![]() |
|
|
Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой частина укрепление дружбы и войскового товарищества в воинских коллективах; на пропаганду боевых традиций Вооружённых Сил, соединения, части, примеров взаимовыручки в боевой обстановке; убеждение личного состава в необходимости неукоснительного выполнения приказов и распоряжений командиров и начальников, воспитание уважения к ним; обеспечение единства требований командиров и начальников к подчинённым; поддержание твёрдого уставного порядка и др. К основным мероприятиям работы должностных лиц части по формированию уставных взаимоотношений в процессе воинского воспитания можно отнести: конкурсы и викторины на знание воинских уставов, встречи участников боёв в Республике Афганистан, Чеченской Республике и других горячих точках, вечера боевой славы. Немало возможностей в формировании уставных взаимоотношений заложено в процессе учебно-боевой деятельности, в создании на занятиях и учениях ситуаций, когда усилия одного воина сознательно дополняются трудом всех воинов, поощряется инициатива, взаимопомощь, взаимовыручка. Решению рассматриваемой проблемы способствуют правильная организация распорядка дня, караульной и внутренней служб, обслуживание техники. Наличие уставного порядка в подразделениях и части перекрывает многие каналы для попыток некоторых воинов создать себе привилегированное положение в коллективе. Поэтому при работе с суточным нарядом офицеров воспитательных органов полка важно нацеливать на недопустимость нарушений уставных правил взаимоотношений в воинских коллективах, пресечение их и немедленную информацию по команде. В области нравственного воспитания работа командиров, штабов, офицеров воспитательных структур по формированию уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, как показывает войсковая практика, осуществляется по следующим направлениям: разъяснение военнослужащим сущности, норм и правил общечеловеческой морали, убеждение в необходимости их соблюдения; развитие у военнослужащих высоконравственных качеств личности, чувства долга, чести, достоинства, уважения к своим товарищам; создание в коллективах здорового общественного мнения и другие. В практике воспитательной работы важно учитывать, что у молодых людей мнение об армии, взаимоотношениях военнослужащих складывается ещё до призыва (из литературы, кинофильмов, телепередач, рассказов старших товарищей, СМИ). Различного рода измышления и клевета об атмосфере в армии, неуставных взаимоотношениях, которые не сходят со страниц газет и журналов не могут не отразиться на сознании воина. Военнослужащим навязывается мысль о противоречиях между рядовым и офицером составом, между генералами и офицерами. Здесь важно установить взгляды и установки воинов, использовать все способы и приёмы для разоблачения носителей ложных взглядов, активного воздействия на микрогруппы и их лидеров, формирования здорового общественного мнения. Общепринятыми формами правового воспитания выступают: юридический всеобуч; выступления военных юристов перед личным составом; индивидуальные беседы командиров, офицеров-воспитателей, военных юристов с военнослужащими, склонными к казарменному хулиганству; применение прокурорских воздействий за нарушение законов; организация юридических консультаций и другие. Положительно зарекомендовали себя в войсках единые дни правового информирования, работа вокруг уголков правовых знаний и стендов с информацией об осуждённых военнослужащих, вокруг приказов с обсуждением приговоров военного суда об осуждении военнослужащих за глумления и издевательства. В качестве отдельных направлений правового воспитания военнослужащих по формированию уставных правил взаимоотношений между ними можно выделить и такие, как: правовая защита неприкосновенности личности воина, обеспечение неотвратимости ответственности за правонарушения и их сокрытие; воспитательное обеспечение судебных процессов, где рассматриваются дела о преступлениях, связанных с глумлениями и издевательствами над сослуживцами, неуставными взаимоотношениями (оно осуществляется по отдельным планам на каждый процесс) и др. В области интернационального воспитания командирам и офицерам воспитательных органов необходимо: изучать и учитывать в воспитательной работе национально-психологические особенности воинов, а также процессы, происходящих в различных регионах страны; формировать у военнослужащих культуру межнационального общения; осуществлять комплекс мер по профилактике конфликтов на национальной основе и др. Профилактика конфликтных ситуаций, возникающих на национальной основе в многонациональных воинских коллективах основывается на признании существования или влияния в коллективе национальных и земляческих групп. Причиной такого разделения является не столько принадлежность к определённому географическому региону, сколько различия в национальных культурах. Командирам и офицерам воспитательных органов, прежде всего, следует определить, сколько и каких национальностей и земляческих микрогрупп имеется в подразделении, части, какова их направленность, есть ли в них общепризнанные лидеры, кто пользуется у соотечественников наибольшим авторитетом и почему, каково в этих группах общественное мнение, сложившееся по отношению к военнослужащим других национальностей. Для решения данного круга задач существует немало методов. Среди них – метод наблюдения и фиксирования результатов в педагогических