реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие и размещение транспортного комплекса РФ

и есть важнейший в будущем ресурс развития.[112]

Следует обратить внимание и на то, что уже в ближайшей перспективе (в

рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное

значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много

неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и

поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в

Северной Атлантике и в Северной части Тихого океана потребует более

интенсивного и масштабного освоения зоны Северного морского пути. Отчетливо

просматривается неоднозначная проблема освоения Северного морского шельфа.

В решении обеих проблем неизбежно придётся участвовать и Северо-

Западу.[113]

В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не

справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие

трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового

транспортного строительства. Широкую известность получил проект

высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города)

свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и

модернизация Октябрьской магистрали.

В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы

большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали

вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной

части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и

строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы

должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского

НПЗ).[114]

Северный экономический район.

Северный экономический район обладает выгодным географическим

положением, выходом к морям: Баренцеву, Белому, Печорскому; имеет

незамерзающий порт — Мурманск, что обеспечивает постоянные морские связи со

странами мира. Поэтому транспортная система Северного экономического района

включает все виды современного транспорта.[115]

Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта:

железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть

грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный

транспорт.[116]

Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который

состоит из трех главных магистралей: Волхов — Петрозаводск — Мурманск,

Вологда — Архангельск, Коноша — Котлас — Воркута. В южной части района в

пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги

Санкт-Петербург — Череповец — Вологда, в крайней западной части района —

линия Санкт-Петербург — Сортавала — Юшкозеро. По территории района также

проходят две меридиональные железные дороги: Москва — Архангельск и Санкт-

Петербург — Мурманск. Созданная сеть железных дорог связывает регион со

всеми районами страны. Но в отличие от других районов европейской части

России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы.[117]

Широко используются водные виды транспорта — речной и морской. Большое

значение для внутренних перевозок играет речной транспорт. Основные

судоходные реки — Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега,

Уса. Судоходны и озёра — Ладожское, Онежское. Создан Беломорско-Балтийский

канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции.

Внутренними естественными путями через систему каналов осуществляется

перевозка громоздких транспортоёмких грузов, в основном топлива (угля),

леса, руды, машин, строительных материалов.[118]

Приморское положение Северного района способствовало развитию морского

транспорта и сейчас он играет важную роль в обеспечении межрайонных и

внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района,

проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов

вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск

доставляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад

вывозят главным образом на экспорт лес. На территории района находятся

крупнейшие морские порты, через которые осуществляются экспортно-импортные

связи России со многими странами мира: Архангельск — самый крупный

лесоэкспортный порт России и Мурманск — крупнейшая рыбная база страны.

Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск

— Мурманск и Вологда — Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть

лесовозных дорог.[119]

Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт, играющий

важную роль в межрайонных связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский —

Ухта; Тэбук — Ухта; Вуктыл — Ухта — Рыбинск — Торжок; Ухта — Ярославль и

другие.[120] Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало газопровод

«Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории

Северного района, например Уренгой — Надым — Вуктыл — Центр.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие

межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы

различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов,

цветных металлов, бумаги, картона.

В район ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские

товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы.

Центральный экономический район.

ЦЭР отличается выгодным географическим положением в центре европейской

части России, находится в узле важнейших транспортных путей —

железнодорожных, автомобильных, водных, трубопроводов, авиалиний.[121]

Поэтому район характеризуется развитым транспортным комплексом, во

многом определяющим экономическую роль района. Транспортная сеть

представлена всеми видами транспорта.[122]

По плотности железнодорожной сети (электрифицированной на подходах к

Москве) район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский

показатель. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль принадлежит

железнодорожному транспорту, но быстро растет доля автоперевозок. Район

первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.

Район также имеет и довольно густую сеть трубопроводов. Крупнейший

транспортный центр — Москва, которая является узлом 11 железнодорожных

линий; 15 автомагистралей; многочисленных воздушных трасс, связывающих

Москву с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья;

трубопроводов; важного участка Единого водного пути европейской части РФ,

который связывает Москву по системе каналов и Волге с Балтийским, Белым,

Каспийским, Азовским и Черным морями.[123]

Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и

топлива (энергоносители, лес, лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат

черных и цветных металлов, сахар, импортные промышленные и

продовольственные товары, хлопок) над вывозом транспортабельной готовой

продукции (машины, оборудование, автомобили, станки, приборы, инструмент,

изделия электротехники, бытовые приборы, ткани, обувь и т.д.).

Сегодня в районе весьма актуальны многие транспортные проблемы,

например техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного

состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог;

улучшение водных путей и оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация

крупных инвестиционных проектов, в частности строительства скоростной

железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург; совершенствование

трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной

системы.

В условиях перехода к рынку будут происходить структурные изменения

транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств

автоматизации и управления.

Волго-Вятский экономический район.

Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта —

железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным.

Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого

приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского

региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности

транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный

удельный вес занимает топливо, особенно уголь, а также черные металлы и

сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится

около 20% всех грузов перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы

региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция

машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают

древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных

магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий

транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами

России.[124]

Основными магистральные железнодорожными линиями, проходящими через

территорию района, являются: Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь;

Москва — Арзамас — Казань; Нижний Новгород — Саранск — Пенза; Санкт-

Петербург — Котельнич — Киров — Пермь. Имеется также ряд железных дорог,

обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. На железные дороги приходится

около 80% грузооборота района. По густоте железнодорожной сети особенно

выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики.

Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.

км.[125]

Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным,

Поволжским, Уральским регионами России.

Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали

с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает

благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его

взаимодействия с железнодорожным. Речные судоходные пути по рекам Волжского

бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский воднотранспортный узел

является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную

дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента,

строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского,

Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на

водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных

химических грузов, металлический лом, различные виды машин и

оборудования.[126]

Во внутренних грузоперевозках региона широко используется

автомобильный транспорт. Имеется ряд автомобильных путей с твердым

покрытием, в том числе современная шоссейная магистраль Москва — Нижний

Новгород. Однако их протяженность явно недостаточна, особенно в сельской

местности, что сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.[127]

Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный

транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от

Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не

только Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов

позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и

Поволжья.[128]

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности

определило превышение ввоза продукции над вывозом. В район ввозятся топливо

(сырая нефть, газ, каменный уголь), прокат черных и цветных металлов,

пластмассы, шины, стройматериалы, зерно, мясо. Вывозятся же автомобили,

бумага, оборудование, станки, продукция химических предприятий.[129]

Центрально-Черноземный экономический район.

Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-

географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по

густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по

России. Основные виды транспорта — железнодорожный и автомобильный; в

районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный

виды.[130]

Через территорию района проходят, как в меридиональном, так и в

широтном направлении важнейшие железнодорожные магистрали. В южном

направлении — железные дороги: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва —

Донбасс; Москва — Курск — Харьков. В восточном направлении: Саратов —

Тамбов — Мичуринск; Воронеж — Курск — Киев; Валуйки — Минск и другие.

Автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайоннные

перевозки. Через Центрально-Черноземный район проходят и крупные

автострады: Москва — Симферополь; Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва

— Тамбов.[131]

Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие

связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными.

Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с

развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное

сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна,

техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение

взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с

Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с

Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные

материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в

сильной степени испытывает дефицит энергетических и технологических видов

топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а

также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные

удобрения, черные металлы, товары народного потребления и т.д.[132]

Северо-Кавказский экономический район.

Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для

связей с другими районами России и странами зарубежья.[133]

Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит

железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями

являются Северо-Кавказская: Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес —

Махачкала — Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной

большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград —

Сальск — Краснодар — Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них

отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо

заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от

потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная

концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов —

Армавир; Армавир — Туапсе; Кропоткин — Краснодар — Новороссийск и др.).

Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и

особенно с восточными районами России.[134] Следует также отметить дорогу

Астрахань — Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.[135]

Во внутрирайонных перевозках преобладает (85%) автомобильный

транспорт. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со

странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но и

внешнеторговое значение. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе,

Махачкала. Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском

Донце.[136]

Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт. Особенно важна роль

нефтепровода Махачкала — Грозный — Туапсе. Сейчас решается вопрос о

надёжности этого транспорта.[137]

По балансу производимой и потребляемой продукции Северо-Кавказский

экономический район имеет положительное сальдо, т. е. размеры производства

товарной продукции превышают потребление. В межрайонном обмене Северный

Кавказ выступает поставщиком продукции сельскохозяйственного,

энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и

легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент

и уголь. Основные продукты ввоза — прокат черных металлов, некоторые виды

минеральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили,

тракторы, а в последнее время нефть.[138]

В перспективе развития транспортного комплекса стоит задача

строительства обводной дороги в обход территории Чечни.[139]

Поволжский экономический район.

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи

с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и

нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты,

станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес,

минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой

промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая

обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет

железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань

— Екатеринбург, Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов —

Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза —

Ульяновск — Мелекес — Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с

Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей

имеет меридиональная дорога — Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.

Построены дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз; Элиста — Двины; Астрахань —

Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развит

трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со

многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной

Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.[140]

Уральский экономический район.

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного

комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района

в территориальном разделении труда, а с другой — высоким уровнем

комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие

отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с

другом. Отсюда — высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до

60%).[141]

Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе

принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют

пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные

магистрали.[142] Наибольшее значение из широтных магистралей,

осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок

Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток. Но главной широтной

дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт, связывающий Москву

с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и

Оренбурга — Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль

распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена.

Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала.

Выделяется линия Полуночное — Орск; параллельно ей идёт дорога Серов —

Челябинск. На западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск —

Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель — Обь.

Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-

Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей,

так как высока грузонапряженность дорог.[143]

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных

перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество

автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать

новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-

Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Велика роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и

газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.[144]

Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала

проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел

авиалиний — Екатеринбург.[145]

Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.