20%);

считают, что имеют мало представления о нормах морали и нравственности - 5 (20%);

не могут в любой ситуации контролировать свои действия - 5 (20%)

считают, что не всегда могут принять всю меру ответственности за совершенные поступки - 5 (20%).

Отношение к себе и потенциальные возможности к изменению поведения:

не довольны собой (или близки к этому) в настоящее время - 9 (36%);

считают, что имеют отрицательные качества, от которых хотели бы избавиться - 17 (68%);

если бы представилась возможность, то что-то изменили бы в своей жизни - 15 (60%);

хотели бы в чем-то измениться - 14 (56%);

не хотели бы встречаться с родителями тех солдат, которые подвергались в части неуставным взаимоотношениям - 20 (80%).

Из материалов социально-психологического изучения видно, что основной проблемой нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими является отклонение от морально-этических норм, которое образуется в результате воспитания каждого человека в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Из этого следует, что для решения этой проблемы необходимо разработать меры по предупреждению неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, спроектировать основные направления деятельности командиров и начальников по сплочению воинских коллективов и формированию уставных взаимоотношений в части, проводить государственно-патриотическое воспитание личного состава.


Глава 3. Рекомендации по работе с конфликтными ситуациями в войсковой части ракетных войск


3.1 Профилактика неуставных взаимоотношений как основной метод их предупреждения


В Вооруженных Силах РФ пользуются разработанной ранее методикой поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. Реализация ее требований осуществляется путем последовательного решения конкретных задач на различных этапах работы с личным составом. Безусловно, успех этой работы во многом зависит от своевременности ее проведения. Как и любой физический недуг, нравственный недуг - искажение норм взаимоотношений между людьми - легче предупредить, или вылечить на начальном этапе, нежели бороться с хроническим заболеванием, давшим множество осложнений.

Воспитание человека начинается еще до его рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Начало воинского воспитания знаменуется призывом молодого человека на службу в Вооруженные Силы, продолжается на всем ее протяжении и заканчивается после его увольнения.

В результате всех выявленных конфликтов в том или ином подразделении можно составить план-конспект проведения занятия по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Основными учебными вопросами этого занятия будут следующие:

понятие нарушения уставных взаимоотношений между военнослужащими;

профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими как составная часть обеспечения безопасности военной службы.

Решение задачи обеспечения безопасности военной службы, предупреждения гибели и травматизма личного состава во многом зависит от организации профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими – это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) с целью достижения определённых привилегий «казарменного комфорта» за счёт военнослужащих первого года службы.

Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они выражаются в нарушении порядка и правил взаимоотношений военнослужащих, предусмотренных воинскими уставами, и находят своё проявление в моральном и физическом оскорблении (унижении) человеческого достоинства, крайней неуважительности и грубости.

Как показывает анализ, наиболее часто проявляющимися формами «неуставных взаимоотношений» являются:

перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы;

нанесение побоев;

словесные оскорбления;

отбирание денег, продуктов питания;

издевательства ради развлечения;

побуждение либо принуждение к совершению дисциплинарных проступков.

Чаще всего это происходит в вечернее и ночное время, на хозяйственных работах, в нарядах, когда ослаблен контроль над личным составом, в командировках, в караулах [32].

Внешними проявлениями наличия «неуставных взаимоотношений» в части (подразделении) являются:

молодые солдаты находятся в подавленном морально-психологическом состоянии, имеют неряшливый внешний вид, у них могут отсутствовать отдельные предметы обмундирования;

военнослужащие, занимающие главенствующее положение в воинском коллективе, выделяются пренебрежительным отношением к уставному порядку, нарушениями формы одежды, дисциплины строя. Их можно заметить по обособлению в столовой, по уклонению от выполнения хозяйственных работ и т.д. Для достижения своих целей они нередко используют физическое насилие или угрожают его применить.

Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений военнослужащих. Для того чтобы исключить сокрытие фактов грубых нарушений целесообразно систематически проводить телесный осмотр военнослужащих [17]. В приложении А представлена система работы командира по диагностике и профилактике нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Как показали исследования и опыт воспитательной работы, организаторы глумления и издевательств под видом борьбы со «стукачеством» пытаются наглухо закрыть прохождение информации от солдата к должностным лицам по фактам неуставных взаимоотношений.

Основные причины «живучести» этого негативного явления:

безнаказанность обидчиков;

низкий авторитет и действенность работы сержантского состава;

умышленное сокрытие командованием нарушений;

нежелание прослыть «стукачом»;

незнание офицерами реальной обстановки в подразделениях.

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими как составная часть обеспечения безопасности военной службы включает:

1. Диагностику (выявление) фактов нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. В интересах диагностики поведения применяются методы наблюдения, анализа документов, социологического опроса.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях его служебной деятельности, в неофициальной обстановке. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить, на первый взгляд, скрытые процессы в ходе прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения в общении с товарищами. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он даёт положительный результат. К документам, содержащим наибольшую информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключение медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники, служебные карточки и другие.

Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики поведения военнослужащих. В интересах выявления военнослужащих, склонных к нарушению уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения. Необходимо регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов с целью выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью других методов диагностики, определяются меры по предотвращению нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

2. Проведение организационно-воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях. Основными элементами этой работы являются:

наведение и поддержание уставного порядка и организации службы в части (подразделении);

последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных периодов службы, организация «наставничества» в подразделении, знание реального положения дел в воинском коллективе;

повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищённости [20].

Мерами по предупреждению неуставных взаимоотношений между военнослужащими являются следующие:

обеспечить соблюдение прав военнослужащих, установленных законодательством РФ и поддержание уставных взаимоотношений между ними;

определять в приказах, директивах и планах мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в числе приоритетных мер по предупреждению неуставных взаимоотношений и контролировать их выполнение;

оказывать постоянную помощь подчиненным командирам в устранении причин и условии правонарушений;

регулярно и объективно изучать и строго оценивать состояние работы по профилактике неуставных взаимоотношений в воинских коллективах;

учитывать эффективность принимаемых мер по недопущению сокрытия и повторяемости неуставных взаимоотношений;

активно использовать практику проведения судебных процессов в присутствии личного состава.

В свою очередь предлагаются следующие направления деятельности по предупреждению неуставных взаимоотношений между военнослужащими:

всестороннее изучение личного состава морально-психологического климата в воинских коллективах;

организация службы и быта военнослужащих в строгом соответствии с требованиями нормативных документов;

обучение должностных лиц методике ведения дисциплинарной практики;

принятие строгих дисциплинарных мер к лицам, допускающим моральные и физические оскорбления товарищей;

выявление микрогрупп, создание здорового ядра.

Задача предупреждения неуставных взаимоотношений должна решаться в единстве двух подходов:

организация нравственно зрелой жизнедеятельности военнослужащих;

открытая, конкретная борьба по пресечению факторов, способных привести к неуставным взаимоотношениям.

Ниже предлагаются основные задачи по профилактике неуставных взаимоотношений для основных управленческих должностей.

Командирам (начальникам):

обеспечивать неотвратимость наказания правонарушителей и гласность принимаемых к ним мер;

осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в интересах поддержания правопорядка и воинской дисциплины;

проводить в 10-дневный срок служебное расследование по всем выявленным фактам неуставных взаимоотношений, принимать по ним решения;

обсуждать результаты расследований с офицерами;

улучшить подбор и подготовку младших командиров.

Штабам:

планировать работу по предупреждению неуставных взаимоотношений и контролировать выполнение намеченных мер, ежемесячно подводить итоги этой работы;

организовывать изучение документов, определяющих меры по предупреждению неуставных взаимоотношений и внедрять их в повседневную деятельность;

оказывать помощь командирам подразделений в поддержании уставного порядка, выработке мер и внедрении передового опыта по предупреждению негативных явлений в воинских коллективах;

обеспечивать обучение лиц суточного наряда мерам по предупреждению неуставных взаимоотношений;

осуществлять прием и ввод в строй молодого пополнения.

Заместителям командиров по воспитательной работе:

принимать участие в разработке и реализации мер по предупреждению неуставных взаимоотношений;

обучать офицеров, прапорщиков, сержантов практике индивидуально-воспитательной работы;

изучать и анализировать общественное мнение в воинских коллективах, формировать негативное отношение военнослужащих к неуставным взаимоотношениям и готовить к противодействию им;

активизировать работу по правовому, патриотическому и нравственному воспитанию военнослужащих, организации их отдыха и досуга;

готовить обоснованные предложения и рекомендации командирам.

Начальникам медицинских служб:

оперативно информировать командиров о всех подчиненных им военнослужащих, обратившихся за медицинской помощью и поступивших на стационарное лечение в связи с полученными травмами;

в тот же день информировать об этом соответствующего военного прокурора.

Начальникам родов войск, отделов и служб:

осуществлять конкретные организационные и воспитательные меры по повышению уровня правопорядка и воинской дисциплины в войсках; - принимать упреждающие меры по предупреждению неуставных взаимоотношений;

лично проводить расследования по каждому факту неуставных взаимоотношений в подчиненных войсках.

Решение этих задач в полном объеме командирами всех степеней непременно приведет к уменьшению количества конфликтных ситуаций в подразделении, что приведет к нормализации трудовой деятельности в воинском коллективе. Для этого от командования требуется добросовестное проведение кропотливой работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в части. В приложении Б представлена система работы должностных лиц управления по созданию в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.


