реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Крутая шпора

Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков

колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских

учреждений и учебных заведений, других государственных, кооперативных,

общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может

производиться при условии строительства по их желанию жилых,

производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном

объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации

предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча

земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Тема 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?

Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право

природопользования». Природопользование как фактическое использование

человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей

природной среды было всегда, независимо от форм организации человеческого

общества и этапов его развития, поскольку человек как часть природы вне

природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же

природопользования возникло лишь на определенном этапе развития

человеческого общества вместе с возникновением государства и такого

регулятора общественных отношений, как право. Если под природопользованием

понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей

природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их

использование, которое урегулировано нормами права.

Право природопользования - это один из фундаментальных институтов

экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного,

горного, водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового

регулирования использования природных ресурсов и других природных объектов,

их охрану и воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии

государства на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего

юридического института и правомочия субъектов права и в настоящее время.

В правовой литературе различают право природопользования как юридический

институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как правовой

институт природопользование представляет собой систему норм права,

определяющих характер и порядок использования природных богатств. Как

правомочие природопользование есть субъективное право того или иного

участника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.

Право природопользования может быть классифицировано по различным

критериям: основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и

др. Особый интерес представляет классификация права природопользования по

его объектам, поскольку она охватывает обширный круг общественных

отношений, имеющих значение не только в экологическом, но и в земельном,

горном, водном, лесном и иных природоресурсных отраслях права. По данному

основанию различают право землепользования, недро-пользования,

водопользования, лесопользования и др.

Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру

и основаниям его возникновения. По данному критерию различают право общего

и специального природопользования.

Что понимается

под общим и специальным природопользованием?

Право общего природопользования признается за всеми субъектами (потому оно

и именуется общим). Для его осуществления не требуется какого-либо особого

разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта

права, каждого гражданина и принадлежит ему в силу его естественных

потребностей в использовании тех или иных свойств и качеств окружающей

природной среды. Такое право возникает не на основе каких-либо специальных

разрешений, а в силу самого закона или иных нормативных правовых актов.

Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют

право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для

общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или

муниципальной собственности, использовать находящиеся на них природные

объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также

собственником соответствующих земельных участков. Аналогичные нормы

содержатся в Водном кодексе РФ (ст. 27), Лесном кодексе (ст. 21) и др.

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется

гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений

(лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования

является одним из эффективнейших способов государственного регулирования

природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст.

18) предусмотрена выдача лицензий на комплексное природопользование, под

которым понимается пользование природными комплексами в определенных

территориальных границах. Лицензии на комплексное природо-; пользование

выдаются специально уполномоченными на то государственными „.органами

Российской Федерации в области охраны окружающей природной -среды с

указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по

^Использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых

опускается их использование и последствий несоблюдения этих требований.

Тема 7

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Что такое экологическая безопасность и каковы ее виды?

Понятие экологической безопасности прочно и, очевидно, навсегда вошло и в

научный оборот, и в повседневную практику, хотя и не получило еще

достаточного законодательного закрепления.

Основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации — в статье

72 предусматривает, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды

и обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению

Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическая безопасность — это один из видов безопасности вообще.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» безопасность

- это состояние защищенности важных интересов общества и государства от

внутренних и внешних угроз. Исходя из этой общей дефиниции экологическую

безопасность можно определить как состояние защищенности человека,

общества, государства и окружающей среды от негативного природного и

техногенно-го воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми,

экономическими, научно-техническими и иными средствами и способами.

Каковы основные принципы обеспечения экологической безопасности?

Основными принципами обеспечения экологической безопасности, то есть

руководящими

1»даеями, лежащими в основе этой деятельности, которые нашли то или иное

ряражение и закрепление в нормативных правовых актах, являются:

• презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяй-

|.ственной деятельности;

обязательность экологической экспертизы производственно-хозяйст-fiBCHHoft и

иной деятельности, представляющей или могущей представлять |н экологическую

опасность;

- осуществление такой деятельности возможно лишь при наличии поло-|:

жительного заключения экологической экспертизы; | - - обязательное

лицензирование производственно-хозяйственной дея-

•.• тельности, представляющей экологическую опасность;

;;; - запрещение, приостановление или ограничение всякой экологически

• опасной деятельности;

- государственный и общественный надзор и контроль за обеспечением А.

экологической безопасности.

, Названные принципы обеспечения экологической безопасности, сфор-,:

мулированные в самой общей форме, могут быть уточнены и конкретизиро-

• ваны применительно к тем или иным видам производственно-хозяйственной и

иной деятельности.

: г Учитывая огромный объем разнообразных отношений, охватываемых

институтом экологической безопасности, они могут быть конкретизированы ,и

классифицированы по тем или иным основаниям: по объектам экологической

безопасности; средствам, оказывающим негативное влияние на окружающую

природную среду; территориям, на которых проводятся те или иные меры по

обеспечению экологической безопасности, и др.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» экологически

неблагополучные ситуации по степени опасности для окружающей природной

среды, здоровья населения, состояния естественных экологических систем,

генетических фондов растений и животных подразделяются на два вида:

чрезвычайные экологические ситуации и зоны экологического бедствия. Первыми

объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и

иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в

окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию

естественных экологических систем, генетических фондов растений

:,И животных. Ко вторым относятся участки территории страны, где в резуль-

•:. tare хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые

•^изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существен-|: ное

ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение

естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. >;.:.jA,

Представляется возможным использовать деление чрезвычайных экологи-Ч^Ческих

ситуаций на указанные виды по степени их опасности для окружаю-|Щей

природной среды, для здоровья человека и для территории и в целях

й}?ссификации экологической безопасности, подразделив ее на: глобальную,

**™"тывающую всю нашу планету; национальную, касающуюся экологической

пасности отдельно взятого государства; региональную, применительно к

тем или иным регионам государств; местную, касающуюся отдельных местностей;

индивидуальную, когда речь идет об экологической безопасности индивидуума;

человека, гражданина, его жилища, гарантиях и защите его экологических прав

и законных интересов в данной области.

Каковы объекты и субъекты экологических правоотношений по обеспечению

экологической безопасности?

Основными объектами экологической безопасности являются: человек, его

объединения и общество в целом; государство; окружающая природная среда и

ее составляющие - отдельные природные объекты, экосистемы, особо охраняемые

природные территории и др.

Как предусмотрено Российской Конституцией (ст. 2), человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и

свобод гражданина - обязанность государства. Под охрану государства и права

в данной сфере поставлено прежде всего здоровье человека, а также его

имущество и законные интересы, что нашло отражение в ряде нормативных

правовых актов. Так, в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. «О санитарно-

эпидемио-логическом благополучии населения» такое состояние население, а

следовательно, и человека определено как состояние его здоровья, среды

обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на

человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности

(статья 1 Закона).

В Законе «Об охране окружающей природной среды» также уделено определенное

внимание охране природных объектов, которые подразделяются на две группы:

объекты, подлежащие охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения,

разрушения на территории Российской Федерации и республик в ее составе и

особо охраняемые объекты. К первой группе отнесены: земля, ее недра,

поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная

растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, ландшафты. Во

вторую группу объектов входят: государственные природные заповедники,

природные заказники, национальные природные парки, памятники природы,

редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и

места их обитания.

Говоря о гражданах, их общественных и иных организациях и государстве как

объектах правоотношений по обеспечению экологической безопасности, следует

добавить, что они в то же время являются важнейшими субъектами указанных

правоотношений, то есть носителями прав и обязанностей в соответствующих

сферах обеспечения экологической безопасности. Необходимо также иметь в

виду, что такая «двойственность» свойственна не только гражданам, их

объединениям и государству, но и таким формированиям, как государственные

природные заповедники, национальные парки, заказники и т.п., которые также

представляют собой и объекты правоотношений по экологической безопасности,

и субъекты этих отношений. Что же касается таких природных объектов, как

земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, то они, как

и окружающая природная среда в целом, не обладая правосубъектностью,

выступают только в качестве объектов соответствующих правоотношений.

ЙГема 8

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Понятие государственного регулирования

природопользования

и охраны окружающей среды

Под государственным регулированием в сфере природопользования и охраны

окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению

рационального природопользования и охраны окружающей среды.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на

усиление в современный период экономических методов управления, роль

административно-правового механизма в охране природной среды остается

значительной и во многом определяющей. Необходимо также иметь в виду особую

специфику организации управления в сфере использования и охраны природных

ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражаюигуюся в комплексном

подходе к их использованию и охране, в разделении хозяйственно-

организаторских и контрольно-надзорных полномочий.

Каковы основные функции государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей среды?

Основными функциями государственного регулирования в области

природопользования и охраны окружающей природной среды являются:

- нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране

окружающей природной среды;

- организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование,

финансирование, лицензирование;

- мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением

природоохранительного законодательства.

Каковы основные методы государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей природной среды? Основные методы государственного

регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды,

определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, —

административные и экономические методы. Если для первых характерными

являются отношения власти и подчинения, то для вторых - экономическое

стимулирование их деятельности по рациональному использованию и охране

природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Для периода перехода к рыночной экономике типично резкое усиление

экономических методов в регулировании общественных отношений вообще, в том

числе и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Однако ни о какой замене, и тем более исключении административных методов в

данной сфере отношений не может быть и речи. Напротив, несмотря на широкое

распространение разнообразных экономических методов в данной сфере

отношений, административно-правовое регулирование и административные методы

охраны и обеспечения рационального использования природных ресурсов

сохраняют свое значение. Применяются такие методы управления, как

предписания, запреты и дозволения. Большое место в деятельности

природоохранных органов занимает выдача соответствующих разрешений на

использование природных ресурсов (лицензирование), согласование тех или

иных видов деятельности, рекомендации по рациональному использованию

и охране окружающей природной среды.

Какова система органов исполнительной власти

в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной

среды - задача всего государственного механизма, всех государственных

органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются специально

уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение

рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей

природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72),

природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической

безопасности, особая охрана определенных природных территорий, охрана

памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской

Федерации и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных

образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфе-|ре

природопользования и охраны окружающей среды является деление их i-да

органы-общей и специальной компетенции. К первым на федеральном |уровне

относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собра-| ние,

Правительство РФ; ко вторым - министерства Российской Федерации,

государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские

агентства, федеральные надзоры России.

Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и

функции органов специальной компетенции. Так, в соответствии с "Указом

Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. «О системе

федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Министерство

охраны окружающей среды и природных ресурсов, Комитет Российской Федерации

по водному хозяйству и Комитет Российской Федерации по геологии и

использованию недр и на их базе были образованы Министерство природных

ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской

Федерации по охране окружающей среды и природных ресурсов. Было установлено

также, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения

Правительства Российской Федерации для осуществления полномочий указанных

органов в регионах. Создание, реор-' ганизация и ликвидация указанных

территориальных органов, назначение на должность и освобождение от

должности их руководителей осуществляется соответствующим федеральным

органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной

власти субъектов Российской Фе-.дерации. Содержание территориальных

подразделений федеральных органов исполнительной власти осуществляется за

счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное

управление, кроме территориальных органов федеральных органов

исполнительной власти, финансируемых по другим статьям бюджета.

Совершенствование системы органов исполнительной власти в области

использования и охраны окружающей природной среды продолжается и по сей

день. Так, Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О

структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены:

Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике,

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды,

Федеральная служба лесного хозяйства России. Образована федеральная служба

земельного кадастра России, которой была передана '"еть функций

упраздненного Государственного комитета Российской Фе-:рации по земельной

политике. Министерству природных ресурсов Рос-мйской Федерации были

переданы функции упраздненных Государствен-i комитета Российской Федерации

по охране окружающей среды и ;ральной службы лесного хозяйства России. В

связи со значительным [прением функций указанного министерства была

существенно измене-Есгруктура его органов. На основании Постановления

Правительства Рос-""тской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495 «Вопросы

Министерства при-

родных ресурсов Российской Федерации» в ведение данного министерства были

переданы по состоянию на 1 апреля 2000 г. организации, находившиеся в

ведении упраздненных Государственного комитета Российской Федерации по

охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России/Кроме

того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от

14 сентября 2000 г. «О внесении дополнений в Постановление Правительства

Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495» было принято предложение

Министерства природных ресурсов Российской Федерации о формировании в

министерстве и его территориальных органах на основе подразделений,

осуществлявших специальные функции управления в сфере природопользования и

охраны окружающей природной среды, соответствующих блоков: государственной

водной службы, государственной лесной службы и государственной службы

охраны окружающей природной среды под руководством первых заместителей

министра.

Были также внесены существенные изменения в нормативные акты, определяющие

правовой статус данного министерства. Так, Постановлением от 22 сентября

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.