дневниках заместителей командиров подразделений по воспитательной работе и у военного психолога полка, сбор информации по вопросам взаимоотношений в процессе бесед с воинами, на занятиях по общественно-государственной подготовке, в дискуссиях и других формах общения, при проведении вечеров вопросов и ответов, анкетировании и опросах. Опыт работы командиров и офицеров воспитательных органов передовых частей свидетельствует: в связи с исключительной неустойчивостью общественно-политического сознания, его зависимости от межнациональных отношений в республиках самым действенным средством влияния на общественное мнение в национальных группах служит индивидуально-воспитательная работа с их неформальными лидерами, наиболее авторитетными воинами. Усилия, затраченные на их воспитание и ориентирование, с успехом компенсируются тем, что другие военнослужащие данной национальности следуют примеру своего "национального" лидера. Другая эффективная форма профилактики межнациональных конфликтов – создание или инициирование образования в подразделениях или в полку неформальных управляющих структур типа "солдатских советов национальностей", разумеется на открытой и гласной основе под контролем командиров и офицеров воспитательных органов. В таком случае национальные микрогруппы выбирают и делегируют в "совет" своих представителей. Конечно, при этом приходится идти на, своего рода узаконивание, легализацию существования национальных и земляческих групп, но это лучше, чем игнорирование данного факта вообще. В работе с верующими командирам, офицерам воспитательных органов важно: знать верующих воинов и учитывать в индивидуальной работе их религиозные особенности; воспитывать у всего остального личного состава уважительное отношение к верующим воинам; осуществлять профилактику конфликтов на религиозной основе, исключать в коллективах оскорбления религиозных чувств верующих и др. [30]. Таким образом, как показывает практика и научные исследования, положительных результатов в воспитательной работе по формированию уставных взаимоотношений в воинских коллективах можно достичь при условии комплексного подхода к воспитанию воинов, планомерном, систематическом и непрерывном осуществлении всех видов воспитания с каждым военнослужащим, умелом сочетании массовых и индивидуальных форм работы. Организатором воспитательной работы в полку, в том числе и по сплочению многонациональных воинских коллективов и формированию в них уставных взаимоотношений является заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе. В приложении Д представлен порядок работы с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины. О наличии неуставных взаимоотношений между военнослужащими в подразделении (части) могут свидетельствовать следующие признаки: неряшливый внешний вид молодых солдат, отсутствие у них отдельных предметов или наличие старых атрибутов формы одежды; выполнение молодыми воинами тяжёлых, малопривлекательных работ в то время, когда все заняты культурно-досуговыми, спортивными мероприятиями или в свободное от службы время; замкнутость отдельных военнослужащих и попытки скрыть последствие травм, побоев; общественная пассивность; ссадины, травмы, опухоли, синяки и т.д. При этом далеко не всегда всё сводится к формуле "молодых обижают старослужащие". Неуставные взаимоотношения могут допустить и военнослужащие первой половины года службы, если их большинство в роте, батарее и они земляки или представители одной национальности. Как быть, если есть неуставные взаимоотношения? Методика работы заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе представляется следующим образом: немедленно организовать работу с конкретным носителем неуставных взаимоотношений и пострадавшим; лично глубоко расследовать причины и условия происшедшего, его последствия; побеседовать с командиром подразделения и его заместителем по воспитательной работе, свидетелями случившегося, лицами суточного наряда; доложить командиру полка, заместителю командира дивизии по воспитательной работе, военному прокурору; в соответствии с полученными выводами расследования выработать меры воспитательного, дисциплинарного воздействия на воинов, виновных в нарушении уставных правил взаимоотношений; определить комплекс мер воспитательной работы со всем личным составом подразделения и части. Таблица 3.1 – Перечень основных мероприятий, рекомендуемых для подготовки и проведения в воинских подразделениях в целях предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
Представленный перечень основных мероприятий, рекомендуемых для подготовки и проведения в воинских частях (подразделениях) в целях предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, является основой поддержания воинской дисциплины и внутреннего порядка в каждом подразделении. В результате осуществления данных мероприятий межличностные конфликты в части будут сведены к минимуму. Все указанные направления воспитательной работы в части по сплочению воинских коллективов и формированию в них уставных взаимоотношений являются неотъемлемой частью деятельности командиров и начальников по предупреждению будущих и предотвращению существующих конфликтных ситуаций в подразделении. Сплочение воинского коллектива является наиболее важным и трудоемким участком работы должностных лиц и требует от них постоянного внимания, изучения и влияния. Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, позиций партнёров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний. Конфликты препятствуют поддержанию высокой боевой готовности воинской части в целом и требуют вмешательства. Но также следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни части, служа своего рода барометром, определяющим благополучность отношений между военнослужащими, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени. Командир должен быть в курсе происходящего в его подразделении и контролировать ситуацию. Так, он не должен допускать столкновения полномочий между военнослужащими. В воинской части конфликты: ведут к разобщённости и ухудшению социально-психологического климата в коллективе; снижают мотивацию военнослужащих; ведут к снижению эффективности отдельных военнослужащих и целых подразделений; подрывают доверие к командованию. Конфликт - явление многоуровневое, и его регулирование в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от личностных характеристик работников, их профессиональной деятельности и должностного уровня. В целом, управление конфликтом должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избегания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого военнослужащего, так и для дальнейшего поддержания боевой готовности части в целом. Важным условием укрепления уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской работы командиров всех звеньев, их профессиональный опыт, ответственное отношение к исполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и к подчиненным, сочетаемая с заботой о них. Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений является главным условием высокой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постоянной готовности к выполнению боевых задач. Укреплению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная деятельность по воинскому, правовому и нравственному обучению военнослужащих, строгое соблюдение правил, установленных законами и воинскими уставами РФ, постоянное обеспечение командирами и начальниками улучшения быта своих подчиненных, улучшение их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, своевременная реакция на малейшее проявление "дедовщины", "землячества" и других неуставных традиций. Сплочение воинских коллективов, формирование в них уставных взаимоотношений и профилактика нарушений их правил является важным участком в деятельности командиров и офицеров органов воспитательной работы по обеспечению высокой боевой готовности и боеспособности полка, а в боевой обстановке – выполнения боевых задач. Центральное место в деле сплочения воинских коллективов и формирования в них уставных взаимоотношений принадлежит планомерной, непрерывной и целеустремленной воспитательной работе со всеми категориями военнослужащих, сочетанию организаторской и информационной работы, комплексному осуществлению государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, интернационального и религиозного воспитания, сочетанию массовых форм с индивидуальными, осуществлению обучения и воспитания как руководителей, так и подчиненных. Командиры частей и подразделений должны постоянно вести активную деятельность по повышению уровня дисциплины и организованности военнослужащих. Все эти компоненты являются надежным гарантом Вооруженных Сил в выполнении возложенных на них ответственных задач по защите нашей Родины. Список использованных источников 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с. 2. Аширов Д. А. Управление персоналом. – М.: Изд.: ММИЭИФП, 2003. – 135 с. 3. Барабанщиков А.В. Основные направления воспитательной работы в части по сплочению воинских коллективов. – М.: Воениздат, 2006. – 362 с. 4. Бондарев И.Н. Психология и педагогика военного управления: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд. ВВИА им. В.В. Жуковского, 2002. – 130 с. 5. Вишневская А.В. Конфликтология: Курс лекций. – М.: Менеджмент, 2007. – 82 с. 6. Дисциплинарный устав ВС РФ. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 136 с. 7. Дряхлов В.С., Кравченко А.В., Щербина Д.А. Социология труда. – М.: Социология, 2001. – 482 с. 8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е издание. - СПб.: Питер, 2003. – 400 с. 9. Захарова О.В. Предотвращение конфликтов на стадии подбора персонала // Кадровый менеджмент. – 2005. – № 9. – С. 16. 10. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. – М.: Воениздат, 2006. – 174 с. 11. Кантонистов М.И. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. – М.: ГУВР ВС РФ, 2009. – 172 с. 12. Кантор В. Е., Маховикова Г. А. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2009. – 208 с. 13. Карелина А.А. Психологические тесты. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 248 с. 14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 638 с. 15. Киселев Ю.А. Организационно-методические указания по воспитательной работе в Вооружённых Силах РФ. – М.: Воениздат, 2009. – 228 с. 16. Котельников В.А. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделениях. – М.: Воениздат, 2007. – 164 с. 17. Кулаков В.Ф., Калита А.Н., Мулюкин И.Г. Воинская дисциплина и пути её укрепления. – М.: ГУ по работе с л/с, 2006. – 348 с. 18. Лазарев В.П., Федотов А.А. Педагогические основы формирования уставных взаимоотношений личного состава полка. – М.: ГУ по работе с л/с, 2007. – 186 с. 19. Ларионов В.Г. Мельниченко О.Н. Управление трудовыми конфликтами: Российское предпринимательство. – М.: Конфликтология, 2003. – 236 с. 20. Леонов П.