3.2 Основные направления воспитательной работы в части по сплочению воинских коллективов и формированию в них уставных взаимоотношений


Процесс формирования и сплочения воинского коллектива представляет собой выработку и складывание системы многообразных связей воинов и их групп внутри коллектива и коллективов между собой на основе организационной и духовной общности. Организационная общность военнослужащих обеспечивается организаторской деятельностью командиров, штабов, офицеров воспитательных органов. Она включает:

организационное оформление коллективов в соответствии с организационно-штатной структурой;

постановку перед членами коллектива единой задачи деятельности;

организацию служебной, учебно-боевой, общественно-социальной деятельности воинских коллективов, их быта и досуга.

Главное состоит в том, чтобы всеми формами воспитательной работы довести до сознания каждого военнослужащего государственную важность решаемых задач. Опыт передовых воинских коллективов показывает, что важно добиваться глубокого понимания каждым воином того, что только дружный, сплочённый воинский коллектив может осилить задачи, стоящие перед частью, подразделением.

Более сложный характер носит деятельность по духовному сплочению воинских коллективов. Она связана с формированием таких духовных, нравственных, социально-психологических основ, которые делают воинский коллектив способным решать любые по сложности и содержанию задачи [29].

Деятельность командиров, офицеров воспитательных органов, информационного и социально-правового актива по духовному сплочению воинских коллективов предполагает:

государственно-патриотическое сплочение личного состава;

установление и поддержание в каждом воинском коллективе здоровой нравственно-психологической атмосферы;

поддержание твёрдого уставного порядка взаимоотношений;

воспитание воинов на национальных традициях, традициях народов Российской Федерации, Вооружённых Сил РФ, соединения и части;

формирование высокого общественного мнения, высокой требовательности и взыскательности в воинском коллективе.

Важным является умение правильно выбрать в каждом конкретном случае соответствующие тому или иному воинскому коллективу направления работы по его сплочению. Для этого необходимо глубоко изучать жизнь коллектива, знать его вдоль и поперёк (уметь безошибочно определять по любому вопросу, в любой момент настроение массы, её действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить без тени фальшивой идеализации, степень её сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков и пережитков, уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением её нужд).

Деятельность командиров, офицеров воспитательных органов по формированию уставных правил отношений между военнослужащими в полку (на корабле) осуществляется по ряду взаимосвязанных направлений, каждое из которых нацелено на конкретную сторону воспитания личности воина. В приложении Г представлены мероприятия по предупреждению неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, проводимые командиром подразделения.

Важное место в этой работе должно отводиться государственно-патриотическому воспитанию воинов. В области государственно-патриотического воспитания можно выделить такие мероприятия воспитательной работы по формированию уставных взаимоотношений между военнослужащими, как:

разъяснение личному составу государственно-правовых положений, характера взаимоотношений между людьми в правовом государстве;

разъяснение сущности уставного порядка взаимоотношений между военнослужащими;

разоблачение антисоциальной сущности неуставных взаимоотношений и другие.

Основной формой государственно-патриотического воспитания выступают занятия по общественно-государственной подготовке со всеми категориями военнослужащих. Опыт показывает, что в тематике общественно-государственной подготовки целесообразно до 10-15% занятий напрямую связывать с проблемами взаимоотношений между военнослужащими, до 25-30% - с вопросами войскового товарищества. При этом старший офицер по общественно-государственной подготовке и информированию части под руководством заместителя командира по воспитательной работе готовит методические рекомендации в качестве помощи руководителям групп занятий по общественно-государственной подготовке об умелом использовании изучаемых тем в целях воспитания у сержантов и солдат сознательного подхода к установлению правильных взаимоотношений в воинских коллективах, налаживается контроль за их выполнением, помощь, обмен опытом.

В государственно-патриотическом воспитании личного состава командира, офицеры воспитательных органов широко используют также весь арсенал форм и методов информационно-воспитательной и культурно-досуговой работы. На формирование уставных взаимоотношений нацеливаются социально-политическое и правовое информирование, диспуты, дискуссии, обсуждение материалов периодической печати, кинофильмов (например: "Сто дней до приказа", "Стройбат", "Казарменная история", "Отставший от строя" и т.п.), видеофильмов, лекции, беседы, тематические вечера и другие формы [18].

Заместитель командира полка по воспитательной работе должен налаживать работу по сбору и анализу информации, как об отдельных поступках военнослужащих, так и об отношениях, складывающихся между воинами в коллективах. Информация подобного рода должна аккумулироваться у военного психолога полка, который регулярно представляет её обобщённые данные заместителю командира полка по воспитательной работе, знакомит с ней командиров и их заместителей по воспитательной работе подразделений, на основе полученных выводов вырабатывает рекомендации по комплектованию подразделений личным составом, совершенствованию воспитательной работы по сплочению воинских коллективов и формированию в них уставных правил взаимоотношений.

В тесной взаимосвязи с государственно-патриотическим воспитанием осуществляется воинское воспитание военнослужащих, его ориентация на формирование уставных взаимоотношений в воинских коллективах. А именно:

на разъяснение требований военной присяги и воинских уставов о взаимоотношениях между военнослужащими и убеждение личного состава в необходимости их строгого соблюдения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.