реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство и экономика

Государство и экономика

Содержание:

Глава I. Государство в экономике. Теория.___________________________2

a) Причины государственного вмешательства_______________________2

b) Роль государственного регулирования экономики___________________3

c) Функции государственного регулирования экономики_______________3

d) Методы государственного регулирования экономики _______________8

Глава II. Роль государства в условиях рынка на практике. Примеры развитых

индустриальных стран._____________________________________11

Экономически эффективное государство: американский опыт.________11

a) Обеспечение национальной экономической безопасности___________11

b) «Правила игры» в рыночной среде______________________________12

c) Государственное воздействие – количественные параметры_______13

Французское индикативное планирование___________________________14

Глава III. Правительство России и финансовый кризис 1998г._______17

a) Российское правительство – виновник или жертва обстоятельств_19

b) Угрозы в среднесрочной перспективе___________________________22

Глава IV. Выводы по работе.____________________________________24

Список литературы.___________________________________________27

Глава I. Государство в экономике. Теория.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой

спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи,

стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую

призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике

спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем

меньше правительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики.

Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль – то

«ночного сторожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии»

(Т. Карлейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон). Но,

пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой частью

самой хозяйственной системы.

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в

экономику и некоторые его формы.

Причины государственного вмешательства в экономику.

Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств:

> обеспечение национальной обороны;

> отправление правосудия;

> организация общественных работ, невыгодных для частного

предпринимательства, но необходимых гражданам;

> образование юношества;

> сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к

ним добавились и новые. Произошло это и потому, что появились такие

проблемы, решить которые не в состоянии ни один даже самый крупный

предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой

безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста?

Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на

государственные органы. Но что особенно показательно, центральные органы

вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка – процесс ценообразования.

Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на

отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем,

процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять

общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие

экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок?

Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а

значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно

«вмешиваться».

Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в

какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают,

что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения

ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого

прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться

исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению

власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории.

Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, пожалуй, рассмотреть

вопрос о роли государственного регулирования экономики.

Роль государственного регулирования экономики.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении

всех экономических пропорций. При построении системы государственного

регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной

возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются

централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций

является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль.

Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где

рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и

целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том,

какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком,

не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут

наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности

предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в

экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так,

например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на

экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой

экономикой является то, что система государственного управления предстает

как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с

рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего принципа формирования системы

государственного регулирования – одно из главных стартовых условий перехода

к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя

определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование

экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень

государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны,

происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в

сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во

– первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его

регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает

необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические

процессы. Во – вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не

происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать

процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для

его нормального функционирования.

Функции государственного регулирования экономики.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все

функции государства в переходной экономике связаны со становлением и

развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно

выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это

функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых,

это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных

регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы

функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и

защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов,

корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической

стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой

рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из

этих функций характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы

функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за

применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него

частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать

всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство

должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения

контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов

рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.

п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы

новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система

законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме

того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса

переходного этапа, как приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и

существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают

дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных

субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое

хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода

к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере

развития переходной экономики это несовершенство становится все более

очевидным, возникает необходимость существенных корректировок

хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие

между требованием стабильности хозяйственного законодательства и

необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике

необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения

экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы

хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый

положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой

стабильности.

Отметим только, что в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно

высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного

типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается

резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале

перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких

темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая

значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих

условиях, чтобы сгладить остроту социально – экономических противоречий и

не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено

более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является

прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных

платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит

трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой

прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности

налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым

стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку

капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной

экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала

перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение

размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий

малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно

влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в

условиях жизни высоко – и низкодоходных групп населения, но лишь в той

мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с

общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь

идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании

общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию

корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и

в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу

относятся установление административных ограничений и стандартов,

препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и

дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное

управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных

предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых

проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного

регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к

рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по

наследству от административно – командной системы. Для их решения

необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно

повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные

технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не

готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому

попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких

нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное

сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный

для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях

постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних

эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями

экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило

бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и

отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не

резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство

общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука,

образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из

–за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего

страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым,

в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток

квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы

деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы

препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно

важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики

перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная

система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше

роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная

функция реализуется главным образом посредством традиционных методов

бюджетной, фискальной и кредитно – денежной политики. Основная сложность

стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что

высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В

этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно – денежная

политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению

инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно – денежной, фискальной и

бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует

углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая

проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления

экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится

функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства

появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и

образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового

бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно

использовать налоговую и кредитно – денежную политику как средство

стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в

кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический

организм. Весьма интересно повторно проанализировать функции правительства

в области перераспределения, распределения ресурсов и стабилизации

экономики в свете модели кругооборота (рис. 1).

Рис.1

На рис.1 1 – й и 2 - й потоки показывают расход предприятий на

приобретение ресурсов, поставляемых домохозяйствами. Вспомним, что

указанные расходы – это издержки предприятий, но представляют они

заработанную плату, ренту, процент и доход (прибыль) домохозяйств. 3 – й и

4 – й потоки изображают потребительские расходы домохозяйств на

приобретение товаров и услуг, производимых предприятиями.

Попытаемся тщательно рассмотреть многочисленные модификации, которые

возникают в результате подключения правительства к экономическому процессу.

Потоки от 5 – го до 8 – го показывают, что правительство производит

покупки, как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке. 5 – й и 6 – й

потоки представляют закупки правительством у частных предприятий. 7 – й и

8 – й потоки изображают правительственные закупки ресурсов. Федеральное

правительство выплачивает жалованье конгрессменам, оплачивает содержание

личного состава вооруженных сил, юристов в министерстве юстиции, разного

рода сотрудников бюрократического аппарата и т. д. Местные органы власти

содержат штат учителей, водителей автобусов, полицейских и пожарников.

Федеральное правительство может также арендовать или приобретать земельные

участки для расширения какой – нибудь военной базы, а муниципалитеты могут

приобретать земельные участки для строительства.

Правительство предоставляет также общественные блага и услуги, как

домохозяйствам, так и предприятиям, что изображают потоки 9 – й и 10 – й.

Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых платежей со

стороны предприятий и домохозяйств, это показывают 11 – й и 12 – й потоки.

Последние налоги мы обозначим как чистые налоги, поскольку они включают

также «налоги наоборот» в форме трансфертных платежей домохозяйствам и

субсидий предприятиям. Так, 11 – й поток представляет не только налоги на

доходы корпораций, на продажи, акцизный сбор, поступающие правительству от

предприятий, но также и различные правительственные субсидии фермам,

судостроителям и некоторым авиакомпаниям. Большинство субсидий предприятиям

«спрятаны» в форме низких процентов на ссуды, гарантий займов, налоговых

льгот или предоставления государственных услуг по ценам ниже их

себестоимости. Правительство облагает также налогами (на личные доходы, на

заработанную плату) непосредственно домохозяйства и вместе с тем производит

им трансфертные платежи (пособия по социальному обеспечению), что

показывает 12 – й поток.

Наша расширенная модель кругооборота позволяет более четко понять, как

правительство может изменять перераспределение доходов, осуществлять

перераспределение ресурсов и регулировать уровень экономической активности.

Структура налогов и трансфертных платежей способна оказать существенное

влияние на распределение дохода. Скажем, 12 – й поток показывает, что

структура налогов, которая черпает налоговые поступления главным образом у

состоятельных домохозяйств и которая сочетается с системой трансфертных

платежей домохозяйствам с низкими доходами, приводит в результате к

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.