А. Культура взаимоотношений военнослужащих: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Изд. РВИРВ им. М.И. Неделина, 2004. – 262 с. 21. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры: Третье издание. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 136 с. 22. Лукин Ю. Ф. Конфликтология: Управление конфликтами. – М.: Академический проект, Трикста, 2007. – 800 с. 23. Малкин С.Н. Конфликтология: Информационно-методический сборник. – М.: ЦВСППИ, 2002. – 198 с. 24. Мартынова Р. В. Основы организационного поведения. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, МОДЭК, 2008. – 272 с. 25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2005. – 720 с. 26. Морозов А.В. Выбор эффективного стиля поведения в конфликте. – СПб.: Элитариум. Центр дистанционного образования, 2008. – 142 с. 27. Мухин Д.В., Неваев П.С. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). – М.: Воениздат, 2001. – 256 с. 28. Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 510 с. 29. Панов В.П., Дедюев Н.И. “Уставные взаимоотношения между военнослужащими и правовые средства их укрепления”. – Ростов н/Д: Изд. РВИРВ им. М.И. Неделина, 2002. – 288 с. 30. Пикулев В.А., Савкин Ю.С. Сплочение многонациональных воинских коллективов: опыт, проблемы, методика. – М.: ГУ по работе с л/с, 2008. – 254 с. 31. Поскони М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент: Пер. с англ. – М.: Дело, 2005. – 628 с. 32. Прокопенко А.С., Фролов К.В. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. – М.: ГУ по работе с л/с, 2002. – 252 с. 33. Пугачев В. П. Руководство персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 416 с. 34. Рутицкая В.А. Конфликты в организации: пути преодоления. – HR-Portal: Справочник кадровика. – М., 2008. - 158 с. 35. Самоукина Н.В. Конфликт под управлением // Кадровое Дело. – 2004. – № 6. – С. 32. 36. Строевой устав ВС РФ. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 198 с. 37. Устав внутренней службы ВС РФ. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 218 с. 38. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 168 с. 39. Уткин Э. А. Конфликтология: Теория и практика. – М.: Экмос, 2000. – 272 с. 40. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. – М.: Изд. Вернера Регена, 2007. – 296 с. 41. Шипилова А.И. Искусство конструктивно разрешать конфликты // Кадры предприятия. – 2002. – № 3. - С. 38 – 39. 42. Шипилова А.И. Профилактика конфликтных ситуаций в коллективе // Кадры предприятия. – 2004. – № 10. – С. 72 – 76. 43. Э.Э. Линчевский Мастерство управленческого общения. – М.: Организационное управление, 2001. – 408 с. 44. Яценко В.А. Поведение человека в производственных конфликтах // Менеджер по персоналу, 2006. - № 2. - С. 23 – 25. Деятельность командира по диагностике и профилактике нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Рисунок А.1 – Система работы командира по диагностике и профилактике нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Деятельность должностных лиц управления по созданию в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы и предупреждению нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими Таблица Б.1 - Система работы должностных лиц управления по созданию в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
Укрепление правопорядка и воинской дисциплины в подразделении Таблица В.1 – Документы, руководствующие укрепление правопорядка и воинской дисциплины в подразделении
Структура деятельности командира по предупреждению неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими Таблица Г.1 – Мероприятия по предупреждению неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, проводимые командиром подразделения
Порядок работы с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины Таблица Д.1 – План занятий с личным составом, склонным к нарушению воинской дисциплины
Вместо последнего завершающего занятия может быть спланирована кроссовая подготовка, тренаж по РХБЗ. Эффективно в заключении занятия в течении 15-20 мин. отработка перебежек и переползаний на время. В выходные дни – характер занятий менее интенсивный, растянутый по времени. Нарушители могут выполнять отдельные работы, занятия по строевой подготовке только под барабан. В завершении занятий военнослужащие, склонные к нарушению воинской дисциплины смотрят фильмы на правовые темы. видеофильмы об осуждённых военнослужащих за воинские преступления по материалам открытых судебных заседаний или учебные фильмы о возможностях армий вероятного противника. Изучение любой теоретической темы заканчивается опросом. Наиболее нерадивые подвергаются взысканиям. Нарушители исключаются из списков при коренном изменении отношения к службе по рапорту, подписанному прямым начальником от командира отделения до командира подразделения (начальника службы) в конце месяца после сдачи зачётов, содержание которых определяет командир части. Нарушители, твёрдо ставшие на путь исправления, могут в особых случаях быть освобождены от занятий через 15 дней. Занятия продолжаются, даже если в группе состоит 1 человек. Порядок занятий может быть изменён только командиром части. Занятия могут планироваться в ночное время с обязательным предоставлением в таком случае времени отдыха днём. Ночью нарушители проверяются не менее 3-х раз путём подъёма и проверки документов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |