![]() |
|
|
Экологическая экспертиза в Россиии схем детальной планировки и т. д.); 4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; 5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико- экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов. 2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. 3. Требования к содержанию деятельности по оценке воздействия на окружающую среду 3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены: 1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта; 2) разумные альтернативы намечаемой деятельности; 3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии; 4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках; 5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив; 6) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений; 7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа. 3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России. 4. Обязанности участников проведения ОВОС 4.1. При проведении ОВОС: 1) инициатор/инвестор: обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС; 2) инвестор/заказчик: организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации; осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности; 3) разработчик (в пределах своей компетенции): проводит ОВОС; рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации. 4.2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности: 1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации; 2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности; 3) принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления. 5. Общественные слушания 5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки: 1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; 2) достоверности представленных результатов ОВОС; 3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия. 5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные, слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях: 1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях; 2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных, последствий реализации хозяйственных и иных решений; 3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности. 5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся: 1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер; 2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации. 6. Ответственность за правонарушения Инициатор/заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” (раздел XIII) несут ответственность за: 1) невыполнение правил проведения ОВОС; 2) нарушение процедуры оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации; 3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них. Приложение к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке 1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более. 2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. м3/год и более. 3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более. 4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки). 5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3/год и более. 6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью: 1) асбестоцементных продуктов — 20 тыс. т и более; 2) фрикционных материалов — 50 т и более: 3) других видов применения асбеста — 200 т и более. 7. Предприятия химической промышленности всех видов. 8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более. 9. Крупные склады для хранения 50 тыс. м3 и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. 10. Микробиологические производства. 13. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика). 14. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии: 1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более; 2) все коксовые печи; 3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более; 4) установки для производства стали из металлических руд мощностью 200 тыс. т/год и более; 5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более; 6) установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более. 13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии: 1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более; 2) все коксовые печи и коксохимические производства; 3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более; 4) установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более. 14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов. 15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии. 16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер. 17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры. 18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов. 20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно- посадочной полосы 1500 м и более. 21. Метрополитены. 22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более. 23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более. 24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 км2 и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов. 25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки. 26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м3/год и более. 27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля: предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более; предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более; предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более; крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях. 28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий. 29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. 30. Крупные животноводческие комплексы мощностью: 1) свиноводческие – 30 тыс. голов и более; 2) по откорму молодняка крупного рогатого скота – 2 тыс. голов и более; 3) молочные – 1200 коров и более. 31. Звероводческие комплексы. 32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более. 33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий. Вопросы и задания к разделу 4.1.4 1. Дайте определения ОВОС и сформулируйте задачи оценок воздействия. 2. Разграничьте области применения ОВОС как процедуры принятия решений и ОВОС – исследования негативных воздействий на окружающую среду. 3. Определите содержание деятельности по оценке воздействия на окружающую среду промышленных проектов. 4. Перечислите виды и объекты хозяйственной деятельности, при строительстве и проектировании которых ОВОС проводится в обязательном порядке. 5. Определите обязанности участников проведения ОВОС. 6. Определите различия между ОВОС и экологической экспертизой 4.1.5. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности Утверждена приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539 Содержание 1. Общие положения 2. Основные понятия 3. Экологические требования к нормативной документации 4. Требования к экологическому обоснованию в прединвестиционной документации 5. Требования к экологическому обоснованию в проектной градостроительной документации 6. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности 7. Требования к экологическому обоснованию техники, технологии, материалов 8. Требования к экологическому обоснованию лицензий 1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция разработана с целью реализации Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, Федерального закона “Об экологической экспертизе” и устанавливает требования к: нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения; прединвестиционной документации (территориальным комплексным схемам охраны природы и природопользования, схемам расселения и территориальной организации производительных сил регионов, отраслевым схемам, схемам районной планировки, программам хозяйственной и иной деятельности в регионе, крае, области) в части экологического обоснования намечаемых решений; генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов в части геологического обоснования градостроительных решений; предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений 1) в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды; обосновывающим материалам лицензий (разрешений) на природопользование. 1.2. Инструкция предназначена для: специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды; инициаторов хозяйственной и иной деятельности; разработчиков прединвестиционных материалов, предпроектной и проектной документации. 1.3. Инструкция разработана в соответствии с требованиями законодательных актов, принятых на территории Российской Федерации, международных конвенций и договоров в области охраны окружающей среды, участником которых является Российская Федерация. 1.4. Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в документации осуществляется для оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую среду. 1.5. Экологически и экономически обоснованные решения инициаторов хозяйственной и иной деятельности в документации должны гарантировать: 1) экологическую безопасность населения; 2) минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально-экономическом развитии территорий; 3) благоприятные экологические условия для проживания населения; 4) рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов; 5) выпуск экологически безопасной продукции; 6) сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия народа; 7) внедрение высокопроизводительного мало- и безотходного технологического оборудования и техники. 2. Основные понятия 2.1. Безопасность экологическая – совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. 2.2. Воздействие трансграничное – воздействие, оказываемое объектами хозяйственной и иной деятельности одного государства (региона, области) на экологическое состояние территории другого государства (региона, области). 2.3. Воздействие экологически вредное – воздействие объекта хозяйственной и иной деятельности, приводящее к значительным, как правило, необратимым изменениям в природной среде и оказывающее негативное воздействие на человека. 2.4. Комплекс природно-территориальный – генетически обусловленное сочетание природных компонентов, образующих систему физико-географических образований различного иерархического ранга. 2.5. Компоненты природной среды – составные части экосистем. К ним относятся: воздух, поверхностные и подземные воды, недра, почвы, растительный и животный мир. 2.6. Нагрузка антропогенная – степень прямого и косвенного воздействия человека и его деятельности на природные комплексы и отдельные компоненты природной среды. 2.7. Норматив экологический – установленная величина использования природных ресурсов или техногенного воздействия на экосистемы и отдельные ее компоненты, при которой функционально-структурные характеристики экосистем не выходят за пределы естественных изменений. 2.8. Обоснование экологическое – совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природно-территориальных комплексов) и человека. 2.9. Обращение с отходами производства и потребления – деятельность, связанная с образованием, учетом, перемещением (включая трансграничное), обезвреживанием, размещением отходов в окружающей среде (хранением, захоронением) и их использованием. 2.10. Объект, экологически опасный – объект хозяйственной и иной деятельности, оказывающий вредное воздействие на окружающую среду, значительное по масштабу и продолжительности, и представляющий угрозу для жизни и здоровья населения. 2.11. Опасность экологическая – вероятность ухудшения показателей качества природной среды (состояний, процессов) под влиянием природных и техногенных факторов, представляющих угрозу экосистемам и человеку. 2.12. Оценка воздействия на окружающую среду – определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия. 2.13. Потенциал территории природно-ресурсный – совокупность природных ресурсов и условий, определяющая меру возможного пользования компонентами природной среды с учетом их способности к возобновлению. Характеристика, отражающая степень участия компонентов природной среды в удовлетворении разнообразных потребностей общества. 2.14. Продукция, экологически безопасная – продукция, не содержащая токсичные вещества в дозах, влияющих на биологические процессы в природе и здоровье человека. 2.15. Риск экологический – вероятность возникновения неблагоприятных для природной среды и человека последствий осуществления хозяйственной и иной деятельности. 2.16. Ситуация экологическая – сочетание условий, процессов и обстоятельств природного и техногенного характера, обуславливающих состояние природных или природно-технических систем. 2.17. Состояние территории экологическое – состояние, в котором находятся экосистемы и их компонентов в конкретный период времени. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |