реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственные и местные налоги

Государственные и местные налоги

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Налоги как правовая категория: понятие, признаки,

2. структура, классификация

3. Развитие налогообложения в России …………………. 2

4. Функции налогообложения ………………………….. 5

5. Понятие налога. Характерные черты и признаки налога.

Структура (элементы) налога. ………………………. 8

6. Виды налогов и основания для их классификации….. 12

7. Налог на доходы физических лиц…………………….. 15

8. Понятие и анализ налоговой системы России ……. 35

9. Экономическая сущность налогообложения…………. 39

I. Налоги как правовая категория: понятие,

признаки,

структура, классификация

1. Развитие налогообложения в России.

История налогов насчитывает тысячелетия. Интересно отметить, что

многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по

установлению тех, или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если

сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной Росси, то ряд

платежей поражают своей схожестью.

|Древний Рим (IV в.до н.э. – VI|Российская Федерация (1992 – 1997|

|в. н.э.) |гг.) |

|Дорожная пошлина |Налог на пользователей автодорог |

|Налог на наследство |Налог на имущество, переходящего |

| |в порядке наследования |

|Налог на вино, на пшеницу, на |Акцизы на отдельные группы |

|огурцы, на мыло |товаров |

|Пошлины ввозные и вывозные |Таможенные пошлины |

|Сбор на воздвижение статуй |Налог на рекламу |

|Квартирный налог |Налог на имущество |

|Сборы с банщиков, |Лицензионные сборы за право |

|работорговцев, проституток |осуществления видов деятельности |

|Налог на содержание стражников|Налог на содержание милиции |

|Сбор на содержание бань |Налог на содержание жилищного |

| |фонда и объектов |

| |социально-культурной сферы |

В развитии налогообложения выделяют три периода:

1.Первый период.

Хозяйственные системы древнего мира и средних веков.

Характерные черты: неразвитость и случайный характер.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных

образований, когда появляется товарное производство, формируется

государственный аппарат – чиновники, армия, суды.

Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено

возникновение налогообложения.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги принимают

почти повсеместно денежную форму.

Развитие государственных институтов Рима породило самый первый

всеобщий денежный налог, так называемый трибут.

Основным налогом государства выступил поземельный налог.

1. Второй период.

Конец XVII – нач. XVIII в. Налоги становятся ведущим источником доходной

части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем,

включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы,

взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых

товаров, а также подушный и подоходный налог.

Право утверждать все государственные доходы и расходы окончательно

закрепляется за представительными органами власти.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает

формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой

является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790).

3.Третий период.

Начало XIX в. - настоящие дни.

Закладывается конструкция современной налоговой системы, в которой

прямые налоги занимает ведущее место.

Этапы развития налогообложения в России.

Конец IX –XIII вв. Финансовая система Древней Руси складывается с конца

IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой

налогообложения выступают поборы, именуемые «данью». Дань носила

нерегулярный характер в виде контрибуций с побежденных народов. Со

временем дань стала прямым налогом, который уплачивался деньгами,

продуктами питания и изделиями ремесла. Единицей обложения данью служит

«дым», определявшийся числом печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимаются в форме торговых и судебных пошлин. Особое

распространение получил так называемый «мыт» - пошлина, взимаемая при

провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

XIII в. – 1476 г. В 13 веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная

дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Единицами

налогообложения были: в городах – двор, в сельской местности хозяйство.

1462 –1505 г. Московский князь Иван IIIВасильевич в 1476 году отказался от

уплаты дани ханам. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая

система была реформирована. Иван III ввел подушный налог, взимаемый в

основном с крестьян и посадских людей. Особое значение приобрели целевые

налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского

государства.

1629 – 1676 г. В царствование царя Алексея Михайловича система

налогообложения была упорядочена. В 1655 г. был создан специальный орган –

Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной

деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского

бюджета.

1672 – 1725 г. Эпоха реформ Петра I характеризовалась постоянной нехваткой

финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов. В 1724

г. взамен подворного обложения Петр вводит подушный налог, которым

облагалось все мужское население податных сословий.

1729 – 1796 г. Основной чертой налоговой системы при правлении Екатерины

II является большое количество косвенных налогов. Они приносили 42 %

государственных налогов.

Первая половина XIX в. Характеризуется развитием российской финансовой

науки. В 1810 г. Государственным Советом России была утверждена программа

финансовых преобразований государства – знаменитый «План финансов»,

создателем которого выступает Сперанский.

Вторая половина XIX в. Большое значение приобретают прямые налоги.

Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала

заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению выступал оброк

– плата казенных крестьян за пользованием землей.

Конец XIX в. – начало XX в. Основными налогами являются: акцизы на соль,

керосин, спички, табак, сахар, таможенные пошлины, алкогольные акцизы. В

1898 г. Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в

экономике государства.

Российская система налогообложения почти всегда складывалась,

развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями ее

политическом устройстве и с историческими вехами.

После революции 1917 года основным доходом молодого Советского

государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому

первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили

ярко выраженный характер классовой борьбы.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. В этот же

период были заложены основы налоговой системы Советского государства. На

развитие советского налогообложения 20-х годов большое влияние оказало

налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ее

ряда черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым

облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-

имущественный налог (по мере роста капитала и имущества ставка налога

прогрессивно увеличивалась). Характерным для того периода были двойное

налогообложение и дестимулирующие налоги.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения

экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и

громоздкая система бюджетных взаимоотношений – действовало 86 видов

платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой

системы страны.

С 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, и

налоги начинают выполнять несвойственные им функции. Налоги используются

как орудие политической борьбы с кулаками. Постепенно, в связи с изменением

и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, система

налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли

предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны.

В 1930-1932 гг. СССР была произведена кардинальная налоговая

реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а

все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух

основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были

объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено.

Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных

отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким

образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет

прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе

государственной монополии.

Существование налогов с предприятий в этой ситуации теряло свой

смысл. Налоги же с населения не имели большого значения в бюджете

государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны был

введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года

с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным

матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только

в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо

демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог

просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота,

своего рода акциз за товары народного потребления: хрусталь, мебель, кофе,

автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954году поступления

от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части бюджета.

К началу реформ середины 80-х годов более 90% государственного

бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за

счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) имели

незначительный удельный вес и составляли примерно 7-8% всех поступлений

бюджета.

Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия

хозяйствования середины 80-х годов объективно вызвало возрождения

отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимаются

серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14

июня 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений

и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий

многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот

закон действует до сих пор.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становление

России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому

государству необходимо было срочно создать свою систему формирования

доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена

широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты

основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря

1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон

Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Налоге на прибыль предприятий

и организаций», Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге

на добавленную стоимость», Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991

года «О подоходном налоге с физических лиц». В декабре 1991 года

налоговая система России в основном была сформирована.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации», который, являясь

основополагающим, впервые дал определение понятия «налог». Согласно Ст.2

Закона «…под налогом … понимается обязательный взнос в бюджет

соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на

условиях, определяемых законодательными актами. Налоги устанавливаются и

отменяются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами

государственной власти. Представление о сущности, природе налогов, их

месте и роли в экономической системе раскрывается в налоговых теориях,

которые стали формироваться в качестве законченных научных учений начиная с

XVII в.

налоговая система так или иначе объективно отражает соотношение

классовых и групповых интересов, социальных сил, а также их расстановку.

2. Функции налогообложения.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с

уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей

налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства,

эффективная рыночная экономика невозможна.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод

о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

. фискальную;

. регулирующую;

. распределительную (социальную);

. контрольную;

. поощрительную.

Сложность выделить из перечисленных функций главную, поскольку все

они тесно взаимосвязаны. Остановимся на них более подробно.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения.

Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов:

формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также

аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных

программ.

Отвечая на вопрос: «Какая же из перечисленных функций главная?»,

некоторые называют – регулирующую. Налогам действительно принадлежит

решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Это, конечно, так. Но государственный бюджет можно сформировать и без них.

Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в

бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. Рыночная экономика в

развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе

эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не

регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется,

какими способами, в каких формах и т.д. Здесь возможны варианты. Но каковы

бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе

регулирования принадлежит налогам.

Госyдарственное регyлирование осyществляется в двyх основных

направлениях:

- регyлирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит

главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов,

нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынке лиц,

прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним

относятся законы, постановления, инстрyкции госyдарственных органов,

регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покyпателей,

деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж трyда,

торговых домов, yстанавливающие порядок проведения аyкционов, ярмарок,

правила обращения ценных бyмаг и т.п. Это направление госyдарственного

регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регyлирование развития народного хозяйства, общественного

производства в yсловиях, когда основным объективным экономическим

законом, действyющим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь

идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия

госyдарства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их

деятельности в нyжном, выгодном обществy направлении.

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883—1946

гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования

экономических отношений. Регулирующая функция направлена в первую очередь

на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой

политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений

представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и

воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или

иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и

освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор

налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов,

сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим

капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и

т.д.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление

через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических

процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской

экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок

налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в

размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных

пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая

предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых

ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-

сырьевой базы, плата за воду и т. д.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции

противоречивы не только сами по себе, — они также противоречат друг другу.

В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее

значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это

осуществимо только путем перераспределения налоговой тяжести между

плательщиками, что непосредственно требует учета регулирующих механизмов

налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв

собственной основы: налог существует для получения средств и не должен

ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для

ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных

импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими

соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса

обусловлено платежеспособностью, а не запретительными мерами.

Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в

регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По

мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не

единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе.

Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется

своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

В этой связи можно согласиться с одним из ведущих специалистов

Аудиторской фирмы «Финансовые и налоговые консультации» (ФБК) С.

Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается

для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на

налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть

основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают

выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они

перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение

субъектов более чем опосредовано, косвенно, через некоторые аспекты

мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.