![]() |
|
|
Мониторинг качества жизни населения муниципального образованияПрактическое значение это имеет на федеральном и региональных уровнях для установления минимальных размеров заработной платы, пенсий, различного рода пособий (на детей, для малообеспеченных) и компенсаций за квартирную плату и коммунальные услуги. Рассчитываемые Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области БПМ не полностью учитывают фактического изменения структуры потребления населения и, в первую очередь, рост удельного веса расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Это требует корректировки в расчетах прожиточного минимума на перспективу. 3.1.11 Стратегия повышения уровня жизни на период 1997-2005 годов Основными приоритетами и направлениями повышения уровня жизни в перспективе должны быть: стабилизация и повышение среднедушевых реальных доходов; постепенное выравнивание доходов и опережающее повышение уровня жизни малоимущих слоев населения; последовательное решение жилищной проблемы с переводом развития жилищно- коммунального хозяйства на самоокупаемость; возможно полное удовлетворение потребностей населения в услугах медицинских учреждений; всемерное развитие системы образования. Политика в области доходов должна предусматривать стабилизацию и рост основных источников дохода — заработной платы, пенсий и различного рода доплат (денежного и натурального характера)малоимущим слоям населения. С учетом этого и снижения инфляции за пределами 2000 г. до 2-5% в год, важнейшие показатели доходов населения района прогнозируются нами в следующих параметрах (табл. 3.14). Необходимым внешним условием реализации прогноза должно стать совершенствование регулирования оплаты труда на федеральном уровне в 1998- 2005 гг., а именно: осуществление разносторонних мер, направленных на то, чтобы заработная плата всегда была главным источником денежных доходов населения; Таблица 3.14 Основные показатели денежных доходов населения Всеволожского района в 1995-2005 годах | |Единицы |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 | | |измерения| | | | | | | | |Заработная плата |тыс. руб.|339 |614 |650 |720 |765 |920 |1290 | |в экономике | | | | | | | | | |района, | | | | | | | | | |в т.ч.: | | | | | | | | | |в промышленности |тыс. руб.|329 |543 |600 |690 |750 |850 |1250 | |Средняя пенсия |тыс. руб.|231 |259 |292 |320 |380 |480 |710 | |Прожиточный |тыс. руб.|299 |306 |408 |450 |486 |510 |560 | |минимум — всего | | | | | | | | | |ПМ |тыс. руб.|331 |341 |450 |495 |535 |560 |620 | |трудостпособ-ного| | | | | | | | | |работника | | | | | | | | | |ПМ пенсионера |тыс. руб.|215 |220 |291 |320 |346 |360 |400 | |Приходится ПМ на | | | | | | | | | |заработную плату | | | | | | | | | |в: | | | | | | | | | |экономике |раз |1,02 |1,8 |1,4 |1,4 |1,4 |1,6 |2,1 | |промышленности |раз |1,0 |1,6 |1,3 |1,3 |1,3 |1,5 |2,0 | |на пенсию |раз |1,1 |1,2 |1,0 |1,0 |1,1 |1,3 |1,8 | |Удельный вес лиц,|% |55 |50 |45 |40 |35 |35 |10 | |имеющих доход | | | | | | | | | |ниже ПМ | | | | | | | | | стимулирующее воздействие на рост производства, который способствовал бы росту социальных инвестиций и выводу работников по найму из числа беднейшего населения; средняя заработная плата в бюджетной сфере не должна быть ниже 80-85% от складывающейся в условиях рынка средней заработной платы в промышленности; повышение размеров минимальной оплаты труда должно приблизить ее размер к прожиточному минимуму трудоспособного работника и осуществляться на основе нового социального норматива — минимальной часовой оплаты труда. установление порядка, при котором большая задолженность по выплате заработной платы (за три месяца и более) является основанием для применения процедур, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве); административная и уголовная ответственность конкретных лиц за неоправданную задержку заработной платы. Основными звеньями пенсионной реформы на федеральном уровне должны стать: разработка эффективного механизма для исчисления и пересчета пенсий, учитывающих более полно трудовой вклад каждого работника. своевременное проведение индексации пенсий в связи с ростом стоимости жизни; упорядочение пенсионных льгот, предоставляемых по условиям труда, с учетом