реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

социально-экономической ситуации понимают организационное системное

наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике,

связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется

более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую

современной наукой[21], в соответствии с которой под социально-

экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и

прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на

территории.

Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и

прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору

показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени.

1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга.

Организация социального мониторинга преследует следующие основные

цели:

- определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную

информацию о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города,

- возможность проведения ранней диагностики негативных процессов,

связанных с неблагополучием в определенных сферах жизнедеятельности и

жизнеобеспечения городского сообщества,

- выработка сценариев развития и совершенствования городской

социальной среды с ориентацией на насущные потребности жителей города,

- долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития

города в целом или его отдельных районов,

- выделение основных звеньев в цепочках управления, дающих сбои в

продвижении решений администрации до населения,

- совершенствование системы управления социально-экономической

жизнью города.

Задачи социально-экономический мониторинга могут быть сведены к

следующим:

- Организация наблюдения, получение достоверной и

объективной информации о протекании на территории социально-экономических

процессов;

- Оценка и системный анализ полученной информации, выявление

причин, вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических

процессов;

- Обеспечение в установленном порядке органов управления,

предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и

форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении

социально-экономический мониторинга.

Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных

и поддержание позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов

управления и власти.

Главная же функция системы социально-экономического мониторинга

состоит в обеспечении соответствующих органов территории полной,

достоверной и своевременной информацией о процессах, происходящих в

различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.[22]

Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга

является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга

должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое

следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой

информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной

избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной

системы.

Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на

рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной

общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными

звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности,

обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.

Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития

территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во-

вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности

задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная

от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки

рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики,

смягчение социальной напряженности.

Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо

отметить:

- непрерывность наблюдения за объектами,

- периодичность снятия информации о происходящих изменениях,

- сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени,

- развитие системы социально-экономического мониторинга территории на

основе совершенствования используемого методического

инструментария, технического оснащения,

- расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов.

Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных

требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее

полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.

1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых

в современной России.

Социальный мониторинг- инструмент современной социальной политики. Он

позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко

сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией

рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе

информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает

структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к

социально- экономической политике.

В России в настоящее время существует достаточно большое число

исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических

проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется

особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами

ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них[23]:

1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский

Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного

состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)

2.Всероссийское панельное исследование

3.Бюджетное исследование Госкомстата

4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи,

опубликованный Министерством труда и социального развития

5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС)

Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных

методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все

проводимые исследования в социально- экономической сфере России. (подробнее

см. Приложение 1).

1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и

его роль в принятии управленческих решений

В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем

экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в

результате проведения мониторинга, является необходимым условием

организации эффективного управления муниципальным образованием.

Муниципалитет должен располагать достоверными научно-обоснованными данными

об объеме и структуре потребления населения своего муниципального округа в

материальных благах и услугах, о закономерностях и количественных

параметрах их изменения в перспективном периоде.

Интересны и актуальны предположения о формировании управленческих

рекомендаций на основе мониторингового диагностирования и прогнозирования,

широком привлечении для достижения этих целей специальных методов

наблюдения и обработки данных. Но стройная научно обоснованная система

взглядов по теории и практике социального мониторинга отсутствует

фактически.[24]

На Западе, в сущности, мониторинг не является термином, используемым

в статистическом контексте, как это имеет место в русском языке( во многих

публикациях в России этот термин употребляется в значении подборки большого

числа переменных без пояснения конкретных целей, которым служит сбор именно

этих переменных).

Термин “мониторинг” не так нов в английском языке, как в русском.

Раньше он употреблялся в смысле “надзора”. Если обратиться к современным

глоссариям, то мы увидим, что этому термину приписываются следующие

значения:

1. наблюдение

2. отслеживание

3. надзор

4. управление

В последние годы управленческий аспект мониторинга (control) наложился

на его обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно

устранить из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга

различных видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление

событиями является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует

смешивать со сбором статистических данных. Термин “мониторинг”

подразумевает под собой деятельность, которая непосредственно связана со

своим объектом. Это делает мониторинг одной из ключевых функций в

социальной политике. Мониторинг может иметь различную ориентацию. Он может

быть ориентирован на текущую ситуацию, которая связана с определенными

целями и задачами политики, для того, чтобы проверить соответствует ли

положение вещей запланированному, или же необходимы чрезвычайные меры по

его выправлению. Он также может быть ориентирован на будущее и позволять

политическим деятелям предвидеть события.

Социальная функция мониторинга имеет ряд следствий, касающихся

положения и задач тех лиц, которым поручено ведение инструментами

мониторинга, сбор статистической информации, проведение обследований,

анализ доступной информации и т.д.:

- мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения,

- мониторинг связан с проблемами принятия решений,

- мониторинг не может быть централизованным,

- мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается.

В связи с этим встает вопрос: какова же тогда роль специального

подразделения мониторинга в министерстве или другой государственной

структуре. Многие министерства или другие административные структуры имеют

такие отделы, хотя они не всегда носят название отделов мониторинга.

Что касается децентрализованного подхода: когда мы говорим, что

мониторинг не может быть централизованным, это не меняет чего-либо в круге

задач специальных отделов мониторинга. Лишь признавая то, что различные

подразделения, принимающие решения, сами решают, в какой области проводить

мониторинг и использовать полученные результаты для принятия

соответствующих решений, можно обеспечить реальную пользу деятельности

специализированных отделов. Их вклад заключается в том, чтобы определять,

как проводить мониторинг, а не в том, что должно быть предметом

мониторинга и не в определении характера использования результатов. Они

играют роль отделов, располагающих соответствующим персоналом, службы,

которая при помощи специализированных навыков (ноу-хау) использует

инструменты мониторинга и обеспечивает поступление необходимой информации,

одновременно обеспечивая ее качество. Это важная и незаменимая функция:

создавать условия для того, чтобы отделы, принимающие решения, эффективно

отслеживали последствия своих действий.[25]

Итак, измерение качества жизни населения имеет смысл только в том

случае, когда его результаты используются в управлении социальными

процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в

проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по

статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится

элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае

процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи,

замыкающей контур управления (рис.3). Соответственно, такие замеры

должны производиться с определенной периодичностью и завершаться

относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу и

должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является

разновидностью социального мониторинга.[26]

Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом

социального менеджмента, будем понимать научно обоснованную систему

периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях

жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального

самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к

складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении и

обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на

государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного

самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для

принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития

муниципального образования.

|внешняя среда |

|факторы и условия |

|жизнеобеспечения |

|функционирующие |

|подсистемы |

|жизнеобеспечения |

|усиление социальной |

|направленности |

|социальных институтов |

|объектив| |Субъект| |перераспределение |

|ная | |ивная | |ресурсов |

|составля| |составл| | |

|ющая | |яющая | | |

|качества| |качеств| | |

|жизни | |а жизни| | |

| | | | | |

| | | | |корректировка |

| | | | |целей и задач |

|оценка |

|качества жизни |

| |

|анализ |

|тенденций |

|развития |

| |

|принятие |

|решений |

Рис.1.3. Качество жизни как функция социального менеджмента

Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по

социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации

перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить

комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а

также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию

инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города.

Перед органами городского управления с необходимостью встает проблема

разработки комплексной социально-экономической программы перспектив

развития.

Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде

очертить действительное состояние всех управленческих систем города,

наметить точки роста или пробелы в управлении.

Чтобы получить такую детальную картину сегодняшнего состояния

городского сообщества, и необходимо внедрение мониторинга.

Результаты социологического мониторинга могут служить базой для

создания комплексного плана социального развития, который охватывает все

структурные элементы города в их взаимосвязи и взаимообусловленности,

предусматривает поэтапное решение поставленных задач.

В то же время принятый администрацией план не является жесткой

структурой, всегда возможна его корректировка.

Планирование и прогнозирование развития городского сообщества

позволяет раскрывать тенденции влияния различных факторов, согласовывать

цели и задачи органов управления с потребностями населения…

1.3.5 Обеспечение мониторинга

И конечно необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни

населения и его основных задач предполагает организационное,

информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны

органов местного самоуправления.[27]

Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен

представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической

и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в

разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные

материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных.

Укрупнено информационный фонд может состоять из данных,

характеризующих:

- здоровье населения;

- уровень жизни населения;

- образ жизни населения;

- социально-экономический потенциал территории и т. д.

Информационной основой социально-экономического мониторинга территории

могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти,

органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций;

специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и

физическим развитием населения, за обеспечением санитарно –

эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные

государственной статистической отчетности, материалы обследований,

программ, проектов и т.д.

Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна

осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств,

функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование,

обновление и актуализацию показателей.

Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно

осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы

взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления,

учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга;

правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности.

Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном

состоянии системы социально-экономического мониторинга территории должны

обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с

тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует

использовать возможности привлечения и других источников финансирования.

Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального

округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть

полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории,

так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Покомпонентный анализ качества жизни населения муниципального

образования.

Итак, как мы выяснили, мониторинг качества жизни населения может

осуществляться по трем отмеченным выше основным направлениям (см. Глава 1)

Рассмотрим теперь каждое из намеченных направлений мониторинга более

подробно.

2.1.1 Состояние общественного здоровья.

Прежде чем наметить пути анализа уровня общественного здоровья

населения необходимо определиться с сущностью этой категории.

Сегодня существует множество определений здоровья, которые пытаются

охватить все многообразие этого феномена. Представляется конструктивным

подход к определению категории здоровья, как такого состояния структуры,

функций и адаптационных возможностей человека, которые обеспечивают ему

данное качество жизни в данное время и в данной среде.

Анализ состояния здоровья населения как важнейшего компонента

качества жизни предполагает возможность количественной оценки величины

здоровья. Существует два основных способа ее измерения. Первый, наиболее

распространенный в практике диспансерных обследований, состоит в

непосредственном измерении значимых показателей структуры, функций и

адаптационных резервов человека, сравнении их с нормативами, субъективном

оценочном их интегрировании и оценке в виде "здоров", "практически

здоров", "относится к группе риска" и "нуждается в наблюдении и

коррекции". Могут быть и другие градации и по числу, и по качественным

характеристикам. Недостатки такого подхода состоят в трудности интеграции

большого числа разноплановых показателей болезненности. По существу, речь

идет об оценке величины отклонения от общепринятой нормы максимально

хорошего состояния (уровня) здоровья. Между тем, этот уровень не является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.