их особенностей в регионах; На местном уровне следует способствовать трудоустройству пенсионеров, желающих внести свой вклад в развитие экономики района. Необходимо совершенствование структуры ПМ должно в 1997-2005 гг. с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации: состояния экономики и возможностей финансирования выплат социального характера из федерального и местного бюджетов; уровня жизни и прежде всего реальных доходов и реальной заработной платы, структуры потребления материальных благ и услуг; социально-демографического фактора и, прежде всего, возрастно-половой структуры населения; тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг на уровне областей и их районов. Основные направления развития жилищной сферы района в перспективе должны предусматривать достижение к концу периода нормативной обеспеченности жильем и улучшение его комфортности (табл. 3.15 и 3.16). Таблица 3.15 Обеспеченность населения Всеволожского района жилой площадью в 1995- 2005 годах | |Ед. |1995|1996|1997|1998|1999|2000|2005| | |изм. | | | | | | | | |Обеспеченность общей |кв. м |19,1|19,5|20,3|20,3|20,3|21,0|22,0| |площадью |на чел.| | | | | | | | |Обеспеченность жилой |кв. м |11,6|12,0|12,5|12,8|13,0|13,0|15,0| |площадью |на чел.| | | | | | | | |Удельный вес |% |7,4 |7,3 |7,2 |7,1 |7,0 |6,0 |- | |коммуналь-ных квартир | | | | | | | | | |Государственные |млрд. |2,4 |- |7,9 |3,0 |9,4 |9,4 |9,5 | |капвло-жения в |руб. | | | | | | | | |строительство жилья | | | | | | | | | Таблица 3.16 Обеспеченность населения Всеволожского района коммунальными удобствами в 1995- 2005 годах | |Ед. |1995|1996|1997|1998|1999|2000|2005| | |изм. | | | | | | | | |Удельный вес жилья в | | | | | | | | | |го-родской местности, | | | | | | | | | |обору-дованной: | | | | | | | | | |водопроводом |% |78,3|79,0|80,0|82,0|85,0|85,0|90 | |канализацией |% |77,2|79,0|79,5|81,5|85,0|86,0|90 | |центральным отоплением |% |81,4|82,0|82,0|82,5|83,0|85,0|90 | |ваннами |% |69,0|70,0|71,0|72,0|73,0|75,0|80 | |газом |% |78,0|78,5|79,0|80,0|81,0|82,0|85 | |горячим водоснабжением |% |61,0|61,5|62,0|63,0|64,0|65,0|70 | |в сельской местности: | | | | | | | | | | водопроводом |% |58,0|58,5|59,0|60,0|61,0|62,0|65 | | канализацией |% |56,3|57,0|58,0|59,0|60,0|61,0|65 | | центральным |% |67,3|69,0|70,0|71,0|72,0|73,0|78 | |отоплением | | | | | | | | | | ваннами |% |51,1|52,0|53,0|54,0|55,0|56,0|58 | | газом |% |59,4|60,0|61,0|62,0|63,0|64,0|70 | | горячим |% |41,2|42,0|43,0|44,0|45,0|46,0|50 | |водоснабжением | | | | | | | | | Целью жилищной политики на новом этапе является обеспечение улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим семьям и военнослужащим. Это потребует: расширения источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного строительства с увеличением доли внебюджетного финансирования; поэтапного перехода жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного финансирования при обеспечении социальной защиты малоимущих слоев населения; совершенствования структуры жилого фонда по формам собственности с приоритетом частного жилья, развитие рынка жилья; расширения привлечения средств населения за счет оказания государственной поддержки в виде безвозмездных субсидий, кредитов, льгот по налогообложению; предоставления муниципального жилья малообеспеченным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет местного бюджета; обеспечения дифференцированного подхода к повышению оплаты жилищно- коммунальных услуг, предусмотрев полную оплату для семей с высоким доходом и усиление социальной защиты малоимущих слоев населения; повышения тарифов, которое начиная с 1998 г., следует осуществлять постепенно, в пределах 25% в год, с компенсацией квартирной платы и стоимости коммунальных услуг в семьях, где доход ниже прожиточного минимума, рассчитанного по предлагаемой выше методике. Одним из основных направлений в перспективном периоде является улучшение обслуживания населения услугами учреждений здравоохранения (табл. 3.17). Таблица 3.17 Основные показатели развития здравоохранения Всеволожского района в 1995-2005 годах | |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 | |Приходится на 10000 | | | | | | | | |человек населения: | | | | | | | | | врачей |28,7 |30 |30 |30 |30 |30 |35 | | среднего мед. персонала |62,8 |63 |63 |63 |63 |63 |65 | |Приходится больничных коек|59,3 |55,2 |55,2 |55,2 |55,2 |55,2 |70 | |на 10000 чел. | | | | | | | | |Амбулаторно-поликлинически|72,4 |61,5 |60 |59 |59 |59 |65 | |е учреждения. Число | | | | | | | | |посещений на 10000 чел. | | | | | | | | |населения, тыс. посещений | | | | | | | | В период до 2000 г., в связи с отсутствием финансовых ресурсов на строительство больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений, намечается стабилизация показателей развития коечного фонда и численности обслуживающих население врачей и среднего медицинского персонала. В дальнейшем, до 2005 г., намечается некоторое их увеличение. Особое внимание в период до 2005 г. должно уделяться развитию системы образования (табл. 3.18). Таблица 3.18 Показатели развития системы образования Всеволожского района (на начало учебного года) | |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 | |Количество школ |41 |41 |41 |41 |41 |41 |42 | |В них учащихся тыс. чел. |26,1 |26,4 |26,2 |26,1 |26,05|26,0 |28,0 | |Из них обучаются: | | | | | | | | | в 1 смену |22,1 |22,9 |22,8 |22,8 |22,85|22,7 |26,0 | | во 2 смену |4,0 |3,5 |3,4 |3,3 |3,2 |3,3 |2,0 | |Количество мест в школах, |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |27,4 |29,0 | |тыс. мест | | | | | | | | |Детские сады и ясли |51 |51 |51 |51 |51 |51 |51 | |В них мест, в тыс. |6,55 |6,55 |6,55 |6,55 |6,55 |6,55 |6,60 | |Число мест на 1000 детей |765 |812 |812 |812 |812 |812 |820 | |дошкольного возраста | | | | | | | | В районе разработана программа развития системы образования до 2001 г., предусматривающая изменение и развитие в направлении создания социально- экономических, материально-технических, правовых, организационных, научно- методических предпосылок для реализации главной цели образования — формирования всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и определению своего места в обществе. В программе определены сеть общеобразовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов. Основными направлениями программы предусмотрены: разработка и внедрение новых методов и средств воспитания и развития ребенка в детских дошкольных учреждениях; разработка единых программ планового перехода «детский сад — школа»; дополнение и расширение программ дошкольного воспитания (музыка и изобразительное искусство); разработка комплекса программ по обучению иностранному языку в детских садах и начальной школе; разработка программ нравственного и экономического образования, граждановедения, углубленного изучения отдельных предметов (в т.ч. информатики); разработка механизма переподготовки педагогических кадров. Общий недостаток программ — отсутствие финансового обеспечения — снижает их ценность. Скорее всего, программы развития системы образования, разработанные во Всеволожском районе, будут реализованы в более отдаленной перспективе до 2005 г. 3.2 Население, занятость и рынок труда. 3.2.1 Население Естественное движение находится под влиянием генеральных факторов общего и регионального характера формирования населения, определяющих его динамику и структуру. Показатели рождаемости района характеризуются более низкими значениями по сравнению с областными и более высокими темпами их снижения; показатели смертности также несколько ниже и менее высок темп их роста (табл. 3.19). Таблица 3.19 Показатели естественного движения населения Всеволожского района и Ленинградской области за 1990-1995 гг. (в расчете на 1000 человек населения) | | | | | | | |1995 | | |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995|в % к| | | | | | | | |1990 | |Ленинградская область | | | | | | | | |Число родившихся |11,0 |9,8 |8,6 |7,1 |7,4 |7,2 |65,5 | |Число умерших |12,5 |12,7 |14,2 |17,9 |19,4 |18,2|145,6| |Естественный прирост |-1,5 |-2,9 |-5,6 |-10,8|-12,0|-11,|733,3| |(убыль) | | | | | |0 | | |Всеволожский район | | | | | | | | |Число родившихся |9,5 |7,9 |6,6 |6,0 |6,2 |5,9 |62,1 | |Число умерших |11,5 |12,0 |13,2 |16,0 |17,2 |16,3|141,7| |Естественный прирост |-2,0 |-4,1 |-6,6 |-6,1 |-11,0|-10,|520,0| |(убыль) | | | | | |4 | | Динамика рождаемости характеризуется в последнее пятилетие ярко выраженной тенденцией сокращения как в сельской, так и в городской местности. К факторам, определяющим изменение тенденций в рождаемости, относятся демографические факторы (возрастно-половая структура, брачное состояние) и ряд социально-экономических (материальное положение семьи, образ жизни членов семьи, социальный статус, жилищные условия и т.д.). Примечательно, что таких низких показателей рождаемости как в 1995 г. в районе не наблюдалось в мирные годы ни разу. Нынешнее пороговое ухудшение экономической ситуации, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей не могли не повлиять на поведение семьи и в сочетании с общими долговременными тенденциями распространения малодетности определили сегодняшнее критическое положение с рождаемостью. Важно подчеркнуть, что столь невысокий уровень рождаемости характеризует недостаточный уровень даже для простого воспроизводства населения. В настоящее время нетто-коэффициент воспроизводства для района значительно меньше единицы, что соответствует суженному замещению поколений матерей дочерьми. На динамику общего коэффициента смертности в районе, как и в целом по области и России, в 60-80-е годы наибольшее влияние оказал процесс старения населения. В начале 90-х годов произошел резкий скачок роста смертности — до 17,2( в 1994 г. Столь стремительный рост смертности в России отмечался лишь в условиях военного времени. В 1995 г. показатель смертности по отношению к 1994 г. снизился на 5,2%. Однако этот процесс пока не является устойчивой тенденцией, и на основании данных одного года рано делать выводы о переломе тенденции роста смертности на противоположную. Таким образом, процесс воспроизводства населения в районе находится под определяющим влиянием смертности, которая значительно превышает рождаемость (в 2-2,5 раза) и определяет депопуляционный характер воспроизводства. При общем росте количества умерших в структуре смертности в 90-е годы произошли существенные изменения: увеличилась доля умерших от несчастных случаев, отравлений и травм; возросла доля умерших от болезней органов дыхания, пищеварения, инфекционных и паразитарных болезней. Можно констатировать ухудшение здоровья населения, и особенно молодежи по косвенным данным, характеризующее состояние физкультурно- оздоровительной и спортивной работы в районе. При незначительном колебании размеров численности жителей, занимающихся в секциях, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, в 90-е годы стремительно нарастала численность учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе: с 419 человек в 1990 г. до 898 человек в 1993 г. и 1132 человек в 1996 г. Младенческая смертность является наиболее точным и важным индикатором уровня благополучия в сфере здравоохранения в районе. В 90-е годы для этого сектора смертности была характерна неустойчивая тенденция. Показатель младенческой смертности в течение столь непродолжительного анализируемого периода колебался в пределах от 8,1( до 24,3( (табл. 3.20). Таблица 3.20 Младенческая смертность Всеволожского района и Ленинградской области за 1990-1995 гг. (число умерших детей в возрасте до 1 года в расчете на 1000 родившихся, в () | |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 | |Ленинградская |14,4 |15,5 |14,8 |14,9 |12,2 |14,3 | |область | | | | | | | |Всеволожский район |16,7 |24,3 |20,9 |12,1 |8,1 |15,5 | Очевидны более высокие значения показателей младенческой смертности района по сравнению со среднеобластным показателем (кроме 1993 — 1994 гг.) и значительный их рост, наблюдавшийся в 1991 и 1995 гг. Этот процесс требует разработки и реализации специальной политики на районном уровне в сфере материнства и детства на базе мониторингового наблюдения за динамикой изменения показателей младенческой смертности. Возрастно-половая структура населения — одна из важнейших демографических и экономических характеристик. Данные о возрастной структуре необходимы для правильного прогноза таких важнейших показателей экономики и социальной сферы района как развитие детских и школьных учреждений, производства товаров массового спроса, развития жилищной сферы и сферы торговли, а также для определения закономерностей роста населения Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |